Для связи в whatsapp +905441085890

Технология преподавания изобразительного искусства в школе — Методические принципы отбора и структурирования содержания обучения декоративно-прикладному искусству

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методология обучения». В отличие от методики, технология занимается разработкой содержания и форм организации деятельности самих учащихся. Это требует объективного контроля качества педагогического процесса, изучения индивидуальных особенностей личности и выбора видов деятельности, соответствующих возрастному уровню развития учащихся. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, педагогическую технологию можно рассматривать как последовательную, согласованную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или как систематическую и последовательную реализацию на практике ранее спроектированного педагогического процесса.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике не существует общепринятой классификации образовательных технологий. В педагогической литературе представлено несколько классификаций образовательных технологий (В.Г. Гульчевская, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко и др.) Г.К. Селевко систематизировал все известные в педагогической науке и практике технологии в самом общем виде. Инновационные образовательные технологии включают:

  • Технология проблемно-ориентированного обучения;
  • Технология продвинутого обучения;
  • Технология исследования;
  • Педагогика сотрудничества (обсуждается в подразделе 3.4);
  • активные методы обучения (диалоговые, интегрированные, дифференцированные, индивидуальные, групповые и личностно-ориентированные).

Активные методы обучения (включая метод контроля и метод проектов) основаны на решении проблем, способствуют целенаправленному вовлечению студента в образовательный процесс, позволяют формировать навыки саморазвития и самообучения. М. И. Махмутов определяет проблемное обучение как вид развивающего обучения, при котором приобретение знаний осуществляется через самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Особенностью организации такого процесса, по мнению ученого, является ориентация обучения на формирование познавательной самостоятельности учащихся через детерминированную систему проблемных ситуаций.

Однако для того, чтобы обучение носило проблемный характер, недостаточно наличия конкретного проблемного содержания, необходимо представление такого вида знаний, которое приводит к возникновению проблемной ситуации в сознании ученика. То есть требуется четкая постановка проблемы, которая предполагает ее самостоятельное решение посредством умственной, визуальной или технической деятельности. Это вид умственной трудности, вызванный объективным недостатком знаний и требующий поиска информации или возможностей действия. Проблемы смущают и удивляют людей и стимулируют умственное развитие.

Проблемная задача подразумевает наличие противоречий, решение которых требует выдвижения гипотез в виде новой идеи или нового дизайна и их практической проверки. Проблем в создании декоративно-прикладного искусства множество — это формирование идейного замысла, поиск композиционных решений, выразительность декоративного образа, выбор технических средств и инструментов, создание новой формы, поиск оригинального композиционного решения, разработка новых видов декора, плетения, орнамента и т.д.

Любая четко и понятно сформулированная проблема, содержащая противоречие и требующая решения, самостоятельного нахождения выхода, интересует учеников. Они с энтузиазмом вносят изменения в предложенные модели изделий, ищут ответы на проблемные вопросы и решают проблему вместе с учителем (частично исследовательский метод). Исследовательский метод направлен на формулирование таких творческих задач, которые требуют не воспроизведения изделия по образцу, а самостоятельного творческого решения технических, конструкторских и декоративных проблем.

Технология преподавания изобразительного искусства в школе

Методические принципы отбора и структурирования содержания обучения декоративно-прикладному искусству

В. В. Краевский определяет содержание образования как «педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения, усвоение которых должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества».

Известно, что содержание образования зависит от целей образовательного процесса. В художественном образовании основной целью является развитие активной творческой личности художника, способной к самостоятельной профессиональной деятельности. В связи с этим содержание образования в декоративно-прикладном искусстве представляет собой систему научно-теоретических знаний, практических живописных и технико-технологических умений и навыков работы с декоративными материалами, опыт творческой деятельности, в комплексе формирования профессионального мастерства художника.

Как элемент педагогической системы содержание образования используется для решения дидактических задач. По определению В.В. Краевского: «Педагогические, особенно дидактические, принципы деятельности — это наиболее общие нормативные знания, которые педагогика получает при реализации своей конструктивно-технической функции. Это самые общие указания, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов».

Дидактические принципы, хотя и являются синтезом достижений современной дидактики, не являются догмами, установленными раз и навсегда. Они действуют одинаково по отношению ко всем субъектам, по отношению к каждому из них они имеют свою специфику. Каждый из дидактических принципов одинаково важен, и их применение в образовательном процессе возможно только в тесном сочетании и взаимодействии. Наиболее важными являются следующие дидактические принципы:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и осуществимости обучения;
  • Принцип понимания знаний;
  • Принцип активности и осознанности обучения;
  • Принцип визуализации;
  • Принцип научности;
  • Принцип связи теории и практики;
  • Принцип гражданственности и межкультурный диалог.

Общедидактические принципы, являющиеся стартовыми условиями процесса обучения, дают возможность применять методы и приемы, наиболее эффективно развивающие профессиональную и творческую личность ремесленника.

Принцип системности и последовательности, который фактически считается ведущим преемственным принципом развития народного и декоративно-прикладного искусства, как усвоение социальных и культурных традиций от поколения к поколению, определяет непрерывность и целостность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В преподавании народного творчества и декоративно-прикладного искусства принцип системности и последовательности реализуется в тесной связи с принципом доступности и прочности обучения и рассматривается как единая совокупность целей, задач, содержания цикла специальных дисциплин, методов и организационных форм обучения, которые последовательно трансформируются на разных этапах обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Следует отметить, что познавательные и творческие способности студентов сильно отличаются, что обусловлено разным уровнем довузовского художественного образования. И. С. Кон подчеркивает, что «когнитивные процессы у молодых людей выступают как совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные способы приобретения, накопления, обработки и использования информации».

Искусственные и изобразительные наглядные пособия

Это инструменты, которые отображают природные объекты и процессы или описывают их с помощью условных знаков, символов.

Размерные инструменты наиболее близки к натуральным.

Модели — это «материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальном мире». В процессе познания они занимают промежуточное положение между естественными объектами и их представлениями на плоскости в виде рисунков, таблиц и т.д. и способствуют формированию идей…»[1].

Модели обычно не передают точный размер объекта.

Статические, активные и складные модели используются в начальной школе и являются фабричными.

Статические модели включают модели форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются в демонстрационных целях.

Активные модели помогают увидеть движение объекта или природного процесса. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллура.

Складные модели позволяют детям узнать о внутреннем содержимом объекта. Это могут быть модели из курса анатомии человека (глаз, ухо) или складная модель «образование оврага».

Неразлагаемая модель — это глобус. Она очень четко передает представление о форме Земли, расположении земной оси, экватора, полюсов, распределении суши и океанов. Глобус используется в начальной школе для изучения формы и движения Земли, смены дня и ночи, а также времен года.

В классе должен быть большой глобус (около 50 см в диаметре) для демонстрации и несколько маленьких глобусов (около 15 см в диаметре) для распределения на столах во время практических занятий.

Муляжи (слепки) — это модели объекта в натуральную величину, которые точно воспроизводят его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания.

Для начальной школы предлагаются муляжи грибов, овощей и фруктов. Учащиеся могут сделать свои собственные модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины. Рельефные наглядные пособия похожи на трехмерные. Такие устройства имеют односторонний объем. К ним относятся дыхательная система, система кровообращения, структура кожи и т.д.

Плоские приборы для зрения воспроизводят естественные объекты или их заменители в виде двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это дидактические таблицы, картинки, фотографии, слайды, географические карты, которые часто используются в преподавании курса «Окружающий мир». Они помогают сформировать представления о тех природных объектах и явлениях, которые недоступны непосредственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования обобщенных образов природных тел или ландшафтов, таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и т.д.

Столы для начальных классов должны отвечать следующим требованиям:

  • Каждая таблица является монографическим представлением, поэтому она должна содержать один объект, процесс или явление;
  • предметы, изображенные на таблице, должны быть достаточно большими, а их пропорции — одинакового масштаба
  • иллюстрации, текст и числовые символы должны быть расположены в определенном дидактическом порядке, чтобы сделать таблицу «читаемой»;
  • стол должен отвечать эстетическим требованиям.

Столы хранятся вертикально в шкафу. Они должны быть пронумерованы и расположены по темам курса. На внутренней стороне дверцы шкафа находится список пронумерованных таблиц.

Географические карты формируют пространственные представления детей о размерах различных частей земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Географические объекты на карте обозначены определенными иконическими символами, то есть обладают высокой степенью абстракции.

Первое знакомство детей с картой начинается уже во втором классе. Вначале учитель должен ознакомить детей с правилами работы с картой. К концу начальной школы учащиеся должны знать, как ориентироваться по карте, знать и уметь представлять названия континентов и океанов, а также пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первые знания о карте России (границы, моря, основные реки, равнины, горы), умение показывать природные зоны нашей страны.

Уроки искусства в специальной и инклюзивной школе

Поскольку ведущим видом деятельности в школе является обучение, основной формой художественного образования является преподавание. Его продолжительность в первом классе составляет 35 мин, в других классах — 45 мин. Структура урока искусства (литературы, рисования, музыки, ритмики) в специальной школе (классе) определяется дидактическими, воспитательными, коррекционно-развивающими целями и задачами, их местом в системе обучения по предмету. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предыдущей работой учащихся и готовить учащихся к изучению последующего материала.

На уроках по различным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными методами, обеспечивающими усвоение материала учащимися с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированное обучение, в котором присутствуют различные компоненты деятельности учителя и учеников: информационно-познавательная часть; практическая деятельность детей, обобщение и систематизация знаний учащихся. При обучении искусству в младших классах широко используются игровые моменты, различные виды поддержки (визуальная, слуховая, акустическая, вербальная). Компоненты и структура уроков определяются в зависимости от вида искусства.

Например, урок музыки и пения включает в себя знакомство с элементами музыкального образования, слушание музыки и формирование вокальных и хоровых навыков через пение детей.

Обучение изобразительному искусству включает в себя как восприятие произведений искусства, предметов для демонстрации, беседы об изобразительном искусстве или его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (изобразительное, на основе деятельности, на основе идей, декоративное) или лепку, аппликацию.

Уроки чтения в младших классах (и уроки литературы в старших), на которых, например, ученики с нарушением слуха не только учатся читать сказку, но и пишут слуховой диктант, разыгрывают ее содержание по ролям с образными персонажами, отличаются своими особенностями.

Уроки искусства и ремесел включают изучение узоров и готовых предметов, а также изготовление детьми различных поделок.

Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, сочетающих различные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т.д.).

Специфика организации и содержания уроков искусства определяется спецификой нарушений детей, их возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде.

Сегодня дополнительное художественное образование является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса в специальных и инклюзивных школах и образует непрерывный коррекционно-развивающий и образовательный комплекс. Дополнительное образование, основанное на использовании искусства, позволяет «врастать» в культуру, осваивать ее ценности и осуществлять социокультурное становление личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей, а также их социализацию.

В практике работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в специальных и инклюзивных школах выделяют различные формы дополнительного образования:

  • культурно-оздоровительные общешкольные мероприятия;
  • искусство и факультативные занятия в кружках;
  • индивидуальная художественная работа с отдельными учениками в различных видах искусства.

Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависят, прежде всего, от целей и содержания художественно-эстетической воспитательной работы в специальных и инклюзивных школах, характера нарушений развития детей, их способностей и интересов. Практика существования специальных и инклюзивных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья убеждает в возможности и целесообразности организации хоровых, вокальных, танцевальных, театральных кружков и художественных студий для школьников с различными нарушениями развития.

Изобразительное искусство детей с ОВЗ в школе

Этот вид искусства включает в себя живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию и используется в лечебно-развивающем, обучающем и воспитательном процессе в специальных школах. Изобразительное искусство и художественный труд (рисунок, скульптура, художественное конструирование, коллаж) приобщают учащихся к художественным ценностям, их роли в жизни, формируют сенсорную культуру, навыки изобразительной деятельности, развивают зрительное восприятие, наблюдательность, цветоощущение, пространственные представления, композиционное мышление, воображение.

Изобразительное искусство является частью всего образовательного процесса, и при его преподавании решаются следующие задачи:

  • 1) формирование у учащихся эстетического чувства, понимания красоты в искусстве и окружающей действительности, способности воспринимать произведения изобразительного искусства, художественный образ, накопление художественно-эстетического опыта, проявление оценочного отношения к воспринимаемому, развитие художественного вкуса;
  • 2) Овладение основами грамотности, развитие практических навыков в различных видах изобразительного искусства, художественных и живописных навыков.
  • 3) Коррекция и компенсация когнитивных дефицитов, визуально-моторного взаимодействия в процессе практической работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать свою работу, формирование вербально-оценочного плана изобразительной деятельности;
  • 4) Подготовка к полноценной жизни в обществе, показ практической значимости произведений изобразительного искусства в жизни человека, приобретение навыков их использования в повседневной жизни.

По данным И.А. Грошенкова, М.Ю.. Rau, O.Y. Боровик, преподавание изобразительного искусства подразумевает ознакомление детей с художественным наследием и современным искусством, развитие осмысленного восприятия художественных образов и произведений в целом. Этот процесс стимулируют такие формы работы, как показ слайдов, репродукций, посещение музеев, выставок, вернисажей, проведение уроков в выставочном зале или картинной галерее.

Практическая творческая деятельность учащихся с ограниченными возможностями включает изображение предметов и явлений посредством рисунка, живописи, тематических композиций, иллюстраций, исполнительского искусства и ремесел, художественного конструирования, скульптуры.

В соответствии с возрастными особенностями, а также спецификой нарушений устанавливается использование различных материалов и техник при создании ремесел, исполнительских искусств и промыслов с учетом национальных традиций города и села.

Овладение изобразительной деятельностью в специальной школе включает в себя рисование (объект, предмет, оформление), знакомство с пейзажем, натюрмортом, лепку (объект, предмет), индивидуальные и коллективные работы.

В специальной школе, помимо основной цели предмета, в рамках которого учащиеся знакомятся с основами художественных знаний и приобретают практические навыки художественной деятельности, изобразительное искусство используется как один из компенсаторных способов развития и обучения детей с проблемами. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе с различными вариантами нарушения развития детей имеет своеобразие, проявляющееся как на этапе восприятия, так и на этапе практической изобразительной деятельности школьников.

По мнению И.А. Гроженкова, особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с задержкой психического развития, умственная отсталость проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, во время которого проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их характеристик (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации тонких движений пальцев, кисти, зрительно-моторной координации, развитию зрительных навыков.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специальное дошкольное образование
  2. Теория и методика развития игровой деятельности дошкольника
  3. Воспитание ребенка до года
  4. Направления методической работы в школе
  5. Технология групповой деятельности
  6. Наблюдение как метод исследования
  7. Виды целей в педагогике
  8. Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
  9. Средства обучения и их классификация
  10. Состояние и проблемы проектирования техногенной образовательной среды вуза