Для связи в whatsapp +905441085890

Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества — Философский метод

Основные методы философии (способы, средства, с помощью которых проводятся философские исследования): Диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика — это метод философских исследований, в котором вещи и явления рассматриваются гибко, критично, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причинно-следственных связей, а также единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — это метод, противопоставляемый диалектике, в котором объекты рассматриваются: отдельно, как бы для себя (а не с точки зрения их общности), статично (факт постоянных изменений, правильного движения и развития игнорируется), односторонне (поиск абсолютной истины ведется, противоречия не наблюдаются, их единство не признается).

В истории философии прослеживаются два основных философских метода: Диалектика и метафизика. Основные различия между ними, как двумя противоположными понятиями взаимосвязи и развития, можно представить следующим образом:

Диалектика предполагает универсальную, всеохватывающую взаимосвязь явлений и процессов в окружающем нас мире; метафизика возводит автономию, независимость вещей в абсолют.
Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.
Диалектика предполагает внутренние противоречия, присущие любому явлению или процессу, в то время как метафизика предполагает, что внутренние противоречия присущи только нашему мышлению, а не самой объективной реальности.
Диалектика предполагает, что именно борьба внутренних противоречий явлений и процессов является основным источником их развития, тогда как метафизика размещает этот источник вне исследуемого субъекта. Характерной чертой метафизики всегда была ее односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в целом. Как только метафизический мыслитель отделил объект от его связи с другими, он упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, что позволяет только постичь его сущность, показать его связи, его роль в составе целого, в динамике этого целого.

Вообще, метафизические моменты в мышлении не являются чем-то неестественным, чуждым природе человеческого познания. Ибо человек не может познать без распада, без разделения целого на составляющие его части. Даже в познании и без грубости упрощение не может сделать. Философский метод служит отражением определенного уровня научных знаний о мире.

Догматизм — это восприятие мира через призму догм — раз и навсегда принятых верований, недоказуемых, «данных свыше» и абсолютных по своему характеру. Этот метод был характерен для средневековой теологической философии.

Эклектика — это метод, основанный на произвольном сочетании разрозненных фактов, понятий и терминов, не имеющих единого творческого источника, что приводит к поверхностным, но, казалось бы, достоверным выводам. Эклектика часто использовалась для оправдания определенных взглядов и идей, которые привлекают массовое сознание, но не имеют реальной онтологической или эпистемологической ценности или доверия (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении ложных предположений (суждений), искусно, но ложно представленных как истина, новая предпосылка, которая логически верна, но ложна по смыслу, или какая-либо иная, выгодная для человека, использующего этот метод. Софистика была широко распространена в Древней Греции и была направлена не на получение правды, а на победу в споре, на доказательство «чего-то против кого-то» и использовалась как техника ораторского искусства.

Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества - Философский метод

Философский метод

На каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений конкретных частных наук и отражает дух науки своего времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою очередь, возвращает свой синтезированный «продукт» конкретным наукам как систему общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов.

В целом, философская теория функционирует и как теоретические знания по существу, и как общая методология. В философии каждая теоретическая концепция и позиция служит одновременно методологическим принципом. Философская теория — это одновременно и метод. Поэтому философия имеет общую методологическую функцию для всех научных знаний.

В то же время в философии и философских методах есть два течения: Материализм, идеализм, эмпиризм и рационализм.

В материалистическом методе реальность воспринимается как реально существующая, материя как первичная субстанция, а сознание, его способ, как проявление материи. (Метод материализма-диалектики доминировал в советской философии и широко используется в современной русской философии).

Сущность идеалистического философского метода заключается в признании Идеи исходной и определяющей силой, а материи — производной Идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно распространен в США и некоторых странах Западной Европы (например, в Германии).

Эмпирика — это метод и движение в познании, согласно которому основой процесса познания и познания является опыт, полученный главным образом через чувственные восприятия («В сознании нет ничего такого, чего не было бы ранее в опыте и чувственных восприятиях»).

Рационализм — это философский метод и направление в философии, согласно которому истинное, абсолютно достоверное знание может быть получено только с помощью разума (т.е. производного от самого разума), без влияния опыта и ощущений («все может быть поставлено под сомнение, и любое сомнение уже является делом мысли, разума»).
Та часть философии, которая изучает социальную реальность, — это социальная философия. Она имеет все характерные черты, характеризующие философское знание в целом: общие функции (познавательные, методологические, идеологические и т.д.), общие категориальные и концептуальные аппараты (бытие, сознание, истина, сущность и явление, необходимость и непредвиденные обстоятельства и т.д.).

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество: социологией, политэкономией, политологией, историей, социальной психологией; она основывает свой анализ общества на категориях и концепциях этих наук и на выводах, которые они делают. Однако все это не исключает того, что социальная философия — это своеобразная область знания, имеющая относительно самостоятельный субъект и собственную логику философских исследований, собственные концепции, принципы и законы.

Социальная философия изучает всю систему социальных отношений, изучает общие законы функционирования и развития общества как целостной системы, раскрывает его природу и взаимосвязь с окружающим миром, особенности познания социальных явлений.

Центральной категорией социальной философии является общество. Что такое общество? Термин «общество» может быть использован в двух смыслах. В более широком смысле, это часть материального мира, изолированная от природы, которая является исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей и отношений между ними. В более узком смысле, это особый этап развития человеческой истории (например, капиталистического общества).

В истории философской мысли существовали различные стратегии изучения общества. Один из самых известных — марксист.

Аспекты работы Вебера

Среди основных стратегий изучения социальной реальности выделяется концепция социального действия М. Вебера. Следует отметить, что «идеальные типы» являются важным инструментом познания. «Идеальный тип» — это логически сконцентрированная концепция, позволяющая выделить основные черты изучаемого социального феномена. Эти понятия формируются путем выделения индивидуальных особенностей реальности, которые исследователь считает наиболее типичными. Поскольку общество постоянно меняется, необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменяющимся условиям.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера была идентификация элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Согласно теории Вебера, общество — это совокупность действующих индивидуумов, каждый из которых пытается достичь своих целей. Действия отдельных лиц сотрудничают и на основе этого сотрудничества образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные устремления, люди действуют сообща, потому что их действия осмысленны и рациональны, и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются путем совместных действий. Они приходят к такому пониманию, потому что в ходе социальной практики от ненужного поведения постоянно отказываются, оставляя только те, которые предсказуемы и расчетливы, и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, ведущее к индивидуальным целям, приводит к тому, что человек действует как социальное существо в ассоциации с другими, тем самым добиваясь значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Очень важным аспектом работы Вебера можно считать изучение им фундаментальных отношений в общественных объединениях. Это, прежде всего, властные отношения. Поскольку организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления таких действий являются властные отношения, пронизывающие все общественные структуры.

T. Концепция структурного функционализма Парсонса хорошо известна в современной социальной философии. Парсонс утверждал, что все социальные системы выполняют четыре основные функции:

  • Адаптация, при которой система адаптируется ко всем внутренним и внешним изменениям;
  • Достижение цели — система ставит цель и достигает ее;
  • Интеграция — система сочетает в себе все свои элементы и функции;
  • Поддержание узора — система создает, поддерживает, улучшает поведенческие модели субъектов, их мотивацию и культурные правила.

Модель системы действий Парсонса

Ключ ко всему понятию Т. Парсонса — категория равновесия. По его словам, общество может существовать только в равновесии. Его нарушение приводит к дестабилизации системы и ее гибели. Главная задача социологии — дать рекомендации по поддержанию равновесия системы, общества. Баланс обеспечивается за счет социальных действий. Отправными точками социальных действий являются: актер, ситуация, ориентация актера на ситуацию. Активист (как индивиды, так и социальные группы) отделяет отдельные объекты от окружающей среды и классифицирует их в соответствии с их значимостью для себя, места, имущества и т.д. На структуру социальной деятельности оказывает влияние:

  • Система ценностей и нормативные символы, связывающие цель с ситуацией, определяют выбор средств, определяют диапазон, варианты того, что возможно и невозможно для социальной деятельности;
  • Индивидуальное принятие решений о путях достижения цели;
  • сама ситуация (имеющиеся средства и существующие объективные условия).

Модель системы действий Парсонса предполагает четыре подсистемы: социальную, культурную, личную и органическую. Он считал, что социальные системы имеют определенные уровни. Более высокий уровень потребляет «энергию» нижнего уровня. Например, человек может существовать только на основе энергии биологического организма. Более высокие уровни системы контролируют нижние уровни. На самом высоком уровне, называемом расплывчатым термином «высшая реальность», находятся идеалы и человечность общества. Этот уровень, кажется, лишен физической энергии, но при этом осуществляет наиболее эффективный контроль. Социальная система объединяет действия многих людей; культура содержит наиболее общие представления о действиях, ценностях, убеждениях и знаниях.

T. Парсонс считает, что развитие общества и человечества носит эволюционный характер. В ней более активны силы дифференциации (повышение гетерогенности внутри системы) и интеграции (рост целостности системы за счет появления новых взаимодополняющих связей, их укрепления и координации частей). По мнению Парсонса, для успешного функционирования системы необходимы высокая степень организации, совместимость с другими системами, взаимная поддержка; система должна удовлетворять большинство потребностей субъектов, которые поддерживают ее в максимальной степени посредством своего участия в ней; система должна иметь контроль над поведением своих элементов; в случае возникновения конфликтной ситуации, способной разрушить систему, она должна строго контролировать ее; для функционирования система должна иметь общий язык и правила общения (коммуникации).

Следует отметить, что общество не сводится к простой арифметической сумме индивидуумов, это не совокупность, состоящая из них, а такая сущность, которая представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которых эти индивидуумы стоят друг с другом. Общество, таким образом, является продуктом взаимодействия мужчин, целостной системой их жизнедеятельности. Жизненная деятельность человека, всех и каждого, является реальным содержанием общественных отношений, которые в то же время существуют объективно. Человек чувствует, что он окутан невидимыми нитями, которые связывают его свободу, но без которых эта свобода едва ли может проявиться. Эти силы устанавливают порядок существования, которому подвергается каждый человек. В истории люди пытались различными способами обозначить этот порядок, дать ему имя: космические силы, боги или Бог. Сегодня этот порядок скорее определяется словом «общество».

Современная методология

В развитии современной методологии и теории познания, вопросы, связанные с уточнением динамики когнитивных проблем, культурно-исторической природы когнитивных инструментов, вариативности категорий и понятий, формирования новых когнитивных установок и др. Эти вопросы так или иначе связаны с включением социально-философских идей в анализ методологии. Короче говоря, где бы ни была задействована динамика методологии, неизбежно возникает проблема ее социально-философского обоснования.

Сама социальная философия также выполняет методологическую функцию по отношению к социальным и гуманитарным наукам. Однако в настоящее время эта функция связана не с предписанием норм и правил проведения исследований отдельным дисциплинам, а с уточнением характера проблем и парадоксов, требующих пересмотра когнитивного аппарата отдельных наук и социальных наук в целом. Например, трудности личностных исследований в социологии и психологии во многом обусловлены тем, что эти науки начинаются не с сущности людей и проблем их самореализации, а с системы разделения труда, установленной в общественных науках, когда в социологии рассматриваются связи людей и в психологии их стихийная деятельность. Эта проблема не решается сама по себе в рамках этих дисциплин. Необходимо проанализировать систему общественных наук, ее перспективы развития, которые относятся не к отдельным предметам науки, а к сущности человеческой личности. Очерчивая эту область проблем и перспектив, социальная философия создает необходимую «методологическую напряженность» для разработки новых форм описания и объяснения социального бытия.

Методологическая работа социальной философии не ограничивается анализом познания; она рассматривает схемы действий, которые воспроизводят социальное бытие и которые люди создают для его обновления. В области методологического анализа возникают проблемы повседневной жизни людей, их общения и поведения; задачей методологии становится выяснение, конструирование и трансформация схем действия, заложенных в повседневном опыте человеческой личности. На стыке методологии знаний и методологии повседневной деятельности людей становятся понятны изменения в характере методологии: из методологии общих норм и правил деятельности она становится методологией выяснения и уточнения человеческих проблем. Таким образом, сама методология приобретает статус культурной проблемы и становится важным пунктом осмысления и переосмысления проблем современной культуры.

Внимание методологии к схемам повседневного поведения и мышления людей объясняется, прежде всего, тем, что традиции и нормы действия уже не играют своей прежней роли в повседневном опыте людей. Действия и поступки людей, их общение и мышление теряют черты «естественности», которые проявлялись в стереотипных действиях. Автоматизм человеческого бытия теряет свой направляющий смысл к ориентирам, которые люди развивают в процессе постановки и решения конкретных жизненных задач. Разработка и создание планов деятельности становится актуальным вопросом для все большего количества людей. Способность людей выполнять такую работу — это вопрос существования, обновления и выживания современной культуры. Иными словами, современная культура живет и обновляется, прежде всего, понимая и применяя свою методологию, взращивая и развивая социально-гуманитарные аспекты этой методологии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роль сциентизма в культуре XX века
  2. Философия русского просвещения
  3. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
  4. Неопозитивизм — современная философия
  5. Свобода и ответственность личности
  6. Значение философии в жизни человека
  7. Философия Августина и смысл жизни человека
  8. Понятие, структура и особенности научного познания
  9. Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами
  10. Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик