Для связи в whatsapp +905441085890

Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии

Классическая марксистская философия возникла в Германии в 1940-х годах. Его основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками — французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. В России марксизм возник и укрепился благодаря Плеханову и его соратникам.

Главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, порожденного развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса неизбежно ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата, необходимого условия для построения социализма. В ходе истории возникают новые способы производства, меняется социальная структура общества, меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В настоящее время наемные работники составляют большинство человечества. В результате социальная база марксизма чрезвычайно выросла; с ходом истории развивается марксизм в целом и философия как его неотъемлемая часть.

С самого начала своей деятельности Маркс признает защиту интересов «бедных, политически и социально ущемленных масс» своим призванием. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, делающего возможным прогресс. Но вскоре он пришел к выводу, что государство руководствуется интересами привилегированных классов и не настроено слушать философский анализ. Во-вторых, гегелевская диалектика оставила в стороне истинные причины социальных проблем.

С 1842 года Маркс увлекся новым общественным движением в Германии, социализмом и коммунизмом, познакомился с социалистической традицией Франции и Англии. Маркс видел в пролетариате особый класс, призвание которого — разрушить существующий порядок, поскольку именно пролетарии страдали от невыносимого труда, нищеты, болезней и растущей преступности. Освобождая себя, они также уничтожают угнетение других групп общества, поэтому Маркс рассматривал пролетариат как силу, с помощью которой философия может реализовать свое призвание.

Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически рассмотрены основоположниками марксизма. Марксистское учение научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого начали складываться только в эпоху Маркса и Энгельса.

Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений между человеком и миром, между людьми и природой человека в целом. На решении этих проблем основаны основные концепции марксистской философии: законы истории, значение материального производства в жизни общества, классовая борьба, социальная революция и т.д.

В перспективе дальнейшего развития человечества предлагаемые марксизмом философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, освобожденные от различных догматических и вульгарных наслоений и толкований, становятся несравненно более значимыми и эффективными, чем в предшествующий период истории. Это связано с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими» и которые в наше время называют универсальными, планетарными, глобальными, только сейчас выходят на передний план исторического процесса. Между тем марксистская философия была и остается ориентированной прежде всего на решение всеобщих, всемирно-исторических задач.

Судьба марксизма в XX в - Рождение марксистской философии

Рождение марксистской философии

К середине 19 века капитализм достиг зрелости в странах Западной Европы, и обнажились противоречия его способа производства, основанного на частной собственности. В странах, еще сохранявших пережитки феодализма, противоречия в экономике и политике, усугубляемые устаревшими формами власти и психическим угнетением трудящихся масс, еще более обострились. Быстрое развитие промышленности, вызванное ростом капитала и погоней за прибылью, привело к обнищанию большинства «свободных граждан». Общественные и государственные институты, созданные в результате «победы разума», быстро оказались рупорами экономических интересов буржуазии и ее политической воли. Безудержное стремление европейской буржуазии к прибыли и экспансии привело к периодическим экономическим кризисам, начиная с 1825 года.

Расширение промышленного производства, которое было предпосылкой экономического развития и результатом технических изобретений, создало условия для сплочения наемных рабочих в класс, который сам был организован и объединен условиями крупного машинного производства — пролетариат. Когда пролетариат вышел на историческую арену как класс, его интересы и классовые устремления потребовали теоретической и идеологической основы, новой философии, отличной от философии Просвещения, сыгравшей свою историческую роль в эпоху буржуазных революций.

Социалистические доктрины А. Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837) и Р. Оуэна (1771-1858) возникли в начале XIX века и отражали растущее угнетение рабочих. Они не только критиковали капиталистическое общество и мечтали о лучшем порядке, но и изобрели новую систему общественного устройства и пытались навязать ее существующему обществу с помощью пропаганды и показательных примеров. Однако условия для таких преобразований еще не созданы. Во-первых, сами их идеи соответствовали незрелому состоянию капиталистического общества и рабочего класса как организованной социальной силы. Во-вторых, их теории оставались утопическими. Не раскрыв объективных основ общественной жизни, они не пришли к реалистическому, т.е. материалистическому, пониманию истории.

Это было под силу только таким гигантам мысли, как К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), чьи идеи сформировались в Германии, в середине XIX века.

В юности Маркс и Энгельс были увлечены философией Гегеля, затем отрезвляющее влияние оказали материалистические и антирелигиозные работы Фейербаха. Однако их жизненные взгляды и научные идеи все же выросли из реального жизненного опыта, из столкновения с самыми острыми социально-политическими проблемами того периода их жизни, который был связан с их работой в «Рейнской газете» (1842-1843) и «Немецко-французском журнале» (1844). В этот период начинается их дружба и творческое сотрудничество вплоть до смерти Маркса в Лондоне, куда он был вынужден эмигрировать по решению немецких властей в 1850 году.

Ни Маркс, ни Энгельс, в отличие от светил классической философии, не были университетскими профессорами, у которых было время для специальной разработки философских трудов. Из философских работ Маркса его соратники знали только «Тезисы о Фейербахе» 1845 года, краткое изложение его зрелых философских взглядов, которое Энгельс случайно обнаружил в наследстве Маркса только после его смерти. Только «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1876) был законченным философским произведением Энгельса. С апреля по август 1844 года Маркс работал в Париже над работой, которая так и не была завершена и полностью опубликована только в 1932 году под названием «Экономико-философские рукописи 1844 года», раскрывающей его глубокий интерес к проблеме человека. Изложенное в этой работе учение об отчуждении и присвоении собственного бытия, то есть об экономических причинах и средствах устранения эксплуатации и порабощения человека, стало серьезным шагом к новому мировоззрению. Маркс, однако, отложил работу в этом направлении, видимо, понимая, что для более конкретного решения вопроса о реальном освобождении человека и преодолении отчуждения личности потребуется серьезная исследовательская работа, основанная на реальном фактическом материале.

Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма

Традиции классической философии были развиты марксизмом. Вслед за ними, веря в науку и социальный прогресс, марксизм не абсолютизировал роль науки как всемогущего инструмента.

Философия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в XIX веке. Она является составной частью единой социально-политической доктрины, включающей в себя политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

K. На подготовку Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический материализм Людвига Фейербаха являются основными источниками синтеза, в результате которого возникла оригинальная философия — диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось в течение его жизни, но его философская и социально-политическая доктрина сформировалась к 1848 году.

В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов:

1) 1837-1842 гг. — первоначальные поиски мировоззрения и формирование революционного демократизма;

2) 1842-1843 гг. — начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму;

3) 1843-1848 гг. — формирование исходных положений целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения;

4) Завершение формирования философии марксизма в 1845-1848 гг.

К. Маркс уже в начале 40-х годов XIX века пытается связать философию с целями революционного освободительного движения. В 1843 году он занял позицию пролетариата как главной революционной силы эпохи и поставил вопрос о связи философской теории и революционного рабочего движения. «Как философия находит свое материальное оружие в пролетариате, так и пролетариат находит свое духовное оружие в философии».

В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из своих самых интересных и противоречивых работ, «Экономико-философские рукописи 1844 года», в которой он развивает концепцию отчуждения. В отличие от своих предшественников (Г. Гегель, Л. Фейербах), К. Маркс выделяет отчуждение труда как основной вид отчуждения.

Таким образом, гуманизм учения К. Маркса, получивший дальнейшее развитие, здесь теоретически обоснован. Идеи «Рукописей 1844 года» оказали значительное влияние на философию XX века и породили попытки противопоставить учение молодого Маркса его зрелым работам.

Один из главных аспектов теории К. Маркса (по его оценке) — материалистическое понимание истории — разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, большую часть своей жизни занимавшийся экономической теорией, не написал специального систематического труда по философии. Однако в своем главном произведении — «Капитале» — он находит решение философских проблем. Таким образом, он раскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений.

Важнейшим аспектом философии марксизма является исторический материализм. К. Маркс раскрыл материальную основу общественной жизни и обосновал материализм в познании общественных явлений.

Новизна и оригинальность философии марксизма заключается в следующем:

  • была создана новая форма материализма — диалектический материализм;
  • Впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
  • Была разработана и введена в философию категория «практика», которая сыграла значительную роль в развитии философии XX века;
  • Была осуществлена связь между теорией и практикой, философией и революционным коммунистическим движением.

Развитие марксизма

Марксизм оказывается совокупностью философских, экономических и социально-политических концепций, объясняемых общей идеей коммунизма как конечной цели социально-исторического процесса, которая может быть достигнута только «насильственным свержением существующего общественного строя» и установлением диктатуры пролетариата под руководством его авангарда — революционной партии коммунистов. Для своих создателей марксизм функционировал и как философское мировоззрение, и как фундаментальная основа социально-политической программы радикального преобразования общественного строя. Они посвятили всю свою жизнь теоретическому обоснованию и практической подготовке такого преобразования.

Если мыслители XIX века разнообразили и усложняли философские вопросы, то марксисты пытались упростить их и сосредоточиться только на том, что они считали существенным. Они не признавали средних и компромиссных позиций, не искали полутонов и оттенков, сводили самые сложные отношения к простым биполярным противопоставлениям: Материализм-идеализм, буржуазия-пролетариат, революционер-опционалист. Эта черно-белая картина социальных отношений была легка для понимания пролетариата и породила систему классификаторов, которая позволяла легко определить любую философскую доктрину или политическую программу как близкую или враждебную, как «нашу» или «не нашу». Таким образом, цель создателей доктрины была достигнута, и марксизм стал политической идеологией революционного движения пролетариата, победа которого была предопределена в его теоретических построениях как исторически неизбежная112 .

Однако к концу девятнадцатого века среди авторитетных марксистов Германии наметился отход от ортодоксальной доктрины. В работах Э. Бернштейна прослеживается тенденция к неокантианству, Ф. Адлер отдает предпочтение эмпириокритицизму, а такой видный социалист, как К. Каутский, даже допускает философский плюрализм, говоря, что главное — это освобождение пролетариата, без разницы, как обосновать это освобождение — материалистически, идеалистически, кантовски или христиански.

В то время как Западная Европа отходила от ортодоксального марксизма, он находил новую социальную базу в России. Возникшая среди русских большевиков (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич) тенденция к слиянию марксизма с эмпириокритицизмом была резко противопоставлена Лениным, который резко критиковал «русских махистов» в своей главной философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Возникшая после его смерти дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин) была жестоко подавлена Сталиным, который окончательно придал марксизму статус официальной идеологии в СССР, малейшее отклонение от которой каралось как тяжкое государственное преступление. Впоследствии в Советском Союзе эта идеологическая система получила официальное название «марксизм-ленинизм».

Что касается западного мира, то в XX веке там довольно широко распространилось неканоническое учение, обычно обобщенное под видом неомарксизма. Все эти доктрины характеризуются критическим отношением как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско-ленинской идеологией. Философские школы нео (или евро) марксизма очень неоднородны, но их можно разделить на два основных течения, которые, в свою очередь, можно разделить на ряд более мелких течений. Основными течениями являются «гуманистическое», основы которого были заложены в 1930-е годы Д. Лукачем и А. Грамши, и «ученое» (научное), возникшее в 1960-е годы под влиянием работ Л. Альтюссера.

«Опираясь на работы молодого Маркса, особенно на «Экономико-философские рукописи» 1844 года, «гуманисты» выступали против объективистско-натуралистической интерпретации исторического процесса, которая появилась в более поздних работах. Они стремились сосредоточить свои исследования на проблеме человека, понимаемого как реальный субъект истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязкой к марксистским основам, но и включали в свои рассуждения идеи, разработанные в рамках других философских направлений.

Историческое значение марксизма

Марксизм, его политическая концепция была реалистической теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать неравные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине 19 века марксизм получил значительное распространение во многих странах мира, где бушевало рабочее движение. Марксизм оказал огромное влияние на судьбу цивилизации в двадцатом веке. Учение Маркса, ставшее достоянием общественности в 40-х годах, превратилось в значительное идейно-политическое течение в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм возник и окреп в конце XIX века. В конце XIX века он развился в различных регионах Азии и распространился в Африке и Латинской Америке.

Судьба марксизма в разных странах складывалась по-разному: в одних он был несколько вытеснен другими типами мировоззрений, в других — сумел стать главной, ведущей идеологической силой. В любом случае, однако, она оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные аспекты общественной жизни. Это особенно заметно в политической сфере: партии и организации, считающие марксизм своей теоретической основой, действуют в большинстве стран мира.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, — чьи интересы защищались и выражались с помощью этой социальной теории. Вместе с мировой индустриализацией, которая последовала за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространился и марксизм. На протяжении истории появляются новые способы производства, меняется социальная структура общества, меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В настоящее время наемные работники составляют большинство человечества. В результате социальная база марксизма чрезвычайно выросла; с ходом истории развивается марксизм в целом и философия как его неотъемлемая часть.

Высшей целью марксизма является разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, деградации отчуждения и рабства человека. Этот высший смысл исторического процесса реализуется через изучение, через анализ изучения, с одной стороны, универсального практического опыта человечества и, с другой стороны, универсального духовного опыта человечества.

Но не все идеи социально-политической концепции марксизма выдержали испытание временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Произошли серьезные изменения в составе общественных сил, борющихся за социальный прогресс, в путях и методах социальных изменений. Идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы потеряли свою актуальность. В этих условиях процесс общественного развития выглядит иначе. Представления о власти и ее носителях, государстве и роли насилия, диктатуре и демократии, сформированные ранее под влиянием психологии противостояния и борьбы, меняются. Они должны быть переосмыслены с точки зрения современного этапа мирового развития и общечеловеческих интересов.

Общественная практика показала, что положение марксизма о насилии как Бабе-провокаторше истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма оказалось исторически ограниченным. Но диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, утверждение о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, остаются актуальными и сегодня. В перспективе дальнейшего развития человечества предлагаемые марксизмом философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, избавляющие от различных догматических и вульгарных наслоений и толкований, станут несравненно более значимыми и эффективными, чем в предшествующий период истории. Это связано с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими» и которые в наше время называют универсальными, планетарными, глобальными, только выходят на передний план исторического процесса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Джордж Беркли, ирландский философ
  2. И. Кант. Формы и границы познания
  3. Основные идеи философии нового времени
  4. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
  5. Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
  6. Происхождение и становление нравственности
  7. Особенности познания духовного
  8. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  9. Философия политического сознания
  10. Учение Гераклита