Для связи в whatsapp +905441085890

Свойства воображения — Определение воображения

Образы, которые человек использует и создает, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринимаемых вещей. Человек может видеть в образах то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего не было вообще, а также то, что не может быть. Это только означает, что не каждый процесс, происходящий в образах, можно понять как процесс воспроизведения, потому что человек не только воспринимает и созерцает мир, но и изменяет и преображает его. Но для того, чтобы трансформировать реальность на практике, необходимо уметь делать это мысленно. Это именно та потребность, которую удовлетворяет воображение.

Воображение — это суть нашей жизни. Представь на минуту, что у этого человека не было воображения. Нас лишили бы почти всех научных открытий и произведений искусства, картин великих писателей и изобретений дизайнеров. Дети бы не услышали сказки и не смогли бы поиграть во многие игры. И как они могли выучить школьную программу без воображения?

Через воображение человек разумно создает, планирует и управляет своей деятельностью. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом человеческого воображения и творчества.

Воображение берет человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее. С уменьшением способности к воображению человек обедняет личность, уменьшает возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает реальность. Но наше воображение — это умственное отклонение от того, что непосредственно воспринимается. Его главная функция заключается в том, чтобы представить, что мы ожидаем произойти до того, как это произойдет. С помощью нашего воображения мы создаем образ объекта, ситуации или условия, которые никогда не существуют или не существуют в определенное время.

Проще говоря, забирайте человеческое воображение, и прогресс останавливается! Воображение, фантазия, таким образом, является высшим и самым главным факультетом человека. Но воображение, как и любая другая форма психической рефлексии, должно иметь положительное направление развития. Она должна способствовать лучшему знанию окружающего мира, самообладанию и самосовершенствованию человека, а не впадать в пассивную мечтательность и заменять реальную жизнь мечтами.

Принимая во внимание важность воображения в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на тело, мы особо подчеркнем и рассмотрим проблему воображения.

Свойства воображения - Определение воображения

Определение воображения

Воображение — это особая форма психики, которую может иметь только человек. Это постоянно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать реальность и создавать что-то новое. М. Горький был прав, когда говорил, что «это выдумка, которая возвышает человека над животными», потому что только человек, как общественное существо, перестраивая мир, развивает настоящее воображение.

С богатым воображением человек может жить в разное время, чего не может сделать ни одно другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Каждое воображение производит нечто новое, меняет, преобразует то, что дается восприятием. Эти изменения и преобразования могут проявляться таким образом, что человек, исходя из познания и на основе своего опыта, воображает что-то, т.е. формирует картину того, чего он никогда не видел в реальности. Например, информация о полете в космос стимулирует наше воображение рисовать картины фантастической и необычной жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину того, что еще не существовало. Таким образом, астронавты могли вообразить в своем воображении полет в космос и посадку на Луну, когда это была лишь мечта, еще не реализованная и не известная осуществимость.

В конце концов, фантазия может также сделать такое отклонение от реальности, что создает фантастический образ, который ярко отличается от реальности. Но в данном случае она также в некоторой степени отражает эту реальность. И воображение тем более плодотворно и ценно, чем больше оно, изменяя реальность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые особенности.

Для изучения когнитивной роли воображения необходимо уточнить его особенности и определить его реальную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные черты воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это бегство от прошлого опыта, это преобразование данных и генерация новых образов на этой основе».

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет ранее собранных впечатлений, а строит новые серии из ранее собранных впечатлений». Таким образом, введение новых впечатлений в наши впечатления и изменение этих впечатлений таким образом, что в результате формируется новый, ранее не существовавший образ, образует основу той деятельности, которую мы называем фантазией».

По словам Е.И. Игнатьева, «главная особенность процесса воображения заключается в трансформации и обработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего формируется новый образ».

А «Словарь философии» определяет воображение как «способность создавать в сознании человека новые чувственные или ментальные образы на основе трансформации впечатлений, полученных от реальности».

Как видно из определений, существенной характеристикой воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно провести различие между воображением и мышлением. Ведь человеческое мышление нельзя просто отождествлять с воображением, потому что создание новых знаний и концепций может происходить без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых образов, который происходит на визуальном уровне. Эта тенденция связывает воображение с формами сенсорной рефлексии, в то время как другой считает, что воображение порождает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мыслью, но и с данными чувств. Нет воображения без мысли, но и оно не сводится к логике, потому что всегда связано с преобразованием сенсорного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлых переживаний, и что эта трансформация осуществляется в органическом единстве чувственного и рационального.

Функции воображения

Люди так мечтают, потому что их разум не может быть «бездействующим». Она продолжает функционировать даже тогда, когда в мозг не поступает новая информация, когда она не решает никаких проблем. Это время, когда воображение начинает работать, и человек не может остановить его по собственному желанию.

Воображение имеет ряд специфических функций в человеческой жизни.

Первое из них — это представление реальности в образах и умение использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органично включена в него.

Вторая функция воображения — регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения, человек способен удовлетворить, по крайней мере частично, многие потребности и снять напряжение, вызванное ими. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в добровольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на нужные события. С помощью образов он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.

Четвертая функция воображения — это формирование внутреннего плана действий — способности осуществлять его в сознании посредством манипулирования образами.

Наконец, пятой функцией является планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс их осуществления.

С помощью воображения мы можем контролировать многие психофизиологические состояния организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто добровольно, человек может воздействовать на органические процессы: изменять ритм дыхания, пульс, кровяное давление, температуру тела.

Виды воображения

Теперь рассмотрим различные формы и типы человеческого воображения.

Отношение человека к процессу воображения напрямую определяет существование различных уровней воображения. На более низких уровнях изменение образов происходит непроизвольно; на более высоких уровнях сознание человека играет все более важную роль в формировании образов.

В своих низших и самых примитивных формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая происходит под влиянием низменных осознанных потребностей, побуждений и тенденций, не зависящих от какого-либо сознательного вмешательства со стороны субъекта. Образы воображения предстают перед воображением как бы по собственному желанию, кроме воли и желания человека, вместо того, чтобы быть сформированным им. В чистом виде эта форма воображения встречается лишь в очень редких случаях на более низких уровнях сознания и во сне. Это также называется пассивным воображением.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с целями. С ними человек по своей воле, усилиями воли, приносит соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения называется активной.

Существует также различие между воображением, репродуктивным или воспроизводящим, и преобразующим или продуктивным.

В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизводить реальность такой, какая она есть, и хотя в ней также присутствует элемент воображения, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством. Таким образом, тенденция в искусстве, называемая натурализмом, как и частичный реализм, может быть соотнесена с репродуктивным воображением. Известно, что биологи могут изучать флору русского леса на картинах Шишкина, так как все растения в его картинах написаны с документальной точностью.

Производительное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или тиражируется, хотя все же творчески трансформируется в картину. Таким образом, реальность также становится основой для творчества некоторых мастеров искусства, полеты фантазии которых уже не могут быть удовлетворены реалистическими средствами. Но эту реальность пересекает продуктивное воображение создателей, они строят ее по-новому, используя свет, цвет, вибрацию воздуха, прибегая к точечному представлению объектов, разбивая мир на геометрические фигуры и так далее. Даже такие произведения искусства, как абстракционизм, создавались продуктивным воображением. Мы сталкиваемся с продуктивным воображением в искусстве, когда мир художника — это фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», воображение братьев Стругацких.

Воображение, как мы знаем, тесно связано с творчеством. И, как ни странно, эта зависимость обратная, то есть именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько же специфических типов воображения, сколько и видов человеческой деятельности — конструктивной, технической, научной, художественной, музыкальной и так далее. Но, конечно, все эти типы образуют один из видов высочайшего уровня — творческое воображение.

Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сны, галлюцинации, мечты и грёзы.

Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их реальная роль в жизни человека до сих пор не выяснена, хотя известно, что люди находят в мечтах выражение и удовлетворение многих жизненных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни.

Галлюцинации — это воображаемые видения, которые, кажется, практически не имеют никакой связи с реальностью, окружающей человека. Как правило, они являются результатом различных нарушений психики или работы организма, сопровождающихся многими болезненными состояниями.

Мечты, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое является фантазией, связанной с желаниями.

Сон — это форма особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что хочется делать. Мечта отличается от мечты тем, что она более реалистична и в большей степени связана с реальностью, то есть в основном достижима. Мечты занимают довольно большую часть времени человека, особенно в подростковом возрасте, и являются приятными мыслями о будущем для большинства людей, хотя некоторые люди также имеют тревожные видения, которые создают ощущение тревоги и агрессии. Процесс воображения редко реализуется сразу в практических действиях человека, поэтому мечта является важной предпосылкой для реализации творческих способностей человека. Необходимость мечты заключается в том, что сначала это простая реакция на высоко стимулирующую ситуацию, но затем она часто становится внутренней потребностью человека. Мечта также очень важна в младшем школьном возрасте. Чем моложе мечтатель, тем чаще его мечта не столько выражает его ориентацию, сколько создает ее. Это формирующая функция мечты.

«Техника» воображения

Трансформация реальности посредством воображения не происходит произвольно, она имеет свои обычные способы, которые выражаются в различных методах или техниках трансформации, бессознательно используемых людьми. В психологии выделяется несколько таких методов.

Первый такой метод — агглютинация, т.е. сведение воедино или объединение в новые необычные комбинации различных частей, не связанных в повседневной жизни. Сочетание — это не случайная сборка, а сознательный подбор определенных признаков в соответствии с определенной идеей и концепцией композиции. Она широко используется в искусстве, науке, технических изобретениях, и особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примерами являются классические сказочные фигуры человека-животного или человека-птицы, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

Другая техника — акцентирование некоторых сторон изображаемого феномена. Подчёркивание — это подчёркивание возможностей. Часто это достигается путем изменения пропорций в разных направлениях. Это техника карикатуры: она воспроизводит черты оригинала, преувеличивая их или другие особенности. Чтобы быть осмысленным, акцент должен подчеркивать то, что является отличительным, а что — существенным. Акцентуация активно использует изменение объектов путем их увеличения или уменьшения, что является обычным явлением в фантастических представлениях реальности. Примерами могут служить следующие сказочные персонажи: беспрецедентно сильный Святогор, крошечная Дюймовочка или гигантский Гулливер. С одной стороны, появление гиганта, его огромные размеры могут сделать внутреннюю силу и важность символов более очевидными, с другой стороны, фантастически небольшой размер может быть контрастировано, чтобы подчеркнуть большие внутренние сильные стороны персонажа.

Мы также знаем, что третий способ создания образов — схематизация. В этом случае изображения объединяются, а различия сглаживаются. Четко показаны основные черты сходства. Примером может служить любой схематический чертеж.

И последний метод можно назвать типизацией, то есть специфическим обобщением. Она характеризуется подчеркиванием сущности, сходства во всех отношениях фактов и их воплощением в конкретном образе. В этом методе некоторые символы опускаются полностью, в то время как другие упрощаются и освобождаются от деталей и осложнений. В результате все изображение трансформируется. Например, есть профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

Таким образом, в фантазии, конечно, прослеживается тенденция к аллегории, к симилитету, к использованию образов в переносном смысле. Все средства литературного творчества показывают проявление преобразующей силы воображения. И все основные формы творческой трансформации мира, которые использует искусство, в конечном счете, отражают те трансформации, которые использует воображение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Задачи нейропсихологии
  2. Телесно-ориентированная психотерапия
  3. Гендерные особенности состояния счастья
  4. Психологический анализ личности
  5. Детские страхи 5 лет
  6. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по бейлзу — Описание методики Р. Бейлза
  7. Понятие личности в отечественной психологии
  8. Тревожность как свойство личности
  9. Психология влияния
  10. Предмет психологии как науки