Для связи в whatsapp +905441085890

Теория государства в философии Платона — Идея блага, или принцип справедливости

Часто нам приходится думать о том, кто должен быть у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема устройства государства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем человечества. Многие люди на протяжении тысячелетий пытались понять, каким должно быть государство «в идеале». В связи с этим одни считают, что лучше всего сильное, боевое государство с хорошей экономикой, а другие — государство, в котором каждый человек чувствует себя абсолютно свободным и счастливым. Таким образом, проблема общественного и государственного устройства перерастает в проблему понимания добра, человеческих ценностей и свободы личности.

В истории политических учений «Утопия» Платона является одной из самых известных. Она представляет собой как отражение ряда реальных черт современных Платону государств, так и критику ряда недостатков греческого полиса, рекомендуя идеальный тип жилища взамен отвергнутого. Маркс показал, что источником государства Платона было его наблюдение за общим строем Египта. Он также показал, что идеальное государство Платона было всего лишь афинской идеализацией египетской кастовой системы.

Актуальность работы. Данная контрольная работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства. С Платоном связано возникновение политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно он впервые поставил на теоретическую основу и проанализировал многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не утратили своего значения для современных исследователей. Учение Платона о государстве — первый крупный вклад в политическую теорию. Это учение можно рассматривать как синтез сократовской этики и платоновского учения об идеях.

В работах Платона огромное внимание уделяется проблемам государства, права и политики. Две его величайшие работы — «Государство» и «Законы». В первой описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором случае, благодаря правильному законодательству, государство максимально приближается к идеалу.

С именем Платона связано становление политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые заложил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своей актуальности и для современных исследователей.

Некоторые философы, такие как Б. Рассел и К. Поппер, резко критиковали Платона, считая его сторонником тоталитарной системы. Другие, такие как В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его тотальности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммунистические призывы к борьбе против народных масс.

Многие исследователи согласны с тем, что, согласно взглядам Платона, человек должен служить государству, а не государство служить человеку.

В данной статье рассматриваются основы идеального государства Платона на основе сохранившихся трудов великого древнегреческого ученого.

Раскрывая план идеального, справедливого государства в своем труде «Государство», Платон предполагает соответствие, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем элементам человеческой души — рациональному, сладострастному и мрачному — в государстве противостоят три аналогичных принципа — совещательный, защитный и деловой, которые соответствуют трем сословиям — правителям, воинам и производителям (ремесленникам и крестьянам).

Теория государства в философии Платона - Идея блага, или принцип справедливости

Идея блага, или принцип справедливости

Согласно теории Платона, государство возникает потому, что человек как индивид не в состоянии обеспечить свои основные потребности. Платон включил эту идею в определение государства: «Поскольку многие люди нуждаются во многих вещах, они собираются вместе, чтобы жить вместе и помогать друг другу: такое общее поселение мы называем государством».

Используя в качестве аргумента разделение людей на классы, Платон указывает на преимущества реализации принципа разделения труда.

Разделение труда создает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, которые производят продукцию для государства или вносят тот или иной вклад в производство и потребление.

У Платона это выражается в идее совершенного исполнения единственного долга гражданина, соответствующего его сословию. Такой «человек не позволит никому из присутствующих в начале его души исполнять обязанности другого или раздражать друг друга взаимным вмешательством». Философ ставит его на совершенно естественную основу. Он пишет: «… Мы назначили каждому … поручал каждому только ту задачу, к которой он приспособлен по своей природной склонности».

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет профессию и место для каждого гражданина, тем самым объединяя все части государства в гармоничное целое.

Государственная система должна обладать моральными, политическими и экономическими организационными характеристиками, которые в совокупности обеспечивают выполнение основных задач, таких как:

  • Обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;
  • защищая государство и направляя свою интеллектуальную и творческую деятельность.

Согласно Платону, в идеальном государстве за детьми наблюдают чиновники, чтобы определить, кто из них годится на роль воина и защитника государства, ремесленника и крестьянина, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Образование должно развивать в детях, прежде всего, такие качества, как серьезность, порядочность и мужество. Должна была быть введена строгая цензура на литературу, которую молодые люди могли читать с раннего возраста, и на музыку, которую им разрешалось слушать. Матери и няни должны были рассказывать детям только разрешенные истории.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: Купцы (ремесленники и крестьяне), Хранители и Правители. Чтобы родители сами не могли отнести ребенка к тому или иному классу, Платон считал, что дети всех классов должны воспитываться вместе, чтобы взрослые не знали, кем именно является их ребенок. И поскольку ребенок не знал, кто его родители, он должен был назвать каждого человека, который мог быть его отцом, в соответствии с его возрастом; это также относилось к матери, брату, сестре.

Платон подчеркивал как важную отличительную черту высших классов отсутствие частной собственности. Именно незыблемость классового деления является основой справедливого государства. Классы даже разграничиваются по сферам деятельности.

Деление общества на классы

Такое разделение было необходимым условием для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает алчные инстинкты и ведет к вражде. Платон хотел достичь высшей формы единства в государстве. Более высокие состояния обязательно будут справедливыми из-за отсутствия материальных интересов. Хотя у низшего класса есть собственность, они используют деньги и даже могут позволить себе элементы роскоши.

Платон утверждал, что деление общества на классы не является наследственным, что оно обусловлено природными особенностями людей. Отсюда особенность «идеального государства» — оно должно быть построено на достаточно жесткой системе образования.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы она была стабильной, нужна стабильность в обществе, и каждый должен заниматься своим делом, вот что было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса ничего не значит, поэтому неравенство сословий тоже нормально. Если нет истинной справедливости, государство перестает быть государством.

В идеальном обществе ничего нельзя делать без приказа — у каждого есть начальник, которому он должен беспрекословно подчиняться. Если человек, занимающий должность, лучше всего подходит для этого, то и его распоряжения будут наилучшими.

Платон часто критически относился ко всем существующим типам государственного устройства. Он считал, что власть большинства — тирана, военных, богатых — противоестественна. Более того, социальное неравенство, существующее в любом государстве, должно основываться на естественном неравенстве людей, которое зависит от того, какой состав души преобладает в конкретном человеке: рациональный, аффективный (эмоциональный) или удовольствия (чувственный). Ему также соответствуют различные виды добродетелей.

Каждый из последовательно возникавших платоновских диалогов: сократический, платоновский, среднеплатоновский и поздний — глубоко проработан, и в своей совокупности они образуют нечто единое с учением об идеях. В целом, однако, мысль Платона скорее филологическая, чем философская или научная.

Философия Платона делится на три составляющие — этику, эпистемологию и естественную теорию. Концепция «идеального государства» отражена в этической составляющей его философии.

Этика Платона строится на его понимании души, то есть на осознании врожденных добродетелей, характерных для определенных социальных состояний. Если они соблюдаются, то в государстве преобладает добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного блага.

Этика Платона не индивидуальна, а социальна, она тесно связана с политической организацией общества — люди могут быть нравственно совершенными только в правильно организованном государстве.

Философия Платона не является законченной системой, потому что он постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он задавал вопросы, которые вызывали сомнения у его читателей, в других — не приходил к какому-либо выводу.

Наиболее важным диалогом Платона является «Государство», в котором он рисует политическую утопию в контрасте с циклом реальных форм правления.

Критика концепции «идеального государства» К. Поппера

Платон говорил о существовании двух миров: мира вещей и мира идей. Абсолютно каждая вещь является отражением своей идеи, она может стремиться к ней, но никогда не достигнет ее. Философ должен изучать не сами вещи, а их идеи. Это относится и к государству. Платон описывает цикл форм государства, но все они несовершенны, поскольку существуют в мире вещей, в то время как им противостоит идеальная форма полиса.

Идеальное общество Платона можно описать как колыбель для души, в которой все физическое отходит на второй план или вообще игнорируется.

Платон был убежден в осуществимости своей идеи, хотя и признавал трудности практической реализации проекта идеального государства. Для него, однако, гораздо важнее философски осветить идеальную реальность государства и тем самым показать, что в идеальной реальности есть пример совершенного государства, доступного на небесах каждому, кто этого хочет. И есть ли такое государство на земле, и будет ли оно, совершенно не важно.

Как считал Платон, нет необходимости в чрезмерно подробных правовых положениях, когда установлено идеальное правило. В этих условиях законодатель будет издавать законы, которые носят общий характер и адресованы большинству, всем только в более грубой форме.

Платон ставит общественный принцип выше личного. Поэтому этика Платона органически связана с его учением об идеальном государстве. Чтобы сформировать новое государство и нового человека, Платон подчеркивает важность благочестия и почитания богов.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными условиями для существования идеального государства являются:

  • Устранение из жизни источника морального разложения — антитезы богатства и бедности;
  • строжайшее разделение сословий и сфер труда..;
  • строжайшее повиновение, вытекающее непосредственно из фундаментальной добродетели всех членов государства — сдерживания.

Концепция Платона представляет собой довольно жесткую схему — изменения, перемены в сконструированном состоянии не предусмотрены. Он утверждает, что «…переход из одного класса в другой — это самый большой вред для государства и может по праву считаться высшим преступлением. Формой правления в идеальном государстве является аристократия — власть самых достойных, самых мудрых.

В идеальном государстве Платона все должно быть четко регламентировано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушен ни одним из граждан. Это отличает его от известных полисных государств, для которых характерны нестабильность, хаос, отсутствие строгого порядка и, как следствие, господство несправедливости.

Одним из величайших выразителей философии постпозитивизма является Карл Поппер. «Открытое общество и его враги» — его главный труд, в котором он анализирует основные периоды развития античного общества, особенно греческой демократии. Проблемы общественного развития и история философии — вот основные источники внимания Поппера.

В борьбе против древнегреческого демократического правления возникла античная демократия. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса — рабовладельческая аристократия. Выдающиеся философы, такие как Платон, были сторонниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа на общество и государство.

Проведя обзор литературы, он пришел к выводу, что Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «коллективизм, является препятствием для развития индивидуальности, индивид в этом случае вынужден подчинять свои личные интересы интересам коллектива».

Аристотельская критика Платоновского коммунизма

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона. Он критикует утопию Платона с разных сторон.

Коммунизм Платона раздражает Аристотеля. По словам Аристотеля, было бы лучше, если бы каждый занимался своим делом. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что люди должны развивать чувство благотворительности, чтобы использование этой собственности было в основном совместным. Согласно Аристотелю, благотворительность и щедрость являются добродетелями, и без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает платоновский проект «идеального государства» и предлагает свою теорию государства, основанного на рабстве. Именно такой тип государства, по мнению Аристотеля, является наилучшей формой сообщества. В таком государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему классу рабовладельцев. Как сказал философ, «…в каждом государстве мы встречаемся с тремя классами граждан: очень богатыми, очень бедными и третьим, который стоит посередине между богатыми и бедными. Поскольку, по общему мнению, умеренность и середина — лучшее между двумя крайностями, то, конечно, средний достаток из всех благ — лучший.»

Платон разделял и противопоставлял искусство и знание, и в этом отношении Аристотель расходился с ним, поскольку, по его мнению, искусство имело познавательную ценность, а трагедия была высшей формой искусства, очищающей человека посредством катарсиса и облагораживающей его чувства.

Таким образом, можно сказать, что Платон оставил нам замечательную степень проработанности и последовательности суждений о проекте государства, которое должно освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должны довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегать чрезмерных удовольствий и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают либо одно, либо другое, то в государстве, где граждане не испытывают этих желаний, души, по словам Платона, становятся чище и ближе к божественному. Идеальное государство Платона, таким образом, — это религиозная община, целью которой является достижение духовного совершенства всеми ее членами.

В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они только отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Все религии и мифологии также запрещены и отвергнуты, кроме одной-единственной, обязательной для всех, которая основана на учении Платона об идеях. Это также единственная наука и философия. Интересно также отметить, что Платон демонстрирует четкое понимание неадекватности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: рассматриваются методы манипулирования общественным мнением. К ним относятся обман, дезинформация, отвлечение внимания на побочные вопросы, редактирование сознания населения, выдвижение на первый план государственных событий, организация псевдосенсаций, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
  2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  3. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  4. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
  5. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  6. Томас Гоббс
  7. Соотношение биологического и социального
  8. Философия возрождения
  9. Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
  10. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века