Для связи в whatsapp +905441085890

Сущность профессионально-педагогической культуры — Педагогические явления и ценности

В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция к культурологическому анализу педагогической действительности. Анализ профессиональной и педагогической культуры, работ культурологов раскрывает два основных направления изучения культуры — культуру общества и культуру личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Представители первого направления (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян) сосредоточены на изучении адаптивной функции культуры, которая заключается в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов в нем. Представители второго направления (В. С. Библер, В. М. Межуев, И. А. Ильяева), занимаясь личностными аспектами культуры, акцентируют свое внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяют культуру как меру и путь саморазвития личности.

Культура личности и культура общества — это объекты, которые развивают, создают и взаимно обогащают друг друга. Культура — это и условие, и поле проявления, реализации индивидуальности и уникальности человека. Уровень культуры личности зависит от культуры общества, которая, в свою очередь, определяется культурой составляющих его человеческих индивидов, иначе общество рискует превратиться в аморфную серую массу, без источников и импульсов для развития. Культура общества также порождает некоторые общесистемные характеристики и качества, интересы и ценности, которые присущи всем отдельным членам общества.

Однако эти общие характеристики приобретают смысл, силу и власть только тогда, когда они не подавляют уникальные особенности индивидов, а служат средством для развития индивидов, представляющих данную культуру. Эта взаимосвязь, взаимозависимость между субъектами — носителями культуры — и есть механизм самодвижения общества. Кризис культуры начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращая человека в «стадного» индивида, конформиста, приспособленца.

Культурные и личностные характеристики являются результатом культурного мира, усвоения индивидом норм, ценностей, идеалов. Культура — это мера человечности в человеке, предпосылка для развития его творческой активности, которая делает его творцом культурного процесса. Ассимиляция культуры как результат исторического творчества — это процесс личного открытия, создания особого микрокосма культуры в себе через эмпатию и со-творчество, в котором каждый новый элемент дополняется и преобразуется предыдущим элементом.
Рассматривая профессионально-педагогическую культуру как элемент культуры общества, можно изучать педагогические явления и процессы в контексте педагогических ценностей, технологий, уровней и направлений творческой самореализации личности. Овладевая общей и педагогической культурой как «внебиологическим механизмом» социально-педагогического наследования, учитель становится способным не только воспроизводить культуру, но и создавать, транслировать ее.

Культурологический подход позволяет анализировать профессионально-педагогическую культуру в системе общефилософских категорий общего, особенного, единичного и единичного и выстроить логически соподчиненную совокупность понятий: общая культура — профессиональная культура — педагогическая культура — профессионально-педагогическая культура. Рассмотрим подробнее составные элементы профессионально-педагогической культуры.

Сущность профессионально-педагогической культуры - Педагогические явления и ценности
Сущность профессионально-педагогической культуры — Педагогические явления и ценности

Педагогические явления и ценности

Профессия как сложившийся социокультурный феномен имеет сложную структуру, которая включает объект, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и приемы, образцы и идеалы. В процессе исторического развития меняются и профессии. Таким образом, педагогическая профессия, которая в недавнем прошлом была крайне идеологизирована, нуждается в серьезном обновлении, коррекции теоретических и методологических установок, культивировании. Но для того, чтобы стать по-настоящему культурной, профессия должна «взломать собственную скорлупу» (О. Крокинская), отделиться от, казалось бы, достигнутого совершенства и впустить в себя цели и ценности, нормы и образцы других профессий, других сфер человеческой деятельности — особенно философии искусства, науки, религии и т.д. — заниматься.
Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью решать педагогические задачи, то есть развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно становится догмой, поглощающей другие проявления личности и нарушающей ее целостность и всесторонность. В этом случае мы согласны с авторами, которые говорят о профессиональной культуре как о средстве сдерживания узкого профессионализма. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, мы рассматриваем профессиональную культуру как определенную степень овладения (профессиональной группой) приемами и способами решения конкретных профессиональных задач.

Понятие «педагогическая культура» давно вошло в практику педагогической деятельности, но специальных работ, посвященных теоретическому изучению этого феномена, очень мало. На основе анализа особенностей педагогической деятельности, изучения педагогического мастерства, педагогического мастерства учителя, данная проблема рассматривается в работах О. С. Анисимов, З.Ф. Есарева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.И. Мищенко, П.И. Решетников, Г.Б. Скок, В.А. Сластенин, Г.И. Хозяинов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др. Особый вклад в изучение указанной проблемы вносят работы А.В. Барабанщикова и С.С. Муцынова, исследовавших педагогическую культуру преподавателей высших военных училищ.

С началом активного развития культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные отдельным аспектам педагогической культуры, исследованы вопросы методической, морально-эстетической, этической, коммуникативной, духовной, этнопедагогической и физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, которая проявляется в системе профессиональных качеств и особенностей педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура учителя является частью педагогической культуры как социального явления. Носители педагогической культуры — это люди, которые занимаются педагогической практикой не только профессионально. А носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять работу на профессиональном уровне, компонентами которой являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект указанной деятельности и общения.

Впервые в научном плане проблема педагогической культуры учителя была рассмотрена А. Барабанщиковым в 1970-х годах. Автор понимает педагогическую культуру учителя как определенную степень овладения педагогическим опытом человека, степень его совершенства в педагогической деятельности как достигнутый уровень развития его личности, выделяет компоненты педагогической культуры. К ним он относит педагогическую направленность личности, психолого-педагогическую эрудицию и интеллект, нравственную чистоту, гармонию рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и исследовательскую деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.

Профессионально-педагогической культуры

Впервые в научном аспекте проблема педагогической культуры учителя была рассмотрена А. Автор понимает педагогическую культуру учителя как определенную степень освоения педагогического опыта человека, степень его совершенства в педагогической деятельности как достигнутый уровень развития его личности и выделяет компоненты педагогической культуры. Она включает педагогическую направленность личности, психолого-педагогическую эрудицию и интеллект, нравственную чистоту, гармонию рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию.

Данный подход является перспективным предложением рассматривать педагогическую культуру как сложное системное образование, которое включает в себя компоненты педагогической культуры и отражает различные аспекты личности педагога. В то же время такую характеристику педагогической культуры учителя нельзя признать полной, так как она включает в себя различные компоненты (педагогическое мастерство и умение сочетать научную и педагогическую деятельность, педагогическую направленность личности и потребность в самосовершенствовании и т.д.). Авторы не показали их взаимосвязь; зафиксированы только профессиональные и личностные характеристики, но не отражена педагогическая деятельность как важнейший элемент педагогической культуры; не подчеркнута роль индивидуальности учителя; расширенное толкование педагогических способностей приводит к их фактическому отождествлению с педагогической культурой.

В то же время мы подчеркиваем особую актуальность и перспективность проблемы, поднятой A. В. Барабанщиков. Долгое время его исследования, посвященные вопросам педагогической культуры, оставались единственными в отечественной педагогике. Впоследствии они широко обсуждались и применялись в работе секций педагогики высшей школы Педагогического общества Российской Федерации, послужили основой для дальнейшего развития теории и практики педагогической культуры преподавателей различных типов учебных заведений.

Различные подходы к изучению сущности и содержания профессионально-педагогической культуры показывают ее со стороны статики и динамики, совокупности индивидуальных и профессиональных качеств, показывают ее на пересечении нескольких смысловых координат. Многообразие подходов к объяснению феномена педагогической культуры позволяет представить ее как интегральное качество личности учителя-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенствования.

При построении модели профессионально-педагогической культуры учителя мы исходили из следующих методологических предпосылок: всеобщее свойство педагогической действительности, проявляющееся в различных формах ее существования (педагогическая культура общества, школы, семьи, личности); интернализованная общая культура, специфически спроецированная на сферу педагогической деятельности; системное образование, избирательно взаимодействующее с социально-педагогической средой и обладающее интегративными свойствами целого; особенности формирования профессионально-педагогической культуры характеризуются индивидуально-творческими, психофизиол

Приведенные методологические основания позволяют обосновать модель профессионально-педагогической культуры, компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Исследования деятельности преподавателя

Учитель становится мастером своего дела, профессионалом, когда он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом и признает педагогические ценности. История школы и педагогической мысли — это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса привычных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение видеть в старом новое, известное и ценное — неотъемлемая часть педагогической культуры учителя. К сожалению, формирование личности учителя, его профессионально-педагогической культуры, как правило, не связано с изучением опыта отечественной и зарубежной педагогики. Сфера историко-педагогической культуры до сих пор остается во многом неизученной для учителей.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя методы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры присваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждается фактом неразрывной связи этой культуры и этой деятельности. Гуманистическая направленность технологического компонента педагогической культуры дает возможность изучить механизм удовлетворения различных духовных потребностей личности. В частности, раскрываются способы удовлетворения его потребностей в общении, приобретении новой информации, передаче накопленного индивидуального опыта, то есть всего того, что составляет основу целостного педагогического процесса.

Педагогическая деятельность в определенной степени технологична по своей сути. Поэтому необходим его оперативный анализ, чтобы рассматривать его как решение разнообразных педагогических задач. В ходе экспериментальной работы был выявлен ряд аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулятивных задач, методов и способов их решения, составляющих технологию профессионально-педагогической культуры учителя.

Категория «педагогическая технология» помогает понять сущность педагогической культуры, показывает исторические изменения в ее методах и приемах, объясняет направленность деятельности в зависимости от отношений, сложившихся в обществе. В этом случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизводства и развития педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. Процесс усвоения учителем ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Творчески интерпретируя ту или иную теорию, ту или иную концепцию, учитель реализует свои интеллектуальные способности и становится как бы создателем определенных ценностей.

Педагогическая деятельность носит творческий характер и разрешает следующие противоречия: между накопленным обществом педагогическим опытом воспитания и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития; между уровнем развития сил и способностей личности и самоотречением, преодолением границ этого развития и так далее. Таким образом, с одной стороны, педагогическое творчество — это одно из проявлений педагогической культуры как процесса создания новых педагогических ценностей; с другой стороны, педагогическое творчество — это вид жизнедеятельности человека, универсальной чертой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя соответствующих потребностей, специальных способностей, индивидуальной свободы, независимости и чувства личной ответственности.

Становится ясно, что педагогическая культура — это сфера творческого применения и проявления педагогических способностей личности. В педагогических ценностях личность реализует свои индивидуальные силы и опосредует процесс освоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, действуя на других, создает себя, определяет свое развитие, реализуя себя в деятельности.

Выделенные структурные компоненты конкретно разбиваются на такие функциональные составляющие профессионально-педагогической культуры, как гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, педагогическая, воспитательная, нормативная и информационная.

Нормы педагогической профессии

Главное культурное качество человека – это его универсальность. Однако общая культура – это не просто универсальность и разносторонность человека. Чтобы дать определение истинно культурного человека, чаще употребляют такие понятия, как «духовность» и «интеллигентность».

Духовность – характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными требованиями, но и включает в себя непрекращающийся духовный труд, понимание мира и себя в нем, тягу к улучшению себя, перестройке своего внутреннего мира, расширению своего кругозора.

Считается, что совершенно бездуховных людей нет и духовность может быть в прямой связи со способностями и умственными способностями человека. Совершенно бездуховным может оказаться талантливейшая личность, в то время как человек со средними показателями может обладать большой духовностью.

Интеллигентность – это качество культурного человека. Оно не заключается в приобретении высшего образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого человека. Интеллигентность выражается в тысяче тонкостей: в умении вежливо спорить, неприметно помогать другим, восхищаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижениях. Истинно интеллигентный человек должен полностью нести ответственность за свои слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать их.

Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного педагога.
Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества.

Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура, в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя:

1. Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.

2. Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.

3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.

4. Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.

5. Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений.

Термин “профессиональная культура учителя” зачастую используется в качестве синонима таких понятий, как “педагогическая культура учителя”, “педагогическая компетентность учителя”.

Профессиональная культура учителя соединяет в себе элементы формального (следование определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга.

Способность верно разбираться в личности и поведении своих учеников, адекватно откликаться на их поступки, выбирать адекватную систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, – показатель высокой профессиональной культуры учителя, его педагогического искусства. В свою очередь, последнее выступает в качестве совершенного владения учителем всей совокупностью знаний, умений и навыков, соединенного с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей .

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Трудовое воспитание детей-инвалидов
  2. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
  3. Воспитательная работа в логопедических группах
  4. Основные направления развития современной образовательной системы
  5. Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем
  6. Причины неправильного родительского воспитания
  7. Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образовании
  8. Основные задачи и цели педагогики
  9. Методика преподавания литературы
  10. Ключевые компетенции отечественного образования