Для связи в whatsapp +905441085890

Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии — Развитие социально-психологической мысли в конце XIX — начале XX веков

Интересы развития социальной психологии как науки, с одной стороны, и прикладного, практического использования научных фактов и закономерностей, полученных в конкретных исследованиях, с другой, требуют постановки проблемы ее дифференциации на отдельные дисциплины. Трудно спорить о предмете социальной психологии не потому, что у нее нет отдельного предмета, как думают некоторые, а потому, что у нее не один предмет, и термин «социальная психология» и сегодня фактически обозначает специальные социально-психологические дисциплины в дополнение к общей социальной психологии.

Задолго до появления научной социальной психологии люди начали рассматривать влияние общества на поведение человека и взаимодействие людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны практическими потребностями — поиском наилучших форм организации людей в политической, военной и экономической сферах деятельности. Анализ совокупности наблюдений за поведением человека, представленных в работах античных философов, можно считать началом социально-психологической мысли.

В трудах древних философов мы можем найти множество идей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимного влияния людей в обществе. Многие из этих идей послужили отправной точкой для развития социальных и психологических концепций в более поздние времена.

Философов прошлого давно волнует вопрос о том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Ренессанс можно представить двумя мыслителями, которые начинали с пессимистического взгляда на человеческую испорченность: Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томас Гоббс (1588-1679).

Важной вехой в становлении социальной психологии как науки стали работы французского философа Опостэ Комте (1798-1857). Иногда его даже называют «единственным отцом социальной психологии». Комте обратил внимание на следующий парадокс: Как человек может одновременно влиять на общество и сам находиться под его влиянием? По мнению Комта, человеческая психика развивается только в обществе, и она всегда должна рассматриваться исходя из своего социального окружения Комт был также основателем методологии позитивизма, согласно которой при изучении человеческого поведения и явлений социальной жизни должен использоваться тот же научный подход, что и при изучении мира природы. Несмотря на ограничения этого подхода, он заложил основу для появления эмпирического направления в социальных науках.

Во второй половине 19 века в разных странах возрос интерес к социальным и психологическим проблемам. В Германии сформировалась научная школа, которая направила свое внимание на изучение психологии народов. Это направление возникло под влиянием идей Гегеля о «мировом духе» или «мировом разуме», который направляет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. Здесь следует упомянуть, прежде всего, концепцию «народной психологии» философа М. Лацаруса (1824-1903) и лингвиста Х. Штейнталя (1823-1899). Работы «отца психологии» В. Вундта (1832-1920) также можно отнести к этому направлению. Вундт описал область изучения «народной психологии» как «те психические продукты, которые вытекают из социального характера человеческой жизни и поэтому объяснимы только на основе индивидуального сознания».

Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии - Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX веков

Развитие социально-психологической мысли в конце XIX — начале XX веков

Труды английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809-1882) оказали большое влияние на развитие социальной и психологической мысли. Согласно сформулированному им принципу естественного отбора, в «борьбе за существование» выживают «наиболее приспособленные» особи. Хотя Дарвин приписывал людям природную агрессивность, он все же признавал роль социальных влияний в формировании человеческой морали. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека как результат социальных и культурных влияний.

Основателем социал-дарвинизма был английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), который выдвинул собственные революционные идеи и предвосхитил взгляды Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм для доказательства превосходства одних социальных групп над другими. Австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес значительный вклад в социальное и психологическое смыслообразование. Будучи основателем психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех общественных наук в XX веке. Фрейд считал, что инстинктивные влечения человека вступают в конфликт с интересами общества. Фрейд свел все многообразие влечений к двум группам: влечения, поддерживающие жизнь (или сексуальные), и влечения, разрушающие жизнь (или деструктивные). При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, что приводит к фрустрации. Фрейд признавал необходимость того, чтобы цивилизация защищала людей от природных опасностей и от уничтожения друг друга.

Фрейд был последним из великих мыслителей, который попытался построить социально-психологическую теорию без достаточной эмпирической поддержки. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков начинается новый период в развитии социальной психологии — исследователи обращаются к лабораторным экспериментам.

Важной вехой в становлении социальной психологии как науки стала публикация в 1908 году двух учебников: «Введение в социальную психологию» английского психолога У. Макдугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса. Макдугалл разработал «горметическую» теорию поведения человека в группах (от греческого «horme», означающего «животный инстинкт» и переведенного на многие языки как инстинкт). Таким образом, поведение человека объяснялось на основе инстинктов, которые движут всеми живыми существами к конкретным, биологически значимым целям.

Важным событием для социальной психологии стала публикация крупной работы двух социологов: У. Томаса, американца, и Ф. Зпанецкого, поляка (который позже переехал в США), под названием «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их работа состояла из пяти томов, опубликованных в США в 1918-1920 годах. Это была кульминация исследования.

Становление и развитие социальной психологии

Ряд американских авторов считают, что начало измерения установок также связано с одной из важных вех в становлении современной социальной психологии. Первым, кто обратился к измерению установок, был американский социолог Э. Богардус в 1925 году, который с тех пор приобрел научную известность в основном благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией он подразумевал степень принятия, выражаемую индивидом по отношению к члену другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу для измерения и сравнения отношения американских граждан к различным этническим группам. Это исследование привело к появлению ряда работ, в результате которых были созданы различные шкалы измерения отношения.

Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на облик современной социальной психологии, можно назвать Курта Левина (1890-1947), который работал в Германии до 1933 года, когда он эмигрировал в США. Льюин привнес в социальную психологию понятия, экстраполированные из других наук.

К концу 1930-х годов социальная психология достигла своего наивысшего развития в Соединенных Штатах. Подъему социальной психологии способствовало появление трех журналов, посвященных этой отрасли знаний. В 1936 году Льюин основал Общество психологического изучения социальных проблем, которое успешно работает и сегодня, объединяя более трех тысяч социальных психологов в США и ряде стран (в том числе и в России).

В эти годы все более очевидной становилась тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач. Впоследствии Вторая мировая война оказала огромное влияние на развитие социально-психологических знаний. Большое количество работ по социальной психологии, охватывающих широкий круг проблем, было заказано несколькими военными ведомствами США. Можно упомянуть исследования лидерства, морального духа войск, природы паники, первичных военных групп, отношений между представителями разных рас и культур, влияния слухов на контроль их распространения и ряд других проблем «психологической войны».

Американский социолог Ф. Векслер даже считает, что массовое развитие профессии социального психолога, по крайней мере в США, было не столько результатом промышленного научного менеджмента, сколько результатом создания военного.

В последние годы область социальной психологии (как теоретической, так и прикладной) в США продолжает расширяться, появляются новые исследовательские центры, увеличивается число дипломированных социальных психологов. Таким образом, секция социальной психологии и психологии личности стала самой многочисленной секцией Американской психологической ассоциации в 1970-х годах. Социальные психологи составляли четвертую часть всех психологов колледжей. Публикация пятитомного «Справочника по социальной психологии» в 1968 году считается важной вехой в ее развитии. Этот основополагающий труд и сегодня продолжает выполнять свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологических знаний. Последнее исправленное издание было опубликовано в 1985 году.

Развитие отечественной социальной психологии

ременное состояние развития социальной психологии как науки оценивается неоднозначно. Накоплено огромное количество эмпирического (в том числе экспериментального) материала. Однако существует большая неудовлетворенность качеством теоретического понимания этого материала. Социальная психология также не оправдывает многих ожиданий в прикладной области. Не случайно в западных публикациях последних двух десятилетий иногда говорят о «кризисе» в социальной психологии.

Однако нынешнее состояние социальной психологии (даже если согласиться с термином «кризис») можно рассматривать как своего рода болезнь роста. Социальная психология, несмотря на свою долгую историю, является молодой наукой.

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Только социолог Н.К. Михайловский (1842-1904), которого можно считать основателем русской социально-психологической мысли, был далек от марксистских взглядов. Вклад Михайловского заключается прежде всего в том, что он первым обобщил опыт русской социологии, художественной литературы и журналистики в наблюдении и анализе массовой психологии. Как один из теоретиков народничества, он пытался понять психологические особенности масс в контексте революционно-освободительного движения в России.

Его концепция «героев и толпы» получила широкое распространение. Рассматривая толпу как «самостоятельное социальное явление», Михайловский считал, что герой — продукт толпы, которая «выталкивает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. По мнению Михайловского, одним из важнейших психологических механизмов взаимодействия людей в толпе является подражание толпой герою и взаимное подражание людей. Таким образом, поведение толпы характеризуется скорее бессознательным подражанием, чем сознательным; это можно объяснить легкой внушаемостью толпы, ее податливостью к личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали значительное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.

Значительный вклад в разработку некоторых проблем социальной психологии внес Г.В. Плеханов (1856-1918), революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. С позиций исторического материализма он определил понятие «социальная психология» и рассматривал ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной культуре общества. Раскрывая закономерности возникновения социальной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления советской власти в России в октябре 1917 года марксизм стал единственной методологической основой психологической науки. В поисках социальной психологии отечественные ученые в той или иной степени пытались следовать идеологическим и методологическим установкам советской системы. В 1920-х годах появился ряд публикаций по социальной психологии, написанных представителями различных наук: психологами К. Н. Корниловым. В.А. Артемов, Б.В. Беляев, П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев, правовед М.А. Рейснер, филолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризуется интенсивным изучением предмета социальной психологии, ее теоретических и методологических основ.

Работы В.М. Бехтерева

Особо следует отметить работы В.М. Бехтерева (1857-1927), который уже в конце прошлого века занимался разработкой социально-психологических вопросов, когда обратился к анализу роли внушения в социальной жизни. Провозгласив объективные методы единственно возможным способом изучения психики, Бехтерев подошел к явлениям социальной психологии соответствующим образом. Бехтерев рассматривал групповую психику как набор «комбинаторных рефлексов» (синоним условных рефлексов, по его терминологии). Полное изложение своего понимания социальных и психологических явлений он дал в своей книге «Коллективная рефлексология» (1921). Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных групп и составляет оригинальную классификацию коллективов, хотя использует этот термин очень расширительно. При объяснении социальных и психологических явлений он ссылается на фундаментальные законы физики, исходя из своей концепции универсальности последних. Это сводит законы массовой психологии к физическим законам. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» была немедленно и справедливо раскритикована за ее «механистический материализм».

Изучая взаимодействие и взаимовлияние членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психологии прибегнул к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М.В. Ланге. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 году, стали широко известны за рубежом и считаются важной вехой в развитии социальной психологии.

Большое внимание в 1920-е годы уделялось проблемам детских и ученических коллективов, которые рассматривались не только с педагогической, но и с социально-психологической точки зрения (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). Ряд публикаций посвящен вопросам социальной психологии труда и управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Начинается поиск методов социальной психологии.

Однако период конца 1920-х — начала 1930-х годов характеризуется ограничением, а затем и полным прекращением социально-психологических работ. Отечественные исследователи не смогли обосновать необходимость разработки «марксистской социальной психологии». Логика их оппонентов заключалась в том, что поскольку, согласно марксизму, человеческое сознание является общественным продуктом, а человеческая психика социальна, то психология является социальной наукой. Из этого следует, что нет необходимости выделять какую-то конкретную социальную психологию. Такие взгляды преобладали в Советском Союзе в течение почти 30 лет, до конца 1950-х годов.

Большая советская энциклопедия дает хорошее представление об официальном отношении к социальной психологии, сложившемся к этому времени. В 1957 году она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «заменяет исторический анализ социальных явлений их психологическим объяснением». Далее следовало заключительное заявление: «В советской науке проблемы, которые буржуазная психология ошибочно относит к социальной психологии, нашли свое место в системе наук об обществе и разрабатываются специалистами соответствующих областей знания (историками, философами, экономистами и др.) как проблемы исторического материализма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология Спинозы
  2. Особенности становления и развития философской мысли древнего востока
  3. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
  4. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  5. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  6. Материализм 60-х годов 19 века
  7. Римская философия
  8. Сознание, его происхождение и сущность.
  9. «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
  10. Диалектика бытия, принцип развития