Для связи в whatsapp +905441085890

Технология исследовательской деятельности дошкольников — Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании для успешной реализации программ художественно-эстетического воспитания используются разнообразные педагогические и образовательные технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком — педагог ориентируется на уникальную, целостную личность ребенка, а также на его потребности, возможности, интересы, способности и особенности; технология обеспечивает благоприятные условия для самореализации, развития и саморазвития, самовыражения ребенка в художественно-творческой деятельности;
  2. Технология проектной деятельности способствует созданию детьми художественных продуктов, которые могут быть представлены обществу; используется в процессе решения исследовательских и практических задач в детской художественно-творческой и проектной деятельности через реализацию содержания тематических недель и полихудожественных проектов эстетической направленности. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего используют учебные творческие проекты и вовлекают в эту деятельность не только детей, но и взрослых (родителей, народных умельцев, художников, педагогов);
  3. Технология исследовательской деятельности направлена на интеллектуально-творческую деятельность ребенка с опорой на поисковую активность личности, самостоятельный выбор художественно-графических материалов, средств выразительности, способов изображения и т.д.; исследовательская деятельность ребенка рассматривается как основное проявление его творчества в различных видах деятельности, что обеспечивает субъективное открытие мира самим ребенком;
  4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ребенку овладеть культурой и различными видами искусства в процессе собственной творческой деятельности с помощью информации и обучения, тестирования компьютерных программ и мультимедийных презентаций;
  5. Технология ситуативного (И. А. Лыкова) деятельностного метода предполагает организацию в процессе обучения и воспитания развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с трудностями, постигают то, чему еще не научились, самостоятельно выявляют причины и формулируют цели (детские цели), а затем в активной деятельности делают собственные «открытия»;
  6. Технология индивидуализации образования реализуется на основе разработки педагогом индивидуальных образовательных программ и направлена на развитие способности ребенка самостоятельно создавать новые культурные тексты (искусственно созданные человеком знаково-символические системы) в различных видах детской деятельности;
  7. Технология облегчения взаимодействия семьи и ДОУ позволяет оптимально и перспективно строить процесс художественно-эстетического воспитания; в рамках этой технологии педагог снимает ограничения, мешающие культурно-эстетическому и творческому самовыражению детей и родителей.
Технология исследовательской деятельности дошкольников

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически сложившийся вид деятельности, сущность которого заключается в отображении и моделировании социальной, фактической и природной действительности в условных ситуациях. Как определенный вид деятельности, свойственный человеку, игра обладает рядом характеристик.

  1. Игра социальна по происхождению, по сути и по способу своего осуществления; она отражает различные сферы человеческой деятельности. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской доказали, что игра становится способом выделения, моделирования отношений между людьми и начинает служить усвоению социального опыта в возрасте четырех-пяти лет. Культура игровой деятельности, доказанная А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Ю. Козловой, В.В. Михайленко доказал, не придумывается ребенком, а устанавливается взрослым. Осваивая приемы различных игр в общении со взрослыми, ребенок в дальнейшем обобщает способы игры и переносит их на другие ситуации, что делает игру формой собственного творчества и определяет ее развивающий эффект. Источниками игры являются отношения между людьми, профессиональная и бытовая деятельность, семья и праздник, то есть различные социальные отношения и явления.
  2. В игре выражаются и удовлетворяются основные потребности ребенка дошкольного возраста: Стремление к независимости, активное участие во взрослой жизни. Играя, ребенок свободно выражает свои желания, идеи и чувства. В нем есть возможность удовлетворить внутреннюю потребность ребенка в участии во взрослой деятельности, которая недоступна ему в реальной жизни. Потребность в активном движении, общении реализуется в игре. Благодаря особой привлекательности игры, дети более способны быть уступчивыми, послушными, терпимыми, чем в реальной жизни. В игре дети вступают в такие отношения, которые в других условиях еще не свойственны взрослым: взаимоконтроль и помощь, подчинение, требовательность, что способствует формированию «играющего коллектива» (А. П. Усова).
  3. В лоне игры возникают и дифференцируются другие виды деятельности, поскольку основные структурные элементы игры (цель, способ действия, средства, результат) являются универсальными и переносятся на труд, обучение и т.д. А.С. Макаренко писал, что хорошая игра похожа на хорошую работу: они похожи друг на друга в ответственности за достижение цели, в напряжении мысли, в радости творчества, в культуре деятельности. Игра развивает произвольность поведения, что является залогом успеха любой деятельности и особенно обучения.
  4. Игра является рефлексивной деятельностью, так как действие, содержание, замысел ролевой игры строятся на основе ранее полученной информации, причем не любой, а только той, которая эмоционально трогает детей, заставляет их вновь пережить положительные эмоции, вызванные ранее полученной информацией. Действия, явления, представленные в игре, могут быть представлены условно, замысловато, «как бы», с использованием объектов-знаков. Чувства, испытываемые и переживаемые ребенком в игре, очень богаты и разнообразны. Принимая на себя роль, ребенок переживает различные состояния, настроения персонажей, которых он изображает. Исследователи отмечают, что в игре ребенок испытывает не только положительные, но и отрицательные эмоции (поражение, грусть и т.д.). Этот опыт полезен тем, что он приобретается воображаемым путем и поэтому всегда может быть изменен, исправлен. В игре ребенок учится быть настойчивым и целеустремленным, адекватно оценивать себя.
  5. Игра способствует развитию психических процессов ребенка и особенно воображения. Это проявляется в сильной потребности в проявлении творчества, настоящих эмоций и чувств, эмпатии. По мнению Л. С. Выготского, главной особенностью игры является наличие воображаемой или придуманной ситуации. В исследованиях В.В. Давыдова доказано, что в игре развивается одна из основных особенностей воображения — перенос функций одного предмета на другой, не имеющий этих функций (в игре кубик становится мылом, хлебом). Благодаря этой способности, дети с интересом используют предметы-заместители, символические действия, что способствует дальнейшему освоению других видов замещения в учебной деятельности (модели, схемы, символы, знаки). Игра является творческой деятельностью для детей и средством развития творческого потенциала, поскольку этот вид деятельности активно включает воображение

Функции игр

В развитии общества в целом и в индивидуальном развитии каждого человека игра имеет конкретное предназначение, то есть выполняет различные функции. Выделяют следующие функции игры (С. А. Шмаков):

  1. Социокультурная — функция социализации личности (в игре отражается окружающий мир, деятельность, поступки, различные жизненные ситуации, социальные отношения, те впечатления, которые ребенок получил через восприятие окружающего мира, действуя в нем, приобретение элементов культуры; в игре ребенок не только моделирует, отражает и переживает полученные впечатления, но и усваивает, уточняет, систематизирует новые знания, исторические и общечеловеческие ценности, обычаи и традиции народа, способы установления и построения отношений с другими людьми, язык жестов, интонаций, движений, знаков);
  2. Функция самореализации личности, которая обеспечивается самодеятельным и творческим характером игры (в игре отражается индивидуальное восприятие и оценка человеком процессов, явлений действительности, его отношение к ним, ребенок самовыражается, стремится к идеалу, проверяет свои возможности быть таким, каким он хотел бы быть, развивает себя и рефлексирует);
  3. Коммуникативная функция (поскольку игра является совместной деятельностью, она способствует овладению коммуникативной культурой, установлению гармоничных отношений с другими людьми, что обеспечивается наличием как игровых, так и реальных отношений между участниками, возможностью отработки форм взаимодействия);
  4. Диагностическая функция (проявляется в возможности использования игры для изучения психических функций и процессов, личностных качеств, умений и навыков в различных видах деятельности, уровней социального, эстетического, физического, интеллектуального развития, характера взаимоотношений; в некоторых случаях игра может служить средством самодиагностики, так как в ней человек реально осознает свои способности, сильные и слабые стороны, определяет перспективы собственного развития)
  5. Коррекционная функция (использование игры как помощника в преодолении трудностей в поведении, общении с окружающими; с помощью специальных игр можно корректировать такие явления, как страх, тревожность, беспокойство, агрессивность, эмоциональное напряжение)
  6. Развлекательная функция (она выражается в получении удовольствия, веселья, эмоциональном удовлетворении человека собственными достижениями, атмосферой радости, победы);
  7. Дидактическая функция (использование игры для решения образовательных задач; так, играя с предметами, игрушками, используя различные представления, ребенок познает окружающий мир, действует с предметами, обнаруживает их свойства, овладевает операциями сравнения, обобщения, анализа, учится мыслить).

Основной структурной единицей игры является роль. Принятие ребенком той или иной роли означает, что он отождествляет себя в индивидуальном сознании с тем или иным человеком (героем или персонажем) и действует от его имени. Роли определяются действием, содержанием игры, представлениями и знаниями, которые ребенок имеет о человеке (персонаже, герое). В процессе исполнения роли ребенок создает игровой образ: он всегда индивидуален и выражает отношение ребенка к изображаемому лицу.

Роли реализуются через игровые действия, содержание которых определяется правилами и содержанием игры. Типы игровых действий: предметные, манипулятивные, изобразительные, реальные, воображаемые.

Результат игры — соответствие реализованного образа игры представленному идеалу; эмоциональные переживания ребенка по поводу игры (удовольствие от общения, удовольствие от успеха, эмоции, возникающие по ходу исполнения роли). Такой результат игры осознается ребенком в процессе самооценки или внешней оценки.

Технологии проблемного и развивающего обучения

Теоретическая основа построения системы развивающего обучения дошкольников базируется на положениях Л.С. Выготского о рассмотрении «зоны ближайшего развития» и тезисе о том, что «обучение ведет к развитию». В то же время в рамках подхода к развивающему обучению, разработанного Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в центре внимания педагогов должно быть «восхождение от абстрактного к конкретному», когда дети вместе со взрослым анализируют проблемную ситуацию и содержание учебного материала, преобразуют условия задачи в поисках исходных общих отношений, моделируют их в предметной, графической или буквенной форме, исследуют свойства и на основе анализа частных свойств объектов делают выводы о решении общих задач. Этот подход развился в работе с детьми младшего школьного возраста.

По отношению к дошкольникам его нельзя применять в неадаптированном виде, минуя этап перехода от частного к общему — от конкретного примера к обобщению, закономерностям, правилам. По этой причине положения концепции развивающей педагогики подкрепляются идеями Л.А. Венгера о стимулировании процесса развития мышления путем использования системы проблемных и обучающих игровых ситуаций, алгоритмом П. Гальперина о «поэтапном формировании умственных действий» и по мнению Н.Н. Поддьяков об экспериментировании как особом виде детской деятельности, связанной с развитием мышления.

На основе этого подхода, связанного с развивающим обучением и его пониманием как обучения, методы и формы которого ориентированы на закономерности развития ребенка-дошкольника, ученые разработали технологию, предполагающую латентное, реальное и опосредованное обучение. Например, Т. Ерофеева разработала технологию обучения математике. В нем:

  • латентное (скрытое) обучение организуется обогащенной предметной средой, специально организованной и мотивированной самостоятельной деятельностью (бытовой, трудовой, конструктивной, педагогической нематематической), творческой продуктивной деятельностью, познавательно-интеллектуальным общением со взрослыми, т.е. обеспечивается накоплением сенсорно-познавательного опыта.
  • Реальное (непосредственное) обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей через проблемно-поисковые ситуации, способствующие развитию математических представлений на основе эвристических методов;
  • Опосредованное обучение предполагает использование игровых-практических ситуаций, имитационных игр, совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучение в созданной детьми игровой библиотеке, использование различных видов праздников и досугов в процессе педагогического сотрудничества и самостоятельной деятельности детей.

Такая интеграция латентного, реального и опосредованного обучения позволяет индивидуально дозировать выбор содержания и повторение дидактических воздействий с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Это означает, что хотя педагогическая технология развития подчеркивает идею обучения до развития и фокусируется на развитии ребенка как на главной цели, приобретение знаний не является этой целью. В центре внимания — развитие ребенка как субъекта различных видов человеческой деятельности.

Информационно-компьютерные технологии в обучении дошкольников

Информационные и компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста в основном основаны на недисциплинарном подходе. Его возможности можно описать следующим образом.

  1. использование готовых комплексов развивающих и обучающих компьютерных игр. Следует помнить, что использование стационарных компьютеров или планшетов в педагогическом процессе ограничено во времени существующими санитарными и нормативными правилами. Однако их можно рассматривать не как компьютеры, а как телевизоры и использовать для просмотра мультфильмов с возможностью интерактивной обратной связи с помощью беспроводной клавиатуры или, что еще лучше, мыши. Кроме того, к каждому компьютеру можно подключить как минимум две беспроводные мыши, чтобы их можно было использовать для различных видов соревновательной деятельности.
  2. проведение образовательных компьютерных презентаций для родителей учащихся и учителей по конкретным проблемам и с мест.

Примером могут служить приложения на DVD-дисках, ряд из которых посвящен организации развивающей среды в дошкольных учреждениях («Территория детского сада», «Из коллекции в музей», «Среда общения с природой», «Природа в творчестве детей и взрослых», «Золотые руки воспитателей», «Сказки в детском саду»). Помимо компьютерных презентаций, каждый из этих DVD содержит слайд-шоу и тексты с методическими рекомендациями по использованию предлагаемых материалов в работе с детьми, педагогами и родителями, а также планы семинаров. Просмотрев материалы DVD, воспитатели могут предложить свои варианты развития проблемы — такие материалы можно сделать основой семинара, их можно обсуждать и анализировать на педагогических советах детских садов.

Такие мультимедийные презентации могут стать основой для интеграции различных направлений воспитания и обучения детей: например, социально-нравственного и экологического воспитания, развития языка. Например, в блоке «Невидимый воздух «1 дети смотрят и обсуждают фрагменты мультфильма о Винни-Пухе, в блоке «Земля» — о Дюймовочке (фрагменты о кроте) и т.д. Создаются презентации по экологическим сказкам, например, сказка «Как люди обидели реку». Рассматривая слайды с иллюстрациями, дети могут воспроизвести текст сказки и вступить в диалог с персонажами. Им можно предложить создать мультипликационную сказку с интерактивными эффектами и звуковым сопровождением. Таким образом, можно активизировать художественные способности детей: они представляют себе сказку, рисуют персонажей и фон, эти изображения сканируются взрослым и вставляются в презентацию, затем, после обсуждения с детьми, к каждому слайду применяются спецэффекты, все завершается озвучиванием и демонстрацией сказки для студентов другой группы или для родителей детей.

  1. создание обучающих видеороликов для родителей и педагогов по определенной проблеме или демонстрация опыта дошкольных учреждений. Например, еще одним видом приложения к журналу об обруче является «видео на DVD». Например, видеофильм «Ребенок-исследователь»[2] обращает внимание на необходимость организации условий для исследовательской деятельности ребенка в природе, дома, в детском саду, показаны способы создания метеорологической площадки, лабораторий в группах, в отдельном помещении, в экологической комнате дошкольного учреждения, различные опыты и игры. К видеофильму прилагается файл с текстом, описывающим требования к обустройству лаборатории, выбор оборудования, различные эксперименты с песком, глиной, камнями, водой, а также игры. Такие учебные фильмы могут послужить основой для проведения мозгового штурма и методического семинара для педагогов дошкольных учреждений и родительского собрания в детском саду.
  2. создание учебно-методических комплектов «книга плюс DVD» для старших воспитателей детских садов. Примером может служить серия «Дети и природа», включающая четыре книги и четыре DVD с компьютерными презентациями: «Экологический паспорт детского сада: окружающая среда, здоровье, безопасность», «Экологическая тропа в детском саду», «Лаборатория в детском саду и дома», «Деревья — наши друзья» (автор — Н. А. Рыжова).
  3. подготовка видеофильмов — презентаций группы или учебного заведения. Сегодня дошкольные учреждения готовят такие материалы для представления на различных конкурсах («Детский сад года», «Воспитатель года»), для родителей выпускников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объекты и субъекты сравнительной педагогики
  2. Особенности дистанционного обучения взрослых
  3. Коррекционная и специальная педагогика
  4. Проектирование предметно-пространственной среды дошкольной организации
  5. Особенности педагогических наблюдений
  6. Научно-педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова
  7. Воспитание и обучение в киевской Руси и русском государстве (до 18 века)
  8. Обучение пересказу младших школьников с ОНР
  9. Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
  10. Сложение и вычитание в специальной коррекционной школе viii вида