Для связи в whatsapp +905441085890

Сухомлинский о воспитании в системе — Василий Сухомлинский и Павлышская школа

Эстетические чувства играют огромную роль в жизни людей. Способность видеть, понимать и создавать красоту делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытать высшую духовную радость. Человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое, от этого во многом зависит его поведение в обществе.

На человека влияет не только искусство, но и эстетические аспекты действительности: работа, социальные отношения, социальная среда, поведение, повседневная жизнь, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет собственное осознание общественных идеалов, облагораживает себя, свои отношения с людьми.

Красота всегда является сильным духовным стимулом в жизни человека. Стремление к красоте присуще ребенку с детства. Учащиеся стремятся общаться с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.

Прекрасное, безобразное, комическое и трагическое представляют собой важные аспекты самых разнообразных явлений в обществе и природе. Поэтому сегодня каждый ребенок должен научиться адекватно, эмоционально и рационально реагировать на истинно прекрасное, на невыносимое, уродливое, вульгарное и ложное, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня немыслимо вне эстетического опыта и оценки. Нравственные понятия, переживания и стремления, возникающие в процессе социальных отношений в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненных идеалов.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественного и эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, в природе, в искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа заданий решает вопросы привыкания к эстетическим ценностям, а вторая — вопросы активного вовлечения в эстетическую деятельность.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • Формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
  • Воспитание в эстетической культуре;
  • присвоение эстетического и культурного наследия прошлого
  • Формирование эстетического отношения к действительности;
  • Развитие эстетических чувств;
  • Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • Формирование эстетического идеала;
  • Формирование желания быть красивым во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем облике.

Эстетическое воспитание в общей системе всестороннего развития человека выполняет, прежде всего, свою прямую функцию. Она выявляет эстетический элемент во всех видах деятельности и превращает их в средства эстетического развития, воспитания, формирования человека. Интеллектуально-речевая деятельность подчеркивает красоту словесного искусства, умственного труда, объективных аспектов действительности, художественной речи. Трудовая деятельность подчеркивает красоту целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой деятельности.

Нравственно-правовая деятельность уделяет особое внимание красоте в общественных идеалах, в человеке, в его стремлениях и поведении. Изобразительная деятельность раскрывает перед детьми красоту видимого мира в его формах, цветах, линиях, отношениях и композициях — красоту, отраженную, преобразованную и запечатленную в художественных образах изобразительного искусства. Музыка раскрывает перед детьми красоту гармоничных звуков и рукотворных композиций из звуков. Через основы физического воспитания и гигиены ребенок познает красоту человеческого тела, физическую подготовку, занятия спортом и так далее.

Сухомлинский о воспитании в системе

Василий Сухомлинский и Павлышская школа

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) был педагогом. В 1938 году он окончил Педагогический институт в Полтаве. Сухомлинский — ветеран Великой Отечественной войны, был тяжело ранен осколком под сердце в 1942 году, чудом выжил и работал директором школы в селе Ува Удмуртской АССР в 1942-1944 годах. Во время войны его жена и маленький сын были замучены нацистскими оккупантами. Сухомлинский работал учителем в сельских школах, а с 1948 года — директором Павлышской гимназии в Кировоградской области, где он выступил против авторитарного обращения с учениками, реорганизовав учебный процесс и создав коллектив «мыслящих личностей» из учителей и учеников. Он создал эстетическую программу «воспитания красотой». Взгляды Сухомлинского изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967). Свою концепцию в целом он представил в книге «Я отдаю свое сердце детям» (1969). Называя деятельность учителя «отдачей своего сердца детям», Сухомлинский призывал к высокой культуре воспитания в процессе «духовного общения, обмена духовными ценностями» учителя и ученика. Он считал работу главным средством развития личности студентов. На протяжении многих лет в Павлышской школе проводились успешные педагогические эксперименты по созданию атмосферы доброжелательности: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для шестилетних детей). Сухомлинский отмечал, что 18 век был веком тепла, 19 век — веком электричества, 20 век — веком атома, он мечтал, что 21 век будет веком человека.

Юрий Константинович Бабанский (1927-1987) был педагогом. Окончив в 1949 г. педагогический институт в Ростове, преподавал там педагогику и методику, работал проректором в 1958-1969 гг. Автор теории оптимизации обучения, предложенной им для решения тактических и стратегических педагогических задач. Бабанский разработал систему рекомендаций по выбору эффективных форм и методов обучения. «Это базовая глобальная оценка уровня подготовленности студента, которая формируется в результате всей системы обучения и воспитания, в ходе которой возможны текущие неудачи, временные поражения, но окончательная и убедительная победа обеспечена», — писал Бабанский. Оптимизация — выбор соответствующих методов преподавания и учебного процесса, позволяющих получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся. Бабанский определил основу оптимизации как «синтез методологии деятельности, диалектического системно-деятельностного подхода, теории управления и научной организации труда, общей теории систем, общих закономерностей педагогического процесса.»

Ученый секретарь Отделения теории и истории педагогики с 1976 г., действительный член Академии наук СССР с 1974 г., вице-президент Академии наук СССР с 1979 г. Книги «Оптимизация учебного процесса» (1977), «Оптимизация учебного процесса» (1982), «Методика преподавания в современной общеобразовательной школе» (1985), «Избранные педагогические труды» (1989).

Владимир Павлович Беспалько (р. 1930) — педагог. После окончания Московского автомеханического института в 1953 году работал преподавателем в средней школе и профессионально-технических училищах. Его основные работы посвящены теории педагогических систем, педагогической технологии. С 1992 года действительный член Российской академии образования. (1977), «Теория учебника» (1988), «Составные части педагогической технологии» (1989), «Педагогика и передовые образовательные технологии» (1995), «Учебник. Теория создания и применения» (2006).

«Сто советов Учителю» (В. А. Сухомлинский)

Мы имеем дело с самой сложной, самой бесценной, самой ценной вещью в жизни — человеком. Его жизнь, его здоровье, его дух, его характер, его воля, его гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье зависят от нас, от наших способностей, нашего мастерства, нашего искусства и мудрости.

Конечный результат педагогической работы можно увидеть не сегодня, не завтра, а только через очень долгое время. То, что человек сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда дает эффект только через пять, десять лет.

На ребенка влияют многие люди и явления жизни. Миссия школы: бороться за личность, преодолевать негативные влияния и давать место позитивным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала самое яркое, эффективное и благотворное влияние на личность ученика.

Объектом нашей работы являются тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности — разум, чувства, воля, убеждения, самосознание. Главные инструменты нашего влияния на духовный мир школьника — это слово учителя, красота окружающего мира, искусство создавать условия, в которых чувства проявляются наиболее ярко — весь эмоциональный спектр человеческих отношений.

О призвании и его поиске написано много научных работ, с некоторыми из них вы познакомитесь во время обучения. А теперь познакомьтесь с небольшим стихотворением «Моя профессия — психолог» (автор — школьный психолог Ольга Александровна Коваль), в котором вы сможете почувствовать призвание и любовь к нашей профессии, ощутить ее уникальность.

Учение школьника

Сухомлинский убежден, что духовную полноту и богатство жизни может дать только широкое, разностороннее образование и активное стремление к знаниям, радость познания. Ребенок не будет счастлив, если в школе плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы освоить школьные науки. Сделать ребенка счастливым — это, прежде всего, помочь ему учиться.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от недостатка усилий в учебе, а они, в свою очередь, являются результатом перегрузки. Поток информации, которым бомбардируют учеников в школе и за ее пределами, не только развивает, но и часто подавляет ум ребенка. Сухомлинский очень остро чувствовал это и не переставал писать о последствиях перегрузки и, как следствие, преждевременного окончания детства. Разумный распорядок дня, сносная умственная нагрузка, чередующаяся с физической, — этому он всегда придавал большое значение. Именно этим обусловлено знакомство с его школой: в Сухомлинском дети как дети. Он не только не обезболивал и не укорачивал, а наоборот, всячески удлинял, удлинял, расширял детскость. Возможно, это одно из его главных достоинств.

Но перегрузка — это не только количество материала. «Перегрузка возникает там, где умственная работа носит односторонний характер: ученик «только учится», он не должен думать, а только заучивать материал наизусть». Поэтому «устранение перегрузки зависит не от механического сокращения диапазона знаний в программе, а от содержания, характера умственной жизни студента». Важно не количество материала, а его качество, установка не на запоминание, а на поиск ответа на вопрос. Безделье на уроках, отсутствие интеллектуальной работы там, где она должна быть, является основной причиной нехватки свободного времени, главной проблемой школы.

Переутомление ученика также является следствием недостаточных способностей учителя. Учитель забывает, что обучение — это совместная работа детей и учителя, успех которой во многом определяется теми отношениями, которые складываются между ним и учениками. Единственный источник, питающий искру любознательности, радость успеха, и именно его следует постепенно поддерживать. Спокойная атмосфера целенаправленной работы, без суеты и толкотни, отсутствие раздражительности, ровные, доброжелательные отношения создают душевное равновесие, без которого невозможна работа в школе.

Учитель должен быть щедрым на факты и экономным на обобщения. Излагая факты, он предлагает мысленно проанализировать их, и студент сам приходит к обобщенным выводам, и этот процесс является победой и триумфом студента. Научить ученика думать — самая важная задача учителя.

Успех студента в обучении также определяется оценкой результатов его работы. Это кажется простой вещью — оценка. Но часто можно наблюдать «психоз преследования» учителей и родителей за отличные оценки, тогда несчастный ребенок, получив «тройку», чувствует себя чуть ли не преступником.

«Раньше я оценивала интеллектуальный труд только тогда, когда он приносил положительные результаты для ребенка. Если ученик еще не достиг результатов, к которым он стремится, я не ставлю ему оценку. Ребенок должен размышлять, собирать свои мысли, повторять свою работу снова», — писал Сухомлинский.

Мудрость учителя заключается в том, чтобы не дать ребенку потерять веру в себя и не позволить ему потерять свое достоинство.

Как сделать обучение радостным, превратить школу в дом радости — одна из главных проблем образования. Среди условий возникновения такой школы важнейшую роль играет собственное творчество ребенка, что поразило Павлушу.

Дети должны жить в мире творчества. Вдалбливая в головы детей готовые истины и обобщения, говорит Сухомлинский, учитель порой даже не дает им возможности приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывающего крылья мечты, воображения, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок часто превращается в некое устройство для хранения информации. Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказок, музыки, воображения, творчества. Без этого он, по выражению Сухомлинского, «увядший цветок».

Понятие и сущность логического мышления в педагогике и психологии

Проблема развития логического мышления у школьников рассматривалась А. Дистервегом, П.П. Блонским, Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским и др.

Я. Коменский Я.А. предложил ознакомить учащихся с краткими правилами рассуждений, подкрепить их примерами из жизни и совершенствовать логическое мышление учащихся путем анализа задач по различным предметам1.

Г. Важнейшей задачей образования Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей и умения логично и последовательно излагать свои мысли. А. Дистервег назвал мышление «глубочайшей потребностью стремления вперед».

К. К. Д. Ушинский считал, что логика должна стоять во главе всех наук, поэтому главная цель образования в средней школе — научить ребенка логическому мышлению. Основой для развития логического мышления должно стать наглядное обучение. К. К. Д. Ушинский утверждал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения, поэтому необходимо широко применять этот прием[3].

Наблюдая за тем, как мыслят дети, Сухомлинский писал: «…прежде всего необходимо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, улавливать связь между ними….». Изучая мышление медленно мыслящих людей, я все больше убеждался, что неспособность осмыслить, например, проблему — следствие неумения абстрагироваться, отвлечься от конкретного. Мы должны научить детей мыслить абстрактными понятиями».

Проблема развития логического мышления у младших школьников была рассмотрена П.Я. Кузнецовым. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Ю.М. Колягин, И.Л. Никольская, А.А. Столяр и др. К.К. Платонов определяет логическое мышление как «вид мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями, применяя законы логики «1.

«Абстрактное мышление — это мышление, характеризующееся способностью мысленно абстрагироваться от конкретного содержания изучаемого объекта в пользу его общих изучаемых свойств» Логические рассуждения являются структурным компонентом абстрактного мышления и характеризуются как способность выводить умозаключения, изолировать конкретные случаи, теоретически предсказывать результаты, обобщать выводы и так далее

Михайлова понимает логическое мышление как «мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях по правилам и законам логики (формальной), осуществляемое сознательно и всесторонне и с их помощью.» Михайлова является автором книги «Логическое мышление». Она, со ссылкой на В. Ф. Асмуса, указывает на три «теоретические детерминации» логического мышления: Определенность, последовательность и доказательство.

П. Г. Лубочников понимает образно-логическое мышление как «тот вид мыслительной деятельности, в ходе которой формируются образы второго порядка с помощью логических схем, структур на основе преобразования абстрактных понятий в процессе образных действий на основе анализа и синтеза различных признаков предмета, обобщения относительно устойчивых признаков и уточнения или конкретизации этого предмета с помощью специальных признаков, оперирования этими образами в определенном логическом порядке «1.

Огерчук дает следующее определение: «Логическое мышление — это вид мышления, суть которого заключается в формировании понятий, суждений, выводов на основе законов логики, их сопоставления и соотнесения с действиями или совокупностью умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, которые позволяют описывать имеющиеся знания и преобразовывать объективную реальность» Она считает, что суть развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по обработке информации, содержащейся в знаниях и информации, полученной от объекта операций, по выявлению этой информации, ее сравнению и соотнесению с действиями.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
  2. Методическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников в ДОО
  3. Методика организации и проведения игры-путешествия
  4. История становления тифлопедагогики как самостоятельной науки в россии
  5. Сравнительная специальная педагогика
  6. Образование и педагогическая мысль западной Европы и США в 19 веке
  7. Требования к профессиональной компетенции и мобильности учителя
  8. Воспитание в советской школе
  9. Классификация современных образовательных технологий
  10. Образовательное законодательство Российской Федерации