Для связи в whatsapp +905441085890

Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Теории памяти и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  2. Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии
  3. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  4. Понятие о воле и ее теории в зарубежной и отечественной психологии
  5. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  6. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика
  7. Активность личности и ёе источники с позиций зарубежной и отечественной психологии
  8. Проблема психологической структуры личности
  9. Понятие о темпераменте и его теории в отечественной и зарубежной психологии
  10. Понятие характера и его структуры в отечественной и зарубежной психологии

Введение

Что такое идентичность? Об этом вопросе велись и ведутся долгие и бесконечные споры.

Существует также точка зрения, согласно которой этот вопрос праздный; пока каждый человек чувствует и думает, совершает действия, общается с другими людьми, он тем самым уже утверждает себя как личность.

Прежде всего, чрезвычайно трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида с четко выраженным социальным и нравственным мировоззрением, без необходимости выработки собственного мировоззрения, укорененного в глубинах мировой культуры, без собственного активного отношения ко всем значимым явлениям действительности. Невозможно представить себе человека без мировоззрения. Личность без индивидуальности — это нонсенс. Если такие люди есть, то мы имеем дело с индивидами, которые ведут социально и духовно зависимое существование, живут, как говорится, мыслями других людей, а это свидетельствует о низком уровне развития личности как таковой.

Во-вторых, человек в полном смысле этого слова — это тот, кто не вынужден вступать в социальные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации; человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической прибыли, основой для паразитического благосостояния другого.

Наконец, еще одной неотъемлемой характеристикой личности является способность и возможность творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек — личность не только «в себе», субъективно, в собственном восприятии, но и объективно, вовне, «для других». Все вышесказанное, конечно, не исчерпывает характерных черт личности, но даже без них говорить о личности по меньшей мере странно.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время в психологии наблюдается значительный рост интереса к изучению личности, как среди отечественных, так и зарубежных психологов.

Объект исследования: личность.

Предмет исследования: особенности основных теорий личности в зарубежной психологии.

Методологической основой исследования послужили идеи таких выдающихся зарубежных психологов, как А. Маслоу, З. Фрейд и К.Г. Юнг.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа затрагивает малоизученную проблему изучения различных теорий личности. Полученные результаты являются вкладом в копилку психологии личности, а также могут быть использованы в консультационной и воспитательной работе.

Несмотря на многочисленные исследования, эта проблема мало изучена.

Цель исследования — рассмотреть основные зарубежные теории личности Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Изучить понятие, основные черты и развитие личности.

Рассмотреть основные теории личности в зарубежной психологии.

Сделать выводы на основе проведенного исследования.

Результаты нашего исследования показывают, что данный материал рекомендуется для использования социологами и педагогами в образовательных и других учреждениях.

Понятие личности

Личность в психологии относится к человеку как к носителю сознания. Считается, что личность не рождается, а формируется в процессе бытия и трудовой деятельности, когда человек сравнивает себя в общении и взаимодействии с другими и выделяет свое «Я». Психологические характеристики (черты) личности полно и ярко проявляются в деятельности, общении, взаимоотношениях и даже во внешнем облике человека.

Есть разные личности — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и однобокие, высокоморальные и подлые, но каждый человек уникален. Иногда это качество, уникальность, также называют индивидуальностью, проявлением единичного.

Однако термины «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию: каждый из них раскрывает определенный аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, проявляются вовне в виде общения или субъект-субъектных отношений вместе с субъект-объектными отношениями, характерными для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена уникальным сочетанием черт и характеристик, которые составляют его индивидуальность, сочетание психологических характеристик, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность выражается в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально-философское понятие выделяет только социально устойчивое, социально типичное в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, характеризующих социальное содержание ее индивидуальности, раскрывающих человека, его стиль поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех качеств и свойств его личности, которые обусловлены фактом его существования в конкретном обществе. Но если под индивидуальностью понимается не особенность внешности или поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимое проявление общего в жизнедеятельности человека, то личность также социальна. Таким образом, образ жизни человека выступает как глубоко индивидуализированное отношение между объективным положением человека в обществе и его внутренним миром, то есть представляет собой своеобразное единство социально типизированного (единообразного) и индивидуального (неповторимого) в поведении, общении, мышлении, быту людей.

Другими словами, мировоззрение человека становится социально и морально значимым, когда оно становится образом жизни.

С моральной точки зрения, признаком развития личности является способность действовать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, не перекладывать ответственность на других, не слепо полагаться на обстоятельства, не просто «учитывать» их, а смотреть им в лицо, вмешиваться в ход событий, проявлять свою волю, свой характер.

Большое значение и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом Александром Макаренко: исходить из знаний воспитуемого. И делать это со всей серьезностью, не лишать коррекционных учеников возможности совершать те подвиги, о которых учитель говорил как о высоких образах достижения необыкновенных результатов в производстве, науке и технике, литературе и искусстве.

Пусть не все мечты сбываются, и пусть не все замыслы воплощаются в жизнь. Возможно, не все молодые люди, с которыми приходится иметь дело педагогу, оказываются достаточно одаренными или способными в полной мере развить свои способности. Это не так. Все они, безусловно, облагорожены тем, что к ним относятся как к высшей ценности, как к уникальным личностям, которые при должном развитии могут явить миру все доступные человечеству достижения творческого разума. В худшем случае они могут стать не творческой личностью, а человеком, который, по крайней мере, не мешает другим стать творческими личностями.

Вы не станете личностью, копируя кого-то другого. Результатом может быть только жалкая однобокость. Построение своей личности не может быть выполнено по определенному стандартному проекту. В лучшем случае вы можете получить общие рекомендации. Вы всегда должны ожидать максимального использования человеческих возможностей, никогда не говорить заранее: «Я не могу этого сделать», а проверять свои способности до предела.

Важные черты личности

Основными характеристиками личности являются: Активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), общая деятельность социальных групп, коллективов.

Активность — это основная общая характеристика личности, и она проявляется в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить цели и достигать их? Такие стимулы необходимы. Потребность — это мотив деятельности, который воспринимается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-то, неудовлетворенность чем-то. Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, существуют естественные потребности, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребность в пище, отдыхе и сне, одежде и жилье. По сути, это биологические потребности, но их природа принципиально отличается от соответствующих потребностей животных: Способ удовлетворения человеком своих потребностей носит социальный характер, т.е. зависит от общества, воспитания, социальной среды. Давайте сравним, например, потребность в жилье у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (жилище). Даже потребность человека в пище социализирована: «…голод, удовлетворяемый вареным мясом, которое едят ножом и вилкой, — это другой голод, чем тот, при котором сырое мясо пожирают руками, ногтями и зубами».

Помимо естественных человеческих потребностей, существуют чисто человеческие, духовные или социальные потребности: потребность в речевом общении с другими людьми, потребность в знаниях, активное участие в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, прослушивание радиопередач, посещение театров и кинотеатров, прослушивание музыки).

Важнейшей чертой личности является ее направленность, которая определяет цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной поступок, то или иное действие, ту или иную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), необходимо знать мотивы или причины этих поступков, действий или определенной деятельности. Мотивы могут быть конкретными проявлениями потребностей или стимулами другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на определенный объект, явление или деятельность в сочетании с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важным мотивом поведения являются убеждения. Убеждения — определенные определения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, хочет руководствоваться ими в жизни. Когда убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием формируются направленность и волевые качества человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Отношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и разнообразны — здесь и деловые отношения, и личные (характер симпатий и антипатий, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Человек занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в той или иной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (то есть, на какую роль человек претендует в группе, в коллективе на основе своей самооценки). В случае несоответствия самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллективно часто возникает конфликт. Конфликты возможны и тогда, когда уровень стремления члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе.

Личность в гуманистической психологии Маслоу

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум основным направлениям психологии — психоанализу и бихевиоризму. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, которая отвергает мнение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно ранней); экзистенциалисты подчеркивают идею, что каждый из нас в конечном итоге несет ответственность за то, кем и чем мы становимся.

Следовательно, гуманистическая психология предполагает наличие ответственного человека, который может свободно делать выбор из предложенных вариантов. Основной концепцией этой ориентации является концепция становления. Человек никогда не бывает статичным; он всегда становится. Об этом свидетельствует наглядный пример превращения мужчины из мальчика. Но это не становление биологических потребностей, сексуальных или агрессивных импульсов. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что все возможности полноценного человеческого существования находятся внутри него.

Но несмотря на то, что воспитанию отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск истинного смысла жизни — дело непростое.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направление основывается на реальности субъективного или личностного, но не объективного, то есть подчеркивает важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические конструкции и внешние модели поведения вторичны по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для человека, переживающего его.

Маслоу считал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что они пытались понять, — человеком в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от положения животного, и говорил, что изучение животных неприменимо к пониманию человека, поскольку игнорирует те качества, которые присущи человеку (юмор, зависть, чувство вины и т.д.), он считал, что в каждом человеке заложен потенциал для позитивного роста и совершенствования.

Главное место в его концепции занимает вопрос мотивации. Маслоу говорил, что людей мотивирует стремление к личным целям, и это делает их жизнь осмысленной и значимой. Он описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно и существует, то в лучшем случае недолговечно. Когда одна потребность удовлетворена, другая выходит на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Маслоу предположил, что все потребности являются врожденными, и представил свою концепцию иерархии потребностей в человеческой мотивации в порядке их приоритетности.

Эта схема основана на правиле, что доминирующие низшие потребности должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает наличие и мотивированность потребностей, расположенных выше, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных в нижней части иерархии, позволяет потребностям, расположенным выше в иерархии, осознаваться и участвовать в мотивации. По мнению Маслоу, это главный принцип, лежащий в основе организации человеческой мотивации, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем больше индивидуальности, человеческих качеств и психического здоровья он проявляет.

Ключевым моментом концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают «все или ничего». Потребности пересекаются, и человек может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей одновременно. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно следующим образом:

  1. физиологические — 85%,
  2. охрана и безопасность 70%,
  3. любовь и принадлежность 50%,
  4. самооценка 40%,
  5. самоактуализация 10%.

Когда потребности более низкого уровня больше не удовлетворяются, человек возвращается на этот уровень и остается там до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Теперь давайте рассмотрим иерархию потребностей Маслоу немного подробнее:

Физиологические потребности

Физиологические потребности напрямую связаны с биологическим выживанием человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, не удовлетворяющий эти базовые потребности, не будет долго заботиться о потребностях, занимающих более высокие уровни иерархии, поскольку они очень быстро станут настолько доминирующими, что все остальные потребности исчезнут или отойдут на задний план.

Потребности в охране и безопасности.

К ним относятся потребности в организации, стабильности, законе и порядке, предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил, таких как болезни, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долгосрочном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильной, высокой зарплатой, инвестирование в сберегательные счета и приобретение страховки можно рассматривать как действия, частично мотивированные поиском безопасности.

Другое проявление потребности в безопасности проявляется, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными ситуациями — такими как война, наводнения, землетрясения, беспорядки, социальные волнения и т.д.

Психодинамическая теория личности Фрейда

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  1. Теория личности и психопатологии.
  2. Метод терапии расстройств личности
  3. Метод изучения бессознательных мыслей и чувств человека.

Это смешение теории с терапией и оценкой личности объединяет все взгляды на человеческое поведение, но лежит в основе небольшого количества оригинальных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, так называемую «топографическую модель».

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно этой модели, в жизни души можно выделить три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный.

Уровень сознания состоит из ощущений и опыта, которые мы воспринимаем в данный момент. Согласно Фрейду, в сознании находится лишь небольшой процент всей информации, хранящейся в мозге, и при переключении на другие сигналы она быстро спускается в предсознательную и бессознательную области.

Предсознательная область, область «доступной памяти», включает в себя опыт, который не вспоминается в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или с минимальными усилиями. Предсознательное — это мост между сознательной и бессознательной областями психики.

Самая глубокая и значительная область разума — это бессознательное. Это хранилище примитивных инстинктивных влечений, а также эмоций и воспоминаний, которые по разным причинам были подавлены сознанием. Царство бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структура личности.

Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель жизни души и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Это стало называться структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их скорее процессами, чем структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурной моделями показана на рисунке.

Из этого рисунка видно, что область id полностью бессознательна, в то время как суперэго пронизывает все три уровня.

Давайте рассмотрим все три структуры более подробно.

ID. «Разделение психики на сознательное и бессознательное является фундаментальной предпосылкой психоанализа, и только оно позволяет ему понять и представить науке часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в жизни души» (З. Фрейд, «Я и Эго»).

Фрейд придавал большое значение этому разделению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «id» происходит от латинского «ONE» и в теории Фрейда относится к примитивным, инстинктивным и врожденным аспектам личности, таким как сон, еда, дефекация, копуляция, и обеспечивает энергией наше поведение. Ид занимает центральное место в жизни человека, он раскован, хаотичен. Как первичная структура психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, порожденной первичными биологическими влечениями, сдерживание которых вызывает напряжение в функционировании личности. Эта разрядка — то, что было названо принципом удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не испытывая страха или тревоги, ид в чистом виде может представлять опасность для человека и общества. Он также играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид освобождает личность от напряжения: рефлексивные действия и первичные процессы. Примером рефлекторного действия является кашель при раздражении дыхательных путей. Но эти действия не всегда приводят к снятию напряжения. Затем в действие вступают первичные процессы, формируя ментальный образ, непосредственно связанный с удовлетворением базовой потребности.

Первичные процессы — это нелогичные, иррациональные формы человеческого восприятия. Он характеризуется неспособностью подавлять импульсы и отличать реальное от нереального. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивида, если внешние источники удовлетворения потребностей недоступны. Таким образом, по мнению Фрейда, младенцы не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Только когда они осознают существование внешнего мира, появляется способность откладывать удовлетворение этих потребностей. Из появления этого знания возникает следующая структура — эго.

ЭГО. (Латинское «ego» — «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, отколовшееся от ид, черпает из него часть энергии для преобразования и удовлетворения потребностей в социально приемлемых рамках, обеспечивая тем самым безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворить желания и потребности ид.

Эго руководствуется в своих проявлениях принципом реальности, целью которого является сохранение целостности организма путем откладывания удовлетворения до тех пор, пока не появится возможность разрядки и/или подходящие условия окружающей среды. Фрейд описал эго как вторичный процесс, «исполнительный орган» личности, область интеллектуальных процессов решения проблем. Выпуская

Высвобождение части энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей психоаналитической терапии.

Заключение

Таким образом, личность — это не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность — это социальное понятие, она выражает все сверхъестественное, историческое в человеке. Личность не является врожденной, а возникает в результате культурного и социального развития.

Личность — это не «только целенаправленная, но и самоорганизующаяся система». Объектом его внимания и активности является не только внешний мир, но и он сам, что проявляется в его чувстве «Я», которое включает в себя самовосприятие и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих характеристик, способность к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Психоаналитическая теория Фрейда является примером психодинамического подхода к изучению человеческого поведения. Теория рассматривает поведение человека как полностью детерминированное, зависящее от внутренних психологических конфликтов. Эта теория также рассматривает человека как единое целое, то есть с целостной точки зрения, поскольку она была основана на клиническом методе. Из анализа теории видно, что Фрейд был более привержен идее неизменности, чем другие психологи. Он был убежден, что личность взрослого человека формируется под влиянием опыта раннего детства. По его мнению, изменения, которые происходят в поведении взрослых, являются тонкими и не влияют на изменения в структуре личности.

Считая, что восприятие человеком окружающего мира является сугубо индивидуально-субъективным, Фрейд предположил, что поведение человека определяется стремлением уменьшить неприятное возбуждение, возникающее на уровне тела при появлении внешнего стимула. Согласно Фрейду, мотивация человека основана на гемостазе. И поскольку он считал, что человеческое поведение полностью детерминировано, это позволяет науке полностью исследовать его.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, которая успешно применяется и сегодня.

Теория личности Маслоу наиболее близка мне как автору статьи, с точки зрения его гуманистической психологии только люди ответственны за свои собственные решения. Это не означает, что если людям предоставить свободу выбора, то они обязательно будут действовать в своих интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность решений. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, который делает свободный выбор среди предложенных вариантов.

Список литературы

  1. Виттельс Ф. «Фрейд (его личность, учение и школа)». Москва, 1991: 345 с.
  2. Джеймс М.М. и Д.Джонгвард «Рожденные побеждать». М., 1991.-274 С.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.- 208с.
  4. Немов Р.С. «Психология» 2 т. М., 1994.
  5. З. Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.с.334-349 6.
  6. З. Фрейд, «Психология бессознательного». М., 1990. 215 стр.
  7. учебник по истории психологии. В: МГУ. 1980. p. 184-188З.
  8. Хьелл Л.Д. Теория личности 1997 стр. 106-153 S.
  9. Юнг К.Г. «Аналитическая психология. Прошлое и настоящее». М., 1995 Г. С. 536 СТР.