Для связи в whatsapp +905441085890

Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками — Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры

Дошкольные годы — короткий, но важный период развития личности. В эти годы ребенок приобретает первые знания об окружающем мире, он начинает формировать определенное отношение к людям, к работе, к развитию навыков и привычек правильного поведения, характера.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, только так он готов открыть для себя мир и мир. Игра — одна из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра — более ценное занятие для ребенка дошкольного возраста, которое дает ему ощущение свободы, подчинения вещей, поступков и отношений, и позволяет ему в полной мере осознать «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального благополучия и стать частью детского общества, которое основано на свободном общении равных.

В процессе ролевой игры развиваются умственные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра является своеобразным способом усвоения общественного опыта, присущего дошкольному возрасту. В игре формируется вся личность ребенка, происходят существенные изменения в его психике, которые готовят переход на новую, более высокую ступень развития. Это объясняет огромный образовательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра — многогранное явление, ее можно считать особой формой существования всех без исключения аспектов жизни команды. Столь же много нюансов показывает игра в управлении образовательным процессом.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре, которая осознает необходимость влияния на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовном мире ребенка течет живительный поток идей, представлений об окружающем его мире». Игра — искра, которая зажигает искру любознательности и любопытства. Педагогическая ценность игры во многом зависит от профессиональных способностей учителя, его знаний детской психологии, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, правильного методического управления взаимоотношениями между детьми, четкой организации и реализации всех видов игр.

Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками - Понятие "игра" и актуальные вопросы детской игры

Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры

Наряду с работой и учебой, игра является одним из важнейших видов человеческой деятельности, удивительным феноменом нашего существования. По мнению Г.К. Селевко, игра — это своего рода деятельность в условиях ситуаций, направленная на восстановление и усвоение социального опыта, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как направляющая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяющая его дальнейшее психическое развитие, тем более, что игра ассоциируется с воображаемой ситуацией. Успешное решение воспитательных задач требует большого внимания к проблемам детской игры. Игра — наиболее доступный вид деятельности для детей, способ обработки из внешнего мира полученных впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — это реальная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в сообществе сверстников. Поэтому проблема использования игры для всестороннего образования так важна для дошкольной педагогики, а особенно для формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед специалистами дошкольных учреждений стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. Понимание игры как формы организации жизни и деятельности детей основано на следующих положениях:

Игра служит решению общеобразовательных задач, среди которых первостепенное значение имеют задачи формирования моральных и социальных качеств ребенка;

Игра должна иметь непрофессиональный характер и при надлежащем педагогическом руководстве все больше развиваться в этом направлении;

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее взаимопроникновение с различными видами деятельности: Работа и игры, образовательная деятельность и игры, деятельность повседневной жизни и игры.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции как:

  • развлекательный (это главная функция игры — развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, вызывать интерес);
  • коммуникативный: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигон человеческой практики;
  • Игра-терапия: преодоление различных трудностей, возникающих при других видах жизнедеятельности;
  • диагностика: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Корректирующая функция: вносить положительные изменения в структуру персональных показателей;
  • Межэтническое общение: усвоение общих для всех людей социокультурных ценностей;
  • Социализация: поглощение в систему социальных отношений, приобретение норм человеческого сосуществования.

Таким образом, игра — это та форма организации жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в которой педагог, используя различные методы, может формировать личность ребенка, его социальную направленность.

Особенности основных типов игр и их классификация

Детские игры отличаются большим разнообразием. Они различаются по содержанию и организации, правилам, типу выражения ребенка, воздействию на ребенка, типу используемых объектов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, но для правильного управления ими необходима группировка. Каждый тип игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Размывание различия между любительскими и образовательными играми, наблюдаемое в современной теории и практике, недопустимо. На дошкольном уровне выделяются три класса игр:

  • Игры по инициативе детей — любительские игры;
  • Игры, созданные взрослым человеком, который представляет их в образовательных целях;
  • Игры происходят из этнических традиций, которые могут быть инициированы взрослым или старшими детьми.

Каждый из вышеперечисленных классов игр, в свою очередь, представлен типами и подтипами. Таким образом, первый класс включает в себя:

Креативный сюжет ролевых игр. Термин «творческая игра» включает в себя сюжетные ролевые игры, инсценировочные игры, строительные игры. Содержание креативных игр придумывают сами дети. Свобода, независимость, самоорганизация и творчество детей в этой группе особенно полны. Различный жизненный опыт не копируется, он обрабатывается детьми, некоторые из них заменяются другими и т.д.

Ролевая игра является основным видом игры ребенка дошкольного возраста. Она характеризуется главными особенностями игры: эмоциональной интенсивностью и энтузиазмом детей, самостоятельностью, активностью, творчеством. Первые сюжетные игры проходят как неролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую важное значение. Действия с объектами, игрушками выполняются каждым из игроков самостоятельно. Совместная игра возможна с участием взрослого.

 Игры на инсценировку. Для них характерны основные черты креативных игр: наличие идеи, сочетание роли и реальных действий и взаимоотношений и другие элементы воображаемой ситуации. Игры построены на основе литературного произведения: Сюжет игры, роли, действия персонажей и их язык определяются текстом работы. Игра в драматургию оказывает большое влияние на язык ребенка. Ребенок познает богатство родного языка, его средства выражения, использует различные интонации, соответствующие характеру персонажей и действий, старается говорить четко, чтобы его понимали все. Начало работы над игровой драмой заключается в подборе художественного произведения. Важно, чтобы она интересовала детей и вызывала сильные чувства и ощущения. Преподаватель принимает участие в планировании и подготовке спектакля. На основе содержания работы с детьми продумывается сюжет игры, распределяются роли, подбирается языковой материал. Педагог использует вопросы, советы, повторение игры, рассказывает детям об игре, помогая достичь наилучшего выражения персонажей.

Строительно-конструкторские игры — своеобразная творческая игра. В них дети размышляют о своих знаниях и впечатлениях об окружающем их мире. В строительных играх одни вещи заменяются другими: Конструкции строятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или из натуральных материалов (песок, снег). Все это дает основание рассматривать эту деятельность как один из видов творческой игры. Многие строительные игры проходят в форме ролевых игр. Дети берут на себя роль строителей, которые строят здание, строительные материалы доставляются к ним шоферами, а во время перерыва рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируются и развиваются пространственная ориентация ребенка, способность различать и определять размер и пропорции предмета, а также пространственные отношения. Таким образом, в конструктивно-конструктивной игре происходит многогранное развитие психической активности детей».

Две игры с готовым контентом и правилами предназначены для формирования и развития определенных особенностей личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым контентом и правилами на дидактические, мобильные и музыкальные.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально разработанными педагогической школой для обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных проблем в воспитании детей, но в то же время существует воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровой деятельности. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат.

Дидактическая задача определяется целью образования и педагогическим эффектом. Она формируется учителем и отражает его педагогическую деятельность. Например, в серии дидактических игр, соответствующих программным заданиям соответствующих сюжетов, усиливается умение формировать слова из букв, отрабатываются навыки счета. Игровое задание выполняют дети. Дидактическое задание в дидактической игре реализуется игровым заданием. Он определяет игровые действия, становится задачей ребенка. Играть в действия — основа игры. Чем больше разнообразие игровых действий, тем интереснее игра для детей и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различаются как по направленности, так и по отношению к игре. К ним относятся ролевые игры, угадывание, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с намерениями игры и вытекают из них. Игровые действия являются средством реализации игрового плана, но также включают в себя действия, направленные на достижение дидактического задания.

В дидактической игре устанавливаются правила. С помощью правил учитель контролирует игру, процессы познавательной деятельности и поведение детей. Правила влияют на решение дидактической задачи — они незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на конкретную задачу субъекта.

Подведение итогов — результат сразу же подводится в конце игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше справились с игровым заданием; выявление команды-победительницы и т.д. Необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Во время игры необходимо наблюдать за всеми конструктивными элементами. Ведь с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и учителем определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и учительница — участники игры. Это условие нарушается, и учитель идет по пути прямого преподавания.

Так что дидактическая игра — это игра только для ребенка, для взрослого — это способ обучения. Цель дидактических игр — облегчить переход к учебным заданиям, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных типа:

  1. Игры с объектами (игрушками, натуральными материалами) используют игрушки и реальные объекты. Играя с ними, дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия объектов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети узнают о свойствах предметов и их характеристиках: цвете, размере, форме, качестве. Игры решают задачи сравнения, классификации, определения порядка заданий. Когда дети получают новые знания об объектной среде, задания в играх усложняются: младшие школьники практикуют определение объекта по любому свойству, комбинируя объекты по этому свойству (цвет, форма, качество, назначение и т. д.), что очень важно для развития абстрактного, логического мышления.
  2. Игры с натуральными материалами используются учителем в таких дидактических играх, как «Чьи следы? «От какого дерева лист?», «Сломайте листья, уменьшая их размер» и т.д. и т.п. Такие игры консолидируют знания о природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
  3. Настольные и печатные игры предлагаются в разных видах: парные картинки, различные виды бинго, домино. Они используются для решения различных задач развития. Например, игра, основанная на сопоставлении фотографий попарно. Студенты сочетают изображения не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Студенты сопоставляют фотографии по общим атрибутам — классификация. Здесь студентов просят обобщить и установить связи между объектами. Например, в игре «Что растет в лесу?».

Вырезание картинок направлено на развитие у детей способности делать из отдельных частей цельный объект, логического мышления.

Описание, повествование с картинки с демонстрацией действий, движений направлено на развитие языка, воображения, творчества у младших школьников. Чтобы заставить товарищей по команде угадать, что на картинке, студент прибегает к имитации движений (например, животных, птиц и т.д.).

Эти игры формируют такие ценные качества личности ребенка, как способность перевоплощаться, творчески искать в создании нужного образа.

Вербальные игры построены на словах и действиях игры. В этих играх, начиная с существующих представлений об объектах, дети учатся углублять знания о них, потому что в этих играх необходимо применять уже приобретенные знания о новых взаимоотношениях в новых ситуациях. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: Описание объектов, выделение их свойств; угадывание по описанию; нахождение признаков сходства и различия; группировка объектов по разным свойствам, признакам, нахождение алогизмов в суждениях и т.д.

С помощью вербальных игр у детей развивается желание заниматься умственной работой. В самой игре процесс мышления более активен, ребенок легко преодолевает умственные трудности и не осознает, что он учит.

Чтобы упростить использование словесных игр в образовательном процессе, их можно разделить на четыре основные группы. В первую группу входят игры, формирующие способность выделять существенные особенности предметов, явлений: «догадки», «покупки» и т.д.

Во вторую группу входят игры, развивающие умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы: «Похожее не похожее», «Кто замечает больше абсурдности» и другие.

Игры, которые помогают обобщить возможность классификации объектов по различным характеристикам, сгруппированы в третью группу: «Кому что нужно?» «Четвертая группа включает игры для развития внимания, интеллекта и быстрого мышления: «рисование», «полет, не полет» и другие».

Игры в движения. Они основаны на разнообразных движениях — ходьба, бег, прыжки, скалолазание и т.д. Игры движения удовлетворяют желание растущего ребенка двигаться и способствуют накоплению разнообразных двигательных ощущений. Активность ребенка, его радостные переживания — все это положительно влияет на самочувствие и настроение, создавая позитивный фон для общего физического развития. Игры движения включают в себя комплексы различных типов движений. Эти игры формируют умение работать вместе, развивают честность и дисциплинированность. Дети учатся соглашаться, объединяться для любимых игр, рассчитывать на мнение партнера, справедливо решать конфликты.

5. традиционные или народные игры. Исторически сложилось так, что они стали основой многих обучающих и развлекательных игр. Объектная среда народных игр также традиционна, они сами по себе и скорее представлены в музеях, чем в детских коллективах. Исследования последних лет показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и ментальных способностей человека (сенсомоторной координации, добровольного поведения, символической мыслительной функции и др.), а также основных особенностей психологии этноса, создавшего игру.

Взгляды Н.К. Крупской и А.С. Макаренко на роль игры в развитии ребенка

Советская теория игры сложилась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

В ряде исследований Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала идею об особом месте игры в жизни дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игра имеет первостепенное значение: для них игра — это обучение, для них игра — это работа, для них игра — это серьезная форма воспитания. Игра — это способ для наших дошкольников узнать о вещах. Она считала, что игра полностью отвечает потребностям дошкольников в движении, учит таким качествам, как жизнерадостность, активность, живое воображение, любознательность. В то же время она считала игру основным средством воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми и развлечениями, которые необходимы для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала, что игры укрепляют скелет ребенка, развивают мышцы, чувства, игры приносят меткость, ловкость и силу движений.

Н.К. Крупская рассматривает игру и как средство обучения: через игру ребенок учится цвету, форме, свойствам материалов, узнает растения и животных. В игре дети развивают умение наблюдать, расширять круг интересов, определять предпочтения и потребности.

Особую роль в формировании групповых чувств сыграла игра Крупской. Она призвала учителей всячески помогать детям в их союзе, подчеркнув, что в игре ребенок познает ценность правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре привносятся воля, настойчивость, самоконтроль, игра учит общему, коллективному действию, развивает способность контролировать себя, игра привносит в детей определенную организацию. «В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, узнает об окружающей среде и ищет выход. Такие игры разрабатывают детские организаторы, которые способны приложить усилия, чтобы добраться до цели, увлечь за собой других, организовать их.

Н. Крупская писала, что игра готовит ребенка к работе: «Есть много игр, которые физически укрепляют, развивают навыки работы, повышают точность глаз, развивают ловкость. Игры, которые развивают ловкость, силу, умение попадать в цель, и всевозможные вещи, которые работают, чрезвычайно важны для практики в наших дошкольных учреждениях.

Н.К. Крупская подчеркнула необходимость вдумчивого и серьезного подхода к детским играм. Подумайте о проблемах и содержании игры с правилами, которые вам нужно постепенно усложнять. Нельзя выстраивать игры по шаблону, нужно давать пространство для детской инициативы и творчества. В самоиграх не должны предписываться контент-игры. Но необходимо отказаться от опасной игры, возбуждать у детей нежелательные чувства. Необходимо тщательно проанализировать существующие игры на предмет их социально-образовательной ценности: Как эти или другие игры способствуют развитию способности коллективно реагировать, коллективно действовать, как они собирают, дисциплинируют, организуют.

Идеи Крупской были разработаны и воплощены в жизнь выдающимся советским педагогом Макаренко (1888-1939). Он придал большое значение игре в воспитании ребенка: «Что такое ребенок в игре, — сказал он в «Лекции по воспитанию детей», — так много он будет в работе, когда вырастет. Поэтому обучение будущего актера заключается, прежде всего, в игре. В жизни ребенка игра имеет такую же ценность, как и работа и служение взрослого. В игре рассматривались физические и умственные навыки, необходимые для работы: Деятельность, творчество, умение преодолевать трудности и т.д. Эти качества выведены в хорошую игру, в которой есть «усилие работать и думать», и «игра без усилий, игра без активности — всегда плохая игра».

По мнению А.С. Макаренко, направление детских игр направлено: 1) на установление правильной взаимосвязи между игрой и работой в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых будущему актеру и работнику.

А. Макаренко обозначил ряд этапов в развитии пьесы, а на каждом этапе — определенные управленческие задачи. Если возможно, нужно дать детям свободу действий в игре, но если игра идет неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, задать вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н. Крупская и Макаренко рассматривали игру как деятельность, формирующую качества будущего гражданина и актера: чувство командной работы, активности, творчества, умение преодолевать трудности; развивать физические и умственные способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они посчитали необходимым активно вести детские игры.

Структура ролевой игры

Игра в качестве рефлексивной деятельности является вторичным этапом в познании ребенком реальности. В ролевой игре, однако, знания ребенка, впечатления не остаются неизменными: Они дополняются и уточняются, качественно меняются, трансформируются. Это делает игру формой практического познания реальности.

Ролевая игра — это творческая игра детей дошкольного возраста, которая в развитой форме представляет собой деятельность, в которой дети принимают на себя роль взрослых, а в обобщенной форме в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и взаимоотношения между ними.

Главной особенностью ролевой игры является наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация состоит из действия и ролей, которые дети выполняют во время игры, и предполагает особое использование вещей и предметов.

Сюжет игры представляет собой серию событий, связанных между собой жизненно важными связями. Сюжет раскрывает содержание игры — характер действий и взаимоотношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным ядром сюжета ролевой игры. Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что ребенок отождествляет себя с определенным человеком и действует от его имени в игре: надлежащим образом использует их или другие предметы (водит машину, как водитель; ставит градусник, как медсестра), вступает в различные отношения с другими игроками (наказывает или ласкает дочь, осматривает больного и т.д.). Роль выражается через действия, речь, выражение лица, пантомиму.

Дети избирательно относятся к ролям — они берут на себя роли тех взрослых или детей (старейшин, иногда сверстников), чьи действия и поведение производят на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызывают наибольший интерес. Обычно это мать, учитель, учитель, врач, пилот, моряк, водитель и т.д. Интерес ребенка к той или иной роли связан с тем, какое место эта роль занимает в разворачивающемся сюжете игры, какие отношения — равенство, подчинение или контроль — он вступает в отношения с другими игроками, принявшими на себя ту или иную роль.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и образные — «как бы».

Помимо игрушек, в игру включены различные вещи, которым придается воображаемый, игровой смысл.

Как товарищи по игре, дети вступают в реальные организационные отношения (организация хода игры, распределение ролей и т.д.). В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мать и дочь, капитан и матрос, врач и пациент и т.д.).

Характерной чертой воображаемой игровой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в ментальной, невидимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре все равно нуждается в поддержке, поэтому одно часто заменяется другим (палка заменяет лошадь), что позволяет выполнить требуемое по смыслу действие.

Творческая ролевая игра сюжета характеризуется определенными мотивами. Наиболее распространенным мотивом является стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его реализации, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в ролевой игре: В нем ребенок в роли взрослого воспроизводит жизнь, деятельность и взаимоотношения взрослого.

Прямые мотивы игры меняются с возрастом детей и определяют содержание игр. Если для младшего дошкольника основной мотив игры — действие с привлекательными для него объектами, то для старшего дошкольника основной мотив — воспроизведение отношений, которые вступают друг в друга, представленных в игре взрослых. Для школьного ребенка наиболее важной ролью является демонстрация высоких моральных качеств того или иного человека (храбрость, честность и т.д.).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
  2. Деятельностный подход в психологии
  3. Педагогическое наблюдение в детском саду
  4. Программа психологического тренинга
  5. Профилактика деструктивного поведения сотрудников исправительных учреждений
  6. Басов Михаил Яковлевич, русский советский психолог — Общие психологические взгляды М.Ю.Басова и их значение для педагогической психологии
  7. Психологические условия эффективного делегирования
  8. Особенности установок на будущий брак у мужчин и женщин, переживших развод
  9. Дезадаптация: определение, разновидности
  10. Функции и виды эмоций у человека