Для связи в whatsapp +905441085890

Теории и технологии начального литературного образования — Литературное образование в начале XXI века

Учебник «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» по своему содержанию и качественным параметрам соответствует требованиям новых государственных образовательных стандартов. Цель учебника — подготовить будущего учителя к профессиональной деятельности по обучению русскому языку и литературному чтению детей младшего школьного возраста в соответствии с новейшими тенденциями и технологиями в высшей профессиональной и начальной общеобразовательной школе.

Особенностью данного учебника является сочетание классического подхода к изложению систематизированного теоретического курса методики обучения русскому языку и чтению, с одной стороны, и методических инноваций — с другой. Учебник вводит принцип рассмотрения методологических проблем на междисциплинарной основе и в значительной степени включает данные из различных научных областей (педагогика, психология, лингвистика, психолингвистика, теория литературы и т.д.). Таким образом, изучению раздела «Методы совершенствования речевой деятельности учащихся» предшествует основательная теоретическая база — комплексный анализ концепций теории речевой деятельности, функциональной стилистики, теории текста, культуры речи, что дает будущим учителям основу для грамотных методических решений. Отличительной особенностью данного издания является его практико-ориентированный подход: с одной стороны, теория предмета иллюстрируется практическими примерами (фрагменты уроков, конкретные задания, упражнения, описания внеклассных мероприятий и т.д.), с другой стороны, каждый раздел издания завершается практической работой.

Каждый раздел учебника «Методика преподавания русского языка и литературного чтения» состоит из пяти глав, каждая из которых содержит теорию предмета, список рекомендуемой литературы и практические задания. В первой части рассматриваются общие методы начального обучения языку: методика преподавания русского языка как науки, русского языка как учебного предмета, содержание и структура начального курса русского языка, средства обучения русскому языку, организация процесса обучения русскому языку. Второй раздел посвящен актуальным вопросам обучения грамотности, орфографии, грамматике, пунктуации, специфике преподавания русского языка в поликультурной начальной школе. Материал третьего раздела предназначен для формирования профессиональной готовности студентов к решению задач обучения чтению младших школьников и становлению квалифицированного читателя. В четвертом разделе представлены материалы, которые позволят будущему учителю начальных классов овладеть теорией и методикой совершенствования речевой деятельности учащихся начальных классов. Данный раздел посвящен содержанию и организации внеклассной работы для учащихся начальной школы на филологическом факультете.

Темы, представленные в данной публикации, расширяют традиционный классический курс методики начального языкового образования. Особое внимание уделяется проблемам преподавания русского языка в поликультурной школе; подробно рассматриваются вопросы изучения различных разделов языка; комплексно решаются проблемы обучения учащихся начальной школы устному общению (аудированию, говорению, невербальной коммуникации, речевому этикету и др.); раскрываются принципы, формы, содержание и технологии организации внеклассной работы с детьми в области филологии и др.

Теории и технологии начального литературного образования

Литературное образование в начале XXI века

Начало XXI века запомнится историкам литературного образования невероятным разнообразием учебников. Каждый из них представлял собой попытку приблизиться к созданию национального литературного канона.

После завершения государственного лицензирования в 2014 году в «Федеральном перечне учебников» осталось менее половины комплектов учебников из ранее существовавших серий.

Отечественная методология разработала проверенные подходы к составлению учебных программ по литературе. Практика преподавания подтвердила как сильные стороны существующих учебных программ, так и некоторые недостатки. Гармонизация обучения (термин М.В. Богуславского) в современной школе дает возможность в значительной степени обновить существующие учебные программы, сохранив наиболее ценные элементы.

Чтение книги — это высший процесс. В школе окончание этого процесса затягивается, поскольку предполагается схоластический анализ или интерпретация окончания, урок, завершающий и обобщающий тему, и т.д. Прочитанная книга, таким образом, не все для учителя: важна «пройденная книга», то есть книга, выученная окончательно, к которой можно вернуться только в будущем, на уроках повторения или при подготовке к тому или иному экзамену. Турбулентность школьной методологии была вызвана отсутствием четкого и общепризнанного ответа на самый важный вопрос: когда мы можем сказать, что произведение сдано и его школьное изучение завершено?

Ответ на этот вопрос — один из самых важных в процессе обучения; без него мы не сможем двигаться вперед, не сможем даже перейти к следующей теме. Если речь идет о повествовательном прозаическом или драматическом произведении, ответ может быть следующим:

1.Студенты должны знать имена главных героев.

  1. уметь сформулировать суть конфликта и назвать персонажей, между которыми происходит этот конфликт, и чем этот конфликт заканчивается.
  2. кратко опишите эпоху, в которую было написано произведение.
  3. кратко охарактеризуйте эпоху, в которой происходят события.
  4. кратко охарактеризовать особенности стиля и языка.

Высший навык, предоставляемый новым стандартом литературного образования, заключается в рационализации, интерпретации и анализе художественного произведения, опираясь на язык литературоведения.

Таким образом, выделяют пять основных критериев для изучения произведения искусства. Эти же критерии легли в основу настоящего обзора литературы.

Часто текущий контроль подчинен конечной цели — успешной сдаче ЕГЭ. Однако способность рационализировать, интерпретировать и анализировать художественное произведение, опираясь на язык литературоведения, представляется гораздо более важной и воплощается в новом стандарте литературного образования.

Очевидно, что многочисленные школьные словари по литературным терминам и понятиям, на которые опираются многие разработчики заданий ЕГЭ, слишком велики по объему и размеру. Они основаны на обширных словарях, а термины даны в истории их возникновения и последующего развития. В еще большей степени вышесказанное относится к научным словарям терминов и понятий. Однако все они созданы литературоведами, а не методистами, и не подвержены давлению дидактических и психолого-педагогических условий. К этим ограничениям относится, прежде всего, сосуществование литературы со многими другими школьными предметами. Студенты получают элементарное, базовое, а не профессиональное введение в литературу. И в профильной школе основной акцент должен быть сделан на развитии навыков действия, на творческой активности, а не на расширении категориального аппарата.

Ф. И. Буслаев. Преподавание отечественного языка

Отрывочная информация, которую учащиеся собирают в процессе чтения произведений писателей и из материалов письменных упражнений, конечно же, должна быть приведена в систему к последнему классу средней школы. Этот систематический обзор будет представлен вместе с пересмотром. Так как историческое направление гораздо надежнее философского и более доступно растущему возрасту, то этот общий обзор, несомненно, должен состоять из истории русской литературы и языка. По сей день в наших гимназиях мало внимания уделяется древней церковнославянской литературе, хотя краткое знакомство с ней необходимо каждому образованному человеку, хотя бы для ясного понимания Писания и богослужения. Польза от тщательности научной работы огромна, так как древние памятники дают филологическое направление истории литературы. Критическое письмо должно развивать в студентах не только эстетические, но и нравственные чувства, и для этого наша древность предлагает бесценные памятники. Хотя основной акцент делается на произведениях, биография писателя может быть очень полезна. Таким образом, жизнь Ломоносова станет для детей образцом преподавания и обучения, ведь его жизнь делится на две половины: в первой половине он только учится, во второй — учится и учит; в первой половине он — ученик, в последней — учитель.

Так называемая доктрина стиха входит в историю как часть. Например, преподавание стихосложения начинается с чтения стихов и заканчивается историей нашего стихосложения от слогового стихосложения и древних стихов через теории Тредиаковского, Дзержавина до нашего времени.

Главное в истории литературы — основательность, то есть рассказывать ученикам по большей части только о тех произведениях, которые они уже прочитали и изучили. Это определяет как сферу, так и метод науки.

Элементарная грамматика.

С самого начала нужно приучать детей читать так, как им говорят, и как можно больше отвлекать их от чисто механического чтения. Для этого дайте им прочитать одно и то же выражение еще раз, пока они не поймут его и не прочитают правильно. Начинайте с простых предложений, утвердительных, отрицательных и вопросительных, с логическим и реальным разбором (reelle); грамматический разбор идет после. Учитель постоянно задает вопросы и не ограничивается собственным объяснением. В начале он проводит логический анализ, кстати, он ничего не говорит ни о субъекте, ни о предикате.

На уроке можно использовать различные методы. Сначала учитель спрашивает, ученики отвечают; затем один ученик спрашивает, другой отвечает; один рассказывает историю, другой объясняет, почему она неправдива; третий превращает ложную историю в правдивую. Упражнения по таким рассказам могут длиться две-три недели; главная цель — чтобы дети научились понимать прочитанное; средство для этого — логический и содержательный анализ. С помощью этих историй дети незаметно подготавливаются к чтению басен и сказок.

Разбор сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Жил старик со своей старой женой

У синего моря;

О ком мы читали? с кем жил старик? чья старуха? где жили старик и старуха? какое море, красное или черное? что такое море?

они жили в ветхом приюте

Ровно тридцать три года и три года.

Кто жил в землянке? Что означает это слово? Где они жили? Как долго они там жили? Что такое землянка? В чем разница между шалашом и землянкой? Имеет ли значение, год или лето?

Старик ловил рыбу неводом

О ком говорит старик? Что сделал старик? Чем старик ловил рыбу? Чем еще можно ловить рыбу, кроме невода? Как называется тот, кто ловит рыбу? Значит, старик был рыбаком, рыболовом.

Литературное чтение является одной из основных дисциплин начального образования

Учебный процесс в области литературного чтения оснащен методическими материалами, которые включают программу курса «Литературное чтение», учебник или ридер по литературному чтению, рабочую тетрадь для доказательной и творческой работы учащихся, а также методические рекомендации для учителей по проведению уроков литературного чтения. В последнее время в буквари все чаще включаются электронные приложения и книги для чтения вслух дома. Однако главным элементом учебника, несомненно, является книга для литературного чтения. В нем сосредоточен учебный материал — специально отобранные тексты художественных произведений, сгруппированные по определенным принципам. Помимо учебного материала в учебнике литературного чтения имеется методический аппарат, который помогает организовать учебно-воспитательный процесс по литературному чтению — система условных обозначений, вопросы и задания к текстам, иллюстрации, дополнительный дидактический материал по текстам в виде тестов, пословицы и поговорки и т.д. Как правило, учебник по литературному чтению содержит словарный и лексический материал: он часто сосредоточен в конце учебника в виде небольшого списка слов из текстов произведений с толкованием их значения.

Методисты, занимающиеся теорией и практикой создания и использования учебников для обучения чтению в начальной школе, определили общие подходы к их созданию.

Принципы группировки текстов — основной дидактический материал обучения литературному чтению — является одной из главных особенностей учебника. В методике выделяется несколько принципов структурирования текстов художественных произведений в учебнике для обучения чтению, например, тематический принцип, при котором литературные произведения группируются вокруг традиционных тем детского чтения: «Об Отечестве», «О детях», «О героях и подвигах», «О приключениях и волшебстве», «О животных и растениях». В учебниках предметные рубрики могут называться по-разному, но они отражают круг традиционного детского чтения. Например, в учебнике «Литературное чтение» О.В. Кубасовой это отражено в следующих рубриках: «Прекрасное рядом», «Жизнь дается за добрые дела», «Тайное становится явным», «Что такое хорошо и что такое плохо». Как правило, тематический принцип является ведущим в учебниках для первого и второго классов, например, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» для второго класса начальной школы XXI век содержит тематические рубрики «Чтение о доме и природе», «О детях и для детей», «О животных» (произведения о животных) и так далее. В учебниках для третьего и четвертого классов того же букваря тексты произведений группируются по другому принципу.

Современные книги для чтения придерживаются традиционного принципа сезонной подачи материала: учащиеся читают произведения об осени, зиме или весне, в зависимости от текущего времени года. Конечно, эти работы можно классифицировать тематически: Все они относятся к широкой теме традиционного детского чтения — «О животных и растениях». Однако тот факт, что они читаются в определенное время года, когда учащиеся могут наблюдать сезонные изменения в природе, позволяет нам говорить именно о сезонном принципе подачи материала для литературного чтения. Часто сезонные разделы маркируются строками из произведений, включенных в этот раздел. Например, в учебнике Литературное чтение: Любимые страницы для третьего класса О. Раздел называется «Снег летит и искрится»; в учебнике Литературное чтение Л.А. Ефросининой для второго класса раздел называется «Небо осенью дышало…».

Литературный принцип представления произведений художественной литературы предполагает их группировку в учебнике по жанрам, например, «Сказки», «Поэтическая тетрадь», «Стихи о природе», «Былины», «Басни» и др. Этот принцип позволяет представить произведения одного жанра, часто разных авторов, чтобы дать теоретический и литературный комментарий по теме. Так, раздел «Басни» в учебниках «Басни» для третьего и четвертого классов Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой (УМК «Начальная школа XXI века») содержит произведения басен разных авторов, народов и времен: Эзоп, И.А. Крылов (третий класс), И. Хемницер, Л. Толстой, А. Исмаилов, И. Дмитриев (четвертый класс). В этих разделах дается определение жанра басни, типичные языковые средства выражения басни — «ирония», «аллегория», «мораль»; краткие биографические сведения об авторах басен.

Специфика работы с текстом литературного произведения на начальном этапе обучения чтению

Важнейшим положением, определяющим как специфику, так и эффективность работы с литературным произведением на начальном этапе обучения чтению, является то, что с первого урока так называемого классного чтения дети получают, а значит, совершенствуют тот же вид читательской деятельности, который был отработан с учителем на подготовительном этапе обучения, как на уроках обучения грамоте (обычного и комбинированного типа), так и в период после чтения нового крупнообъемного произведения.

Это фундаментальное положение очень обязывает учителя: он должен постоянно руководствоваться им в процессе обучения, если, конечно, его задачей является не механическое озвучивание какого-либо текста с целью набрать, так сказать, «скорость» в чтении, а литературное и общее развитие учеников путем заинтересовывания их произведениями, созданными мастерами слова в разных стилях и жанрах.

Второй фундаментальный вопрос, на который должен ответить сам учитель, прежде чем он начнет обучать детей чтению литературных произведений на ранних этапах: какое произведение следует выбрать для чтения в данное время и с данным классом, и как создать условия, необходимые для того, чтобы дети восприняли его внимательно.

Нам кажется крайне актуальным помнить, что даже стабильный учебник не освобождает учителя от необходимости размышлять с детьми над выбором материала для чтения, чтобы научить их читательской деятельности и составить мотивированный план работы как минимум на четверть, а лучше на полугодие. При этом учитель должен учитывать все обстоятельства, которые окружают и влияют на обучение чтению, а именно:

  • Степень сформированности у учащихся умения предвосхищать содержание произведения по его внешним признакам;
  • Степень развития у учащихся желания читать и способности (в том числе технической) делать это с удовольствием, если не в ответ на свои усилия;
  • Способность, как лично, так и индивидуально, показать классу примеры хорошего чтения для данного уровня, как вслух, так и молча, т.е. тихо;
  • относительная новизна предлагаемого материала для чтения, как по форме, так и по содержанию;
  • необходимость при планировании учебного материала, включаемого в современные учебники по чтению, компенсировать недооценку научно-художественной и деловой (научно-познавательной и даже научно-популярной) литературы, которая, безусловно, окажется наиболее привлекательной для некоторых учащихся в плане самостоятельного выбора и чтения.

Третье фундаментальное положение, определяющее успех обучения, — это внутреннее убеждение учителя в том, что в младших классах, особенно на ранних этапах обучения, необходимо работать с детьми над тем, что называется исследовательским чтением, т.е. чтением на в темпе, соответствующем индивидуальным способностям ребенка, что позволяет ему запоминать, осмысливать и переживать прочитанное. А как вы помните — научить и приучить детей запоминать, узнавать, понимать образы, идеи, предметы, которые автор закрепил в слове, переживать выраженное им отношение к миру и людям — вот главная задача начального этапа обучения чтению. Что касается увлечения темпом чтения, то уже в нашей начальной школе — впервые со времен К. Д. Ушинского — около 20% детей читают быстро, но они не «присваивают» прочитанное, то есть равнодушны к содержанию. Это очень плохо! Все методисты, чьи имена сохранились в истории обучения элементарному чтению с XIX века, неоднократно объясняют учителям, «…что навык скорочтения непрерывно растет с начальной школы до VII класса включительно, но имеет неравномерный темп развития: вначале он развивается больше, чем на более поздних этапах, и вначале его развитие прогрессивно возрастает, примерно на середине школьного курса наступает пауза, затем рост замедляется и, наконец, прекращается.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Стили педагогического общения
  2. Основы педагогического общения
  3. Технология исследовательской деятельности
  4. Коррекционная педагогика в начальном образовании
  5. Социальная педагогика семьи
  6. Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе
  7. Одаренность в дошкольном возрасте
  8. Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей
  9. Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста
  10. Сущность и содержание воспитания детей в семье