Для связи в whatsapp +905441085890

Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Теории мышления и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  2. Особенности проявлении мышления в экстремальной ситуации
  3. Творческое мышление и его проявление в экстремальной ситуации
  4. Использование речи в ведении полемики и дискуссии
  5. Речь и её проявление в условиях экстремальной ситуации
  6. Эмоции и их проявление в экстремальных условиях деятельности
  7. Теории воли в отечественной и зарубежной психологии
  8. Волевые качества личности и их проявление в экстремальной ситуации
  9. Психические состояния и особенности их проявления в экстремальной ситуации
  10. Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных условиях деятельности

Введение

Мы все постоянно испытываем разные эмоции: Радость, печаль, горе и т.д. К классу эмоций также относятся чувства, аффекты, страсти и напряжение. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди разных наций могут безошибочно воспринимать человеческую мимику. Это доказывает тот факт, что эмоции являются врожденными. Однако, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает, почему в определенное время мы реагируем на то или иное событие именно так, а не иначе. Давайте попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не включающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, и идеи из разных областей научных исследований, как правило, сосуществуют в теориях эмоций. Это не случайно, ведь эмоции как психологический феномен трудно отделить от процессов в организме, и часто психологические и физиологические свойства эмоциональных состояний не просто идут рука об руку, а служат объяснением друг друга. Более того, ряд теоретических вопросов, таких как вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций. Многочисленные физиологические изменения в организме сопровождаются любым эмоциональным состоянием. За всю историю развития этой области психологического знания не было сделано даже попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических свойств, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Первая попытка объяснить природу эмоций

Древнекитайские учения о психических явлениях основывались на органицистских идеях, которые зародились в родоплеменном обществе и в той или иной форме сохранились в традиционном менталитете. Человек рассматривался китайцами как часть космоса, как организм в организме. Предполагалось, что психическая структура человеческого организма имеет столько же структурных уровней, сколько и весь космос, что внутренние состояния человека определяются его отношениями с внешним миром, и что определенные психические явления резонируют с тем, что происходит на соответствующих уровнях вселенной.

Психическая составляющая человека выражалась в древнем Китае термином xin — «сердце». Однако китайцы не придерживались строгой концепции менталитета, ориентированного на сердце. Существовала также идея, что сердце — это один из органов целостного организма, которому соответствуют некоторые психические корреляты. Сердце является лишь самым важным из них, и как «ядро» организма, в нем концентрируются возникающие психические взаимодействия, что определяет их общее направление и структуру. По этой причине в китайском языке многие иероглифы, обозначающие эмоциональные категории, содержат в своем составе иероглиф «сердце».

Другим иероглифом, имеющим этот определитель, является иероглиф qing, обозначающий эмоциональную сферу человека. Крайнее представление эмоций, эффективности — это «страсти, желания», обозначаемые иероглифом ю, с двойным написанием — с «сердцем» и без.

Эти чувственно-эмоциональные термины часто противопоставляются термину грех («сущность, природа, конституция, характер»), также обозначаемому знаком с «сердцем» в его составе. Последнее указывает на то, что это противопоставление не является онтологическим и осуществляется на единичной основе. Противопоставление «сущности» (природа-синь) и «чувственности» (эмоции-цинь, желания-юй) — это «то, что на сердце», а точнее, то, что происходит в психическом организме, рассматриваемом в контексте структурообразующей функции сердца.

Конкретные отношения между «природой» и «желаниями» человека обсуждаются в главе «Ли цзи» («Заметки о ритуалах»), посвященной «Юэ цзи» («Заметки о музыке»). По своему происхождению человеческая «природа» безэмоциональна, «чиста» от любых страстей. Они возникают у человека, когда он вступает в контакт с объектами внешнего мира в процессе познания. Тогда спокойствие «природы» нарушается, она приходит в движение, и возникают чувства «любви, влечения» и «ненависти, отвращения». Эти чувства могут быть настолько сильными, что под их влиянием человек теряет первозданную чистоту своей натуры и встает на путь порока.

Несмотря на то, что «природа» — это дар человека через небо, по отношению к внешнему миру она, по поводу восприятия действительности, выступает как пассивное, иньское, начало. «Испорченная» присутствием порочных страстей, «природа» становится активным ян, началом, причиной «всяких непристойных вещей».

Аналогичные отношения между природной сущностью человека и его чувственно-эмоциональной сферой изображены в «Сюньцзы». Главное отличие заключается в том, что в этом тексте представлен более оптимистичный взгляд на важность чувственных проявлений в жизни человека. При наличии «сердечного ума» органы чувств позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и осуществлять правильную деятельность.

Важно подчеркнуть, что в «Ли цзи» и «Сюньцзы» психические явления рассматриваются как продукт отношений между «природой» человека и «вещами» внешнего мира, то есть как нечто, опосредующее их взаимодействие. Таким образом, можно реконструировать древнекитайскую теорию эмоций на основе схемы субъектно-объектных отношений, которая использовалась для прояснения значений триграмм и вирт-де. В то же время необходимо помнить, что человеческая «природа» как субъект не гипостазируется древними китайцами, а лишь представляет собой более глубокое состояние психического организма, чем эмоциональность.

Этот подход заключается в том, чтобы показать, что структура чувственно-эмоциональной сферы в древнекитайской теории описывается триграммами. Идеальной возможностью было бы найти список эмоций, которые соотносятся с восемью триграммами. Однако такого списка не существует. Однако даже в разнородных списках эмоций, разбросанных по разным текстам, мы можем различить их изначальную последовательность, на основе которой можно реконструировать основной фонд эмоций, не уступающий по последовательности более поздним теориям эмоций.

Теория Чарльза Дарвина

Более современная и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. После того как Ч. Дарвин в 1872 году опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», он показал эволюционный путь развития эмоций и установил происхождение их физиологических проявлений. Суть его идей заключается в том, что эмоции либо полезны, либо являются лишь остатками (рудиментами) различных целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки, потому что в его первобытной истории любой гнев приводил к драке, а это требовало энергичных мышечных сокращений и, соответственно, усиленного дыхания и кровообращения для обеспечения работы мышц. Он объяснил потение рук в гневе тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция на опасность облегчалась хватанием за ветки деревьев.

Таким образом, Дарвин показал, что между людьми и животными нет непроходимой пропасти в развитии и выражении эмоций. В частности, он показал, что человекообразные обезьяны и дети-инвалиды имеют много общего в своем внешнем выражении эмоций.

3) Биологические теории эмоций.

Теория P.K. Анохин.

Анохин рассматривал эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как адаптивный фактор в жизни животного мира». В этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится к тому, какова на самом деле биологическая и физиологическая польза эмоций в выполнении функций организма. Анохин утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные чувства закрепились в качестве своеобразного инструмента, удерживающего процесс в оптимальных границах. Таким образом, эмоции предотвращают разрушительный характер недостающей и избыточной информации о каких-либо факторах в жизни организма.

Суть его биологической теории заключается в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние любой потребности возникает только тогда, когда информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.

Теория Даффи.

Даффи опирался на учения Вундта и Спенсера и считал, что все поведение человека можно объяснить в терминах «единого феномена» органического возбуждения. Даффи также утверждал, что поведение может меняться только в зависимости от двух векторов: направленности и интенсивности.

Направленность — это избирательность реакции, основанная на ожиданиях, целях и отношениях организма с окружающей средой (воспринимаемые стимулы из окружающей среды). В зависимости от важности ситуации (насущная, угрожающая), человек может либо подчиниться ей, либо избежать ее. Интенсивность является следствием общей возбудимости организма, мобилизации энергии.

Даффи считал, что мерой интенсивности является «количество энергии, выделяемой тканями организма». Даффи рассматривал эмоции как точку или набор точек на шкале возбудимости, так что в его теории дискретность эмоций может рассматриваться только в отношении интенсивности.

W. Теория Джеймса-Ланге

Теория Джеймса-Ланге — теория, независимо выдвинутая американским философом и психологом У. Джеймсом и датским врачом К. Г. Ланге (1880-90-е гг.). Согласно теории Джеймса-Ланге, возникновение эмоций обусловлено вызванными извне изменениями как в волевой двигательной сфере, так и в непроизвольных актах сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональный опыт. Согласно Иакову, «мы печальны, потому что плачем; боимся, потому что трепещем; радуемся, потому что смеемся». Если Джеймс связывал эмоции с различными периферическими изменениями, то Ланге связывал их только с вазомоторной системой: состоянием иннервации и просвета сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно считались результатом эмоций, были объявлены их причиной. Теория Демс-Ланге представляла собой попытку сделать эмоции объектом, поддающимся естественному исследованию.

Эта теория, теоретически завершенная и зрелая, имела два преимущества: во-первых, она давала, как казалось, естественное, биологическое обоснование эмоциональных реакций; во-вторых, она не имела недостатков тех теорий, которые не могли объяснить, почему такие ненужные эмоции, пережитки животного существования, все еще живы и здоровы и, с точки зрения ретроспективного опыта, оказываются такими важными, такими значимыми переживаниями, наиболее близкими к ядру личности.

Однако, связывая эмоции исключительно с телесными изменениями, он перевел их в разряд явлений, не имеющих ничего общего с потребностями и мотивами, тем самым лишив эмоции их адаптивного значения, их регулятивной функции. Проблема волевой регуляции эмоций трактовалась упрощенно: Считалось, что нежелательные эмоции, такие как гнев, можно подавить, намеренно выполняя действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения против этой теории, выдвигаемые в психологии, касаются механистического понимания эмоций как серии ощущений, вызванных периферическими изменениями, и объяснения природы высших эмоций. Критика физиологами (К. С. Шеррингтон, В. Кеннон и др.) теории Джемса-Ланге основана на данных, полученных в экспериментах на животных. Большинство из них свидетельствуют, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также в состояниях, не связанных с эмоциями.

В ответ на эти обвинения Джеймс заявил, что органическое происхождение имеют только «низшие» эмоции, которые люди унаследовали от своих животных предков. Эта группа может включать такие эмоции, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, не относится к таким «тонким», как он выражается, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетический, интеллектуальный, моральный опыт и так далее. Таким образом, Джеймс провел резкое различие между царствами «низших» и «высших» эмоций. Но Л.С. Выготский также критиковал эту теорию за противопоставление «низших» эмоций, обусловленных смещениями в теле, «высшим», истинно человеческим переживаниям, как будто они не имеют материальной основы.

Эти теории заложили основу для построения ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джеймса и Ланге была ретроградным шагом по сравнению с работой Дарвина и направлением, которое развивалось непосредственно из нее.

Теория Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Джеймса-Ланге шли с двух сторон: из физиологических лабораторий и психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли коварную роль по отношению к теории Джемса-Ланге, вернее, ее сыграла книга У. Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Гемеса-Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли коварную роль по отношению к теории Джеймса и Ланге, а точнее это была книга В. Кеннона. Он одним из первых указал на тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые в генезе различных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и недостаточны по своему разнообразию для удовлетворительного объяснения качественных различий в высших эмоциональных переживаниях человека. Кроме того, внутренние органы, с изменением состояния которых Джеймс-Ланге связывал возникновение эмоциональных состояний, являются малочувствительными структурами, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции, с другой стороны, обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более поздние исследования показали, что из всех структур мозга с эмоциями наиболее функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах на животных было обнаружено, что электрические манипуляции с этими структурами могут контролировать эмоциональные состояния, такие как гнев и страх (Х. Дельгадо).

Теория Линдсея-Хебба

Психоорганическая теория эмоций (так можно назвать концепции Джемса-Ланге) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее основе была создана теория активации Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола мозга. Эмоции возникают в результате нарушения и восстановления баланса в соответствующих структурах центральной нервной системы. Теория активации основана на следующих основных положениях: — Электроэнцефалографический паттерн работы мозга, возникающий во время эмоций, является выражением так называемого «активационного комплекса», связанного с активностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими связь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Было установлено, что эмоции регулируют деятельность и оказывают на нее определенное влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. D.O. Хеббу удалось экспериментально получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью человеческой деятельности. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательно как слишком слабое, так и очень сильное эмоциональное возбуждение. Для каждого человека (и вообще для всех людей) существует оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который обеспечивает максимальную эффективность в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: характеристик выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности человека, вовлеченного в нее, и многого другого. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает нужной мотивации для деятельности, а слишком сильное разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. У человека когнитивно-психологические факторы (под когнитивными понимаются знания) играют не менее важную роль в динамике эмоциональных процессов и состояний, чем органические и физические воздействия. В этом контексте были предложены новые концепции для объяснения эмоций у людей через динамические особенности когнитивных процессов.

Психоаналитическая теория Фрейда

Теория Фрейда преимущественно связана с негативными эмоциональными проявлениями. Все начинается с того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес-влечение либидо) и предсознательным (санкция суперэго). Этот тип эмоций порабощает эго и может стать причиной психических заболеваний.

Психоаналитическая теория эмоций — это «теория, которая утверждает значимость эмоциональных фактов, должна искать эту значимость в самом сознании. Другими словами, это само сознание делает себя сознательным, будучи стимулированным потребностью во внутреннем смысле.»

Мотивационная теория эмоций Р.В. Липера.

Он обратил внимание на то, что «без обращения к мотивационному критерию мы не в состоянии отличить те процессы, которые мы называем эмоциями, от ряда других процессов, которые мы эмоциями не называем».

Липер считал, что среди мотивов возможны два типа. Это эмоциональные и физиологические мотивы. В то же время он подчеркнул, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда) и внешних раздражителей (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основное различие между этими типами мотивов, по мнению Липера, заключается в том, что эмоциональные мотивы — это «процессы, зависящие от сигналов… которые напоминают стимулы, запускающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут быть вызваны даже очень маленькими и слабыми внешними стимулами…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от конкретных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильных стимулов извне.

Когнитивные теории эмоций

Теория Арнольда.

По мнению Арнольда, эмоции возникают в результате воздействия серии событий, описанных в терминах восприятия и оценки.

Арнольд интерпретировал термин «восприятие» как «элементарное понимание». В этом случае «воспринимать объект» означает «понимать» в каком-то смысле, независимо от того, как это влияет на воспринимающего.» В сознании формируется образ воспринимаемого объекта, и для того, чтобы этот образ был эмоционально окрашен, его необходимо оценить, принимая во внимание также его влияние на воспринимающего. Из этого можно сделать вывод, что Арнольд понимал эмоции не как оценку, а как бессознательное влечение к объекту или его отторжение. По мнению Арнольда, оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, не предполагающий размышлений.

Теория С. Шехтера.

В то, что было написано об условиях и факторах формирования эмоций и их динамики В. Джемсом, К. Ланге, В. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, внес свой вклад С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Событие или ситуация вызывает физиологическое возбуждение, и у человека возникает потребность оценить содержание ситуации, вызвавшей возбуждение. Тип или качество эмоции, переживаемой человеком, зависит не от ощущения, вызванного физиологическим возбуждением, а от того, как человек оценивает ситуацию, в которой она возникает. Оценка ситуации позволяет человеку обозначить эмоцию возбуждения как радость или гнев, страх или отвращение, или какую-либо другую эмоцию, соответствующую ситуации. Согласно Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться как удовольствие или как гнев (или любая другая эмоция), в зависимости от интерпретации ситуации. Он показал, что память и мотивация человека вносят значительный вклад в эмоциональные процессы. Концепцию эмоций С. Шехтер назвал когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, призванных доказать заявленные положения когнитивной теории эмоций, людям в качестве «лекарства» давали физиологически нейтральный раствор с различными инструкциями. В одном случае им сказали, что лекарство вызовет у них чувство эйфории, а в другом — что оно вызовет у них чувство гнева. В этом случае испытуемых спрашивали, как они будут чувствовать себя после приема «лекарства» и когда оно должно было подействовать согласно инструкции. Было обнаружено, что эмоциональные ощущения, о которых они сообщали, совпадали с теми, которые они ожидали получить от инструкций. Также было показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как они переживаются другими людьми, находящимися рядом. Это означает, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, хотя у людей, в отличие от животных, качество передаваемых переживаний зависит от их личного отношения к человеку, которому они сопереживают.

Теория Фестингера.

У человека когнитивно-психологические факторы (под когнитивными понимаются знания) играют не менее важную роль в динамике эмоциональных процессов и состояний, чем органические и физические воздействия. В этом контексте были предложены новые концепции, объясняющие человеческие эмоции через динамические особенности когнитивных процессов.

Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные предпосылки этой теории:

Возникновение диссонанса, который вызывает психологический дискомфорт, будет мотивировать человека попытаться уменьшить степень диссонанса и, если возможно, достичь консонанса.

При возникновении диссонанса человек будет не только пытаться уменьшить его, но и активно избегать ситуаций и информации, которые могут привести к его увеличению.

Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: либо изменить когнитивные ожидания и планы так, чтобы они соответствовали фактически достигнутому результату, либо попытаться достичь нового результата, соответствующего прежним ожиданиям. В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для объяснения поступков человека, его поведения в различных социальных ситуациях. Эмоции считаются основным мотивом соответствующих действий и поступков. Когнитивным факторам, лежащим в их основе, приписывается гораздо большая роль в определении поведения человека, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к включению сознательных оценок, которые люди делают в отношении ситуаций, в число эмоциогенных факторов. Считается, что такие оценки оказывают непосредственное влияние на характер эмоционального опыта.

Теория Келли.

Дж. Келли создал теорию личностных конструктов. Он считал, что «люди воспринимают свой мир, используя определенные системы или модели, называемые конструктами. У каждого человека есть уникальная система конструктов (личность), которую он использует для интерпретации своего жизненного опыта». Он также описал различные типы личностных конструктов: предвосхищающий, констелляционный, суггестивный, всеобъемлющий, частный, центральный, периферийный, ригидный и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода к клинической психологии. Подобным образом Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и в терапевтической практике.

Теория адаптации эмоций Плутчика

Плутчик определил эмоцию как соматическую реакцию, включающую специфический адаптивный биологический процесс, общий для всех живых организмов. Он разделил эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевал различные комбинации первичных эмоций. Более того, первичные эмоции временны и формируются под внешним воздействием, а каждой вторичной эмоции соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс. Плутик считал, что «постоянное блокирование адекватных двигательных реакций в ситуациях конфликта или фрустрации вызывает хроническое мышечное напряжение, которое может служить индикатором плохой адаптации…».

Теория дифференциальных эмоций называется так потому, что объектом ее изучения являются частные эмоции, которые рассматриваются отдельно. Теория основана на 5 основных положениях:

  • Базовая мотивационная система человека состоит из десяти основных эмоций (какие эмоции являются основными и почему, более подробно объясняется ниже).
  • Каждая эмоция подразумевает определенный способ ее переживания.
  • Все основные эмоции по-разному влияют на когнитивную сферу и поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и влияют на них.
  • Драйвы, в свою очередь, влияют на ход эмоционального процесса.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нейромышечные и сенсорно-экспериментальные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется с точки зрения деятельности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоции являются функцией соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне — это проявляется как мимическая активность. На сенсорном уровне — эмоции представлены через опыт.

Теория П.В. Симонова

Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоций. Он предложил следующую формулу: E = f, где E — эмоция, ее степень, качество и знак; P — сила и качество текущей потребности; (In — Is) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; In — информация о средствах, предсказуемо необходимых для удовлетворения потребности; Is — информация о средствах, которыми субъект располагает в данный момент.

Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепцию также можно отнести к когнитивистской и прямо назвать информативной), сила и качество эмоции человека в конечном счете определяются силой потребности и оценкой возможности ее удовлетворения в данной ситуации.

П.В. Симонов считал, что потребность выступает движущей силой любого действия, включая рутинные, автоматизированные действия, выполняемые на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, у нас нет оснований считать эмоции прямым и обязательным следствием возникновения потребностей. П.В. Симонов в своих работах ставит перед собой задачу сосредоточиться на фактах, показывающих, что потребности, желание (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие — это тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно независимое анатомическое представительство в мозге. Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы.

Согласно теории П.В. Симонова, в человеческом организме объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация является результатом осознания этой потребности, что приводит к формированию цели деятельности. В этой связи можно выделить два вида деятельности: приближение желаемого события и устранение нежелательного события.

П.В. Симонов также подчеркивал информационную природу эмоций. Определение Кабанака полностью игнорирует информационную сторону эмоций. Важно отметить, что эмоции — это психический механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого механизма возникают различные психические состояния, которые также называют эмоциями. Можно сказать, что эмоция — это психическое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти или даже придумана, воображена. Эмоции регулируют количество энергии, которую организм тратит на решение задачи, связанной с полученной информацией. Количество энергии (активность) определяется степенью физиологического возбуждения. Эмоции также определяют, в общих чертах, последовательность действий (программу поведения), вызванную полученной информацией. Например, страх заставляет вас убегать или таиться, гнев — нападать, интерес — исследовать, надежда — ждать и т.д.

Теория эмоций А.Н. Леонтьева.

«В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как указание на плюс-минус санкцию совершенной, выполненной или предстоящей деятельности». Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с ожидаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции играют очень важную роль в мотивации, сами они не являются мотивами.

Леонтьев называл эмоциональные процессы аффектами, собственно эмоциями и чувствами. Он разделил их в соответствии с их временной продолжительностью. Следуя логике Леонтьева, самыми короткими по времени являются аффекты, они сопровождаются отчетливыми моторными и вегетативными проявлениями, а самыми длительными — эмоции, они надситуативны, субъективны и иерархичны.

Заключение

Если обратиться к вопросу о происхождении эмоций — здесь нет единого мнения. Теории были разделены на группы в зависимости от того, что ученые считали причиной эмоций. В биологических теориях эмоций источник их возникновения лежит в органических изменениях. Разные авторы называют его по-разному, но неважно, как он называется, поскольку смысл один и тот же. В психоаналитических теориях причиной эмоций является столкновение энергии драйва с запретами и нормами суперэго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на понятии двух влечений (эрос, тонатос), а также на трехкомпонентной теории структуры личности (ид, эго, суперэго). Когнитивные теории, в которых происхождение эмоций связано с деятельностью cogito, а эмоция представлена как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций схожа информационная теория Симонова, где эмоция является оценкой ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но мы не будем этого делать, потому что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова — информация. Остальные теории, мотивационная и адаптационная, рассматривают эмоции как мотивы для адаптации к условиям среды, и механизм их формирования становится понятным. Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же проблему, поскольку в рамках своего учения о деятельности он рассматривает эмоции как механизм возникновения, который автоматически является человеческой деятельностью.

Список литературы

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 2006. — 73 с.
  2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. — М, 2007. — 33 с.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006. — 378 с.
  4. Вундт В. Психология эмоционального возбуждения // Психология эмоций: Тексты. — М., 2008. — 95 с.
  5. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 2007. — 202 с.
  6. Изард К.Э. Человеческие эмоции. — М., 2006. — 311 с.