Для связи в whatsapp +905441085890

Связь культуры и развития личности — Основные понятия и термины психологической культуры

Психологическая культура человека — это сложное понятие, включающее в себя знание основных факторов и законов развития внутреннего мира человека, методов и приемов психологической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации для широкой общественности.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в обществе, где одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где господствуют деспотизм, диктатура, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственных органов к человеку, его личности. В то же время невозможно поднять уровень психологической культуры индивида и общества в целом, не изучив его как объект.

Связь культуры и развития личности - Основные понятия и термины психологической культуры

Основные понятия и термины психологической культуры

Духовная культура человечества всегда включала в себя идеи о природе психики, о возможностях и путях ее регулирования и развития. В разных группах общества эти понятия имели свои особенности, но в то же время носили черты, характерные для этноса в целом. Практические навыки управления и развития психики передавались из поколения в поколение. Эту часть психической культуры мы называем психологической культурой.

Известно, что понятие культуры имеет несколько значений. Два из них фундаментальные:

  1. Культура как результат материальной и умственной деятельности людей;
  2. Культура как уровень развития, степень совершенства различных сфер жизни и деятельности.

Психологическая культура — это совокупность представлений о психике, доступных индивидууму, группе или этносу, используемых формах регуляции и развития психики.

Носителями, носителями психологической культуры могут быть разные субъекты: индивидуум, группа (возраст, профессия и т.д.), этнос, общество.

Соответственно, психологическая культура человека — это закономерности психики, формы ее регулирования и развития, характерные для конкретного человека.

Психологическая культура проявляется в уровне и формах развития психологической компетентности и практического применения представлений о психике, в формах формирования психологических характеристик. Понятие психологической культуры находится на одном уровне с такими понятиями, как культура труда, культура быта, культура поведения, культура общения, физическая культура, культура образования, культура исцеления.

Психологическая культура является предметом психокультуры — междисциплинарной науки, которая наиболее тесно связана с культурологией, психологией, этнологией, антропологией и социологией.

Психокультурологию можно разделить на разделы:

  • психологическая культура чувств и эмоций;
  • психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегулирования;
  • психологическая культура сознания и самосознания;
  • психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности.

Основным объектом психокультурных исследований должно быть описание и объяснение форм использования представлений о психике (донаучных и научных), способов их практического изучения, регулирования и развития. Такое описание не обязательно имеет место в психологическом плане. Более того, некоторые виды воздействий могут вообще не относиться к сфере психики. Конечно, и познание, и регулирование, и развитие психики — то есть всего того, что попадает в сферу психологической культуры — определяются не только психологическими факторами и не могут быть объяснены одними лишь психологическими закономерностями.

Познание, регулирование и развитие психики возможно только на основе психологических подходов и методов. Необходимо учитывать и применять социальные, биологические, этнологические, антропологические и многие другие закономерности, подходы и методы. Например, наиболее важным социокультурным фактором является религия. Она может напрямую определять восприятие людьми своих индивидуальных особенностей.

Например, протестантская этика связана с приписыванием себе духовных качеств, которые высоко ценятся в протестантизме — высокой мотивацией к достижениям, настойчивостью, развитой силой воли, опрятностью, способностью к самодисциплине, низкой тревожностью, низкой импульсивностью.

Факторами, определяющими специфику психологической культуры личности, являются этнические особенности психики, культурно-исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние общества и личности, географические и экологические особенности страны проживания.

Кроме этих факторов, на психологическую культуру личности влияет также уровень общей культуры, психических знаний, образ жизни, тип работы и характеристики микрообщества, к которому принадлежит человек.

При психодиагностических исследованиях людей, живущих в новой этнической среде, особенно важно учитывать степень их адаптации к новой культуре. Этот параметр часто оказывается более информативным, чем, например, возраст или принадлежность к определенному социальному классу.

Поскольку психологическая культура личности подвержена влиянию многих социокультурных факторов, то она имеет обратный эффект и входит как важный компонент в систему ценностей данной личности, в личное сознание и самосознание, в образ мира данной личности.

Основные компоненты психологической культуры

Рассмотрим основные компоненты психологической культуры личности.

1. Презентационная составляющая, формирует совокупность представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования; стереотипах восприятия, понимания, интерпретации психологических явлений, в том числе индивидуальных особенностей психики. Она также включает в себя идеи о влиянии общества, группы, семьи, идеи о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях на личность.

Презентационная составляющая является одной из важнейших составляющих личного мировоззрения — целостного представления о мире и поведении, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные).

В качестве компонентов презентационного компонента можно рассматривать:

  1. (понятия о психике в целом, ее универсальности, природе, половых и возрастных различиях;
  2. представление групповых особенностей менталитета: этнических, профессиональных, референтных и т.д;
  3. (представления о своей психической индивидуальности. Источниками наполнения презентационной составляющей являются: собственный опыт, обычные знания, полученные в результате диалога, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. Она также включает в себя мифологические представления о психических феноменах, индивидуальных особенностях менталитета, иллюзиях, предрассудках.

2. нормативная составляющая, включает в себя способы контроля психических состояний, процессов, функций, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, методы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, индивидуальные психические качества, профилактику и ликвидацию психических расстройств, лечение психических заболеваний, методы поддержания психического здоровья.

Нормативная составляющая психологической культуры личности представлена стандартами и нормами, которые получают статус обязательных. Отклонения от норм контролируются в разной степени, это особенно касается стандартов психологической саморегуляции. Субъект, принадлежащий к той или иной общности людей, развивает собственные стандарты психологической культуры, культурные установки.

Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этом сообществе, но содержат индивидуальные модификации, которые возникают под влиянием микрообщества и личного опыта, личностных и личностных характеристик.

3. формирующий компонент формирует цели, принципы и методы духовного развития, традиции его развития и совершенствования. В формирующем компоненте основными ценностными ориентирами для совершенствования психики являются выбор предпочтительной модели структуры и функции психики.

Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть сознательными и бессознательными. Они исторически и этнически обусловлены.

Каждый этнос имеет свои доминанты в этой составляющей психологической культуры, например: европейский этнос — интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония — совершенствование саморегулирования, Арабский Восток — коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция — гармонизация психики в целом.

Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры

Рассмотрим более подробно исторический аспект психологической культуры личности. Значительным явлением в культурной истории человечества на этапе первобытного общества стало формирование мифов.

Мифология — это совокупность легенд, сказаний о богах, духах, героях, которые обожествляются или связаны с богами по происхождению. В то же время, это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология служила основой для понимания мира. Формирование мифов было следствием того, что человек не отделял себя от своего природного и социального окружения.

В построении мифов заложены черты примитивного мышления: диффузия, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действие, а не на ориентацию, рефлексия. Для мифологической мысли объяснение структуры вещи идентично рассказу о том, как она появилась. Зародышевые элементы религии, философии, науки и искусства переплетаются в мифах. Все эти элементы развиваются в самостоятельные сферы общественного сознания, сохраняя при этом многочисленные связи с мифологией. Мифология остается не только памятником первобытного мировоззрения и архаичных повествовательных форм. Особенности мифологического сознания могут быть сохранены вместе с формами научного познания, наряду с научной логикой.

Согласно мифологическим представлениям, природа человека, его душа и тело определялись в мифическое время — при жизни первобытных предков, которое предшествовало историческому времени. Особым актом человеческого творения во многих мифах является дарение души животному или вещи. В мифическое время были также установлены шаблоны и санкции социального поведения. Порядок в природе и обществе поддерживается магическими духовными силами. Активизировать эти силы можно было через ритуалы, которые инсценировали события мифического времени (особенно во время календарных праздников, инициаций (инициация — распространенный обряд перехода мальчиков и девочек (обычный возраст 12-15 лет, иногда больше) в полноправные члены семьи, переход во взрослую группу) и т.д.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и через сны.

В мифах душа часто ассоциируется с воздухом, дыханием, ветром, бурей. Согласно библейской мифологии, Бог вдохнул в Адама дыхание жизни, и человек стал живой душой. Множественность проявлений жизни определила идею множественности человеческих душ: души живого человека и души умершего (египетская традиция), светлой и темной части души (китайская традиция).

Внешняя душа, покидающая тело в виде животного, птицы или насекомого (нанайцев, чеченцев и бирманцев), является общепринятой версией. Согласно одной из верований, после смерти душа находит прибежище в загробной жизни, согласно другим она возвращается в тотемный центр племени (к священному животному, растению, реже к неодушевленному объекту — предку племени), к мировому древу и т.д., т.е. возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплощается в новорожденного.

Считалось, что душа человека управляется духами — мифологическими существами, которые относились к низшему уровню мифологической иерархии, в отличие от богов, принадлежащих к пантеону.

Духи делились на добрые и злые, собственные духи (олицетворяющие человеческую душу), родовые духи, семейные духи и духи предков. В ряде мифологий также выделялись духи-помощники, соотнесенные с различными частями тела (духом лба, глазом духа и т.д.). Во многих первобытных племенах была распространена идея, что помимо своей собственной, существует «лесная» душа, воплощенная в диком животном или дереве (друиде), с которым у него есть некая психическая идентичность. Если «лесная» душа воплощается в животном, то такое животное становится для человека своего рода братом. Отсюда и мысль о том, что человек, чей брат — крокодил, в безопасности, когда плавает в реке, кишащей крокодилами. С другой стороны, если душа — это дерево, то она имеет своего рода родительскую власть над человеком. В обоих случаях ущерб, нанесенный «лесной» душе, интерпретируется как ущерб самому человеку.

Давая человеку возможность приблизиться к пониманию реальности, выявляя и распознавая типичное в многообразии явлений, миф дал возможность человеку испытать чувство единства, целостности и стабильности мира, что очень важно для него. Некоторые мифы напоминают иллюзии восприятия, но это не умаляет их значения для индивидуального мировоззрения. В познавательном аспекте миф функционирует как средство усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.

Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами, то есть с основными бессознательными схемами идей и тенденциями формирования общих идей, независимо от этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психологического развития, уровня образования и т.д.

По мнению К. Юнга, некоторые мыслительные формы, общепонятные жесты и многие установки следуют закономерностям, сформировавшимся задолго до приобретения человеком рефлексивного мышления и продолжающим существовать независимо от рефлексивного мышления.

Они являются продуктами биологического, доисторического развития разума архаичного человека, психика которого была еще близка к животной. В основе примитивного сознания лежат образы: дерево, яйцо, змея и др. Они символически отражают вечные общечеловеческие идеи (голод, болезни, старость, смерть, война, крестник, богатырь, побеждающий зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающий свой народ от смерти и разрушения), которые вошли во многие мифы, религиозные и философские учения и затронули целые народы и исторические эпохи.

Повествование или ритуальное повторение священных текстов и обрядов, почитание образа героического подвига через танцы, музыку, гимны, молитвы и жертвоприношения возбуждают и обнимают людей с возвышенными эмоциями через отождествление с героем.

Роль архетипов заключается в том, что, являясь структурными элементами человеческой психики, общими моделями поведения, они сохраняют опыт филогенетического развития человечества, дают людям понимание мира, самих себя, других людей, единство человеческой культуры и преемственность разных эпох.

Архетипическое восприятие является одним из проявлений обобщения и осмысленности на верхних уровнях социального восприятия. Она является основой и ориентиром для понимания групповых и индивидуальных форм поведения и действий, для понимания мотивов, установок, отношений, причин решений и действий.

Архетип, связанный с мифом и содержанием мифа, который соотносится с реальностью и помогает ее понять, более постоянен в своем историческом и географическом существовании. Мифотворение, то есть те действия, повествования, легенды, в которых он передается, более изменчив и имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.

Ритуалы были и остаются одним из основных механизмов психокультурной передачи. Форма ритуального действия не менее важна, чем его содержание. Ритуалы эффективны в изменении эмоциональных состояний, в формировании и поддержании чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи; они способствуют консолидации, заставляют отдельного человека ощущать свою групповую идентичность.

Самоидентификация личности, переживание своей уникальности предполагают одиночество, периодическое одиночество. Но обратная необходимость — быть с другими и вести себя как другие — не менее важна для человека.

Ритуальные действия — фестивали, карнавалы, парады, танцы и совместный прием пищи — удовлетворяют эту потребность, обеспечивают широкий спектр интенсивных и сдержанных эмоций, а также оказывают спасительное психологическое воздействие через эмоциональную разрядку.

Рождение, взрослая жизнь, брак и смерть — это знаменательные события для человека, сопровождаемые интенсивными, впечатляющими переживаниями. Их когнитивное и эмоциональное принятие требует времени и внутренней работы. Ритуал, с одной стороны, поддерживает эту внутреннюю работу, обеспечивая точки входа для понимания значимого события, а с другой стороны, он уравновешивает интенсивную внутреннюю работу с соответствующим количеством внешней поведенческой деятельности. В каждом переживании участвуют как душа, так и тело; их деятельность должна быть скоординирована, что имеет важное психогигиеническое значение.

В истории человечества многие существенные особенности психологического воздействия формировались в основном потоке психотерапевтического воздействия. Долгое время исцеление было не самостоятельной деятельностью, а аспектом практической деятельности определенных людей, которые обладали только такими методами лечения, которые были наиболее близки к их деятельности для достижения других, не-врачебных целей.

Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур

Психологическая культура личности формируется под решающим влиянием психологической культуры как этноса в целом, так и различных психологических субкультур, из которых он состоит.

Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и др. В каждом сообществе людей существует своя субкультура людей, которые практикуют психологическое воздействие как основной вид своей деятельности.

Это целенаправленное воздействие при целенаправленном использовании методов и достаточно четком представлении результатов. В более ранние века представители таких субкультур, как правило, не обладали специальными знаниями. В настоящее время ситуация в разных обществах другая, но очень разная.

Например, в нашей стране те, чьи профессии связаны с работой с людьми и требуют психологической компетентности, получают знания в области психологии, но в силу этого не могут быть реально применены в профессиональной деятельности:

  1. очень маленький объем;
  2. плохо систематизированы;
  3. отсутствие практической ориентации — за приобретением знаний редко следует формирование практических навыков.

Нормативный канон психологической культуры индивида не может быть изучен без корреляции с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Эти характеристики социальной группы обусловливают нормы регулирования и развития психики. Социально-культурные традиции общества, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития общества, психологическая культура человека — все эти явления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Их изолированное развитие или целенаправленное изменение без учета взаимосвязей невозможно.

Поэтому «пересадка» психологической культуры из одной общины в другую, по крайней мере, без соответствующей модификации и адаптации, обречена на неудачу. Например, нынешнее широкое распространение в некоторых социальных группах европейских стран буддийской культуры саморегулирования без одновременного целостного принятия принципов саморазвития и самосовершенствования, присущих буддизму, вряд ли будет успешным и глубоким, поскольку эти принципы вступают в конфликт с формирующей составляющей психологической культуры европейских этнических групп, вызывая напряженность на уровне индивидуальной личности, как внутри, так и в межличностных отношениях.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь зависти и «я-концепции»
  2. Психологическая коррекция в школе
  3. Теоретические методы исследования в психологии
  4. Групповая арт-терапия
  5. Использование педагогического наследия Е.И. Тихеевой в современном дошкольном и начальном образовании
  6. Классификация эмоциональных процессов
  7. Виктор Федорович Шаталов, российский и украинский педагог-новатор
  8. Защитный механизм: рационализация
  9. Адаптация приемного ребенка в семье — Эмоциональная система как мотивирующий фактор усыновления ребенка в семью
  10. Психоэмоциональное состояние медицинских работников в условиях суточного графика работы