Для связи в whatsapp +905441085890

Теории воли в отечественной и зарубежной психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Творческое мышление и его проявление в экстремальной ситуации
  2. Использование речи в ведении полемики и дискуссии
  3. Речь и её проявление в условиях экстремальной ситуации
  4. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  5. Эмоции и их проявление в экстремальных условиях деятельности
  6. Волевые качества личности и их проявление в экстремальной ситуации
  7. Психические состояния и особенности их проявления в экстремальной ситуации
  8. Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных условиях деятельности
  9. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика
  10. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика

Введение

Понятие воли появилось в психологии не сразу, и изучение волевых процессов и их влияния на развитие личности имеет свою историю. Воля, наряду с эмоциями, является психическим процессом, связанным с регулированием поведения человека. Однако эмоции относятся к импульсной регуляции поведения, в то время как воля — понятие, связанное с сознательной регуляцией поведения человека. В современной психологии воля понимается как сознательная регуляция поведения человека, которая выражается в способности преодолевать внешние и внутренние трудности при выполнении направленных на достижение цели действий и поступков. Такое понимание воли возникло не сразу. Понятие воли изучалось философами античности и средневековья, но в несколько ином аспекте, чем оно рассматривается в психологии. Философы рассматривали волю не как самостоятельное явление, а в контексте исторического развития философской науки, которое было характерно для определенного времени. Независимо от этого, концепция воли возникла примерно в то время, когда появились теории сознания и личности.

В своем эссе я рассмотрю наиболее интересные, на мой взгляд, теории воли. Я сосредоточусь на понимании воли в античности и рассмотрю, как волю понимал В. Вундт, которого можно считать основателем научной психологии, а также обращусь к У. Джеймсу. Теория воли Джеймса интересна тем, что он считал волю центральным понятием в своих исследованиях и полагал, что воля является ключевым свойством человеческой психики, которое существенно влияет на развитие личности. Кроме того, в своем эссе я проанализирую подход современной психологии к изучению воли, покажу структуру волевого процесса и обозначу некоторые проблемы в изучении воли, поставленные психологами.

Понимание воли в античности и средневековье

Разработка проблемы воли в истории психологии и смежных наук имеет свою историю, уходящую в глубокую древность. Еще в античности и даже в средние века воля не рассматривалась как фактор человеческого поведения. Скорее, воля считалась фактором, неотделимым от человеческого разума.

Древние философы рассматривали целенаправленное или сознательное поведение человека только с точки зрения его соответствия общепринятым нормам. По сути, Аристотель характеризовал волю как процесс, имеющий социальную природу; принятие решений связано с пониманием человеком своих социальных обязанностей.

Аристотель рассматривал волю в контексте действий человека. Все действия человека делятся на неволевые и волевые в зависимости от того, где лежит основа действия: вне субъекта или внутри субъекта. В этом отношении произвольные действия и волевые действия не тождественны. Волевые действия — это только те действия, которые основаны на разумном стремлении. Волевые действия направлены на будущее и имеют рациональный расчет. Вот почему Аристотель говорит: «Есть по крайней мере две движущие силы — воля и разум. Ум размышляет о цели — достижима ли она для человека или нет, а также о последствиях в случае совершения действия. Таким образом, где нет разума, там нет и воли (у животных, маленьких детей, душевнобольных). Следовательно, согласно Аристотелю, источник наших сознательных действий находится в человеческом разуме.

На самом деле, проблема воли не существовала как отдельная проблема в Средние века. Средневековые философы рассматривали человека как исключительно пассивное начало, «поле», в котором сталкиваются внешние силы. Более того, воля в Средние века очень часто наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в определенных силах, которые превращались в добрых или злых существ. Но даже в этой интерпретации воля понималась как проявление разума, который ставит перед собой определенные цели. По мнению средневековых философов, знание этих сил, будь то добрых или злых, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли в Средние века стало больше ассоциироваться с некими высшими силами. Такое понимание воли в Средние века было связано с тем, что общество отказывало конкретному члену общества в возможности самостоятельного поведения, то есть независимого от традиций и установленного порядка. Человек рассматривался как простой элемент общества, который должен следовать определенным нормам; право отклоняться от этих норм допускалось только для некоторых членов общества.

Позже, в эпоху Возрождения, человек получил право на творчество и даже на ошибку. Стало преобладать мнение, что человек может стать личностью, только если он отклоняется от нормы и выделяется из общей массы. В то же время свобода воли считалась самой важной ценностью для человека.

Более того, до выделения воли как самостоятельного исследовательского процесса в психологии, воля рассматривалась скорее в терминах существования свободы воли или ее отсутствия. Тема была рассмотрена с философской точки зрения. Например, проблемой свободы воли занимался Декарт, который так и не дал научно обоснованного ответа на вопрос о существовании воли. Однако после того, как Декарт решил, что свобода воли существует, он посчитал, что именно его собственный волевой акт доказывает существование свободы воли.

Концепция волевого процесса Вундта

Вундт рассматривал волевой процесс как аффективный процесс. «Каждый аффект — это последовательность чувств, характеризующаяся цельностью». Именно аффективный процесс служит основой для волевых процессов.

Вундт различал два типа волевых процессов. Первый тип — это подлинные аффекты. Это фактические аффекты, которые представляют собой обычные потоки чувств, затихающие без результата. Второй вид — это волевые акты, которые Вундт понимал как изменения в общем состоянии восприятий и чувств, которые подготавливаются аффектом и немедленно его завершают. Волевые действия имеют четко определенный конечный результат; аффективный процесс тогда становится волевым процессом.

Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые, согласно Вундту, являются контекстами, восприятиями и чувствами, подготавливающими действие. Мотив воли, в свою очередь, имеет два аспекта: мотив-основа и мотив-причина. Мотивационной основой является представление об объекте, а связанные с ним чувства являются побудительной причиной воли.

Отличительной особенностью понимания Вундтом волевого процесса было то, что он связывал импульсивные действия с волевыми процессами. Вундт разделил волевые процессы на простые и сложные. Таким образом, простой процесс имеет только один мотив, поэтому в этом процессе нет борьбы мотивов, и процесс является только импульсивным действием. Сложный процесс представляет собой волевой процесс, который изучает современная психология. Он имеет два или более мотивов и становится произвольным действием, то есть действием, которому предшествует борьба мотивов. Борьба мотивов подразумевает факт выбора. Согласно Вундту, развитие воли — это преобразование простых процессов в сложные.

Для Джеймса проблема воли стала центральной темой его трудов. В частности, он считал, что волевые качества человека являются основными качествами, которые влияют на развитие черт личности.

Исследуя волевые процессы, Джеймс начал с определения непосредственных проявлений воли, а затем перешел к более сложным волевым движениям. Например, единственным непосредственным внешним проявлением человеческого желания являются физические движения; они могут возникать сразу после возникновения желания. Физические движения, однако, могут быть и автоматическими движениями. Подходя к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «движения воли являются производными, а не первичными функциями организма. Рефлекторные и инстинктивные движения, а также эмоциональные движения являются основными функциями. Итак, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс, заключается в том, что волевые движения являются намеренными и сознательными объектами желания и, конечно же, совершаются с полным знанием того, какими они должны быть.

Одним из условий производства волевых, волевых движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как он неоднократно производил соответствующие движения непроизвольно.

Согласно Джеймсу, идея (мысленное предвосхищение сенсорных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествует движению и обуславливает его произвольный характер. Это мысленное предвосхищение определяет, по крайней мере, то, какими будут волевые движения.

Джеймс также выделяет идеомоторные акты, которые являются типичными волевыми актами, где мысль о совершении такого акта непосредственно вызывает сам акт, без какого-либо конкретного волевого решения. Однако для некоторых волевых актов, по мнению Джеймса, одной идеи недостаточно; так, Джеймс утверждает, что «кажется необходимым добавить к мысленному предвосхищению движения особое решение воли, ее согласие с тем, что движение должно быть выполнено. Особое решение воли присутствует тогда, когда выполнение действия не задерживается никакими другими мыслями, кроме тех, которые направлены на выполнение этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие выполнению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «конкретное решение воли, ее согласие с тем движением, которое должно быть сделано, — это время, когда тормозящее влияние этой последней идеи должно быть устранено». Когда задержка устранена, чувствуется внутреннее облегчение, и это, по словам Джеймса, и есть тот дополнительный импульс, то решение воли, благодаря которому совершается волевой акт. Идеомоторное действие, таким образом, согласно Джеймсу, не является исключительным действием, как оно понималось (до Джеймса этот термин использовал У. Карпентер) и понимается другими исследователями, но вписывается в общий тип сознательного действия, который Джеймс берет в качестве отправной точки для объяснения тех действий, которым предшествует определенное решение воли.

Рассматривая волевое действие, Джеймс анализирует «намеренное действие», то есть ситуации, в которых перед нашим сознанием предстают несколько объектов в виде противоположных или одинаково благоприятных альтернатив. Человек приходит к волевому решению, обдумывая эти альтернативы и мотивы в пользу каждой из них.

Таким образом, если резюмировать позицию Джеймса по психологии воли, то можно повторить, что Джеймс определяет волю как сочетание идеи (восприятия), которая есть не что иное, как направленное сознание, и усилия (преодоление торможения, препятствия в виде других идей). Любое волевое усилие невозможно без осознания того, какое действие человек хочет совершить. Этому действию должны предшествовать четкое представление о том, каким будет это действие, и сознательная ментальная концентрация. Согласно Джеймсу, каждая идея ведет к действию, если только другая идея не противоречит ей. «Основная работа воли, если говорить кратко, заключается в том, что, будучи наиболее «произвольной», она направляет внимание на сложный объект и помогает удержать его от ускользания из поля зрения».

Другие теории воли

Существуют и другие теории воли, и я кратко остановлюсь на понимании воли И. П. Павловым и его последователями (например, рефлексологами). Знания о природе воли в советской психологии систематизировал также С. Л. Рубинштейн, он же внес дальнейший вклад в развитие и изучение этого феномена.

Один из первых естественнонаучных трактатов о воле был написан советским ученым Павловым, который рассматривал волю как инстинкт свободы, проявление активности живого организма, когда он сталкивается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Согласно Павлову, воля является не менее поведенческим стимулом, чем физиологические инстинкты, такие как инстинкт голода. Таким образом, препятствием для действий человека могут быть не только внешние факторы, ограничивающие двигательную активность, но и содержание его сознания. Таким образом, поскольку понятие воли рассматривалось как проявление рефлекса, причем в его сущности, эта интерпретация впоследствии нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма.

С.Л. Рубинштейн в своих работах дал концепцию воли, близкую к современному пониманию. Он разделил волевые действия на простые и сложные. В сложном волевом действии можно выделить четыре основных этапа или фазы: возникновение мотива и предварительное целеполагание, этап обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения и исполнение.

В следующем разделе я расскажу о современном понимании природы воли.

Структура процесса волеизъявления

Структура волевого действия очень похожа на описанное выше понимание волевого процесса С.Л. Рубинштейном. Таким образом, в начале волевого действия всегда присутствует осознание цели действия и связанного с ним мотива. При ясном осознании цели и побуждающего ее мотива стремление к цели обычно называют желанием. Желания, однако, не всегда осознанны. Таким образом, стремление, которое осознано и ясно, обычно называют желанием, а стремление, которое не вполне осознано (смутное, когда человек хочет чего-то, что не вполне осознано), называют влечением. Стимулируя силу, желание обостряет понимание цели будущего действия и построение его плана. Желание не всегда реализуется сразу; пока оно воплотится, может пройти время, иногда немалое.

У человека часто бывает несколько противоречивых и несогласованных желаний, и он оказывается в сложной ситуации, потому что должен рассмотреть все свои желания и определить, какое из них он должен реализовать. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных импульсов к действию, принято называть мотивационной борьбой. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, которое заключается в выборе цели и образа действий. Когда человек принимает решение, он проявляет решительность и чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Борьба мотивов приводит к усилию воли, которое перерастает в исполнение волевого акта.

Таким образом, психологическую структуру волевого действия можно представить как возникновение у человека побуждений к действию в виде желаний, которые приводят к осознанию целей действия. Затем, когда человек осознает цели, он решает действовать (для достижения цели) и вступает в фазу борьбы мотивов. Борьба мотивов, в свою очередь, есть не что иное, как принятие волевого решения, которое затем осуществляется на практике. С концепцией борьбы мотивов и принятия решений связана проблема воли в современной психологии.

Борьба мотивов — понятие и роль в волевом действии. Проблема принятия решений в психологии

В психологической науке ведутся дебаты о проблеме принятия решений. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения считается основным элементом, ядром волевого акта. С другой стороны, существует тенденция исключать из волевого акта внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой.

Традиционная трактовка воли в психологии делала объектом психологического анализа только то, что происходит в субъекте до начала волевого акта как такового. Она сосредоточилась на внутренних переживаниях — борьбе мотивов и решений, которые предшествуют поступку, — в то время как сам поступок как бы исключался из анализа в рамках психологии воли.

В тех случаях, когда проблема действия не выпадала из поля зрения психологов, действие могло быть только внешне связано с психикой или сознанием, как в теории идеомоторного акта Джеймса (каждая идея, каждая концепция переходит в действие), рассмотренной в разделе выше.

По проблеме принятия решений Рубинштейн рассмотрел три случая, которые различались по степени выделения решения как самостоятельного акта в волевом процессе. «В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно еще не отделилось от борьбы мотивов, являясь лишь их естественным завершением; в третьем оно отделилось от последней и стоит напротив нее как особый акт, наделенный высшей степенью активности и сознательности «. Таким образом, принятие решений может происходить по-разному.

В первом случае решение в сознании вообще не выделяется в особую фазу: Волевой акт совершается без сознательного выделения в нем какого-либо конкретного решения. Это тот случай, когда стремление человека не встречает внутреннего сопротивления, а реализация цели, соответствующей этому стремлению, не сталкивается с внешними трудностями. В таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее, чтобы последовало действие.

В тех волевых актах, в которых за появлением побуждения к действию следует сложная борьба мотивов или дискуссия и действие откладывается, решение выделяется как особый момент (второй и третий случаи).

Во втором случае решение приходит как бы само собой, поскольку оно является полным разрешением конфликта, вызвавшего борьбу мотивов. Внутренняя работа была проделана, что-то было сдвинуто, многое было сдвинуто, и все предстает в новом свете. То есть человек пришел к решению не потому, что считал необходимым именно это решение, а потому, что другого решения не существует.

И последний, третий случай принятия решения заключается в том, что до конца принятия решения каждый из мотивов сохраняет свою силу. Таким образом, решение о выборе одного мотива принимается не потому, что сила других мотивов исчерпана и другие мотивы и желания потеряли свою привлекательность, а потому, что признается необходимость или целесообразность пожертвовать некоторыми из вариантов. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое бы его исчерпало, решение специально осознается и выделяется как особый акт, подчиняющий принятую цель всему остальному.

Существует и другой взгляд на влияние борьбы мотивов и принятия решений в структуре волевого акта. Этот взгляд характерен для тех психологов, которые, не отвергая важности борьбы мотивов и внутренних процессов сознания, видят сущность воли в исполнении решения, поскольку борьба мотивов и последующее принятие решения не выходят за пределы субъективных состояний. Именно исполнение решения является главным моментом волевой деятельности человека.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что тема воли в современной психологии актуальна и сегодня, и в рамках различных направлений эта тема изучается психологами, и психологи приходят к различным интерпретациям тех или иных вопросов по рассматриваемым проблемам.

Так, выше было показано, что психология рассматривает так называемую проблему воли, то есть психологи изучают роль определенных частей волевого акта в его структуре (борьба мотивов, принятие решения, исполнение решения).

Еще одной актуальной темой, которая, к сожалению, не была рассмотрена в рамках данного резюме, является вопрос формирования воли. Воля, как и большинство психических процессов, формируется в ходе возрастного становления психики человека, поэтому данная тема особенно актуальна в психологии и педагогике старости. Наверное, можно сказать, что волевые акты у ребенка формируются не с рождения, а позже, поэтому в контексте данной проблемы важно понять тот возрастной момент, когда развитие воли и волевых качеств личности может найти максимальный отклик в психике (так называемые сензитивные периоды). Также воля человека формируется не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека, что важно для изучения следующих проблем, связанных с волей.

Таким образом, изучение волевых качеств человека, таких как сила воли, самоконтроль, настойчивость, решительность, вызывает отдельный интерес. Анализ и понимание этих качеств особенно важны для формирования личности человека, уверенности в себе и самооценки.

Список литературы

  1. В. Вундт. Волевые процессы. Психология эмоций. Тексты / под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва: издательство Московского государственного университета, 1984 г. Читатель по общей психологии.
  2. Джеймс У. Уилл. Волевые действия // Хрестоматия по общей психологии.
  3. Ждан А.Н. История психологии: учебник. — Москва: Издательство Московского государственного университета, 1990.
  4. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей М., 1982. учебник общей психологии.
  5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. // Психология. Учебник. М., 2004
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. // Психология. Учебник для высших учебных заведений.
  7. Рубинштейн С.Л. Течение волевого процесса // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. антология общей психологии.
  8. Фрейзер Р., Фадиман Д. Теории личности и личностного роста, Глава 10: У. Джеймс и психология сознания, 2002 г. Получено с www.gumer.ru.
  9. Хекхаузен, X. Когнитивный баланс. Когнитивный диссонанс / / Хекхаузен X. Мотивация и активность. Т. 1. М., 1986. учебник общей психологии.