Для связи в whatsapp +905441085890

Связь социальной педагогики с другими науками — Система педагогических наук

Каждое поколение людей должно решить три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Социальный прогресс стал возможен только потому, что каждое новое поколение присваивало опыт своих предков, обогащало его и передавало потомкам.

Что такое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи пожилым людям социального опыта, необходимого для жизни и работы, и его активного усвоения молодыми поколениями, называется педагогикой.

В Древней Греции учитель — это раб, приставленный к ученику, который сопровождал его в школу и прислуживал ему в классе и вне его. Греческое слово «peidagogos» («peida» — ребенок, «goges» — вести) можно перевести как «детский лидер», «воспитатель детей». Таким образом, «педагогика» в дословном переводе с греческого означает ведение ребенка. Основными категориями педагогики являются: Развитие, воспитание, образование и обучение.

Развитие человека — это процесс формирования человеческой личности под влиянием внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых социальных и природных факторов.

Образование в широком смысле — это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, который готовит ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на обучаемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающей среды.

Образование — это процесс и результат овладения определенной системой знаний и обеспечения на их основе соответствующего уровня развития личности. Образование в основном осуществляется в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством преподавателей. Однако все большую роль играет самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимной деятельности учителя и ученика по передаче и приобретению знаний. Деятельность учителя называется преподаванием, а деятельность учеников — обучением. Поэтому обучение можно определить следующим образом: Обучение — это преподавание и учение в их совокупности. В свете вышесказанного педагогика предстает как наука об образовании (имеется в виду «образование» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «образование» используется в более узком смысле).

Предметом педагогики является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее становления, воспитания, образования, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

Связь социальной педагогики с другими науками - Система педагогических наук

Система педагогических наук

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация науки. Процесс специализации и дифференциации особенно ярко проявляется в науке об образовании. Педагогика, возникшая в недрах философии как ее часть, сегодня имеет большое количество ответвлений, которые развиваются как ее ветви. Эти отрасли определяются особенностями объекта образования: Возраст, профессия, психофизиологические данные и т.д.

Основные «ветви» дерева науки об образовании следующие.

Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и образовательных учреждений. Эта отрасль педагогического знания изучает основные законы образования и воспитания. Компонентами общей педагогики являются: теория образования, теория воспитания (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольное образование — изучает закономерности образования детей дошкольного возраста.

Общеобразовательная педагогика занимается вопросами содержания, форм и методов обучения и воспитания школьников.

Специальное образование (дефектология) — это наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей с физическими или умственными недостатками. В зависимости от характера инвалидности существуют следующие направления: сурдопедагогика — изучает законы обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика — разрабатывает вопросы коррекции речи детей и подростков.

Педагогика профессионального и среднего специального образования — изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов средних специальных учебных заведений.

Исправительное образование занимается перевоспитанием правонарушителей всех возрастов.

Военное образование изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшего образования разрабатывает вопросы, связанные с обучением и воспитанием студентов вузов.

Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, которая раскрывает историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические периоды, в разных странах и народах.

Педагогика как развивающаяся наука содержит гипотетические положения, которые требуют научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогика рассматривается как наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах личностного и профессионального развития, поскольку современная система образования и воспитания охватывает практически всех людей, а педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного до профессионального образования и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом образования и воспитания является человек, педагогика является наукой о человеке и занимает ведущее место в системе гуманитарных наук.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная и достаточно научная дисциплина не может развиваться отдельно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX — начало XXI века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Важную методологическую роль в процессе развития педагогической теории играет философия, которая помогает определить исходные позиции в исследовании педагогических явлений. Психология, и особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста в условиях обучения и воспитания, играет особо важную роль в решении конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режима труда и отдыха. Существует тесная связь между педагогикой и школьной гигиеной, которая изучает и. определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, изучающая общество как сложную, целостную систему, дает педагогике много фактического материала для более рациональной организации обучения и воспитания.

Педагогика имеет тесные связи со многими другими отраслями науки — анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и так далее. Формы связей педагогики с другими науками весьма разнообразны: это и заимствование научных идей (например, кибернетическая идея контроля), и использование данных, полученных из других наук (данные физиологии об успеваемости учащихся), и так далее.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и воспитания) развивались и выделились в отдельную отрасль педагогического знания методы преподавания отдельных предметов в средней школе, а позднее — в средней и высшей школе.

Основной задачей методики является разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта лучших учителей, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, концепции обратной связи, заимствованной из кибернетики). Следует отметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе тщательного отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Таким образом, педагогика — это наука о педагогическом процессе, который организуется в условиях педагогической системы и обеспечивает развитие ее субъектов. Как и любая наука, педагогика содержит фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области образования и воспитания. На этой основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выраженные в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; предположения-гипотезы, прогнозирующие новые пути решения педагогических проблем с учетом современных тенденций в обществе.

Цели образования и воспитания

Образовательный процесс в высшей степени ориентирован на достижение цели. Оно подразумевает определенное направление образовательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержание и средства достижения этих целей. Цели образования определяются идеалами и ценностями, провозглашенными обществом.

Воспитание молодого поколения — это серьезное дело. Она должна основываться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому принципы гуманизма, выработанные и проверенные многовековой практикой, должны стать идеологической основой всей системы образования.

Давайте разберемся, что именно это значит. И для этого мы должны сначала уточнить термин «гуманизм». Термин «гуманизм» имеет множество значений, поскольку его содержание менялось на протяжении истории.

Гуманизм (от лат. humanus — человек, человеческое) означает, прежде всего, человечность: любовь к людям, высокую степень психологической терпимости, мягкость в межличностных отношениях и уважение к личности и ее достоинству. В конечном итоге понятие «гуманизм» формируется как система ценностных ориентаций, в центре которой находится признание человека высшей ценностью. Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее краткое описание гуманизма: Гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого существования в целом и отдельного человека в частности.

В такой интерпретации гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок приобретает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в ходе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его возможностей, достижение гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни и наивысшее развитие отдельной человеческой личности. Современная интерпретация гуманизма подчеркивает целостное и универсальное формирование человеческой личности. Эта универсальность понимается как гармоничное развитие его интеллектуального, духовного, нравственного и эстетического потенциалов. Таким образом, с точки зрения гуманизма, цель образования — дать возможность каждому человеку стать всесторонне развитым субъектом деятельности, познания и общения, другими словами, свободным, автономным существом, ответственным за все, что происходит в мире. Следовательно, степень гуманизации образовательного процесса определяется тем, в какой мере этот процесс создает условия для самореализации личности, раскрытия всех присущих ей природных даров, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

С точки зрения содержания, реализация принципов гуманизма в образовательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В данном случае понятие «универсальные ценности» имеет два взаимодополняющих значения.

Во-первых, универсальные ценности — это ценности, которые важны не для узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а важны для всего человечества. Они присущи в той или иной форме всем социальным общностям, социальным группам и нациям, даже если не у всех они выражены одинаково. Специфика их выражения зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к образовательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений той или иной социальной силы, акцент на духовно-нравственном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности на основе освоения всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, универсальные ценности — это конечные, исторически и социально нелокализованные ценности. В философских терминах можно сказать, что это трансцендентные (сверхчувственные) ценности, то есть ценности абсолютные, вечные. Верующие люди, понимающие универсальные ценности с позиции религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. Они основаны на идее Бога как абсолютного воплощения добра, истины, справедливости и красоты.

Для неверующих, людей со светским сознанием, за универсальными ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенции и стремления. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и так далее.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей, верующие и неверующие признают, что общечеловеческие ценности не придуманы какими-то конкретными людьми, а являются отражением и выражением социальных интересов любой социальной общности. Они по своей природе постоянны и непреходящи. И поэтому универсальные ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Как выражение опыта всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозных и моральных системах в виде заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Не сотвори себе кумира» и так далее.

Общее отношение к человечеству

Следует отметить, что универсальные установки не следует интерпретировать как некие космополитические ценности. Каждый народ выражает эти ценности по-особому. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, характера цивилизации. Поэтому универсальное всегда реализуется через конкретного человека. И каждый отдельный человек является гражданином определенного государства, принадлежащим к определенной нации. И общее человеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций предполагает его воспитание как гражданина, как патриота своей страны и своего отечества. Следовательно, гуманизм требует патриотизма, любви к своему Отечеству, воспитания гражданской ответственности, уважения к обычаям и законам Родины. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, которая отдает приоритет частным ценностям и отвергает общечеловеческие.

И еще одно важное уточнение содержания образовательного процесса вытекает из принципов гуманизма. Гуманизм, как мы видели выше, рассматривает человеческую личность как высшую ценность. Но тогда, конечно, возникает вопрос: не способствует ли гуманизм индивидуализму? Очевидно, что нет. Напротив, отдавая приоритет универсальному, гуманизм противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает, что человек признает ценность всех других людей, любит их и служит им. Не случайно термин «гуманизм» изначально понимался как «человечность». Поэтому гуманизм не исключает коллективизма, стремления к общности с другими людьми, их взаимной поддержке, а предполагает его.

Таким образом, в соответствии с общечеловеческими ценностями, содержание педагогического процесса не должно отвергать лучшее из опыта каждой страны и народа, а, напротив, должно всячески обновлять и развивать этот опыт.

Цели образовательного процесса должны быть скорректированы соответствующим образом. Гуманистический подход требует, чтобы главной целью образовательного процесса было создание условий для самореализации личности. Другими словами, речь должна идти об определенном сдвиге ценностных ориентаций, что не означает радикального изменения процесса преподавания и обучения, но смещение акцентов. Первый тип ценностной ориентации является технократическим по своей природе. В центре внимания — экономическая эффективность, максимальное использование выпускника в интересах государства. Вторая ориентирована на интересы каждого студента как личности, на удовлетворение его потребностей, на создание условий для реализации его разностороннего потенциала.

Гуманистическая ориентация предполагает отход от одномерной оценки студента как будущего функционера общественного производства. Напротив, ориентация на узкоспециализированное образование противоречит интересам студента, поскольку рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания позволят не только самореализоваться, но, возможно, только прокормиться. Именно поэтому нам нужна такая система образования, которая позволяет выпускникам проявить себя в более широкой сфере деятельности. Опыт показывает, что это можно сделать путем усиления общего естественнонаучного и гуманитарного образования. Гуманизация образовательного процесса требует, чтобы учебные программы разрабатывались с учетом интересов студентов в новых социальных и экономических реалиях, а не интересов отдельных факультетов, университетов или правительства. Наконец, гуманистическая направленность образования может быть реализована только через соответствующие формы образовательного процесса. Мы говорим о гуманистической педагогике. В самом общем виде эта педагогика предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации образования, акцент на пробуждении активности и инициативы обучающегося, применение основных принципов педагогики сотрудничества в отношениях между учителем и учеником.

Значение педагогики в современном социально-экономическом контексте не ограничивается рамками обмена опытом в профессиональном взаимодействии. Педагогика также влияет на организацию использования индивидуального и группового сознания для реализации социально-экономических целей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методические принципы воспитания
  2. Взаимодействие детского сада и семьи
  3. Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста
  4. Гетерохронии развития
  5. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников
  6. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
  7. Задачи школьного воспитания
  8. Типы семей и стили семейного воспитания
  9. Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников
  10. Социальное воспитание в школе