Для связи в whatsapp +905441085890

Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского — Система Д. Б. Кабалевского и ее значение для модернизации музыкального образования в современной России

Обобщение истории развития человечества привело к формулировке принципа историзма, согласно которому культура, а значит и музыкальное образование, рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, взаимозаменяемых и находящихся в развитии. Таким образом, исторический процесс выступает как ряд конкретных исторически сложившихся культур, к которым относятся и традиции музыкального образования.

Структурной единицей этого процесса является культурная эпоха — период в истории развития культуры, характеризующийся целостностью ее основных специфических черт. Эти характеристики остаются неизменными в рамках культурно-исторической эпохи, но меняются с изменением последней. Педагогическое знание всегда было важным показателем состояния и развития исторически сложившейся культуры. Более того, общепризнано, что по уровню педагогики, особенно образования, можно судить об общем состоянии и уровне экономического и культурного развития общества. Эта идея становится важной методологической основой для любого историко-педагогического анализа, в том числе и анализа музыкального образования.

Знаменательно, что эта взаимосвязь подчеркивается не только в общенаучных, но и в специальных исследованиях, особенно в работах светила истории музыкального образования О. Апраксиной. Исходя из этого, полезно рассмотреть, какова была основная направленность и динамика развития музыкального образования в каждый из культурно-исторических периодов и как она реализовывалась.
В этом контексте полезно рассмотреть, как реализовывались музыкально-педагогические цели и задачи в каждую из культурно-исторических эпох, какова была основная направленность музыкального образования, какова динамика его развития от эпохи к эпохе.

Собственно, именно этой проблеме и посвящен данный учебник. Однако отметим некоторые особенности реализации педагогического потенциала музыки в историческом обзоре, с учетом конкретных культурно-исторических периодов и изменений, сопровождавших переход от эпохи к эпохе. Структурным стержнем, позволившим воссоздать целостную картину развития музыкальной педагогики, стал принцип историзма — один из основных общенаучных методологических принципов, который заключается в необходимости изучения любого явления с точки зрения его возникновения, развития до настоящего времени и перспектив на будущее.

Записывая основные этапы развития музыкального образования в Европе на протяжении 2,5 тысяч лет, мы используем общепринятую в истории мировой культуры и искусства периодизацию.
Исторический опыт развития музыкального образования красноречиво свидетельствует о том, что педагогическая направленность приобщения к искусству была, как правило, одной из центральных педагогических проблем. Более того, по мнению авторитетного отечественного историка и теоретика музыкальной педагогики О. А. Апраксиной, цели и содержание музыкальной педагогики обычно отражали общее состояние педагогической науки, ее установки и направления развития в определенных исторических условиях. На наш взгляд, эта идея является методологически значимой и определяет подход к истории музыкальной педагогики как специфической и органичной области педагогического знания.

Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского

Система Д. Б. Кабалевского и ее значение для модернизации музыкального образования в современной России

Современное развитие педагогики искусства и музыкальной педагогики в частности — ее характерные особенности и перспективные тенденции — немыслимо без рассмотрения его в контексте фундаментальной новаторской музыкально-педагогической концепции Дмитрия Борисовича Кабалевского — выдающегося современного композитора, музыканта-исполнителя, дирижера, ученого, энтузиаста и педагога, общественного деятеля. Многогранность его таланта проявилась в различных сферах его многогранной деятельности, прежде всего в обширном и разнообразном композиторском творчестве.

Он является автором пяти опер, одной оперетты, тринадцати симфонических произведений, семи инструментальных концертов, многочисленных ансамблей и других инструментальных произведений, шести кантат и ораторий, фортепианной музыки для детей и юношества, романсов, песен, музыки для кино, радио и театральных постановок. Произведения Кабалевского вошли в золотой фонд отечественного музыкального искусства и являются неотъемлемой частью учебного и концертного репертуара. Кроме того, Кабалевский был прекрасным пианистом и дирижером, талантливым педагогом, высокоинтеллектуальным и нравственным человеком.

Активная творческая и самоотверженная деятельность Кабалевского и его коллег в 70-е годы XX века привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников. Композитор выдвинул основные идеи по коренному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они были воплощены в уникальной национальной музыкально-педагогической концепции и разработанной на ее основе новой программе «Музыка» для общеобразовательных школ.

Концепция Кабалевского, основанная на научных идеях Б.В. Асафьева, ряда передовых отечественных музыкальных педагогов — Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и других, собственных научных разработках и большом личном практическом опыте, легла в основу его последней — «педагогической симфонии». Она радикально изменила содержание уроков музыки, превратив их в уроки искусства и открыв широкие возможности для самостоятельной и творческой работы учителя. Эта концепция позволила по-новому организовать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства для развития ассоциативного и образного мышления, целостности и яркости восприятия, эмоциональности и различных исполнительских навыков.

Кабалевский был первым, кто исследовал культурологический подход и привнес его в сферу музыкального образования. Этот подход, как уже говорилось выше, сформировался в мировой и отечественной науке в 60-70-х годах 20 века и чутко воспринят композитором как руководство к действию. Глубина и широта культурологического подхода привлекла Кабалевского, позволила ему пересмотреть цель, задачи и содержание музыкального воспитания молодого поколения. Культурологический подход в последней трети XX века привел к обновлению идейных основ и путей практического реформирования отечественного музыкального образования, активизировал развитие отечественного эстетического и педагогического мышления, способствовал новой интерпретации музыкально-педагогических идей. Культурологический подход также тесно связан с тенденцией гуманизации и гуманитаризации современного образования. Таким образом, музыкально-педагогическая концепция Кабалевского оказала заметное влияние на развитие всей отечественной системы образования.

Современные концепции художественноэстетического развития

Концепция Д.Б.Кабалевского (1904-1987) возникла в середине XX века. Д.Б.Кабалевский утверждал, что ничто не может заменить влияние искусства на нравственность. Это влияет на детей задолго до того, как они пойдут в школу. Первые встречи с искусством, первые сказки, песни и картинки, первые кукольные спектакли и мультфильмы ставят перед детьми важные нравственные и эстетические проблемы и учат их понимать, что такое добро и зло, что такое любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство и что такое подлость. В центре внимания музыки всегда находится человек с его мыслями, чувствами и поступками.

Уроки музыки Д. Б. Кабалевского поставили своей задачей воспитание у учащихся культуры музыки как части всей их духовной культуры. Дидактическая система Д. Кабалевского базировалась на трех китах: Песня, танец, март. Песня, танец и марш — вот три основных направления музыки, они дают возможность объединить великое музыкальное искусство с преподаванием музыки в школе, создавая самую тесную связь этого преподавания с жизнью.

Уже на первых уроках музыки первоклассники учатся не только наблюдать и чувственно воспринимать явление, но и думать о нем. В системе Д.Б.Кабалевского были предусмотрены разговорные лекции. Учитель размышлял с детьми на темы: «Куда ведут нас киты?», «История воплощается в искусстве» и т.д.

Д. Б.Б.Кабалевский считал, что настоящее, прочувствованное и вдумчивое восприятие музыки — основа всех форм привыкания к музыке, так как оно активизирует внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

Б. М. Неменский — известный художник. Он начал свою творческую деятельность как военный художник: отразил в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Неменский видит задачу искусства в развитии способности понимать, сопереживать, сочувствовать, в воспитании истинного гуманизма.

Искусство во все времена и эпохи является источником духовной подпитки. Поэтому система эстетического воспитания может принести плоды только в том случае, если она осознает связь искусства с жизнью. Программа Неменского построена на постепенном приобретении социального опыта искусства. Главной отличительной особенностью новой программы является целостная тематическая блочная структура одинаковых кругов знаний в каждом году и квартале с разнообразной практической деятельностью. Весь курс представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, раскрывающих основы связей между изобразительным, декоративным и конструктивным искусством и жизнью человека и общества.

Триада основ художественного мышления предстает в виде трех форм художественной деятельности, знакомых детям практически задолго до школы: творить, изображать, украшать. Каждый ребенок неизбежно строит что-то в процессе своей игры. Каждый ребенок что-то рисует, что-то изображает. И, наконец, каждый ребенок украшает себя, свои игрушки и свой уголок. Все эти три элемента художественной деятельности помогают представить искусство как форму жизнедеятельности.

Теоретические знания Кабалевского

Кабалевский хотел видеть учителя, свободного от власти схемы, требующей стандартного плана обучения, и призывал всегда помнить, что преподавание музыки должно быть целостным, объединяющим все ее компоненты в единое понятие музыки, музыкальности. Из-за художественной природы музыки исследователь призвал исключить начальный этап обучения музыкальным навыкам. Гораздо более важным он считал развитие музыкального образования — и, собственно, музыкальной культуры, уровень которой не зависит напрямую от получения музыкального образования как такового. «Музыкальное образование — это способность воспринимать музыку как живое, изобразительное искусство, рожденное жизнью и неотделимое от нее; это «особое чувство» к музыке, которое приводит человека к ее эмоциональному восприятию <… > воспринимать ее на слух, определять характер музыки и чувствовать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность определить на слух автора неизвестной музыки, если она типична для этого автора, его произведения, с которыми учащиеся уже знакомы.»[8] Именно «особое чувство» к музыке приводит к тому, что человек воспринимает ее эмоционально <…

Теоретические знания Кабалевский допускает только после того, как у детей пробудился интерес и любовь к музыке, развились первые навыки слухового восприятия и исполнения музыки, приобретен некоторый акустический опыт. В этом контексте ученый не признавал правила и упражнения, которые отвлекали от живой музыки. Гораздо важнее для него было развитие активного восприятия музыки — только когда дети научатся по-настоящему слушать ее и размышлять о ней, она сможет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную функцию. Педагог был убежден, что «реальное, прочувствованное и вдумчивое восприятие…. — одна из самых активных форм посвящения в музыку, потому что она активизирует внутренний, духовный мир ученика, его чувства и мысли».

Таким образом, Кабалевский неоднократно подчеркивал ценность традиционного для России хорового пения. Более того, его лозунг «Каждый класс — хор!» обозначил идеал, к которому, по его мнению, должен стремиться каждый школьный учитель. Хоровое пение помогало им слушать и глубоко задумываться о музыке, оно создавало атмосферу, подобную концертному залу. А это, в свою очередь, воспитывает любовь и уважение к музыке. Следовательно, именно индуцированная педагогическая деятельность учителя может служить важнейшим критерием его педагогических способностей.

Исследователь раскрыл, в чем заключается творчество преподавания музыки: в оригинальности (и не только в правильности) ответов учеников, в их желании самостоятельно задавать вопросы учителю, в их собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слухового наблюдения, высказанного вслух детьми. Кроме того, творческое развитие учащихся проявляется в развитии интонационно-гармонического слуха, развитии творческого воображения в его различных формах. Важнейшей из этих форм Д.Б.Кабалевский считал импровизацию — мелодическую, ритмическую, динамическую и так далее.

В основу программы подробно положен метод «забегания вперед и возвращения к прошлому», предложенный Кабалевским, который обеспечивает единство и непрерывность процесса формирования музыкальной культуры учащихся. Его применение дает возможность неоднократного прослушивания и исполнения одних и тех же композиций, что способствует развитию у учащихся навыков восприятия и исполнения музыки. Формирование музыкальной культуры включает в себя способность детей улавливать суть в большом количестве различных произведений, прослушав их один раз, и в то же время развивать способность глубоко вникать в относительно небольшое количество наиболее значимых произведений, слушать их неоднократно, размышлять над содержанием и анализировать их. Таким образом, метод забегания вперед и назад к пройденному помогает педагогу связать становление каждого нового «этажа» музыкальной культуры ученика с укреплением «этажей», построенных ранее.

Музыкальное восприятие и пути его активизации в музыкально педагогическом процессе

Поскольку восприятие музыки, как и сама музыкальная форма, двойственно, необходимо дать «пищу» обоим полушариям, чтобы они могли работать, что означает:

  • 1) обучение «игре в голове» в соответствующем возрасту и уровню теоретическом анализе (что развивает аналитическое восприятие музыки);
  • 2) развивать гибкость, живость и оригинальность воображения, свободно развиваться в «подключении» «интонационной формы музыки» (интонационное слушание, по В.В. Медушевскому).

Опасения некоторых музыкальных теоретиков по поводу культивирования «мечтательного» слушателя кажутся несостоятельными — ведь музыка была дана человечеству для «расширения души», а не для «отсечения» души от формирующих структур музыкальной ткани.

Анализ музыкального произведения — незаменимый метод развития дискретно-аналитического восприятия музыки, важнейший способ постижения музыкальной культуры развитым слушателем. Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева, А.А.Пиличаускас и другие подчеркивали, что содержание и «направленность» анализа музыкального произведения зависит от конкретного предмета и задач обучения. Психологически и грамотно организованный анализ музыкальной формы и средств может «зацепить» музыкальное сознание ребенка не только на дискретном, но и на континуальном уровне. Этого можно достичь, например, предлагая формы и средства различных искусств для перекрестного анализа: Музыка и поэзия, музыка и архитектура, — которые создают сходные эмоционально-энергетические условия для погружения в особые состояния сознания.

Как уже говорилось, анализ музыкальной формы и содержания, средств музыкальной выразительности должен следовать за непосредственным живым восприятием, а не наоборот, поскольку оно движет языковым развитием языкового сознания (в данном случае — музыкально-языкового), а языковые средства должны «проникать» в обучение ненавязчиво, своевременно и ни в коей мере не заслонять живой «музыкальный язык». Именно такое естественное развитие музыкально-языкового сознания способствует изучению теории музыки: не абстрактно, а в процессе создания музыкальных произведений, композиций, пусть простых, «минималистских», ученических, но главное — собственных звуковых образов.

В рамках данной главы невозможно осветить огромное разнообразие способов улучшения музыкального восприятия, которое связано с возрастными и индивидуальными особенностями, но об этом никогда не следует забывать в музыкально-образовательном процессе. Это означает, что задачи, которые учитель ставит перед учеником, предлагая выучить или освоить то или иное музыкальное произведение, основаны на возможностях «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский (L. S. Vygotsky). Говоря о зоне ближайшего развития, необходимо помнить, что развитие восприятия идет по двум основным линиям: перцептивной (слуховой) и эмоционально-семантической. Развитие слуховой чувствительности подготавливает сенсорно-перцептивную основу для развития осмысленного восприятия, поэтому элементы аналитической фиксации на выделении, узнавании и интонировании музыкальных элементов принесут свои плоды в развитии музыкального восприятия. Эти две стороны музыкальности не должны ускользать от чуткого внимания (развивающегося) учителя.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Высшее образование в США по педагогике
  2. Вахтеров Василий Порфирьевич, российский педагог, учёный
  3. Организация контроля качества образовательных результатов при обучении
  4. Задачи гражданского воспитания
  5. Музыкальное воспитание как педагогическая система
  6. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
  7. Теория оперантного научения
  8. Аудит профессиональной компетенции педагогов доо
  9. Методика воспитания эстетической культуры личности
  10. Мастерство и творчество педагога