Для связи в whatsapp +905441085890

Сущность и своеобразие основных дидактических концепций: традиционной и педоцентристской — Дидактические взгляды Я.А. Коменского

Процесс обучения основан на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристики сводятся к описанию принципов, целей, содержания и средств обучения. Суммируя обилие имеющихся систем, можно выделить три: традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики. Каждая формируется из набора направлений, теорий ученых. Разделение понятий на три группы производится в соответствии с тем, как устроен объект дидактики — процесс обучения.

В традиционной системе образования доминирует преподавание, деятельность учителя. Она состоит из дидактических концепций таких педагогов, как Дж. В традиционной системе образования доминирует преподавание, деятельность учителя.

Педоцентрическая концепция отводит главную роль в обучении — деятельности ребенка. Этот подход основан на системе Д. Дьюи, школе работ Г. Кершенштейнера, В. Лая — теориях периода педагогических реформ начала 20 века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — образуют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современная дидактическая концепция создана такими направлениями, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов в России в 80-е годы.

Традиционная дидактическая система в основном ассоциируется с немецким ученым Й.Ф. Гербартом, который основал систему обучения, сохранившуюся в Европе и по сей день. Согласно Гербарту, целью обучения является формирование интеллектуальных способностей, идей, концепций и теоретических знаний. В то же время Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: Организация образования и весь порядок учебного заведения, по его мнению, должны формировать нравственно сильную личность.

Согласно Хербарту, процесс обучения должен основываться на формальных шагах, которые определяют его структуру. Этапы структуры: экспозиция, понимание, обобщение, применение — рекомендуются как обязательные, независимо от этапа и предмета преподавания. Несомненно, эта теория упорядочила, организовала процесс обучения, предписала рациональную деятельность учителя по ведению урока от изложения материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных заданиях. Эту логику нетрудно увидеть в большинстве уроков сегодня.

Однако в начале XX века эта система подверглась резкой критике, поскольку была вербалистической, книжной, интеллектуалистической, оторванной от потребностей и интересов ребенка и от жизни, поскольку была направлена на передачу готовых знаний, не вовлекала ребенка в интеллектуальную деятельность, не способствовала развитию мышления, поскольку была авторитарной и подавляла независимость ученика. По этой причине в начале 20-го века появились новые подходы.

Педоцентрическая дидактика. Его также называют прогрессивистским, обучением на практике, и связывают с американским педагогом Д. Дьюи, чьи работы оказали большое влияние на западные, особенно американские, школы. Д. Дьюи предположил, что обучение должно основываться на потребностях, интересах и способностях ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и интеллектуальных способностей, разнообразных навыков детей.

Для этого обучение должно строиться не как изложение, запоминание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, приобретение знаний учащимися в процессе их спонтанной деятельности. Структура учебного процесса выглядит следующим образом: Ощущение затруднения в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез для решения проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученными знаниями. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления и навыков решения проблем. Однако абсолютизация такой дидактики, распространение ее на все предметы и уровни предосудительна: переоценка спонтанной активности детей и следование их интересам в обучении приводит к потере системности, случайному подбору материала, не дает глубокого изучения материала. Такой способ обучения неэкономичен: он отнимает много времени.

Наличие проблем в традиционных и педоцентрических концепциях заставляет нас искать пути их решения. В двадцатом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию. Единой дидактической системы как таковой в науке не существует, есть ряд теорий, которые имеют нечто общее. Цели обучения в большинстве подходов включают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальных, трудовых, художественных навыков. Содержание уроков в основном зависит от конкретного предмета, хотя есть и интегративные курсы как в младших, так и в старших классах.

Процесс обучения должен адекватно соответствовать целям и содержанию образования и поэтому понимается как двусторонний и контролируемый: Учитель направляет, организует и руководит учебно-познавательной деятельностью учащихся, стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства.

Сущность и своеобразие основных дидактических концепций: традиционной и педоцентристской - Дидактические взгляды Я.А. Коменского

Дидактические взгляды Я.А. Коменского

В мировоззрении великого славянского просветителя Яна Амоса Коменского (1592-1670) переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, опыт, с одной стороны, и религиозность — с другой. По его мнению, мир — это «творение Бога», а знание «везде благочестиво». Коменский рассматривал земную жизнь как подготовку к вечной жизни после смерти и видел в этом цель образования. Эта двойственность его мировоззрения отразилась и на его педагогике.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский основывал обучение и преподавание на сенсорном опыте, теоретически обосновал и разработал принцип визуализации. Визуализация использовалась еще до Коменского. Гуманистические просветители, такие как Томас Мор, говорили об этом и описывали образование на острове Утопия. Книги, как рукописные, так и печатные, в прошлом часто сопровождались рисунками, но это было, так сказать, эмпирическое применение визуализации без теоретического обоснования, которое дал только Коменский.

Он понимал наглядность в самом широком смысле, не только как визуальную, но и как задействование всех органов чувств для лучшего и более четкого восприятия вещей и явлений. Он провозгласил «золотое правило» дидактики: «Сделать все, что возможно, доступным для восприятия органами чувств: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; обонятельное — запахом; приятное — вкусом; то, что доступно чувству осязания — прикосновением». Если какие-либо объекты могут восприниматься более чем одним чувством одновременно, они должны восприниматься более чем одним чувством одновременно.

Коменский противопоставил бессмысленному, механическому заучиванию, догматическому обучению требование сознательности обучения. Он писал: «Ничто нельзя заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понимается разумом. С помощью учителя учащиеся должны четко понимать, «какое применение то, что они узнали, имеет в повседневной жизни». Исследуя явления, следует подвести учащихся к осознанию причин этих явлений. «На каждую тему следует делать паузу, пока она не будет понята».

Коменский настаивал на систематическом подходе к обучению. Он указал на необходимость добиться от студентов понимания взаимосвязи между явлениями и организовать учебный материал таким образом, чтобы он не казался студентам хаотичным и мог быть обобщен в нескольких пунктах. В преподавании, говорил он, идите от фактов к выводам, от примеров к правилам, организуя эти факты и примеры, обобщая эти факты и примеры, идите от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала дайте общее представление о предмете или явлении, а затем переходите к изучению его отдельных сторон.

Коменский дал ценный совет, когда установил дидактическое требование, чтобы учащиеся могли учиться. Детей следует учить только тому, что доступно их возрасту. Доступность и приемлемость обучения достигается за счет ясности преподавания, которое передает основную суть без лишних деталей.

Он также сказал, что необходимо заложить «прочный фундамент», не спешить в обучении, чтобы учащиеся полностью усвоили то, чему их учат: все, что имеет контекст, должно преподаваться «в контексте». Каждая тема должна быть изложена в кратких, точных правилах.

Коменский стремился развивать познавательные способности учеников, «разжигать жажду знаний и пылкое рвение к учебе», ибо необходимо было сочетать полезное с приятным, поощрять любознательность детей.

«В своих учениках я всегда развиваю независимость в наблюдении, в речи, в практике и в применении», — писал он.

Идея Песталоцци о развивающем обучении

Идеология Песталоцци была идеалистической и прогрессивной, поскольку вдохновлялась гуманистическими и демократическими требованиями, а также содержала некоторые материалистические и диалектические положения.

Песталоцци был убежден, что образование и воспитание должны быть доступны всем людям. Он рассматривал школу как один из важнейших рычагов социальной трансформации общества. По его мнению, решение насущных социальных проблем, радикальные социальные изменения могут быть достигнуты только при условии пробуждения и укрепления всех истинно человеческих сил в каждом человеке. Это может произойти только в процессе образования.

Согласно Песталоцци, целью образования является развитие всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть всесторонним и гармоничным.

На основе этого понимания Песталоцци попытался разработать новые методы воспитания, которые помогли бы развить способности человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, по его словам, должно начинаться с первого дня его рождения: «Час рождения — это первый час его воспитания. Поэтому истинная педагогика должна вооружить мать правильной методикой воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы каждая мать, даже простая крестьянка, могла овладеть ею. Воспитание, начатое в семье, должно быть продолжено в школе.

Ядром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс обучения должен начинаться с простейших предметов и постепенно переходить ко все более сложным.

Теория начального образования Песталоцци включает в себя физическое и трудовое воспитание, нравственное и духовное воспитание. Все эти аспекты образования должны осуществляться в сотрудничестве, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.

Частью элементарного образования, по Песталоцци, является «элементарное образование интеллекта, которое направлено на правильное, всестороннее и гармоничное развитие умственных задатков человека, дает ему интеллектуальную независимость и обеспечивает его определенными развитыми интеллектуальными способностями». Учение Песталоцци об образовании богато и содержательно. Он тесно связывает воспитание ума с нравственным воспитанием на основе своей фундаментальной идеи гармоничного развития человека и выдвигает требование воспитания.

Другой частью начального образования, согласно Песталоцци, является «физическое начальное образование, которое направлено на правильное гармоничное развитие физической конституции человека, дает ему отдых и физическую независимость и учит его хорошим физическим привычкам».

Последним элементом начального образования, по Песталоцци, является «нравственное начальное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоничное развитие нравственных наклонностей человека, чтобы дать ему возможность самостоятельно судить о нравственности и привить ему определенные нравственные способности».

Дистервегская педагогика

Вслед за Песталоцци, Дестервег считал важнейшим принципом образования принцип естественности. В такой трактовке естественная адекватность образования следует за процессом естественного развития человека, она учитывает возрастные и индивидуальные особенности ученика. Он призывал учителей тщательно изучать особенности внимания, памяти, мышления детей, рассматривал психологию как «основу науки воспитания». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития образования. Он указал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров-педагогов.

В дополнение к принципу естественности Дистервег утверждал, что образование должно соответствовать культурным особенностям. Он писал, что «образование должно учитывать условия места и времени, в которых человек родился и должен жить, одним словом, всю современную культуру в самом широком и всеобъемлющем смысле…». Дистервег подчеркнул необходимость установления тесной связи между образованием и духовной жизнью общества.

Как и Песталоцци, Дистервейг считал, что главной задачей образования является развитие интеллектуальных сил и способностей детей. Однако, по сравнению с Песталоцци, он пошел на шаг дальше, указав, что формальное образование неотделимо от материального. Дистервег подчеркнул, что не существует такого понятия, как чисто формальное образование, а ценность имеют только те знания и навыки, которые студент приобрел самостоятельно. Образование должно способствовать общему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый предмет, помимо образовательной ценности, имеет и моральную ценность.

В начальной школе, по мнению Дистервега, упор следует делать на навыки преподавания, развитие умственных способностей и умение самостоятельно работать над учебным материалом. Учитель должен уделять особое внимание развитию всех органов чувств детей посредством визуального обучения. Средняя школа «ставит постепенную и материальную цель» — вооружить учеников разносторонними и глубокими научными знаниями.

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, основные требования которой он изложил в виде законов и правил обучения («Руководство по подготовке немецких учителей»)

Психологические взгляды Гербарта

Педагогическое сознание Гербарта вобрало в себя и дистиллировало многие наиболее прогрессивные идеи эпохи от французских мыслителей XVIII века, немецкой классической философии, филантропов и Песталоцци, что позволило ему подойти к разработке научной теории образования. Ученый разносторонней эрудиции, философ, психолог и педагог, он лучше других педагогов своего времени понимал, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать находиться, по его образному сравнению, в положении мяча, бессистемно бросаемого туда-сюда.

Педагогика, по Гербарту, основана на практической философии: этике и психологии. С помощью этики наметить педагогические цели, а с помощью психологии — пути их реализации.

Учитель должен ставить перед учеником те же цели, которые он сможет поставить перед собой, когда вырастет. Будущие цели можно разделить на 1) возможные цели и 2) необходимые цели.

Возможные цели — это цели, которые человек может поставить перед собой в области конкретного предмета.

Необходимые цели — это те, которые нужны ему в каждой сфере его деятельности.

Основные этические идеи по Гербарту:

  • идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей индивида, гармонии между его этическим суждением и волей;
  • идея совершенства, которая развивается на основе организованной воли, сформированной многообразными интересами личности, основанной на высших моральных ценностях;
  • Идея доброжелательности, которая направлена на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
  • Идея права, которая подразумевает понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества и обязывает его в случае конфликта признать равенство двух противоположных воль;
  • Идея справедливости как вознаграждения за любое действие, совершенное по отношению к воле другого: Награда или наказание.

Рассматривая организацию учебной деятельности как средство формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности маленьких детей понимать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных идей, он не способен контролировать свои неупорядоченные желания, импульсы — «дикое разгуляйство». Гербарт называл привыкание детей к порядку, к дисциплине, первоначально необходимым шагом перед собственно воспитанием, используя термин «контроль». Таким образом, он выделил три области теории и практики образования: управление, обучение и нравственное воспитание.

Наиболее проработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Гербарт придавал большое значение интеллектуальному образованию. Он считал образование самым важным и фундаментальным средством воспитания: он ввел в педагогику понятие воспитания воспитателя. Он говорил, что нет педагога без образования, что он не признает образования, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную мысль ранних педагогов, особенно Песталоцци, о формирующем воспитании, Гербарт дал ей одностороннюю интерпретацию. Гербарт подменял образование сложным процессом воспитания, не учитывая влияние социальной среды и важность эмоций в нравственном воспитании. Он считал, что эмоции и воля не являются самостоятельными проявлениями человеческой психики, а лишь модификациями восприятий.

Обучение заключается не только в передаче определенного объема знаний, но и в том, чтобы внести свой вклад в совершенствование целого. Обучение — это сознательная, систематическая тренировка и развитие восприятий, составляющих жизнь души, для всестороннего совершенствования.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные компоненты содержания образования
  2. Тифлопедагогика
  3. Коррекция в воспитательной работе
  4. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
  5. Возможные пути решения проблем преподавания черчения
  6. Летняя педагогическая практика в лагере
  7. Основы гуманистической педагогики
  8. Эвристический поиск
  9. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта
  10. Теория и технологии физического воспитания детей