Для связи в whatsapp +905441085890

Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»

Примерно в середине четвертого века, с победой христианства, началась переориентация мировоззрения народов Средиземноморского региона. В такие годы, в разгар ожесточенной борьбы мнений, появлялись люди, чье мнение, положенное на весы истории, резко меняло шаткое равновесие между тем или иным мировоззрением.

Одним из таких людей был Аврелий Августин. Он родился 13 ноября 354 года в Тагасте, ныне Сук-Арас, Алжир /1/. Он был одним из трех детей чиновника местного муниципалитета, его мать была ревностной христианкой и видела в своем сыне прежде всего христианина, хотя и не препятствовала планам мужа сделать из сына ритора. Августин был обязан ей своим интеллектуальным развитием. В своих «Исповедях» (1, 2) он часто возвращается к образу своей матери, которая была христианкой: «Вдруг мне стали противны все мои пустые надежды: бессмертной мудрости я желал в невероятном смятении сердца» (Исп.3, 6 (7)). После окончания учебы осенью 370 года Августин отправляется в Карфаген для обучения риторике. После прочтения «Гортензия» Цицерона, которое было частью программы, в мышлении Августина происходит переворот. Он начинает искать свое «кредо» и среди прочих книг читает Библию. Знакомый с Аристотелем и Платоном, привыкший к ясному, симпатичному стилю античных авторов, не был готов принять не столь ясно написанный и противоречивый текст.

Будущий епископ Гиппонский в течение девяти лет находился под влиянием манихейства. Со всем юношеским рвением и жаждой знаний Августин пытается понять учение манихеев. И постепенно он понимает, что она не может дать ответы на вопросы, которые больше всего его волнуют. После девяти лет поисков он заинтересовался скептицизмом. В 383 году Августин отправляется в Рим, чтобы преподавать риторику. Позже он напишет: «…Никто не знает, что происходит в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (Ис. 10.3.(3)). Недалеко от Рима, в Медиолане, Августин встречает епископа Амвросия. Сначала он оценивает священника только как талантливого оратора и проповедника. Лишь некоторое время спустя, после многочисленных личных бесед с Амброзом, произошла переоценка ценностей Августина. Этому способствовало то, что в этот период мать отчаянно убеждала его связать свою судьбу с христианством. Отказавшись от своих старых привычек, Августин принимает христианство. Позже, вспоминая о случившемся, он ярко опишет этот момент в «Исповеди»: «…привычка заставляет другого». Нельзя не заметить, что в этом предложении Августин дважды использует глагол «вынудить», подчеркивая, что даже великая истина не доказывает свою правоту и логически ведет к себе, но вынуждает к исполнению.

В 388 году Августин делает второй шаг к христианству: он продает имение своих родителей и раздает деньги бедным. Следующий шаг — он становится монахом. Через некоторое время он переезжает в Гиппо и, получив благословение епископа, основывает небольшой монастырь. Зимой 395-396 годов Августин был посвящен в епископы епископом Велофием из Гиппо. В этом сане Августин оставался до самой смерти. К 397 году имя Августина уже было залогом правильности веры, а сам он был одним из величайших авторитетов церковной жизни. Августин написал одну из своих самых известных работ, «Исповедь», светлый реквием о своей дохристианской жизни. Энергии и знаний Августина в это время хватало не только на то, чтобы одарить и укрепить монастырь, но и на борьбу с ересью. Именно Августину впоследствии предстояло возглавить Церковь в активной и довольно жестокой борьбе против малейшего раскола в христианской религии. Он присутствовал на всех карфагенских советах, которых только с 401 по 411 год было семь. После 410 года он был всецело поглощен полемикой с пелагианами.

24 августа 410 года вестготы Алариха завоевали Рим. Это потрясло всех, включая Августина. После падения Рима он начинает писать свой монументальный труд «О граде Божьем», в котором речь идет о делах человеческих и воле Божьей. На ее завершение у Августина ушло почти 20 лет жизни. Летом 4530 года вандалы, прошедшие через Гибралтар в 429 году, достигли Гиппона. В августе 430 года Аврелий Августин умер в осажденном городе.

Телеологическая концепция истории Августина - Концепция "Града Божьего"

Концепция «Града Божьего»

История двух «степеней» — земной и небесной — начинается с момента появления первого разумного существа, и они настолько переплетены, что невозможно разделить их историю на две части на протяжении всего времени существования человека. Точно так же, как невозможно, согласно Августину, разделить всю человеческую историю на «священную» и «светскую» — такое разделение не только невозможно, но и кощунственно. Две степени образуются двумя видами любви: Земная степень — это любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, а небесная степень — это любовь к Богу, доведенная до презрения к себе (XIV:28). Но эти два вида любви — крайности. Они очень редки в современном мире, и поэтому эти две степени никогда не существовали и никогда не будут существовать на земле. Третий град, град дьявола, никогда не будет существовать, потому что для того, чтобы такой град мог существовать, должна быть полная власть дьявола. Это время будет последним в истории человечества — время прихода антихриста. Но даже в эти годы он не будет иметь полной власти, потому что истинные христиане будут бороться против него. И эти 3,5 года даны Богом не как возможность для дьявола построить свой замок, а для того, чтобы праведники поняли, какого врага они победили.

После этой победы наступит последний день, Судный день, когда все живые на земле воскреснут в своих телах, а те, кто не уверовал в истинного Бога и не повиновался Его заповедям, снова умрут, их души будут «отделены от Бога», а тела будут мучиться в адском огне, где будут заключены и дьявол, и все падшие ангелы. Поэтому, когда Августин говорит о земном городе, он говорит не о городе, а о тех, кто может его образовать — о грешниках, которые после страшного суда будут осуждены на вечные муки.

Но те, кто своей жизнью и верой заслужил высшую награду и прощение своих грехов (ибо нет безгрешного человека, каждый сначала проходит через период заблуждения, прежде чем встать на истинный путь), станут гражданами Божественного города. Этому городу суждено существовать вечно. Вошедшие в него уже не будут людьми, а будут подобны ангелам. Они будут заняты только созерцанием Бога, хотя и не забудут о своей собственной жизни и страданиях осужденных. Мир, в котором они будут жить, будет совсем другим, ибо после Страшного суда мир погибнет в Очистительном огне, а на его месте возникнет новый мир, более совершенный и, прежде всего, не оскверненный грехом.

Но кто они, граждане земной и божественной степеней, в этой земной жизни? Те, кто принадлежит к первым, ищут славы в себе; те, кто принадлежит ко вторым, ищут славы в Боге. Поэтому мудрые земной степени совершают благо для мира или для своей души, или для того и другого вместе, но те, кто мог познать Бога, возвышаются под влиянием гордости своей мудрости. Они делали идолов, похожих на людей и зверей. Поклоняясь им, они становились либо лидерами народов, либо их последователями.

Будущие граждане Города Божьего не имеют человеческой мудрости. Их главная особенность — благочестие. Они понимают истинного Бога и ожидают высшей награды в будущем — права принадлежать к Граду Божьему в компании святых и ангелов. Вот почему они не основали городов и государств — они странники на этой земле.

Но тогда возникает вопрос — поскольку история и конец двух степеней заранее запрограммированы — существует ли в человеке свободная воля?

Проблема свободы воли проходит через всю историю христианства. Эта проблема не решена и Августином. Более того, он настолько блестяще доказал обе точки зрения, что его труды признаны как в католицизме, так и в протестантизме, которые придерживаются различных взглядов на этот вопрос.

История человечества и ее цель

Августин делит всю историю на три этапа: 1. до сотворения твари; 2. собственно история человечества от сотворения первой твари до Страшного суда; 3. от Страшного суда до времени вечного царства города Божьего и вечных мучений грешников. Поэтому история развивается не циклами, а по прямой линии, и мир, созданный Богом, является первым и единственным.

Всю «земную» историю человека можно разделить на три эпохи: от сотворения человека до потопа; от Ноя до пришествия Христа; от Христа до Страшного суда. И в истории есть граждане обеих степеней. Среди ангелов есть два общества: те, кто пал, и те, кто остался верен Богу. Человеческая природа изначально была чистой, но своим грехом он портит ее, и в наказание получает две смерти — физическую и духовную. поэтому уже в первом поколении человека происходит разделение. Каин, первый сын Адама и Евы, был жителем земного города и родоначальником их первого племени, которое из-за его грехов было полностью уничтожено Потопом.

После Потопа ключевым моментом истории, несомненно, является разделение человечества на народы в результате Вавилонского столпотворения. Далее Августин говорит, что нация — это «собрание разумного множества, объединенного согласным общением того, что они любят» (XIX:24). Чтобы судить о нации, нужно понять, что она любит. Конечно, существует только один народ Божий — народ Израиля. Отсюда у Августина появилось новое разделение истории — история народа Божьего, о котором говорится в Библии, и история всех других народов. Их история — это история земного города. И все же, рассматривая существовавшие народы, следует помнить, что «Бог повелевает то одно, то другое, сообразно условиям времени…». (Исх. III:7). Поэтому, рассматривая правила и обычаи, нельзя судить о праведности того или иного обычая по стандарту какого-либо народа (даже Бога). И это не потому, что истина стала другой или изменилась. Просто время, которое управляет им, другое. Люди, за свою короткую жизнь, не в состоянии сравнить деяния жизни прошлых веков и других народов, в неизвестных им условиях, с тем, что они знают. Поэтому человек может иметь только очень субъективное мнение о других временах, не описанных в Библии, потому что перенос условий Библии на другие народы неправомерен. Вот почему Августин всегда говорит о «своем мнении», когда говорит о всех народах.

Все эти народы имеют свои товары на земле. Но многие желают либо чего-то невозможного, либо того, что доступно не всем. Поэтому земная степень часто «разделяет себя» и вовлекает себя в ссоры и войны. Он одерживает победы, которые приносят смерть, ибо каждый народ хочет быть победителем, в то время как сам находится в плену пороков. Если, победив, он еще больше возгордится, то победа принесет духовную смерть, но если он задумается об общей судьбе человеческих дел и будет беспокоиться о возможных будущих катастрофах, то его победа сама по себе фатальна.

Однако несправедливо говорить, что достижения, к которым стремится эта раса, не являются хорошими. Он сам есть нечто лучшее в человеческом роде. Он ищет земного мира для своих земных дел: этого мира он намерен достичь войной, потому что когда он победит, некому будет противостоять, и будет мир, в котором нет врагов, ссорящихся под давлением нужды и бедности за вещи, которыми они могли бы обладать совместно. Если же «сражавшиеся за праведность победили», кто будет сомневаться в том, что наступил долгожданный мир? Это благо — дар Божий. Но если они пренебрегают высшими благами, которые принадлежат городу Божьему, то неизбежно последуют новые несчастья, а прежние будут усиливаться.

Учения Августина

Учение Августина о взаимоотношениях между свободной волей человека, божественной благодатью и предопределением довольно неоднородно и не систематизировано.

О бытии.

Бог создал материю и наделил ее различными формами, свойствами и целями, создав тем самым все вещи в нашем мире. Действия Бога благи, и поэтому все сущее, именно потому, что оно существует, является благим.

Зло — это не сущность, а отсутствие, его испорченность, порок и вред, небытие.

Бог — это источник бытия, чистейшая форма, высочайшая красота, источник добра. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, Который дает возрождение всему, что умирает в мире. Мир един, и не может быть больше одного мира.

Материя характеризуется видом, мерой, количеством и порядком. В мировом порядке каждая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру является одной из центральных у Августина. Бог, согласно Августину, сверхъестественен. Мир, природа и человек зависят от своего Творца как результат Божьего творения. В то время как неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, единство всех вещей, Августин трактовал Бога как личность, создавшую все вещи. И в толковании он явно отличает Бога от судьбы и Фортуны.

Бог бесплотен, то есть божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, Он позаботился о том, чтобы в нем был порядок и чтобы все в мире подчинялось законам природы.

Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, у животных ее нет.

Человек был создан Богом как свободное существо, но, совершив грех, он сам избрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, и человек становится несвободным. Человек ни в коей мере не является свободным или невольным, он полностью зависит от Бога.

С момента грехопадения человеку предопределено делать зло и творить его, даже когда он пытается делать добро.

Главная цель человека — спасение от Страшного суда, искупление греховности человечества, безусловное послушание Церкви.

О благодати

Божественная благодать — это сила, которая во многом определяет спасение человека и его стремление к Богу. Благодать — это особая божественная энергия, которая действует на человека и приводит к изменению его природы. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-то, но реализовать свои стремления к лучшему человек может только с помощью благодати.

Благодать для Августина напрямую связана с основной догмой христианства — верой в то, что Христос искупил все человечество. Таким образом, благодать по своей сути универсальна и должна быть дарована всем людям. Но очевидно, что не все люди будут спасены. Августин объясняет это тем, что некоторые люди не способны получать благодать. Это зависит в первую очередь от способности их воли. Но, как пришлось признать Августину, не все люди, принявшие благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Поэтому для поддержания этого постоянства необходим еще один особый божественный дар. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только когда «призванные» примут этот дар, они смогут стать «избранными».

О свободе и божественном предопределении

Первые люди до грехопадения обладали свободой воли — свободой от внешних (даже сверхъестественных) причинно-следственных связей и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором их свободы был моральный закон, чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди потеряли свободу воли, стали рабами своих желаний и не могли не грешить.

Благодаря искупительной жертве Иисуса Христа люди смогли обратить свой взор обратно к Богу. Своей смертью Он показал образец послушания Своему Отцу, послушания Его воле. Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца как Свою собственную.

Каждый человек, повинующийся заповедям Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и попадает в Небесное Царство.

«Исповедь» Августина Блаженного.

Аврелий Августин был автором очень интересной и актуальной в свое время концепции. Философ работал очень плодотворно. Августин написал много книг на латыни. Вот лишь некоторые из них: О порядке, Монологи, Об учителе, О музыке, О бессмертии души, Об истинной религии, О свободе воли.

Исповедь («Confessiones»), где Августин рассказывает о перипетиях своей духовной борьбы. В этой книге философ описывает свою жизнь и основы своей веры с глубоким психологизмом и величайшей искренностью. «Августин предстает в нем не как греческий буржуа, а как самостоятельная личность, личность, вовлеченная в борьбу души и тела, в которой эмоции властвуют над разумом».

Давайте более подробно остановимся на «Исповеди». Вот путь его философии от раздробленности и разделения личной жизни к объективному миру и единству. Поскольку мы заперты в нашем чувственном мире, мы находим внутри себя только тьму и страдания. «Разве вы не видите и не ужасаетесь этой бездне?» — восклицает Августин, — «и что это такое, как не наша природа, и не то, чем она была раньше, а то, чем она является сейчас». И поэтому мы пытаемся узнать его больше, чем на самом деле понимаем». Вся мысль Августина в его дохристианскую эпоху — это ряд гигантских усилий, направленных на то, чтобы перейти из этой негативной, темной глубины субъективного сознания к объективному свету и истине, освободиться от своей греховной личности и ее рокового раскола.

Сам он говорит в «Исповеди» о том периоде своей жизни, когда он уже освободился от манихейства, но еще не обратился в христианство: «Пытаясь вывести ткань моей мысли из бездны, я падал снова и снова, и часто с трудом, я падал снова и снова. Единственное, что поднимало его к объективному свету Бога, говорит он нам, это то, что воля была для него столь же подлинной, как и его существование. И аргументы скептиков никогда не могли поколебать эту внутреннюю подлинность самосознания. Но в самом завещании он обнаружил внутреннее противоречие, антиутопический разлад. «Ибо такова воля, причина греха моего, но сам я не согрешу и не сделаю того, что ненавижу». Грешить поневоле я скорее терплю, чем делаю», и поэтому такое состояние рабства — это скорее наказание, чем вина, причем наказание, которое я вполне справедливо терплю.

Значит, есть нечто абсолютно достоверное, что возвышается над моими противоречиями: именно в разногласиях я признаю объективный закон абсолютной справедливости; — таков ход мысли Августина. Абсолютная истинность моей воли, моего существования сводится к абсолютной истинности того объективного блага, того объективного мира и порядка, которого требует моя воля. Разделение и разлад — это форма временной реальности, но мир и единство — ее вечный идеал. «Основной мотив философии Августина — поиск такого мироздания, которое преодолело бы противоположности временной действительности, ее дурную двойственность в единстве всеобщего мира и покоя» Трубецкой Е.Н. Мировоззрение Блаженного Августина в его генезисе. Поначалу этот поиск — болезненный и мучительный процесс; в нем муки духовного рождения нового мира сочетаются с предсмертной борьбой старого мира.

Но помимо его собственных поисков, эта работа философа также отражала его фундаментальные идеи. В «Исповеди» Августин Блаженный много и с непревзойденной интеллектуальной изобретательностью рассуждает о проблемах времени и пространства.

Аврелий Августин задает смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать мир раньше или позже? Что сделал Бог до того, как сотворил мир? Как Бог соотносится с понятиями времени и вечности? Решая эти вопросы, Августин придерживается платоновского толкования времени, то есть рассматривает время как сотворенную субстанцию. Мир не создан в настоящем времени, утверждает богослов, но время начинает идти от сотворения мира.

Бог находится в вечности, поэтому к нему неприменимы временные понятия: «до», «после» — неразумно спрашивать Бога, что он делал, когда мир еще не существовал. Следовательно, Бог не мог создать мир раньше или позже, чем он это сделал, т.е. время начинает идти только и непосредственно с сотворением мира.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мишель де Монтень
  2. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  3. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  4. Эллинистическая философия
  5. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  6. Философия и искусство
  7. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  8. Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
  9. Видимость или кажимость
  10. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти