Для связи в whatsapp +905441085890

Технология культурно-досуговой деятельности подростков и молодежи — Особенности культурно-досуговой деятельности

Свободное время — это время, которым человек располагает по своему усмотрению, которое не связано с фиксированными обязанностями и обязательствами, и которое он может использовать для удовлетворения своих потребностей и желаний.

Часть жизненной среды человека, которая служит для отдыха, преодоления усталости и переутомления, восстановления физического и психического здоровья, называется рекреационной зоной, рекреационной инфраструктурой, рекреационной (восстановительной) средой. Особенности досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования досуга: они являются признаком социального взросления, формирования личности в детстве, отражают уровень и состояние учебной и воспитательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

В научной литературе термин «свободное время» определяется следующим образом.

Свободное время — это время, свободное от работы и учебы, которым располагает человек после вычета различных видов неизменных, необходимых расходов.

Досуг — это совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, которая ведет к развитию личностных качеств человека и удовлетворяет умственные, физические и другие социально значимые потребности индивида.

Досуг — это деятельность в свободное время вне сферы социально-бытового труда, благодаря которой человек возобновляет свою трудоспособность и, прежде всего, развивает те способности и навыки, которые не могут быть усовершенствованы в сфере трудовой деятельности; это деятельность, осуществляемая в соответствии с определенными интересами и целями, которые человек ставит перед собой.

В зависимости от характера деятельности человека, осуществляемой в сфере досуга, можно выделить несколько компонентов в рамках трех групп

Активный отдых:

  • Активная творческая (в том числе социальная) деятельность;
  • Учеба и самообразование;
  • Культурное (интеллектуальное) потребление, которое имеет индивидуальный (чтение книг, журналов и т.д.), общественный и зрелищный (посещение кинотеатров, театров, музеев и т.д.) характер
  • физическая активность (спорт, туризм и т.д.)
  • любительские занятия, такие как хобби;
  • занятия и игры с детьми;
  • общение с другими людьми;

В рамках досуга самым простым видом, который служит для восстановления сил, является отдых, который делится на пассивный и активный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое устраняет усталость и восстанавливает трудоспособность.
Основной функцией пассивного отдыха является релаксация — снятие стресса, расслабление, эмоциональная разрядка, отдых. Для отдыха специально отведенные и обустроенные места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.д.). Такой отдых — это упрощенная форма досуга, не требующая развивающей активности.

Культурно-досуговая деятельность, по мнению Б.Г. Моса- лева, является одной из сторон культуры, направленной на создание, присвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества. Ее возможности связаны как с условиями сферы досуга, так и с внутренним богатством личности, разнообразием ее культурных потребностей и интересов. Социальная значимость культурно-досуговой деятельности отражается в степени соответствия ее содержания уровню образования, общей культуры, духовных потребностей и материальных возможностей различных групп населения.

Технология культурно-досуговой деятельности подростков и молодежи

Особенности культурно-досуговой деятельности

  • Действенным мотивом культурно-досуговой деятельности является потребность человека в самом процессе этой деятельности;
  • цели и содержание культурно-досуговой деятельности выбираются человеком самостоятельно, в зависимости от уровня его нравственного развития и уровня культуры;
  • культурные и рекреационные мероприятия являются социально полезными или нейтральными.
    В рамках культурно-досуговой деятельности:
  • происходит восстановление различных сил ребенка (прогулки на воздухе, занятия спортом, вечера отдыха, игры, забавы и т.д.);
  • стимулируется эрудиция и интеллектуальные потребности ребенка (чтение, посещение выставок, музеев, экскурсий и т.д.);
  • развиваются интеллектуальные силы, способности, творческая деятельность (труд, техника, спорт и игры, искусство и театр, научные исследования, прикладная деятельность);
  • удовлетворяются потребности в общении (клубная и кружковая работа, творческие объединения, дискотеки, праздники и т.д.).
  • Разрабатываются целевые творческие обучающие мероприятия для детей (выездные лагеря, конкурсы, клубы отдыха, туристические поездки, школы актива и т.д.).

Формы организации молодежных лагерей очень разнообразны. Конечно, не каждый ребенок или подросток будет участвовать во всех формах отдыха. Каждый человек имеет право выбирать занятие в соответствии со своими способностями и интересами, и у каждого может быть индивидуальный стиль досуга, индивидуальный вид деятельности. Однако организация досуга не является хаотичным набором методов и норм организации досуга, она имеет определенную структуру.

В содержательном плане М.В. Шакурова включает в структуру организации досуга следующие компоненты:

  • Общение;
  • спортивно-оздоровительные мероприятия, игры и отдых на свежем воздухе; пассивно-репродуктивная или рекреационная деятельность (прогулки, просмотр телевизора, прослушивание музыки, посещение дискотеки и т.д.);
  • интеллектуально-познавательная деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках, посещение элективных курсов и т.д.);
  • художественные, технические, научные и т.д. творчество; любительская деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотография и т.д.)
  • социально активная деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительная деятельность, взаимопомощь) и др.
    По мнению В. Васильковой, специфика организации досуга детей и подростков заключается в следующем.
  • Активное использование различных видов соревнований; обязательная оценка результатов деятельности для поощрения и стимулирования активности;
  • Использование механизмов лидерства для достижения группового единства, способствуют установлению коллективистских отношений;
  • Стимулирование групповой сплоченности;
  • Сочетание групповой и индивидуальной работы.

Досуг — это то личное пространство ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляются естественные потребности в свободе и независимости, удовлетворяются многие социальные и психологические потребности личности в реализации интересов, самоутверждении, признании. В свободное время дети предъявляют к себе образовательные требования, устанавливают себе «границы самостоятельности и трудности», что делает досуг сферой самовоспитания.

Культурно-досуговая деятельность постсоветского периода

Перестройка в нашей стране привела к радикальному изменению базовых социальных ценностей, лежащих в основе государственной политики во всех сферах общественной жизни. Произошел резкий поворот к ценностям буржуазного образа жизни по образцу западных стран. Это выражалось в максимальном разгосударствлении учреждений и предприятий во всех сферах народного хозяйства, в развитии частной инициативы малых, средних и крупных предприятий, в возрождении церковных организаций и религиозных конфессий, в пересмотре советского прошлого как исторической ошибки и тупика. Это не может не сказаться на дальнейшем формировании и развитии культурно-досуговой деятельности.

С одной стороны, досуг в нашем обществе стал более дифференцированным и разнообразным. Расширился спектр платных досуговых услуг, удовлетворяющих различные интересы и запросы населения. Появилось много частных культурных и рекреационных учреждений.

Интернет и мобильная телефонная связь стали своего рода универсальным культурным и досуговым пространством, особенно для молодежи. Благодаря возрождению частной жизни граждан культурно-досуговые учреждения стали превращаться в особый социальный институт, обеспечивающий функционирование и воспроизводство различных досуговых сообществ и видов досуга на основе общих интересов, начиная от церковных общин и заканчивая политизированными молодежными формированиями.

Культурно-досуговые учреждения (клубы, музеи, библиотеки и т.д.) сегодня, пожалуй, самые демократичные. Развиваются формы самоуправления в этих учреждениях, расширяется спектр культурно-досуговых мероприятий (особенно по месту жительства). Культурно-досуговые мероприятия интегрируются в контекст социальной, рекреационной и воспитательной работы.

Расширяется и сфера самодеятельности на базе культурно-досуговых учреждений и широкой просветительской работы, способствующей решению проблем социальной, культурной и экономической жизни. Культурно-досуговые учреждения нередко становятся центрами социализации и повышения «досуговой компетентности» населения.
В начале постсоветского периода культурно-досуговая деятельность была достаточно сильна и в востребованных обществом любительских объединениях, деятельность которых направлена на решение проблем, с которыми государство не может успешно справиться.

В то же время, «начиная с 1990-х годов, дифференциация между различными группами населения по способу проведения досуга становится все более очевидной. Уровень доходов населения приобретает все большее значение. Наиболее обеспеченные слои российского общества имели больше возможностей в приобретении технических средств культуры, книг и газет, в выборе форм досуга, отдыха и развлечений.»

В этой ситуации культурно-досуговая деятельность в постсоветский период становится все более зависимой от реального спроса на рекреационные услуги со стороны населения (государство больше не гарантирует безбедное существование большинству культурно-досуговых учреждений). Многие культурно-досуговые учреждения отреагировали на этот спрос довольно односторонне: они сократили культурно-досуговые услуги для широких слоев населения и расширили коммерческие услуги для ограниченного, эффективно оплачиваемого контингента. Кроме того, муниципализация культурно-досуговых учреждений различного типа (особенно клубных) привела к тому, что многие государственные учреждения культуры ослабили внимание к деятельности этих учреждений.

Культурно-досуговая деятельность за рубежом

В противовес распространенному стереотипу о преобладании чисто развлекательных элементов в зарубежном отдыхе, достаточно сильной тенденцией является организация культурно-образовательных и жизненных программ в культурно-досуговых учреждениях. Так, в наиболее развитой капиталистической стране США в начале XX в. широко распространились общественные центры и народные дома, в которых организовывались разнообразные культурно-развлекательные мероприятия.

Как A. Зеленко отмечает: «Спектакли, пиры, обеды с тостами, митинги, лекции для пропаганды теорий и кружки для объединения последователей — все это стало инструментом общественного центра — народного дома». Примечательно, что народные дома были особенно широко распространены в сельской местности.

Основой для развития культурно-досуговой деятельности в США стали уже в начале XX века организации религиозного характера, поселения (культурные поселения в городской среде, опыт их функционирования использовался отечественными просветителями, в том числе и при организации культурно-досуговой деятельности), а также «движение в народ» интеллигенции в Англии и в США, возникшее одновременно с движением народников в России.

В начале ХХ века насчитывалось 250-300 поселений в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. Задачей поселений, как правило, было «вовлечение населения соседской группы в активную общественную работу, (термин А. Зеленко) — выработка для нее местных руководителей, развитие групповой жизни, создание общественного дома, где все эти местные общественные групповые интересы находят свое удовлетворение, согласование в разногласиях, товарищескую взаимопомощь». Поселки фактически представляли собой социально-культурные городские центры с развитой инфраструктурой социально-культурных услуг: Приемы гостей, столовые, клубные помещения для встреч организованных групп, детские сады с системой кружков, праздничные мероприятия.

Здесь приведен наиболее распространенный перечень культурно-досуговых мероприятий в общественных центрах, созданных по модели поселений: Лекции, развлечения, общественные собрания для взрослых, массовые собрания, физкультура и спорт, клубное общение, игры, чтение, партийные собрания и съезды, «организации общественного благосостояния (бюро по профессиям, юридическая помощь, передвижная общественная кухня, бюро по трудоустройству, амбулатория и пункт обмена информацией, товарами и услугами, продажа подаренных вещей)» .

В этом контексте особый интерес может представлять опыт Франции как страны с развитыми культурными и образовательными традициями. В стране существует единая государственная политика в области эстетики и образования. Эта политика обеспечивает успешное функционирование государственных учреждений культуры различных типов. Государство уделяет особое внимание эстетическому воспитанию населения. Под руководством государства эстетическое воспитание осуществляется в дошкольном возрасте, а затем в школьном.

Однако всегда существовал разрыв между эстетической культурой столицы и провинций, и это является одним из важнейших направлений культурной политики правительства.
Уже в 1950-1960-е годы во Франции возникла «концепция гуманистической культуры и ее популярной образовательной миссии. Популяризация культуры и искусства, эстетическая и просветительская деятельность входят в число центральных задач государства, политических партий, ведущих общественных организаций, деятелей искусства и меценатов.» В этот же период растет бюджет Министерства культуры и образования Франции, а вместе с ним и сеть различных культурных учреждений, развивающих культурно-досуговую деятельность на основе государственных субсидий — дискотеки, дома культуры, центры современного искусства, молодежные центры отдыха, театрально-концертные центры. Проводятся различные фестивали художественной самодеятельности и фольклорные праздники, в которых принимают участие различные группы населения.

Развитие идеи организации детского досуга и педагогической анимации в социальной теории

Педагогический смысл детского свободного времени фокусируется на проблеме одухотворения и оживления личности в сфере свободного времени (педагогическая анимация). Научно-теоретический анализ анимации показал, что различные авторы представляют ее как направление общественной деятельности, направленное на развитие конкретной личности и всего общества в сфере свободного времени, поэтому возникает необходимость ее эффективного использования в современной образовательной практике. Это обстоятельство делает необходимым понимание педагогической анимации как досуговой и образовательной деятельности с детьми, разработку ее содержания и выделение специфических функций, определяющих состав профессиональных компетенций организатора современного детского досуга.

В последние десятилетия деятельность, ориентированная на позитивную социализацию личности в сфере досуга, ассоциируется в социальной теории и практике с категорией «социокультурная анимация». Термин «анимация», применяемый к сфере свободного времени, впервые был использован в середине XX века французским социологом Ж. Дюмазеде в рамках теории досуговой цивилизации. Ученый связал качество свободного времени с обращением индивида к экзистенциальным (духовным) ценностям. Стремление человека к творчеству, потребность в культуре, в духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Эти качества возникают и развиваются постепенно, в процессе социального созревания личности.

Для Дж. Думазеде очень важно, чтобы высшие духовные ценности были неотъемлемой частью отдыха и развлечений, но личность подростка не в состоянии самостоятельно преодолеть соблазны деструктивного и разрушительного досуга. Человеку нужны особые «лидеры», социокультурные лидеры, которые должны стать воспитателями культуры досуга.

Обращаясь к феномену лидерства в сфере организованного досуга, ученый использовал термин «социокультурное лидерство», который позже заменил термином «анимация». Этот термин имеет довольно широкие лингвистические границы и используется во многих современных лингвокультурах. Объяснение этому факту можно найти в этимологии. «Анимация» (русский), animation (английский), animacion (испанский) происходит от латинского корня anima, который имеет несколько самостоятельных значений.

Первое значение — жизнь, живой, душа, разумное начало, дух, которое можно истолковать следующим образом: женский род — anima и мужской род — animus, означающие желание, стремление («душа влечет»); настроение, расположение духа («душа желает»); смелость, мужество («поднять настроение»); удовольствие, наслаждение, развлечение («все, что душа пожелает»). Второе значение связано с глаголом animo, означающим «оживлять, возбуждать, разжигать». Третье значение — аниматор, буквальный перевод с латыни — «давать жизнь, воспитывать характер». Производное от этого термина слово animateur переводится с французского как «вдохновитель», «проводник», «организатор досуга».

Однако до сих пор достаточно сложно дифференцировать организацию досуга как педагогическое явление, выявить его направления и определить критерии, по которым можно рассматривать педагогическую эффективность этого процесса. Очевидно, что педагогическая организация досуга не может быть просто отнесена к одной из многочисленных профессиональных областей человеческой деятельности. Его рассмотрение требует междисциплинарного подхода, применения различных взаимодополняющих дисциплин, таких как философия, социология, политология, история, психология, педагогика. Анализ различных концепций досуга позволил нам выделить три основных подхода к рассмотрению этого явления.

Однако до сих пор достаточно сложно дифференцировать организацию досуга как педагогическое явление, выявить его направления и определить критерии, по которым можно рассматривать педагогическую эффективность этого процесса. Очевидно, что педагогическая организация досуга не может быть просто отнесена к одной из многочисленных профессиональных областей человеческой деятельности. Его рассмотрение требует междисциплинарного подхода, применения различных взаимодополняющих дисциплин, таких как философия, социология, политология, история, психология, педагогика. Анализ различных концепций досуга позволил нам выделить три основных подхода к рассмотрению этого явления.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мониторинг профессионально-образовательного процесса
  2. Особенности использования песенного и поэтического материала (стихов и рифмовок) на уроках
  3. Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях по русскому языку
  4. Современные формы организации обучения в вузе
  5. Организация домашней самостоятельной работы учащихся
  6. Личностно-ориентированный подход в образовании
  7. Основные принципы обучения
  8. Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений
  9. Коммуникативная компетенция
  10. Структура публичного выступления