Для связи в whatsapp +905441085890

Теории личности в отечественной психологии и их характеристика

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии
  2. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  3. Понятие о воле и ее теории в зарубежной и отечественной психологии
  4. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  5. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика
  6. Активность личности и ёе источники с позиций зарубежной и отечественной психологии
  7. Проблема психологической структуры личности
  8. Понятие о темпераменте и его теории в отечественной и зарубежной психологии
  9. Понятие характера и его структуры в отечественной и зарубежной психологии
  10. Акцентуация характера и их типы. Исследование акцентуаций в отечественной и зарубежной психологии

Введение

Актуальность темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» является одним из базовых понятий.

В традициях отечественной психологии личность — это совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.) Единственным воплощенным выражением отношения может быть только активность личности, реализуемая в ее деятельности.

Многообразие теорий личности, возникших в западной психологической науке в течение двадцатого века, обуславливает и разнообразие взглядов на определение понятия «личность», ее функционирование и структуру. L. Hjell and D. Зиглер в своей знаменитой монографии выделяют по меньшей мере девять направлений теории личности. Это психодинамический (3. Фрейд) и вариант этого направления, пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом, диспозиционный (Г. Оллпорт, Р. Кеттел), бихевиористский (Б. Скиннер), социально-когнитивный (А. Бандура), когнитивный (А.Б. Бардура). Бандура), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу), феноменологическая (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

Как L. Hjell и D. Зиглер отмечает, что краеугольные камни теории личности коренятся в основных представлениях их авторов о человеческой природе.

Цель данной статьи — рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

  1. описание теорий личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
  2. описание понятия «личность» в соответствии с основными зарубежными теоретическими подходами (психодинамическое направление, гуманистическое направление, когнитивное направление и структурная теория черт личности).

Исходя из литературных данных, можно сделать вывод, что сегодня в отечественной психологии широко распространена концепция человека как индивида, личности и субъекта деятельности, но нет более или менее общепринятой концепции личности. Давайте по очереди рассмотрим концепции личности некоторых авторов.

Концепция личности А.Ф. Лазурского

Важность этой концепции заключается в том, что впервые было высказано положение о личностных отношениях, которые составляют ядро личности. Его особое значение заключается также в том, что идея отношений личности стала отправной точкой для многих российских психологов, особенно для представителей ленинградско-петербургской школы.

Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности сформировались под непосредственным влиянием идей В.М. Бехтерева во время работы под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению А.Ф. Лазурского, основной задачей личности является адаптация (приспособление) к среде, понимаемой в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие отношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.д.). Мера (степень) активности адаптации личности к среде может быть различной, что отражается в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически, эти уровни отражают процесс психического развития человека.

По мнению А.Ф. Лазурского, личность — это единство человека. Ф. Лазурского представляет собой единство двух психологических механизмов. Во-первых, это эндопсихика — внутренний механизм психики человека. Эндопсихика проявляется в основных психических функциях, таких как внимание, память, воображение, рассуждения, сила воли, эмоциональность, импульсивность, то есть в темпераменте, умственных способностях и, наконец, в характере. Согласно A. F. Лазурный, эндокриты в основном врожденные.

Другим существенным аспектом личности является экзопсихика, содержание которой определяется отношением индивида к внешним объектам, окружающей среде. Экзопсихические проявления всегда отражают внешние, окружающие человека условия. Эти две части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, хорошо развитое воображение и способность к творчеству, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает способность к занятиям искусством. То же самое относится и к экзокомплексу признаков, когда внешние условия жизни диктуют, так сказать, соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А.Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психологических уровня.

Низший уровень характеризуется максимальным влиянием внешней среды на психику человека. Окружение как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его особенностей. Таким образом, существует противоречие между способностями человека и приобретенными профессиональными навыками. Средняя стадия предполагает большую способность адаптироваться к окружающей среде, найти свое место в ней. Люди, которые более сознательны, обладают большей работоспособностью и инициативностью, выбирают профессии, соответствующие их наклонностям и талантам. На высшей стадии психического развития процесс адаптации осложняется тем, что значительное напряжение, интенсивность психической жизни, заставляет не только приспосабливаться к окружающей среде, но и создает желание изменить ее, модифицировать в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Другими словами, здесь мы больше сталкиваемся с процессом творения.

Таким образом, нижний уровень дает людей, которые неадекватно или плохо адаптированы, средний уровень — людей, которые адаптированы, а высший уровень — людей, которые адаптированы.

На высшем психическом уровне экзопсихика достигает наивысшего уровня развития благодаря духовному богатству, сознательности, координации психического опыта, в то время как эндопсихика образует его естественный субстрат. Поэтому классификация производится по экзопсихическим категориям, точнее, по основным универсальным идеалам и их характерным разновидностям. Наиболее важными среди них, по мнению А.Ф. Лазурского, являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя активность, система и власть.

Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.

Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформированные в нем ранее, даже под влиянием внешних воздействий. По поводу этого положения С.Л. Рубинштейн отмечает, что «чем «выше» мы поднимаемся — от неорганической к органической природе, от живых организмов к человеку — тем сложнее становится внутренняя природа явлений и тем больший удельный вес приобретают внутренние условия по отношению к внешним». Именно эта методологическая позиция, заимствованная у С.Л. Рубинштейна, делает понятной известную формулу: «Личностью не рождаются — ею становятся». Психические качества личности не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:

  1. психические особенности личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, проявляются и формируются одновременно»,
  2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным существованием, образом жизни и формируется в определенной деятельности;
  3. процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов:
    1. Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
    1. Что может сделать личность? Это вопрос о способностях человека, о его дарах, о его наделении,
    1. То, что представляет собой личность, каковы ее тенденции и установки, стало плотью и кровью и утвердилось в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.

Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Способности и характер также тесно связаны между собой. Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера — решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют неразрывное целое.

Концепция личности А.Н. Леонтьева

В конце 1970-х годов в дополнение к фокусу на структурном подходе к проблеме личности начала развиваться концепция системного подхода. В этом контексте особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

По мнению А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высокой степенью абстрактности. При всех его отличиях от других, у него есть общая с ними предпосылка. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что в основе представлений отечественных психологов о личности лежит марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений.

Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности. По его мнению, личность — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе. Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, которая формируется в процессе социального развития (онтогенеза).

Леонтьев не включал в понятие «личность» генотипически обусловленные характеристики человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, работоспособность, природные задатки, а также приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. По его мнению, перечисленные категории представляют собой характеристики человека. По мнению Леонтьева, термин «индивид» отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи определенного биологического вида, а во-вторых, характеристики конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидуальные и личностные? По его словам, индивидуальные черты, даже генотипически обусловленные, могут во многом меняться в течение жизни. Но это не делает их личностными, потому что личность — это не индивид, обогащенный прошлым опытом. Характеристики индивида не превращаются в характеристики личности. Даже трансформированные, они остаются индивидуальными характеристиками, которые не определяют формирующуюся личность, а являются лишь предпосылками и условиями ее становления.

Развитие личности представляется нам как процесс взаимодействия нескольких видов деятельности, которые вступают в иерархические отношения друг с другом. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность, по словам А.Н. Леонтьева, состоит в том, что они «связаны» с состояниями организма. «Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития, они образуют ядро личности», — говорит автор. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.

А.Н. Леонтьев использует термины «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» для психологической интерпретации «иерархий деятельности». Обратите внимание, что фактическое содержание деятельностного подхода меняет традиционные контексты и значение некоторых из этих терминов. На смену простому мотиву приходит так называемый мотив-цель — понятие, введенное А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Таким образом, существуют мотивы-стимулы, то есть побудительные мотивы, которые иногда бывают остро эмоциональными, но не имеют смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, которые также побуждают к деятельности, но придают ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов образует мотивационную сферу личности, которая является центральной в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельности осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его словам, «структура личности — это относительно стабильная конфигурация «основных, внутренне иерархических, мотивационных линий». Внутренние связи основных мотивационных линий … образуют своего рода общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

  • широта связей человека с миром (через его деятельность);
    • степень иерархизации этих связей, преобразованная в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
    • Общая структура этих связей, или, точнее, мотивов-целей.

По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».

Концепция личности А.В. Петровского

Подход Леонтьева к пониманию личности нашел свое дальнейшее развитие в работах российских психологов — представителей московской школы, в том числе А.Н. Петрова. В. Петровский. В учебнике «Общая психология», написанном под его редакцией, есть следующее определение личности: «В психологии личность — это системное социальное качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует уровень и качество представленности в индивиде социальных отношений»..

А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особая характеристика, которую индивид изначально приобретает в обществе в процессе его вступления в социальные отношения. Для того чтобы понять, на какой основе формируются те или иные характеристики личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер его деятельности, сферу и способы общения с другими людьми, то есть специфику его социальной сущности, его образ жизни. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это значит, что личность может быть понята или изучена только в контексте определенных социальных условий, определенной исторической эпохи. Кроме того, следует отметить, что общество — это не только внешняя среда для личности. Личность постоянно вовлечена в систему социальных отношений, опосредованных многими факторами.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжать жить в других людях и не полностью умирает со смертью самого человека. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет никакой мистики или чистой метафоры, это констатация факта идеального представления человека после его материального исчезновения.

Рассматривая далее взгляды представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что под понятием личности в большинстве случаев авторы подразумевали определенные качества, принадлежащие индивиду, и именно те качества, которые определяют уникальность человека, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию — каждое из них раскрывает определенный аспект сущности человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по своей природе сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Подобно тому, как термины «индивид» и «личность» не являются тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются малозначимыми для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве черт личности выступают только те черты индивидуальности, которые наиболее «задействованы» в ведущей деятельности для данной социальной общности. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека.

Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.

Заключение

Подводя итог, отметим следующие основные моменты.

Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В отечественной психологии на смену структурному подходу к проблеме личности приходит концепция системного подхода; это произошло в конце 1970-х годов.

При изучении формирования и развития личности житейская психология исходит из того, что личность — это социальное качество индивида, которое представляет человека как члена человеческого общества. Вне общества это качество личности не существует, и поэтому его нельзя понять вне анализа отношений «личность-общество». Объективной основой личностных качеств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

Рассмотренные нами концепции личности авторов показывают несходство этих концепций. Видно, что обобщенное представление личности с позиций различных авторов гораздо более выпуклое и многослойное, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выявить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.

Большинство определений представляют личность как некую гипотетическую структуру или организацию. Поведение человека организовано и интегрировано на уровне личности. В большинстве определений подчеркивается важность индивидуальных различий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Это то, что дает человеку ощущение непрерывности во времени и среде.

Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов показывает некоторое сходство между ними в отношении личности.

Таким образом, цель настоящей работы достигнута, задачи решены.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Москва, 1989. 248 стр.
  2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 168 с.
  3. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967, — 315 СТР.
  4. Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 1995, — 247 С.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 281 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000. — 592 с.
  7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПС, 2002 г. — 920 c.
  8. Мязишев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
  9. общая психология : учебник для студентов образовательных учреждений. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 308 с.
  10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 224 ч.
  11. психологическая наука в России в 20 веке: Проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 268 с.
  13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
  14. Hjell L., ZieglerD. Теории личности. СПб., 1997. — 796 с.