Для связи в whatsapp +905441085890

Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального — Формирование личности

Человек — один из самых сложных объектов познания.

Его многогранность впервые отразилась в языке: человек, личность, гражданин, человек — это всего лишь несколько слов из огромного арсенала лингвистических средств для обозначения любого человека. И это не случайно. Практической основой жизни, на которой формируется и развивается каждый человек, является движение. Становясь его субъектом, он сложным образом соединяет индивидуальное, личностное и социальное развитие. Типичные личные черты характеризуют индивида как представителя социальной группы, слоя, в котором он живет. Его «случайные» черты уходят корнями в глубины других групп. Поэтому человек утверждает себя как целостную сущность только путем включения в свой практический и ментальный опыт знаний, умений, внешнего вида, моделей поведения, черт характера и качеств, присущих, во-первых, человеческому роду (индивидуум — человек), и, во-вторых, группе, к которой он принадлежит. Кроме того, человек всегда обладает личностными характеристиками, которые придают ему уникальность, неповторимость.

Свобода является основным условием и результатом приобретения человеком человеческих качеств, когда вытесняются качества животных. Само понятие «человек» является нормативным, исторически специфическим. До тех пор, пока условия жизни доминируют и противостоят им как чужеродным силам, ни эти условия, ни сама человеческая жизнь не могут быть названы по-настоящему человечными. Поэтому агрессия, жестокость, эгоизм, эгоцентризм, стремление к власти, эгоистическое возвышение над другими, которые формируются в индивидууме в данных условиях, строго говоря, являются его «недочеловеческими» качествами. Их вытеснение из духовного мира и поведение индивидуумов, их замещение гуманистическими качествами, формируют основное направление человеческого прогресса на этапах развития цивилизации. В той мере, в какой люди «гуманизированы», стимулы для их работы и политической деятельности наполняются новым содержанием. Исторический темп совершенствования человека, а значит и самого общества, напрямую зависит от успеха или неудачи в открытии перспективных стимулов, новых смыслов жизненной информации для человека.

Индивидуумы в своем единстве являются носителями общих человеческих качеств. «Человеческая природа» возникает в процессе развития общества, его материальных и духовных структур. В этом движении «каждый человек приобретает свою человеческую природу только тогда, когда он занимает определенное место в «эстафете поколений», приобретая ее сам, начиная с раннего детства….. Чего достигло человечество» . Иными словами, каждый социально развитый человек является носителем «человеческих» качеств.

В то же время, человек приобретает определенное качество личности через вовлечение в общественную жизнь на стороне определенной группы, слоя, класса людей. Философ имеет дело с живыми людьми, каждый из которых является человеком в том, что он обладает внешними атрибутами человеческой внешности и приобрел социальную способность работать, думать и общаться с другими людьми различными способами. В то же время индивид является индивидом, потому что он аккумулирует, «воплощает» социальные атрибуты класса, обусловленные местом класса в исторически обусловленной системе общественного производства и воспроизводства жизни.

Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального - Формирование личности

Формирование личности

Историческая тайна личного развития личности была раскрыта в условиях капитализма. Здесь был выявлен тот факт, что все те преимущества и привилегии, которыми пользуются капиталисты, не являются правом их индивидуальности, а выражают индивидуальность их законного права на владение капиталом. Становясь капиталистом или рабочим под влиянием определенной ситуации (среды), человек не изобретает качества, присущие капиталисту или рабочему, которые он развивает в себе; сущность личности как определенного стандарта заранее «задана» индивидууму, она находится за его пределами, существует перед его неподражаемым существом. Он культивирует в себе, вбирает в себя социальные характеристики и качества. Этот процесс воспринимается самим человеком, конечно, не во всех деталях и деталях. Иногда, не осознавая этого, он корректирует свое поведение, руководствуясь нормами, требованиями класса, группы, с которой он идентифицирует или к которой он действительно принадлежит. Личностное развитие индивида происходит как персонификация (воплощение, консолидация, «гуманизация») социальных характеристик группы, слоя людей, к которому он принадлежит. Персонификация является специфической формой социализации. Последнее включает в себя не только индивидуумов, но и объективный мир, в то время как персонификация включает в себя только индивидуумов. Она может быть односторонней и многосторонней, уродливой, порочной и гармоничной, целостной; она имеет универсальное значение универсального процесса включения людей в систему общественных отношений в определенном качестве. Более того, прием и приобретение социальных качеств — это, как правило, одновременный процесс. Человек «получает» социальное лицо только в процессе активной реализации определенной функции. Человек приобретает социальную идентичность работника, будучи работником. Капиталист — это только персонифицированный капитал. Интеллектуал — это персонифицированное знание, человеческая культура, систематический интеллектуальный труд. Во всех случаях результат приобретения тем или иным лицом того или иного социального качества генетически сливается с процессом. Нельзя сначала стать рабочим, а потом заниматься продуктивной работой. Можно называть себя только капиталистом, рабочим, интеллектуалом.

Человек становится работником в процессе продуктивного труда; человек становится писателем в процессе написания романа или пьесы. Формирование личности — это овладение индивидом объективными условиями жизни и, прежде всего, социальными отношениями. Из вышесказанного ясно, что формирование личности — это процесс, в котором человек одновременно является объектом воздействия на социальные условия и их субъектом, так как он сам активно перестраивает жизнь и свою природу. Личностные характеристики социальной группы наиболее ярко выражены в ее видных представителях. Выделяя качества, которые характеризуют индивида как человека, как личность и как личность, мы можем лучше понять формирование личностей выдающихся личностей науки, техники, литературы и искусства, наиболее полно выразить формирующиеся прогрессивные тенденции своего времени, способствующие развитию культуры, цивилизации. Человек, личность, гражданская выражается в индивидууме непропорционально, интенсивность проявления каждой группы качеств в нем различна.

Социальные признаки группы

Человек с преимущественно сингулярными чертами и характеристиками является изоляционистом, эгоистом и ведет изолированный образ жизни. Он чужд всеобщим интересам, не принимает активного участия в судьбе «своего» класса, предпочитает конформизм. Напротив, люди с доминирующими личностными качествами выступают в качестве функционеров своей группы, они самоотверженно защищают ее интересы, более энергично, чем другие, борются за свое удовлетворение и продвигаются в категорию лидеров. Жизненная ситуация этих индивидуумов полностью связана с местом и ролью в обществе той группы, к которой они принадлежат, поэтому они ведут бескомпромиссную борьбу за свои интересы.

Нормы и ценности «своего» класса или слоя рассматриваются ими как высшее достижение культуры, а их разрушение и отрицание отождествляется с разрушением цивилизации в целом. Наконец, люди с доминирующими универсальными характеристиками занимают особое место в жизни общества. Обычно они отходят и часто полностью порывают с нормами, принятыми той группой, к которой они принадлежат. Этот пробел (часто он объясняется только особенностями характера ученого, писателя, композитора и т.д.) является необходимым условием для возделывания и проявления гениальности. И эта ситуация не случайна, ибо все новое отрицает старое, которое, в свою очередь, склонно пресекать новое в зародыше. Выражая прогрессивные тенденции своего времени, отвечая на потребности развития «человека», люди этого типа выражают по самой природе своей деятельности, по своим целям и конечным результатам, стремлениям людей, которые не всегда «дружелюбны» к ним в течение своей жизни. Пророки своего народа чаще бывают изгоями, гонимыми. Вышеизложенное позволяет понять особенности формирования личности как субъекта исторической деятельности, носителя исторического сознания. Каждый человек образован, развивается как личность, как личность и как личность. Эти три аспекта единого, целостного процесса, который несет в себе противоречия. Преувеличение одной или другой стороны приводит к односторонности. Поэтому анализ человека из переходного социального класса или группы заслуживает особого интереса. В качестве примера можно привести фигуры скупщика, ремесленника, кулака или «вероотступника», которые существовали в прошлом.

Гуманитарная наука способна дать правильный прогноз перспектив развития структуры социального класса общества только после того, как она откроет переходный тип человека. Здесь необходимо выяснить, какова мера присвоения индивидом социальных признаков группы, как в нем «сосуществуют» социальные признаки разных классов, в чем суть основных закономерностей индивидуальных модификаций личностных признаков, в какой степени индивид, сформировавшийся как личность определенного социального типа, имеет признаки других социальных классов, слоев, какие факторы обуславливают его «дуальность».

Механизм «трансляции»

Индивидуумы оживают с природными особенностями и склонностями, которые служат реальной основой для развития их социальных способностей.

Когда естественные одаренности передаются через механизмы биологического наследования, начинают формироваться в зародышевом состоянии, тогда способность человека к социальной деятельности осваивается им в общении, игре, обучении и работе. Социально значимыми являются не столько различия в природных дарах и качествах человека, сколько условия, в которых он воспитывается и воспитывается, и под влиянием которых его социально признанные дары и таланты, опыт и способности часто различаются в прямом контрасте. Эта дифференциация начинается в первые дни жизни детей.

Дело в том, что человеческие чувства, которые имеют естественную основу в виде чувств осязания, обоняния, зрения и т.д., подвержены социальной и исторической детерминации. Они изменчивы и каждый раз являются результатом предшествующего развития общества в рамках существующей системы человеческой деятельности. Музыка сама по себе пробуждает и формирует музыкальное чувство, музыкальный слух. Самая красивая музыка не воспринимается не-музыкальным ухом и не имеет для него никакого значения. Человеческие чувства, выращенные в атмосфере антагонизма, отчуждения, кабалы — дефектное, ограниченное чувство. Склонности индивидов к определенному виду деятельности (навыки конструктора, металлурга, композитора, монтажника, станкостроителя и т.д.) являются не естественными, а человеческими, т.е. развитыми и приобретенными индивидами только в обществе. В процессе воспитания и образования общество не выводит на поверхность способности и таланты индивида, которые якобы скрыты в глубинах его биологических структур, в глубинах психики и подсознания, но прививает ему, культивирует в нем те качества, которые сформировались историей культуры и в которых нуждается современное общество, в которых оно (общество) нуждается. Понятно, что общественный запрос о той или иной способности, о степени ее развития «не ложится на всех». В эпицентре этой социальной проблемы объективно не могут быть все индивидуумы целого поколения сразу. Аналогичным образом, социально обусловленные пределы развития способностей человека.

Механизм «трансляции» социального в личность чрезвычайно сложен и включает в себя важнейшие аспекты организации социальной жизни. Нетрудно установить наличие (отсутствие) индивидуального таланта, способностей, приписывая его формирование игре природных сил. Существующая исключительная концентрация талантов в отдельных личностях и их подавление в широких массах людей является следствием исторически ограниченного разделения труда.

Нет необходимости делить таланты поровну между всеми членами общества, тем более, что такое разделение практически невозможно. Проблема может быть решена путем увеличения и распределения социального богатства (материального и интеллектуального) и видов деятельности среди людей, что обеспечит им необходимые условия для выращивания талантов. Более того, потребность общества в талантливых людях исторически возникала массово, а не индивидуально. Прогрессивная потребность формировать каждого человека как талантливого, одаренного формируется объективно.

Понятие индивида в социальной науке

Степень развития способностей человека в школьные годы служит предпосылкой для выбора жизненного пути. Важную роль в этом процессе играют представления человека о степени его самореализации, гражданской позиции, жизненной задаче. Горизонт стремлений, гражданская позиция являются внутренним стимулом отношения к труду, знаниям, возбуждают или, наоборот, гасят эмоциональный импульс. Жизненная задача передает меру выносливости, чувственного возбуждения в производстве, в студенческой аудитории и т.д. Крупномасштабная социально значимая жизненная задача инициирует развитие необычных способностей. Структура человеческих способностей не может быть заморожена: Люди приобретают новые качества в результате общественной жизни в изменившихся исторических условиях.

Знание механизма и закономерностей взаимодействия в системе «индивид — среда», которая фиксируется с первых дней жизни индивида в виде его способностей, талантов, позволит нам вывести этот процесс из сферы спонтанной азартной игры. В этой связи особого изучения заслуживает проблема влияния вещей, объектов природы и культуры, а также практическая деятельность на духовный мир человека. Создавая что-то новое, человек каждый раз обнаруживает в себе то, чего раньше не знал. Причина этого не гносеологическая, а социально-практическая. Новое качество, внезапно раскрытое человеку, постепенно созревающее в процессе практической деятельности, формировалось в процессе создания объективного мира под влиянием внешних условий, приобретенных знаний, жизненного опыта. Эта особенность может быть как положительной, так и отрицательной, поэтому нельзя ожидать, что каждый шаг в самореализации индивидуума автоматически способствует прогрессу. Изучение проблемы индивидуальных способностей — это поиск форм развития, соответствующих человеческой природе, подкрепленный нравственными, эстетическими, психологическими открытиями, выбором наиболее эффективных средств культивирования человеческих способностей, расширением границ человеческих сил и способностей и средств их обогащения во всех видах деятельности (творчество, искусство, спорт и т.д.). Выявление творческих способностей индивидов, их культивирование имеют основополагающее значение для судьбы цивилизации.

Таким образом, понятие индивида в социальной науке относится к единому представителю людей, который своим участием в социальной жизни приобретает как общие характеристики, присущие человеку как родовому существу, так и специфическое качество личности, выражающее персонифицированные социальные характеристики социальной группы. История человеческого общества — это, помимо всего прочего, история прогрессивного практического и духовного познания человеком объективных законов развития индивидуальной жизни, которая увеличивает меру свободы человека как носителя собственного образа жизни. Интерес к человеческому образу жизни сначала имел не теоретическое, а прикладное значение. Попытки предсказать будущее человека были широко распространены. Из этого интереса возникли астрология, хризмология, «учение» о роли предзнаменований, гадание рукой (хиромантия), с птицами (орнитомантия), с внутренностями животных (иеромантия), с мечтами (онейромантия), с огнем (пиромантия) и так далее. Такие попытки предсказать будущее выражают горячее желание людей, каждый человек хочет знать свой жизненный путь и судьбу.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эволюция представлений о бытии
  2. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
  3. Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
  4. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
  5. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
  6. А. Герцен и его философия
  7. Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма
  8. Самосознание
  9. Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира
  10. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ