Для связи в whatsapp +905441085890

Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.

Введение

Моя работа посвящена философским взглядам естествоиспытателей эпохи Возрождения — Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Эта тема интересна тем, что особенностью этого периода является не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против невежества, а скорее проявление совершенно новой цивилизации, иной культуры и знания. Ренессанс по праву называют эпохой «великих открытий». На мой взгляд, эта проблема актуальна и сегодня, потому что эпоха Возрождения очень близка к нашему времени благодаря своим инновациям, переходности, сложности и разнообразию.

Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.

Философия естествознания и философия природы: причины происхождения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов

В XIV веке в Европе возникло новое культурно-историческое движение, которое определило направление всех последующих этапов развития западной цивилизации и получило название Ренессанс (возрождение). Начало эпохи Возрождения было связано с интенсивным распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Возрос интерес к античности в целом, как к средству освобождения человеческой мысли от всевластия схоластических, религиозных и церковных догм, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих способностей человека. Постепенно формируется своеобразное мировоззрение, которое уже приобретает все более внерелигиозный, светский характер. И философия вновь обретает свой статус рационально-теоретического знания о сущности бытия мира и его законах. Она проявляется все более отчетливо как основа свободомыслия в целом, формирование светского типа мировоззрения.

Главным отличием эпохи Возрождения от более ранних периодов был повышенный интерес людей к интеллектуальному труду, что привело к увеличению числа свободных профессий — преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем этот активный социальный класс рос и становился все менее зависимым от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

Экономически свободные люди требовали новой перспективы для своих действий, отличной от схоластического церковного канона (оторванного от жизни). Нужна была другая, более активная и целеустремленная философия, и она не заставила себя ждать. Но были и другие причины, помимо чисто экономических.

Не последнюю роль в этом сыграла специфическая форма христианства, существовавшая в Западной Европе. Также толчком к появлению свободомыслящих философов Возрождения послужила борьба внутри церкви (распри между папами за власть), которая породила в умах людей сомнения в праведности существующих моральных устоев и даже пробуждение вольнодумства и неприятие католических и христианских идеалов в целом.

Более того, католическое мировоззрение само по себе было более аргументированным и вопрошающим, чем ортодоксальное. При таком подходе понятие Бога часто отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, а объектом чисто теоретического познания, что допускало всевозможные сомнения. Таким образом, само схоластическое мировоззрение подготовило, так сказать, условия для Ренессанса.

Новый тип социально-экономических отношений — капитализм, с присущей ему интенсификацией рыночных отношений и требованием к людям действовать активно и рисковать. Это также повлияло на формирование новой социальной атмосферы для философствования. Интерес к научному знанию растет, и развитие естественных наук становится знаменем против религиозных церковных догм в понимании природы.

Во многих областях начинаются смелые исследования, ведущие к все более глубокому познанию законов природы. Жизнь, практика, производство постоянно ставят перед наукой новые задачи и создают основу для быстрого роста всех отраслей знаний. Перед естественными науками во многом неисследованная область природных явлений, которую нужно было изучить, чтобы покорить ее. Границы мира должны были быть расширены. Средневековые догматические, схоластические методы мышления должны были быть отброшены и уничтожены как препятствия для свободного познания законов природы и овладения ее силами. Наиболее интенсивно развивались механика, математика, астрономия. В других отраслях естественных наук также были достигнуты первые успехи. Естественные науки этой эпохи были одним из факторов, революционизировавших жизнь. Достаточно вспомнить великие имена Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона, М.В. Ломоносова.

Положительное значение для возникновения и развития новой философии имела также церковная реформа, получившая название Реформации. Суть движения Реформации заключается в разоблачении злоупотреблений церкви и церковных иерархов с их властью над паствой, верующими. Таким образом, Церковь ввела принцип индульгенции, то есть возможность купить прощение грехов за деньги, что было подтверждено специальным документом. Таким образом, тайна взаимоотношений между верующим и Богом была нарушена. Реформаторы отстаивали идею личной ответственности человека перед Богом без посредничества церкви и церковной иерархии. Спасение человека достигается не «добрыми делами», угодными церкви и Богу, а личным покаянием и искренней верой. Необходимо расчистить путь для прямого общения человека с Богом на основе признания личной вины и личной ответственности, чему препятствуют установленные религиозные догмы, церковные традиции и обряды. Церковь не способна приблизить человека к Богу.

Постепенно теология как общетеоретическая основа философии теряет свое ведущее значение. Все больше преобладают идеи пантеизма, суть которого выражается в признании того, что Бог присутствует и воплощается во всем.

В период позднего Возрождения (XVI-начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой естественной философии (натурфилософии), как нерелигиозного, нетеологического, но светского понимания сущности существования природы и ее законов средствами философии.

Натурфилософия Ренессанса для понимания и интерпретации природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предшествующих идеалистических мыслителей заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.

Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.

Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия в природе и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных в ходе наблюдения за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистический, научный взгляд на мир пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

В эпоху Возрождения взгляд на познавательную деятельность человека и природу познания меняется довольно радикально. Когнитивные способности человека рассматриваются как естественные, данные ему природой, и человек является ее частью, а не сверхъестественные. Хотя творческая и мыслительная деятельность человека представляется весьма загадочной. Но даже в этой области рационалистическая интерпретация становится все более привлекательной. Познание все больше понимается и концептуализируется как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. И истинное знание рассматривается не как соответствующее религиозным и теологическим догмам, а как соответствующее эмпирическим и экспериментальным фактам, как соответствующее реальным свойствам природы. Так Н. Коперник ставит вопрос о различии между познанием видимых, внешних сторон действительности и «скрытых», непосредственно не наблюдаемых сторон явлений. Но «видимое» все равно является «перевернутым» отражением внутренней сути вещей.

Уже Галилей настаивает на единстве эмпирического и теоретического знания. Теоретическое знание возникает на основе эмпирического знания. А теоретическое знание — это результат аналитической деятельности человеческого разума, который опирается не на веру, а на научные доказательства. Невидимая сторона реальности так же естественна, как и видимая. Растет вера в неограниченные познавательные возможности человеческого разума и самого человека. Все большее распространение получает понимание познания как отражения мира природы в разуме и интеллекте человека, который стремится созерцать природу, совершенную саму по себе, без предрассудков и предубеждений. Но Ренессанс был переходом к Новому времени, в котором было много мистических идей. Поэтому его можно охарактеризовать как период борьбы между зарождающейся рационалистической философией, формирующимся научным мировоззрением и еще достаточно сильными позициями религии, церкви, теологии и мистицизма. Поэтому не случайно инквизиция церкви свирепствовала, особенно в XV-XVI веках, борясь против любых отклонений и свободной мысли, против науки, а также против различных форм мистицизма, за чистоту веры и религиозных догм.

Радикально изменился и философский взгляд на человека и его природу. Человек больше не рассматривается как чисто греховное и падшее создание. Возникает ренессансный антропоцентризм, основой которого является концепция человека как целостного, гармоничного, творческого и свободного существа. В человеке совершенна не только душа, но и тело, а сам человек является высшим и самым совершенным проявлением природы.

Поиск нового образа и идеала человека завершился лишь в конце XVI века. Человек, по мнению мыслителей этой эпохи, стоит выше всего, как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность является характеристикой и относится к человеческой идентичности. Он — творческое существо, и его проявление жизни — это выражение и утверждение природных даров. Он — неограниченно свободное существо. Он сам выбирает, определяет и создает свой образ и судьбу. Человек стоит перед выбором и вынужден выбирать себя и свой жизненный план, свою жизненную программу, которую он сам создает. Это его внутренний мотив и импульс, он сам определяет смысл своего бытия, и его реализация становится его призванием. За свою судьбу он отвечает только перед собой и ни перед кем другим. И в осознании себя как цели бытия он может полагаться только на свой разум и на свою волю. Его мировоззрение освобождено от религиозных догм, он стремится к просвещению на основе научных знаний, его чувственная природа полностью секуляризирована. Естественное проявление его чувств и побуждений в виде телесных импульсов так же прекрасно, как и проявление интеллекта.

Утверждается не только идея прекрасной индивидуальности, но и индивидуализма. И поэтому отдельный человек также является абсолютной ценностью. Это одна из характерных черт гуманизма эпохи Возрождения.

Человек рассматривается как живое, естественное существо, с присущим ему разнообразием физических и психических желаний. Мыслители Ренессанса не идеализировали природу человека, признавая наличие в нем низкого и высокого, но не такого, каким он был изначально, греховного и ущербного. Была вера в человека, в его способность к творческому самосовершенствованию, руководствуясь разумом, который направляет его действия и поступки. Мораль и нравственность приобретают все более мирской характер, а их объектом становится совершенствование, облагораживание всей чувственной природы человека.

Философские взгляды Николая Коперника, представителя натурфилософии эпохи Возрождения

Астрономия почти с самого начала была важнейшей прикладной наукой и одновременно важнейшей натурфилософской дисциплиной. В эпоху Возрождения астрономия переживала период великого развития. Его развитие было обусловлено мореплаванием, которое приобретало глобальные масштабы и требовало все более точной навигации. В это время продолжал действовать календарь, задуманный еще Юлием Цезарем («старый стиль»). К этому времени в ней накопилось много неточностей, которые привели к значительной путанице, например, в отношении периодичности христианских праздников, столь важных в церковной жизни. Необходимо было провести реформу системы.

Комплекс астрономических знаний получил свое наиболее общее выражение в геоцентрической системе Аристотеля — Птолемея, которая господствовала с древнейших времен. Идея геоцентризма Аристотеля была органичным выражением его телеологической философской системы, которая требовала конечного космоса, за пределами которого существует божественный первотолчок. Аристотелевская космология, как необходимый компонент его физики, включала идеи о фундаментальном различии между подлунной, земной материей, состоящей из четырех традиционных элементов — воды, земли, воздуха и огня — и подверженной постоянным изменениям, и неизменной небесной материей — эфиром; об идеальных круговых и равномерных движениях солнца и планет вокруг земли в специальных эфирных сферах; о так называемых интеллектах — особенно тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии реального понимания физических причин их движения в пространстве.

Правда, и до Аристотеля в V-IV веке до н.э., и после него Аристарх Самосский в III веке до н.э. высказывали гелиоцентрические идеи о строении нашего космоса, но доказать их в то время не удалось. Более того, геоцентрическая система вполне гармонирует с общим опытом, ежедневно подтверждающим неподвижность Земли и движение небесных тел, со «здравым смыслом», из которого во многом исходил Аристотель. Поэтому даже Клавдий Птолемей, живший в Александрии во II веке и бывший прекрасным наблюдателем-астрономом, который математически постиг сложное видимое движение небесных тел, принял аристотелевский геоцентризм как непреложную истину. Он лишь определил природу этого движения математически настолько точно, что впервые в истории астрономии стало возможным предсказывать движения небесных тел и лунные затмения.

Астрономические таблицы, составленные на основе труда Птолемея, на протяжении многих веков служили вполне удовлетворительными руководствами по практической астрономии. В то же время аристотелевская космология сохранила свое идеологическое значение для христианских схоластических доктрин, поскольку принцип геоцентризма соответствовал их антропоцентрическим идеям, конечность мира в пространстве раскрывала космическую функцию Христа и т.д.

По вышеуказанным причинам в эпоху Возрождения противоречие между фундаментальным, мировоззренческим, аристотелевским основанием этой основной астрономической системы и прикладным значением, придаваемым ей Птолемеем, становилось все более очевидным.

Именно в этих условиях рождается теория великого польского астронома и философа Николая Коперника (1473-1543). Астрономическая и математическая школа, существовавшая при Краковском университете, имела особое значение для научных интересов молодого Коперника. После завершения образования Коперник в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медицину и право, овладел древнегреческим языком. Но главным занятием его научной жизни была астрономия. Уже в Италии, изучив философско-космологические и астрономические идеи античных философов и ученых, он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля — Птолемея. Первым литературным произведением, в котором Коперник выразил это убеждение в самой общей форме, была очень небольшая работа «Эссе о новом механизме мира, или Маленький комментарий» (ок. 1505-1507 гг.). В последующие годы, при все более тщательном наблюдении за небесами, движением планет, это убеждение растет, получая астрономическую и математическую конкретизацию.

Он не скрывал своих взглядов, но главный труд его жизни «О передаче небесных сфер» был опубликован лишь незадолго до его смерти. Основная идея этого великого труда, лежащего в основе гелиоцентрической системы мира, заключается в том, что, во-первых, Земля не является неподвижным центром видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, что она вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснил чередование дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Он объяснил кажущееся движение Земли вокруг Солнца, а также петлеобразные движения планет, которые делали птолемеевскую систему мира такой сложной. Согласно Копернику, петли, которые планеты описывают между звездами, являются следствием того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они на самом деле вращаются, то есть не от Солнца, а от Земли. Польский астроном первым отметил, что Луна вращается вокруг Земли как ее спутник. Одно лишь смещение местоположения Солнца и Земли значительно упростило схему движения планет вокруг нового центра мира.

Что касается философских аспектов новой астрономической системы мира, то следует отметить, что в духе времени автор «Превращения небесных сфер» понимал свою астрономическую доктрину как философскую. Вероятно, в первую очередь потому, что первый импульс к своему открытию он получил после того, как ознакомился с идеями древнегреческих пифагорейцев, прочитав «Энеиду» Вергилия и поэму Лукреция Каруса. В своих размышлениях о возможной форме Земли Коперник упоминает в главе III книги I своего труда все те фигуры, которые первые древнегреческие «физиологи» (этим аристотелевским словом он иногда называет их сам) приписывали Земле — от Анаксимандра до Демокрита — и приходит к выводу, что ее следует считать идеально круглой (что утверждали и некоторые древние философы). Другие античные философские идеи, такие как идея мировой души, Коперник переосмыслил с точки зрения своего гелиоцентризма, заявив в 10-й главе той же книги, что такой душой или правителем мира является солнце. Коперник обосновывает гелиоцентризм в своем magnum opus: «Посреди всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли это прекрасное светило стоять в столь великолепном храме в другом и лучшем месте, откуда оно могло бы освещать все собой?».

Эта идея Коперника радикально подрывает космологию и приводит к астрономической идее гелиоцентризма. Однако основные положения аристотелевско-птолемеевской космологии остались основными «остатками». Хотя, согласно Копернику, размер Земли по сравнению с небом бесконечно мал, а расстояние от Земли до так называемой сферы неподвижных звезд огромно, эта самая сфера представляет собой неизменную границу мира, который, как и у Аристотеля, в принципе остается конечным. Более того, орбиты планет и самой Земли остаются точно круговыми в их движении вокруг Солнца, и само это движение совершенно равномерно. Эти спекулятивные антропоморфные представления, в которые Коперник еще не мог вмешаться, заставили его сохранить некоторые эпициклы и эксцентрики, которыми изобиловала астрономия Птолемея и его преемников.

Наиболее прогрессивной и радикальной стороной космологии и астрономии Коперника, на основе которой впоследствии были преодолены вышеупомянутые аристотелевско-птолемеевские идеи, было глубокое убеждение автора «Превращения небесных сфер» в том, что разработанная им система позволяет «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим Архитектором». Появилось детерминистско-механистическое мировоззрение в противовес телеолого-органистическому. Он получил широкое распространение в следующем столетии. Физический взгляд на Землю развивался уже у Коперника благодаря его гелиоцентризму, который поместил Солнце в центр Вселенной и объявил Землю не привилегированной, а «обычной» планетой своей системы, законы которой казались одинаковыми на всем ее протяжении. Это радикальное течение коперниканской космологии и астрономии стало особенно опасным для традиционного христианского схоластического мировоззрения, поскольку подрывало его основы, но это произошло не сразу, а лишь по мере дальнейшего развития коперниканской астрономии. Для прогресса философского и рационалистического сознания в целом идея гелиоцентризма была очень плодотворной и способствовала преодолению чувственности обыденного сознания, уповавшего на неподвижность земли и суточное движение вокруг солнца.

Сам автор «Небесной орбиты», осознавая опасность, которая угрожала его книге (и которая могла помешать ее публикации), поместил, по обычаю того времени, в начале книги посвящение Папе Павлу III. Здесь Коперник указал на противоречие своей основной астрономической идеи с принятым геоцентризмом. Но в то же время он подчеркнул очень важный практический аспект своей системы, на основе которого работа по коррекции календаря может быть проведена более успешно.

Главный недостаток взглядов Коперника заключался в том, что его гелиоцентрический космос был конечным и по-прежнему ограничивался сферой неподвижных звезд. Но она оказывается неизмеримо больше, чем думали предыдущие астрономы, и не случайно в книге «О вращении небесных сфер» мы находим аналогию мира с бесконечностью: «Небеса неизмеримо велики по сравнению с землей и представляют бесконечную величину; по нашим ощущениям, земля по отношению к небесам — как точка к телу, а по величине — как конечное к бесконечному. Вопрос о бесконечной природе космоса был поднят Коперником. Оставив открытым вопрос о бесконечности Вселенной, великий польский астроном, тем не менее, показал, что в рамках новой структуры Вселенной нет необходимости в ограничивающей сфере неподвижных звезд. Хотя идеи о бесконечности Вселенной можно было найти в философии эпохи Возрождения до Коперника и независимо от него, именно коперниканство проложило путь к созданию новой космологии.

Разрушение иерархической системы мироздания стало важнейшим идеологическим итогом философии Коперника. Именно вокруг новой космологии развернутся важнейшие идеологические битвы XVI и начала XVII веков. Истинный смысл революции — не только в естественных науках, но и в философии, породившей великую книгу Николая Коперника, — будет раскрыт Джордано Бруно в его работе; и именно в результате работы Бруно церковь сделает все возможное, чтобы запретить новую космологию.

Философские взгляды Галилео Галилея как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основатель классической механики, астроном, математик и один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Он боролся против схоластики, считал опыт основой знания, опровергал ошибочное учение Аристотеля. Он заложил основы современной механики: Он обосновал идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, через который изучал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы Венеры, солнечные пятна. Галилей доказал множественность миров во Вселенной и открыл, что небесные тела движутся не только по своим орбитам, но и одновременно вокруг своих осей.

Галилео Галилей был профессором Пизанского университета (с 1589 года) и работал на кафедре математики Падуанского университета (1592-1610). Основные работы: «Звездный вестник» (1610), «О солнечных пятнах» (1613), «Письмо Кастелли» (1613), «Диалог Галилео Галилея, академика Линсео, младшего математика Пизанского университета, философа и старшего математика его светлости великого герцога Тосканского», где в заседаниях, в течение четырех дней обсуждаются две главные системы мира, птолемеевская и коперниканская, и предлагаются бесконечные аргументы в пользу как одной, так и другой» (1630), «Рассуждения и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638) и др.

Первым серьезным изобретением Галилея были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Познакомившись с изобретенным в Голландии телескопом, он в 1609 году построил свой первый телескоп с 3-кратным увеличением, а чуть позже — с 32-кратным. С ее помощью он сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их огромные расстояния, солнечные пятна, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный Путь как скопление отдельных звезд и т.д.). Открытия Галилея, несомненно, укрепили позиции гелиоцентрической системы Коперника над схоластической аристотелевско-птолемеевской интерпретацией Вселенной.

После того как Галилей опубликовал свой диалог о двух основных системах мира, птолемеевской и коперниканской, инквизиция отдала его под суд (1633) и обвинила в коперниканстве. Инквизиция заставила гениального ученого отказаться от теории Коперника, угрожая изгнать его из науки, сжечь его неопубликованные труды и подвергнуть пыткам. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения на наклонную плоскость, идею изохронности колебаний маятника и идею инерции, Галилей заложил основы классической динамики.

Мировоззрение Галилео Галилея основано на признании объективного существования мира, который бесконечен и вечен, в то время как ученый-философ предполагал наличие божественного первотолчка. В природе, говорит он, ничего не разрушается и не создается, но изменяется относительное расположение тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, а ее движение — это универсальное механическое движение. Небесные тела подобны земле и подчиняются тем же законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Истинная цель науки, таким образом, заключается в том, чтобы найти причины явлений. Согласно Галилео Галилею, отправной точкой познания природы является наблюдение, а основой науки — опыт.

Галилео Галилей утверждал, что задача ученых заключается не в получении истины путем сравнения текстов признанных авторитетов и абстрактных, отвлеченных рассуждений, а «… в изучении великой книги природы, которая является истинным объектом философии». Развивая в своей эпистемологии идею бесконечного «экстенсивного» познания природы, натурфилософ также предполагал возможность абсолютной истины, т.е. «интенсивного» познания.

Галилей различал два основных метода познания в изучении природы:

  • аналитический;
  • синтетические.

Суть первого заключалась в том, что Галилей, в отличие от своих предшественников, не сводил понятие опыта к простому наблюдению, а предпочитал методичный эксперимент, с помощью которого исследователь задавал вопросы природе и искал ответы. Галилей назвал этот метод «резолютивным методом», который по сути является методом анализа, расчленения природы, то есть аналитическим. Другим важным методом познания для Галилея был композиционный, то есть синтетический, который проверяет цепочкой умозаключений истинность гипотетических предложений, предложенных анализом. В то же время Галилей считал, что хотя опыт и является отправной точкой познания, сам по себе он не дает достоверного знания. Последнее достигается путем систематического реального или мысленного экспериментирования, основанного на строгом количественном и математическом описании. В результате мы получаем достоверные знания в сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Таким образом, гениальный ученый разработал методологию научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, формулировка гипотезы, расчеты для реализации гипотезы и экспериментальная проверка гипотезы на практике.

Литературные произведения Галилео Галилея положили начало итальянской научной прозе. Из его художественных произведений хорошо известны «Набросок комедии» и сатирическая «Поэма в терцинах».

Основное внимание Галилея было направлено на практическое подтверждение идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он был осужден инквизицией. Этот суд заставил великого ученого под угрозой казни официально отречься от своих взглядов и покаяться, но это ничего не изменило в его истинных взглядах. В 1971 году католическая церковь отменила свое решение об осуждении Галилео Галилея.

Философские взгляды Иоганна Кеплера как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

Великий немецкий астроном, математик, физик и философ Иоганн Кеплер (1571-1630) работал в эпоху позднего Возрождения. Его астрономические открытия и научные идеи стали одним из важнейших звеньев в научном и философском развитии современной эпохи. Как мыслитель эпохи Возрождения, Кеплер очень значим в том противоречивом идеологическом и философском контексте, из которого выросли его научные идеи, особенно астрономические.

Как и его современники, Кеплер занимался астрологией и составлял гороскопы, которые пользовались большим спросом в то время. В своей первой работе под длинным названием «Предтеча космографических трудов, содержащий космографическую тайну о чудесной пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их размеров, их периодических движений, общих и частных, объясненных из пяти регулярных геометрических тел» (1596) Кеплер назвал астрологию «незаконнорожденной дочерью астрономии, которая должна кормить свою мать, чтобы не умереть с голоду». Такое заявление этот абориген народа с трудом выдержал всю жизнь; он страдал от нищеты до самой смерти.

Однако было бы неразумно считать, что астрология представляла собой чисто внешний слой в мировоззрении Кеплера, служивший цели эксплуатации человеческой глупости. Ведь помимо наиболее распространенного представления об астрологии как о «науке», дающей возможность составлять гороскопы, предсказывающие индивидуальную судьбу людей, существует (в «естественной астрологии»), в принципе, верное представление о взаимовлиянии и взаимодействии небесных тел, особенно небесных тел Солнечной системы. Сегодня мы не можем и не должны рассматривать эту идею как особенность астрологии, но в рассматриваемую эпоху это было именно так.

Идея взаимодействия светил, как одна из важных идей натурфилософии, выражала веру в господство неких живых сил и стремлений в природе, в единство мира и даже Вселенной. Кеплер в принципе разделял эту идею и дал ей — как в вышеупомянутой работе, так и в «Новой астрономии или небесной физике» (1609) — очень интересную и плодотворную физическую конкретизацию. Ученый считал, что Земля, как и Солнце, обладает определенной притягательной силой, гравитацией, подобной магнетизму (интересно отметить, что термин «инерция» был введен Кеплером как выражение «инерции» планет). Конечно, Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но он сделал шаг в этом направлении.

Однако главный вклад Кеплера в астрономическую науку был таков. С юности он стал приверженцем теории Коперника. Первая работа Кеплера, упомянутая выше, была результатом его размышлений над доктриной Коперника, в объективности которой он никогда не сомневался. В течение более чем столетия после публикации этой великой работы часто самые выдающиеся астрономы колебались в принятии гелиоцентризма как объективной истины, как, например, знаменитый датский астроном XVI века Тихо де Браге (1546-1601), который десятилетиями следил за орбитами звезд и записывал свои наблюдения. В этой первой своей работе Кеплер, считавший идею гелиоцентризма незыблемой, опирался на пифагорейско-платонические идеи. При этом он опирался на библейское положение о том, что Бог создал все в соответствии с мерой, числом и весом. Таким образом, Кеплер развил идею о мире как о небесной машине, похожей на гигантский часовой механизм. В «Космографической мистерии» автор попытался понять этот космический механизм, опираясь на пифагорейско-платоническую доктрину пяти правильных многогранников — тетраэдра, куба, октаэдра, додекагона и двадцатигранника, каждый из которых лежит между вписанной и описанной сферами планетарного цикла.

Идеи Пифагора, несомненно, вдохновили великого математика Кеплера, который был влюблен в астрономию и имел огромный эмпирический материал наблюдений за движением планет Тихо де Браге. Кропотливая многолетняя работа по осмыслению этих наблюдений (особенно Марса) привела немецкого ученого к открытию двух известных законов движения планет (впервые изложенных в «Новой астрономии»): планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как представляли себе Аристотель, Птолемей и Коперник, а по эллиптическим (со смещением Солнца в одном из очагов); в отличие от тех же астрономов, Кеплер отметил неравномерность движения планет по орбитам вокруг Солнца (их скорости на различных расстояниях в этом случае математически фиксированы).

В своей третьей большой работе «Гармонии мира» (1619) Кеплер сформулировал самый сложный третий закон, установив математически точную связь между периодом обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Таким образом, единство планетарной системы, которое Кеплер связывал с пифагорейской идеей гармонии, получило строго научную формулировку. Пифагорейская идея числовой гармонии существовала уже два тысячелетия. Но формулировка математически совершенных законов для движения звезд была осуществлена впервые.

Ход космических часов был зафиксирован в «Рудольфийских таблицах» Кеплера, завершенных в 1624 году, которые предвосхитили самое точное предсказание движения планет за всю историю астрономии. За несколько лет до этого Кеплер опубликовал (в трех изданиях) «Учебник коперниканской астрономии», в котором он также размышлял о своих открытиях. Согласно Кеплеру, нет причин сомневаться в правильности коперниканской или птолемеевской системы мира. Была выявлена единая основа — планеты движутся по эллипсам вокруг солнца, адлина эллипса зависит от расстояния до солнца. Учебник астрономии Коперника» был немедленно внесен в папский «Индекс запрещенных книг».

Однако возникла научная астрономия, и последующее естествознание и философия вынуждены были считаться с ней. Независимо от того, какую роль играла концепция Бога, эти открытия объективно углубили материалистическое мировоззрение.

Заключение

Имена натурфилософов эпохи Возрождения — Иоганна Кеплера, Галилео Галилея и Николая Коперника как представителей натурфилософии Ренессанса — символизировали острую борьбу между старым и новым, противоречивый и даже драматический процесс становления науки и утверждения ее позиций в общественной жизни. Благодаря инновациям, переменам, сложности и разнообразию эпоха Возрождения глубоко связана с нашим временем.

Философское рационалистическое преодоление теизма сводится к тому, что не только все может быть объектом познания, но и все точки зрения на объект имеют право на существование, каждая культура имеет право на собственное мировоззрение. Все точки зрения имеют право на существование, то есть в том числе и те, которые связаны с инновациями. Более того, позиция, содержащая новизну, является наиболее предпочтительной. Здесь начинается формирование нового исторического мышления.

Знание, разум выходят «из изгнания», в котором застряла средневековая установка на примат веры над чувствами и чувств над разумом. Мир, Вселенная, бесконечен.

Бесконечность мира познается с помощью разума. В эпоху позднего Возрождения Н. Коперник, создав гелиоцентрическую систему мира, на практике показывает творческие возможности разума, который, вычленяя и исследуя противоречия в явлении, может проникнуть в сущность вещей, которая может быть полностью противоположна явлению.

Теоретическая мысль эпохи Возрождения еще не была готова к постановке и решению проблемы метода научного познания природы, но она представила ряд фундаментальных идей:

  • гуманизм,
  • рационализм,
  • познаваемость мира,
  • историзм и социально-исторический оптимизм.

Но в этом виде познания мыслительное и изобразительно-чувственное не были полностью дифференцированы, они часто выступали в единстве, что не позволяло создать методологию конкретно-научного познания природы.

Ренессанс не дал сложных, логически последовательных фундаментальных теорий.

Философия Ренессанса решала другую задачу: через глубокий синтез имеющегося интеллектуального материала, новый способ функционирования культуры и новую систему ценностей она предприняла попытку объективистской реконструкции сознания и сформировала новый исторический тип, в котором когнитивная составляющая сознания доминировала бы над аксиологической.

В философии Возрождения бескорыстное, объективное познание мира становится главной ценностью. Из этой главной идеальной ценности вытекают непосредственные условия для классического естествознания.

Таким образом, характерные черты философии естествоиспытателей эпохи Возрождения включают:

  • Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства, что обусловило торжество индивидуализма.
  • Оппозиция к Церкви (как к организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими) и к церковной идеологии (к замкнутой, чуждой жизни догматической философии — схоластике).

С развитием науки, появлением принципиально нового, научно-материалистического понимания мира (сферическая форма вместо плоской земли, вращение земли вокруг солнца вместо наоборот, бесконечность вселенной, развитие новых анатомических знаний и т.д.).

В философии, таким образом, основной интерес переходит от формы идеи к ее содержанию.

Наблюдается большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству, широко распространены идеи социального равенства. Соответственно, одним из основных течений в философии эпохи Возрождения была натурфилософия. Объектом исследования натурфилософского направления были проблемы человека, бытия и природы.

Список литературы

  1. Горфункель А.Х. Философия Возрождения. — М., 1980.
  2. история мировой философии. — МОСКВА: АСТ, 2007.
  3. Канке В.А. Философия. В историческом и систематическом курсе. — М, 1996.
  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII. — М.: Высшая школа, 2003.
  5. Халин, К.Е. Краткий курс философии. Учебник. — Окей-книга, 2009.
  6. Нарский И.С. Польские мыслители эпохи Возрождения. — М, 1960.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек как творец и наследник духовного богатства
  2. Анатомия сообщества
  3. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  4. Задачи философии в культуре
  5. Мультикультурализм
  6. Диоген, философ-киник
  7. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
  8. Гносеология Гоббса
  9. Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
  10. Любовь, брак, семья