Для связи в whatsapp +905441085890

Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Эмоции и их проявление в экстремальных условиях деятельности
  2. Теории воли в отечественной и зарубежной психологии
  3. Волевые качества личности и их проявление в экстремальной ситуации
  4. Психические состояния и особенности их проявления в экстремальной ситуации
  5. Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных условиях деятельности
  6. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика
  7. Проблема психологической структуры личности
  8. Активность личности и ее источники в условиях экстремальной ситуации
  9. Проявление характера в экстремальных условиях деятельности
  10. Деятельность в экстремальной ситуации и ее особенности

Введение

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Слово «личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово относилось к маскам, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. На самом деле, первоначально этот термин обозначал комического или трагического персонажа в театральном представлении. Таким образом, с самого начала понятие «личность» подразумевало внешний, поверхностный социальный образ, который индивид принимает, играя определенные роли в жизни — своего рода «маскировку», публичное лицо, направленное на окружающих. Эта концепция полностью выходит за рамки научной психологии, поскольку оставляет за рамками многие особенности поведения, которые на самом деле заслуживают изучения в контексте личности. Личность также рассматривается как сочетание наиболее ярких и заметных черт индивидуальности. Например, можно сказать, что человек обладает «общительной личностью» или «застенчивой личностью», что означает, что застенчивость или дружелюбие являются его наиболее яркими чертами. Психологи, изучающие личность, не используют черты в оценочном смысле (то есть они не делят личности на хорошие и плохие).

Понимание поведения человека во всей его многогранности — сложная задача. Часто одни и те же действия двух людей в одно и то же время или одного и того же человека в разное время обусловлены разными причинами.

Теория — это система взаимосвязанных идей, конструкций и принципов, цель которой — объяснить определенные наблюдения над реальностью. Теория всегда спекулятивна по своей природе и поэтому, строго говоря, не может быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, в научном мире теория обычно признается валидной и заслуживающей доверия, если результаты наблюдений за каким-либо явлением (обычно основанные на данных, полученных в ходе конкретных экспериментов) согласуются с объяснением того же явления, вытекающим из самой теории. Теории личности — это тщательно выверенные выводы или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они ведут себя так, как ведут. У теорий есть две основные функции: Они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как организованное определенным образом, чтобы его можно было понять. Другими словами, теория предоставляет семантическую основу или схему, которая позволяет нам упростить и интерпретировать все, что мы знаем о соответствующем классе событий. Теории личности выполняют различные функции в психологии. Они позволяют нам объяснить, что представляют собой люди (определяя относительно постоянные черты личности и их взаимодействие), понять, как эти черты развиваются со временем, и понять, почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам предсказывать появление новых отношений, которые не были исследованы ранее.

Абрахам Маслоу, например, считал, что большинство наших поступков являются результатом сознательного и свободного выбора. Таким образом, его теория фокусировалась на «высших» аспектах человеческой природы, как он ее понимал, — на том, кем может стать человек. Его теория личности построена на этой предпосылке. С другой стороны, Зигмунд Фрейд утверждал, что поведение во многом определяется иррациональными, бессознательными факторами. Его представление о том, что человеческая деятельность по своей природе предопределена, переросло в теорию, которая подчеркивала контроль над всеми формами поведения со стороны бессознательного. Маслоу и Фрейд придерживались принципиально противоположных взглядов на фундаментальные основы человеческой природы. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность как сложный паттерн непрерывного взаимодействия между личностью, поведением и ситуацией. Эта кажущаяся несхожесть вышеуказанных концепций ясно показывает, что содержание личности с точки зрения различных теоретических концепций гораздо более многогранно, чем то, что представлено в первоначальной концепции «внешнего социального образа».

Чтобы получить представление о разнообразии значений понятия личности в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.

Ядро и периферия личности во фрейдистской теории

Зигмунд Фрейд, молодой венский врач, вместо того, чтобы поместить сознание в центр душевной жизни человека, уподобил его айсбергу, ничтожная часть которого возвышается над поверхностью воды. В противовес преобладающему в прошлом веке мнению, что человек рационален и осознает свое поведение, он выдвинул другую теорию: человек находится в состоянии непрекращающегося конфликта, который берет свое начало в другой, более отдаленной области психической жизни — бессознательных сексуальных и агрессивных импульсах.

Фрейд был первым, кто охарактеризовал психику как поле битвы между непримиримыми силами инстинкта, разума и сознания.

Концепция бессознательных психических процессов была центральной в ранних описаниях организации личности. Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Это тройственное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд считал, что эти компоненты следует рассматривать как процессы, а не как специфические «структуры» личности. Фрейд осознавал, что предложенные им конструкты являются гипотетическими, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время был недостаточным для определения их локализации в центральной нервной системе. Связь между этими личностными конструктами и уровнями сознания такова, что сфера id является полностью бессознательной, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три структуры личности, хотя оно в значительной степени формируется импульсами, исходящими от ид.

Взгляды Фрейда являются хорошим примером различия между ядром и периферией личности. Он утверждает, что все люди обладают одинаковым набором инстинктов, а именно: инстинктом жизни, инстинктом секса и инстинктом смерти. Очевидно, что это утверждение относится к ядру личности, потому что с теоретической точки зрения невозможно представить, что у одного человека есть, например, только половой инстинкт и инстинкт жизни, но нет инстинкта смерти, а у другого — только инстинкт смерти или только половой инстинкт. Каждый человек обладает всеми инстинктами, и эти силы действуют постоянно и целостно на всю жизнедеятельность. Таким образом, с точки зрения Фрейда, ид, несомненно, является частью ядра личности.

Ид является основной чертой личности и состоит из инстинктов жизни, полового влечения и влечения к смерти. Более того, ментальным отображением этих инстинктов являются желания и связанные с ними неприятные эмоции. Желания и эмоции глубоко эгоцентричны, эгоистичны по своей природе. Эти желания и эмоции отражают глубинную, реальную, биологическую природу человека. В них нет ничего социального. Индивидуумы хотят то, что им нужно, и их не волнует, что нужно другим людям, что они предпочитают или на чем настаивают. Когда мы смотрим на отдельного человека как такового, считал Фрейд, мы понимаем, что он по своей природе эгоистичен и нецивилизован. Именно этот присущий человеку эгоизм является неизбежным источником конфликтов.

Нехорошо, по мнению Фрейда. Если бы у человека было только id, то единственным способом удовлетворения влечений было бы фантазирование об их удовлетворении (так называемые первичные мыслительные процессы).

После рождения психика ребенка состоит из желаний и эмоций ид. Но по мере накопления опыта часть психики отделяется от ид и становится эго. Эго — это в основном та часть психики, которая состоит из мыслительных и перцептивных процессов, отвечающих за восприятие, запоминание и действия для удовлетворения влечений (называемых вторичными мыслительными процессами).

Части личности, называемые эго и суперэго, также должны считаться частью ядра, хотя причины этого не столь очевидны, как в случае с ид. совершенно ясно, что не существует личности без эго или суперэго. Отсутствие эго невозможно с теоретической точки зрения, поскольку эго существует благодаря ид и постоянной потребности в удовлетворении влечений через взаимодействие с внешним миром. Без эго было бы невозможно удовлетворить ид и тем самым выжить физически и психологически. Точно так же теоретически невозможно представить себе человека без суперэго, поскольку эта часть личности возникает из конфликта между человеком и миром, конфликта столь же неизбежного, как и инстинкты, которые не могут быть удовлетворены независимо от других людей и объектов. Суперэго определяется требованиями общества, и, согласно Фрейду, жизнь человека непостижима вне существования общества.

Хотя все люди обладают одинаковым ид, нельзя сказать, что эго и суперэго абсолютно одинаковы у всех людей. Согласно Фрейду, эго состоит из защитных механизмов и их конкретных проявлений в особенностях и паттернах повседневной жизни. Из этой теории следует, что у всех людей есть защитные механизмы, но было бы совершенно неправильно утверждать, что их защитные механизмы одинаковы. Психоаналитики выделили целый ряд различных защитных механизмов и описали условия развития, которые определяют, какие механизмы будут развиваться у каждого человека. Определяя различные типы защитных механизмов, фрейдисты описывают периферию личности. То, что это так, становится еще более очевидным, когда они начинают рассматривать конкретные привычки, которые указывают на различные защитные механизмы. Поведение этого человека. Аналогично обстоит дело с суперэго. Хотя она присутствует у всех людей, ее содержание может значительно отличаться в зависимости от характеристик родителей, воспитавших человека. Соответственно, конкретные табу и санкции, с которыми вы знакомы, могут отличаться от табу и санкций другого человека. Рассматривая эго и суперэго, мы имеем дело с периферией личности, поскольку содержание эго и суперэго, в отличие от ид, во многом определяется опытом взаимодействия с людьми и объектами, то есть с внешней средой.

Действительно, взгляды Фрейда на периферию личности наиболее четко представлены в классификации типов характера.

Тип характера — это набор черт личности, которые выражают 1) основные защитные свойства личности, 2) основной конфликт личности, 3) основной способ реагирования на этот конфликт, или 4) любую комбинацию вышеперечисленного. Итак, ясно, что черта личности может быть в первую очередь шаблоном мышления, чувства или действия, или, опять же, любой их комбинацией. В нашей терминологии черты личности — это специфические периферийные характеристики. Тип характера приобретается в процессе обучения и представляет собой результат взаимодействия между ребенком, который стремится реализовать основное желание максимизировать удовлетворение драйва и минимизировать наказание и вину, и обществом в лице родителей, чья задача — облегчить требования совместной жизни. Как мы увидим, периферия в этой теории является продуктом ранних попыток выразить желания ядра в определенном социальном и культурном контексте. Типы характера являются результатом развития и поэтому носят названия различных психосексуальных стадий. Основные стадии психосексуального развития — оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Каждая стадия характеризуется определенной формой полового влечения и вызывает определенный спектр реакций со стороны родителей. Можно сказать, что каждая стадия определяется тем, как проявляется общий конфликт между половым влечением и обществом. Поэтому неудивительно, что на каждом этапе существуют разные типы защитных механизмов, поскольку разные типы защитных механизмов по-разному эффективны в отношении разных форм конфликта.

Я-система и саморегуляция, автор А. Бандура

Будучи убежденным бихевиористом и интересуясь прежде всего поведением человека, Бандура не был склонен, подобно К. Роджерсу, рассматривать сложные концепции личности, а утверждал, что существуют только индивидуальные самоопределения. Как и Б. Ф. Скиннер, Бандура отказывался признавать существование автономного агента внутри нас, который формирует наше поведение в соответствии с первоначальной Я-концепцией. Хотя у человека нет независимого «я», способного манипулировать своим окружением посредством волевых усилий, у него есть способность к саморегуляции. Хотя черты личности в значительной степени являются результатом процессов обучения и могут быть довольно сложными и разнообразными в рамках одной личности, существует определенное постоянство в языке, самовыражении и поведенческих характеристиках, которое трудно объяснить только условиями окружающей среды. Личность играет очень важную роль в теории взаимного детерминизма, и Бандура постулировал существование своего рода системы «Я», которая действует как на поведение, так и на окружение — набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения. Система «Я» позволяет нам видеть и выражать свое поведение в символах и оценивать его, основываясь как на воспоминаниях о прошлых подкрепленных или неподкрепленных действиях, так и на ожидаемых будущих результатах. Затем, основываясь на этих когнитивных процессах, мы способны в той или иной степени осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Саморегуляция и самоэффективность являются наиболее важными внутренними факторами, влияющими на поведение человека.

По мнению Бандуры, саморегуляция является одной из важнейших характеристик человеческой личности, которая влияет на поведение. При взаимном детерминизме люди реактивно пытаются уменьшить несоответствие между своими показателями и целью, а проактивно ставят новые, более высокие цели, уничтожая это несоответствие.

«Люди самомотивируются и управляют своими действиями с помощью проактивного руководства, ставя цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои навыки и усилия на основе предварительных оценок того, что требуется для достижения цели.» Предположение Бандуры о том, что люди стремятся к состоянию неравновесия, схоже с концепцией Скиннера о том, что люди мотивированы желанием создать напряжение не в меньшей степени, чем желанием уменьшить его. Бандура выделил два набора взаимоусиливающих факторов саморегуляции — внешние и внутренние. Во-первых, мы обладаем определенной способностью манипулировать внешними факторами, вовлеченными в схему взаимного взаимодействия. Во-вторых, мы можем следить за своим поведением и оценивать его с точки зрения ближайших и отдаленных целей. Бандура определяет внешние факторы саморегуляции как стандарты, по которым мы можем оценить свое поведение. Эти стандарты не создаются исключительно внешними силами. Явления окружающей среды взаимодействуют с чертами личности, формируя индивидуальные оценочные стандарты. Из наставлений родителей и учителей мы узнаем ценность честного и доброго поведения; на непосредственном опыте мы учимся ценить тепло и сухость больше, чем холод и сырость; наблюдая за другими, мы вырабатываем множество стандартов для оценки своих действий. Во всех трех случаях то, каким нормам мы учимся следовать, зависит от личных особенностей, но влияние окружающей среды также играет свою роль. Кроме того, внешние факторы саморегуляции являются подкрепляющими факторами человеческой деятельности. Внутреннего вознаграждения не всегда достаточно, нам также нужны стимулы из внешней среды, которые сильнее, чем самопоощрение. Бандура рассматривает с этой точки зрения как социальные подкрепления (материальная поддержка или признание и поощрение со стороны других), так и небольшие вознаграждения, которые человек дает себе сам после достижения промежуточных целей. Однако поощрение себя за неподобающие действия обычно приводит к санкциям со стороны окружения. Когда то, что мы делаем, не соответствует нашим внутренним стандартам, мы склонны отказываться от самооценки. Внутренние или личностные факторы саморегуляции Бандуры в свете концепции самосистемы идут гораздо дальше и определяют три необходимых условия: Самонаблюдение, процесс оценки и активный ответ самому себе.

Самонаблюдение. Самонаблюдение за своими действиями, каким бы несовершенным оно ни было, является необходимым условием поведения. Мы избирательно выделяем определенные аспекты нашего поведения и игнорируем все остальные. То, что мы видим, зависит от наших интересов и других первоначальных представлений о себе. В ситуациях, когда нам нужно что-то сделать или достичь, мы заботимся о качестве, объеме, скорости или оригинальности нашей работы; в межличностных ситуациях мы заботимся о коммуникабельности и о том, соответствует ли наше поведение общественной морали.

Процесс суждения помогает нам регулировать свое поведение с помощью мышления. Мы способны не только размышлять, но и оценивать ценность наших действий, исходя из целей, которые мы перед собой ставим. Процесс вынесения суждений зависит от личных стандартов, моделей сравнения, ценности, которую имеет для нас та или иная деятельность, и от того, что мы видим в качестве причины достижения.

Третий и последний фактор саморегуляции — это активная реакция на себя. Мы испытываем положительные или отрицательные эмоции в зависимости от того, насколько наше поведение соответствует нашим личным стандартам.

Мы устанавливаем стандарты, которые, когда наши результаты соответствуют им, могут регулировать наше поведение посредством самогенерируемых вознаграждений, таких как гордость и самоудовлетворение. Когда мы не соответствуем собственным стандартам, наше поведение вызывает у нас чувство неудовлетворенности и осуждение себя.

«Реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии для вознаграждения и наказания в зависимости от фактических последствий. Люди обычно довольны собой, когда гордятся своими успехами, но недовольны собой, когда винят себя в чем-то».

Историческое развитие идей гуманизма. Идеологические предшественники

Представители гуманистической психологии также предложили свой теоретический подход к психологии личности. Эта отрасль психологии возникла как независимая альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теория личности, разработанная в рамках гуманистической традиции, может быть классифицирована как психодинамическая и одновременно интеракционистская (у разных авторов по-разному), неэкспериментальная, структурно-динамическая, охватывающая весь период жизни человека и описывающая его как личность в терминах внутренних черт и характеристик или в терминах поведения. Теории этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточены на описании структуры и развития внутреннего опыта индивида, как он предстает перед ним в его самосознании и мышлении.

Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, объединившихся в начале 1960-х годов под руководством Маслоу, чтобы создать жизнеспособную теоретическую альтернативу двум основным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше думать о ней как о движении (т.е. об определенной группе теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения представляют собой довольно широкий спектр, они разделяют определенные базовые представления о человеческой природе. Почти все эти понятия имеют глубокие корни в истории западной философской мысли. Гуманистическая психология имеет глубокие корни в экзистенциальной философии, разработанной европейскими мыслителями и писателями, такими как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Несколько выдающихся психологов также повлияли на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мэй. Карен Хорни также считается одной из основательниц гуманистической психологии, поскольку она придавала большое значение осознанию себя как цели жизни и источника здоровья.

Экзистенциалистский взгляд на личность проистекает из конкретного и специфического осознания уникальности человеческого бытия, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что каждый из нас живет как «существо в мире», осознающее и болезненно воспринимающее свое существование и конечное небытие (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет смысла, если мы не живем в нем. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может ли человек прожить аутентичную (честную и искреннюю) жизнь в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциальная философия считает, что каждый человек несет ответственность за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; гуманистические теоретики также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — это мыслящие существа, которые переживают, принимают решения и свободно выбирают свои действия. Следовательно, гуманистическая психология предполагает ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор». Наиболее важной концепцией, которую гуманистические психологи взяли из экзистенциализма, является концепция становления. Человек никогда не бывает статичным, он всегда находится в процессе становления. С точки зрения экзистенциалистов-гуманистов, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных влечений. Люди, которые отказываются становиться, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, каким может быть человек, потому что он ограничивает его или ее возможности для жизни. Проще говоря, это ошибка, когда люди отказываются от возможности сделать каждый момент своего существования максимально насыщенным и максимально использовать свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов создания жизни, достойной жизни, жизни, наполненной смыслом, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человечность, не способен разрешить основные вопросы своего существования. Хотя становление имеет большое значение, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и наполненной смыслом жизни нелегок. Это особенно актуально в период глубоких культурных изменений и конфликтов, когда традиционные верования и ценности больше не являются адекватными ориентирами для жизни или поиска смысла своего существования. В бюрократическом обществе индивид стремится обезличиться и раствориться в группе. Свобода строить свое собственное существование может быть как проклятием, так и благословением: Гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может мотивировать человека сделать что-то значимое в своей жизни. Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, потому что, хотели они этого или нет, они пришли в этот мир, и они несут ответственность за человеческую жизнь — свою собственную. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические конструкции и внешнее поведение вторичны по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напомнил нам: «Ничто не заменяет опыт, абсолютно ничто». В различных теоретических работах Маслоу развил свою интерпретацию того, что представляет собой гуманистическая теория личности.

Один из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, заключается в том, что каждый человек должен рассматриваться как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу считал, что слишком долго психологи концентрировались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что они пытались понять, — человеком в целом. Если использовать заезженную метафору, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически, теория Маслоу изначально развивалась как протест против тех теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с индивидуальными проявлениями поведения и игнорировали индивидуальность человека. Для Маслоу человеческое тело всегда ведет себя как единое целое, а не как ряд дифференцированных частей, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части тела. В хорошей теории не существует такой реальности, как потребности желудка, рта или гениталий. Существует только потребность человека. Для Маслоу центральным свойством личности является незаменимое единство и общность.

Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них люди — это больше, чем животные; это особый вид живых существ. Этот взгляд резко контрастирует с радикальным бихевиоризмом, который в значительной степени опирается на изучение поведения животных (например, крыс и голубей) для разработки объяснений поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали принадлежность человека к царству животных, Маслоу рассматривал людей как отличных от других животных. Поэтому изучение животных неадекватно для понимания человека, поскольку оно игнорирует качества, присущие человеку (например, идеалы, ценности, смелость, любовь, юмор, зависть, чувство вины) и, что не менее важно, качества, которые он использует для создания поэзии, музыки, науки и других творений разума.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, чьи желания, действия и слова расходятся, чьи суждения о себе и других часто диаметрально противоположны («Люди обычно неискренни», «Я обычно искренен»), то есть непоследовательную, неполную, несовершенную личность, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровых, гармоничных людей, достигших вершины развития личности, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, остальные же находятся на той или иной стадии развития.

Мейнстримом гуманистической психологии считается теория Абрахама Маслоу, в основе которой лежит иерархия потребностей. Согласно Маслоу, нормальный личностный рост требует изменения относительной важности потребностей от самых примитивных (физиологических и потребностей в безопасности) до самых возвышенных или «человеческих» (связанных с истиной и красотой). Вот иерархия потребностей Маслоу, в порядке доминирования или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защищенность; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация.

Маслоу также изучал людей с реализованными потребностями в самоактуализации и сформулировал свои выводы в терминах профиля личности, который включал такие черты, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и близости, а также принятие себя и других (3,5).

Дать обзор природы, содержания и развития личности по А. Адлер

Альфред Адлер — один из самых выдающихся теоретиков, который отклонился от Фрейда и решил создать свои собственные оригинальные теоретические системы. Он внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей вписываются в мейнстрим современной психологии. Краеугольным камнем системы взглядов Адлера является положение о том, что индивид не может быть отделен от общества. Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие важные вопросы, затронутые венским психиатром, касаются способности человека

  • определять свою собственную судьбу;
  • преодоление примитивных влечений и неконтролируемого окружения в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
  • совершенствование себя и окружающего мира через самопознание (5).

Теория Адлера сводит к минимуму роль полового влечения, тогда как ранний Фрейд отводил ему почти исключительную роль в поведенческой динамике. К монологу Фрейда о сексе Адлер добавляет новые голоса. Люди в первую очередь социальные, а не сексуальные существа. Ими движет социальный, а не сексуальный интерес. Их неполноценность не ограничивается сферой сексуального, а распространяется на все аспекты бытия, как физические, так и психологические. Они стремятся к уникальному образу жизни, в котором сексуальные желания играют второстепенную роль. По сути, то, как человек удовлетворяет сексуальные потребности, определяется его образом жизни, а не наоборот. Развенчание сексуальности Адлером дало многим долгожданное облегчение от однообразия пансексуализма Фрейда (4).

Идея о том, что человек является унитарным и внутренне согласованным организмом, составляет центральную предпосылку адлерианской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку «individuum» на латыни означает «неделимое», то есть единицу, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизнедеятельности не может рассматриваться изолированно, а только в связи с личностью в целом. Человек — это неделимое целое, как в плане отношений между мозгом и телом, так и в плане психической жизни. Главное требование к индивидуальной психологии, по Адлеру, — продемонстрировать это единство в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознательном и бессознательном, в каждом проявлении личности. Адлер определил структуру самосогласованной и единой личности как форму жизни. Эта концепция, как никакая другая, выражает его попытку рассматривать человека как единое целое.

Только в движении к личностно значимым целям личность может восприниматься как единое и самосогласованное целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из того, что людей не отталкивают внутренние или внешние причины, а скорее тянут вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные способы, которыми они их достигают, дают представление о том, какой смысл они придают своей жизни. Согласно Адлеру, эти жизненные цели в основном выбираются индивидуально, позволяя человеку планировать свои действия и определять собственную судьбу в постоянном стремлении к совершенству. Достигая желаемых целей, они не только повышают свою самооценку, но и находят свое место в жизни. Адлер признавал важность наследственности и среды в формировании личности и настаивал на том, что личность — это нечто большее, чем просто продукт этих двух влияний. В частности, он считал, что люди обладают творческой способностью контролировать свою жизнь — свободная, сознательная деятельность является определяющей характеристикой личности. Главный постулат теории Адлера заключается в том, что все поведение человека происходит в социальном контексте, и что сущность человеческой природы может быть постигнута только через понимание социальных отношений. Более того, каждый человек обладает естественным чувством общности или социального интереса, врожденным желанием вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Адлер считал, что основная цель теории личности — служить экономичным и полезным руководством для терапевтов и, по большому счету, для любого человека на пути к изменениям в сторону психологически здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что ограниченное число ключевых понятий и принципов лежит в основе всего теоретического здания. Последние можно разделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «я»; 6) порядок рождения; 7) фиктивный финализм.

Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Он объяснил это следующим образом: Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он или она полностью беспомощны и должны полагаться на родителя, чтобы выжить. Этот опыт вызывает у ребенка глубокое чувство неполноценности по сравнению с другими членами семейного окружения, которые являются более сильными и влиятельными. Возникновение этого раннего чувства неполноценности знаменует собой начало долгой борьбы за превосходство над окружающей средой и стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является главной движущей силой в жизни человека.

Таким образом, по мнению Адлера, практически все, что делают люди, имеет целью преодоление чувства неполноценности и закрепление чувства превосходства. Адлер выделял три типа страданий в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерный патернализм и родительское отвержение. Однако независимо от обстоятельств, связанных с развитием чувства неполноценности, человек может реагировать на него гиперкомпенсацией, развивая то, что Адлер называл комплексом превосходства. Этот комплекс проявляется в склонности преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Соответственно, человек с комплексом превосходства обычно выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что этот человек не способен принять себя (т.е. у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать себя важным, только «ставя других на место».

В последние годы своей жизни Адлер пришел к выводу, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «то, без чего немыслима человеческая жизнь». Эта «великая потребность подняться» от минуса к плюсу, от несовершенства к совершенству и от неспособности к способности мужественно отвечать на жизненные вызовы, развита во всех людях. Значение, которое Адлер придавал этой движущей силе, трудно переоценить. Он считал стремление к превосходству (достижению наибольшего из возможного) основным мотивом в своей теории. Каждый из нас просто должен реализовать эту возможность по-своему. Адлер считал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда появляется жизненная цель как фокус нашего стремления к превосходству. Хотя в раннем возрасте эта жизненная цель неясна и во многом неосознанна, со временем она становится источником мотивации, силой, которая организует и наполняет смыслом нашу жизнь.

Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальную комбинацию черт, моделей поведения и привычек, которые в совокупности определяют уникальный взгляд индивида на свое существование. По мнению Адлера, образ жизни настолько прочно формируется к четырем или пяти годам, что в дальнейшем его вряд ли можно изменить. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального стиля жизни, но это, по сути, лишь усовершенствование и дальнейшее развитие базовой структуры, заложенной в раннем детстве. Адлер напоминает нам, что постоянство нашей личности на протяжении всей жизни обусловлено нашим образом жизни. Наша базовая ориентация на внешний мир также определяется нашим образом жизни. Он заявил, что единственный способ узнать истинную форму нашего образа жизни — это узнать пути и средства, с помощью которых мы справляемся с жизненными проблемами. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: Работа, дружба и любовь. По мнению Адлера, ни одна из этих проблем не стоит отдельно — они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего образа жизни: «Решение одной из них помогает нам приблизиться к решению другой; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой различные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы — необходимости для живых существ оставаться живыми и продолжать жить в той среде, которая у них есть».

Еще одно понятие, имеющее решающее значение для индивидуальной психологии Адлера, — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает устойчивое убеждение Адлера в том, что мы, люди, — социальные существа, и если мы хотим глубже понять себя, мы должны учитывать наши отношения с другими людьми и, даже более широко, социокультурный контекст, в котором мы живем. Адлер считал, что предпосылки для социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает ими в той или иной степени, он по своей природе является социальным существом, а не результатом формирования привычек. Однако, как и другие врожденные склонности, социальный интерес не возникает автоматически, а требует сознательного развития.

Концепция творческого Я является наиболее важным конструктом теории Адлера, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл эту конструкцию и ввел ее в свою систему, все остальные понятия заняли по отношению к ней подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей смысл. Это то, что искал Адлер. Он утверждал, что образ жизни формируется творческими способностями человека. Допуская существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и среды на формирование личности. Индивид использует наследственность и окружающую среду в качестве строительных материалов для формирования здания личности, но его собственный стиль отражается в архитектурном дизайне. Поэтому только сам человек в конечном итоге несет ответственность за свой образ жизни и отношение к миру. Концепция творческого эго Адлера четко выражает его веру в то, что человек является хозяином своей собственной судьбы.

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения как важную детерминанту установок, сопровождающих тот или иной стиль жизни. Действительно, если у детей одинаковые родители и они растут примерно в одинаковой семейной обстановке, у них все равно нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особое влияние родительских установок и ценностей — все это меняется с появлением в семье следующих детей и сильно влияет на формирование образа жизни. Ценность, которую ребенок придает ситуации, определяет, как порядок, в котором он родился, повлияет на его жизнь. Более того, поскольку это восприятие субъективно, дети могут выработать любой стиль жизни в любой ситуации.

В заключение, концепция фиктивного финализма показывает, какое значение Адлер придавал телеологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме человеческой мотивации. В его понимании, на личность в большей степени влияют субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием условной цели в жизни. Эта цель существует не в будущем, а в нашем сегодняшнем представлении о будущем. Хотя вымышленные цели не существуют объективно, они все же имеют

Заключение

Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуть наше понимание человеческого поведения с точки зрения психологии. Теории личности относятся не только к общему функционированию людей, но и к индивидуальным различиям между людьми.

Теории личности фокусируются на шести различных аспектах человеческого поведения: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение поведения посредством терапевтического вмешательства. При оценке теорий используются шесть основных критериев: Тестируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономическая эффективность, широта охвата и функциональная значимость.

Теории личности основаны на определенных предположениях о природе человека. Различия между самими теоретиками в отношении этих предположений составляют главную основу для разграничения их соответствующих теорий.

Фрейд выделяет три основных компонента в структуре личности: ид («оно»), эго («я») и суперэго («сверх-я»), причем ид — это именно та область, в которой доминируют влечения, подавленные в бессознательном. С одной стороны, Я следует бессознательным инстинктам, с другой — подчиняется нормам и требованиям реальности. Суперэго — это совокупность моральных устоев общества; оно берет на себя роль «цензора». Таким образом, эго находится в состоянии конфликта, поскольку требования ид и суперэго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — подавлению и сублимации. Самовытеснение происходит бессознательно. В то же время мотивы, переживания и чувства, «вытесненные» в бессознательное, продолжают действовать в форме символов, в форме деятельности, приемлемой для «цензора».

Социально-когнитивная теория Бандуры утверждает, что деятельность человека является продуктом взаимодействия событий окружающей среды, поведения человека и характеристик его личности, особенно мышления. Бандура рассматривает человеческие действия в терминах взаимного детерминизма, который предполагает тройное взаимодействие среды, поведения и личности.

Помимо психоаналитического направления, существуют и другие интересные научные направления, с которыми мы познакомились. Одним из таких направлений является гуманистическая психология. Суть этих теорий, существующих в рамках данного направления, заключается в том, что личность рассматривается как определенное психологическое образование, возникающее в процессе деятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта и усвоения социальных форм поведения. Для психологов гуманистической школы личность — это определенное психологическое образование, которое соотносится не только с реальностью, но и с самим собой. Гуманистическая психология, или движение «третьей силы», разработала взгляд на человека, который радикально отличается от психоанализа или бихевиоризма. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология имеет в качестве основных принципов отношение к человеку как к целому, неуместность тестирования на животных, взгляд на человека как на принципиально позитивное и творческое существо, а также акцент на изучении психического здоровья. Гуманистический характер теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении человека реализовать свой высший потенциал.

А. Адлер был основателем так называемой индивидуальной психологии. Он резко выступал против теории биологизации Фрейда. Адлер подчеркивал, что главное в человеке — это не его природные инстинкты, а социальное чувство, которое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но его необходимо развивать в социальном плане. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек агрессивен от рождения, что его развитие определяется его биологическими потребностями.

Поэтому любой подход к личности, если он хочет быть полезным, должен так или иначе затрагивать этот вопрос: Каковы стабильные, неизменные аспекты человеческого поведения? Проблема структуры и, что более важно, природы ее организации и ее влияния на индивидуальное функционирование является ключевым компонентом всех теорий личности.

Теория личности отражает конфигурацию позиций, занимаемых теоретиком в отношении основных предпосылок человеческой природы.

Список литературы

  1. А.Адлер Эссе по индивидуальной психологии / Перевод с немецкого. — М., Когито-Центр, 2002 г. — 220 с. (Классики психологии).
  2. психоанализ: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 352 с.
  3. Фрейгер Р., Фейдиман Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. — Санкт-Петербург: М.: Прайм-Еврознак, 2004 г. — 608 с.
  4. холл Кельвин С., Линдсей Гарднер, Теория личности. Под ред. И.Б. Гриншпуна. — МС: ЗАО «Издательство ЭКСМО-Пресс», 2000 г. — 592 с. (Серия «Мир психологии»).
  5. Хайелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб: Питер. 2001. — 608 с.
  6. http//psylib.orq.ua/books/hjelzol/index.htm.
  7. http: // www.lermontov.info/remember.shtml