Для связи в whatsapp +905441085890

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом — Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, с нарушениями опорно-двигательного аппарата является неотъемлемой частью общей системы воспитания и обучения детей и имеет коррекционно-развивающую направленность. Структура и содержание музыкально-образовательной части программ отражают специфику нарушений развития ребенка.

Материалы в разделе «Музыкальное воспитание» организованы по основным видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) и по возрастным группам. В разделе выделена основная форма музыкальной деятельности — урок музыки.

Программа музыкального образования для детей с проблемами основана на принципах, применимых к детям с различными патологиями развития:

  1. принцип целенаправленного педагогического процесса. Соблюдение этого принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соответствуют целям и задачам коррекционно-педагогической работы, и предполагает создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой нарушений развития.
  2. принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Она обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, направлена на специфику развития ребенка с проблемами. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка и характера инвалидности.
  3. принцип гуманистической направленности образовательного процесса. Она заключается в признании самоценности личности и создании условий для ее гармоничного развития путем предъявления разумных и выполнимых требований к ребенку.
  4. принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования и воспитания. Этот принцип предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования текущей зоны развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и формах организации.
  5. принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и образовании. Личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого происходит в деятельности, в общении с другими людьми.
  6. принцип художественно-коррекционного воздействия. Она предполагает использование художественно-коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии с помощью музыки.

В разделе «Музыкальная педагогика» представлена общая музыкально-педагогическая информация (музыка всегда о чем-то; у нее есть свой «язык», средства выражения, передающие ее содержание, чувства, настроение человека; музыку создают композиторы и люди). В подразделах («Восприятие музыки», «Пение», «Движение под музыку») вы найдете информацию о некоторых видах этой деятельности: В подразделе «Пение» вы найдете информацию о вокально-хоровых навыках, в подразделе «Движение с музыкой» — понятия о музыкально-ритмических навыках, а также основы выразительных движений (танец, образность, гимнастика с предметами и без, пространственные перестановки).

Программы включают перечень практических навыков, которыми должны овладеть дети при слушании музыки, пении, выполнении движений под музыку и игре на инструментах.

Структура и содержание программ музыкального образования для детей с различными видами нарушений имеет свои особенности, которые определяются характером нарушений в развитии детей.

Например, в программе обучения и воспитания детей с нарушением слуха в разделе «Музыкальное образование» вводится подраздел «Развитие слухового восприятия», раздел «Пение» заменяется разделом «Развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация».

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания

Современное специальное и художественное образование в значительной степени ориентировано на использование в лечебной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как основного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии и его интеграции в культурно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему миру, выделяют методику музыкального воспитания из комплекса художественно-педагогических методов.

Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии — это специальная педагогическая методика, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также показывает возможности и технологии коррекции посредством музыки различных отклонений у детей с нарушениями зрения, слуха, речи, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы музыкальной педагогики имеют коррекционную направленность в решении педагогических и дидактических задач.

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, особый вид кинезиотерапии, основанный на взаимосвязи музыки, движения и слова, при этом ритм служит организующим элементом в самом широком смысле. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: Логопедия (для детей с нарушениями речи), Фонетика (для детей с нарушениями слуха), Коррекционная терапия (для детей с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью).

Основными целями лечебной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся нарушений в развитии ребенка с помощью движения, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.

Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики базируется на совокупности ряда дисциплин: клинической, общей, специальной психологии и педагогики, художественного воспитания (арт-педагогики), музыковедения. В этом отношении используемая терминология отражает как это переплетение отраслей знания, так и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности категории детей, которым она адресована.

Работа со слышащими, зрячими, речевыми и умственно отсталыми детьми посредством музыкального искусства определяет необходимость использования клинической и психологической терминологии, взятой из дефектологии.

Коррекция — это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на исправление, компенсацию недостатков психофизического развития ребенка.

Компенсация — сложный процесс адаптации, перестройки организма вследствие травм или недоразвития функций человека.

Реабилитация (в медико-психологическом и педагогическом смысле) — восстановление функций, интеграция ребенка с проблемами в социальную среду, включение в работу, общественную жизнь.

Потенциал влияния музыкального искусства на личность ребенка в полной мере используется при решении коррекционных и развивающих психологических задач. Это определяет использование техник арт-терапии и соответствующей терминологии.

Арт-терапия (применительно к специальному образованию) — это синтез нескольких научных областей знаний (искусство, медицина, психология). В терапевтической и психокоррекционной практике это группа техник, основанных на использовании различных видов искусства в ярко выраженной символической форме, позволяющих корректировать нарушения психосоматических и психоэмоциональных процессов и отклонения в развитии личности через стимуляцию художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами.

Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей

Музыкальное воспитание детей осуществляется непосредственно музыкальным руководителем при поддержке воспитателей. Успех работы во многом зависит от деятельности руководителя дошкольного учреждения и директора школы. В их обязанности входят административно-хозяйственные, организационные и методические функции по управлению дошкольными учреждениями: Планирование, организация, контроль и координация учебной работы.

Функции заведующей и старшего воспитателя изучала Л. В. Поздняк. Создана модель деятельности директора школы, его профессиограмма, выделены качества человека, знания и умения, которые обеспечивают успех его работы по планированию, организации, контролю и координации педагогического процесса в целом [1].

Руководство музыкальным воспитанием детей — одно из направлений деятельности руководителя и ведущего воспитателя. Личные качества, знания и навыки, необходимые для этой должности, являются специфическими. Прежде всего, он должен обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер деятельности руководителя во многом определяется его собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием роли музыки в воспитании детей.

Для планирования образовательного и воспитательного процесса в целом, включая раздел «Музыкальное воспитание», руководитель должен знать цели музыкального воспитания, основные этапы музыкального развития дошкольников, диагностику музыкальных способностей, основы музыкальной культуры, ориентироваться в различных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальной деятельности, методах музыкального воспитания, Уметь оценивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания воспитателей и отражать их в перспективном плане (составляется директором совместно с музыкальным руководителем и воспитателями), отслеживать их постепенную реализацию в календарных планах (составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями).

Годовые цели долгосрочного плана музыкального образования могут быть включены в общие образовательные задачи, а затем конкретизированы. На заключительных образовательных встречах сотрудники отчитываются о результатах работы за шесть месяцев и один год.

Анализ и самооценка работы музыкального руководителя и преподавателей проводится под руководством директора.

Перспективное планирование основывается на анализе работы за предыдущий год, определении слабых мест в музыкальном воспитании детей. На собрании сотрудников ставятся задачи годового планирования, учитываются новые формы и методы работы с детьми, а также новые рекомендации и программы.

Заведующий ДОУ помогает музыкальному руководителю в планировании работы с педагогами, определяя содержание индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, практикумов и кружковой работы.

В годовом плане предусмотрена работа музыкального руководителя и воспитателей ДОУ с родителями (индивидуальные и групповые консультации, тематические родительские собрания, беседы).

Она также отражает обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, пополнение и систематизацию литературы в методическом пространстве.

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии

Организация музыкально-педагогической работы в специальном учебно-воспитательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха и зрения, умственной отсталостью и задержкой психического развития имеет свои особенности. Они обнаруживаются во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспитателя), в обязательном планировании лечебной работы только после диагностического обследования детей, в создании необходимых условий для успешной реализации лечебного музыкально-образовательного процесса директором и заведующим учреждением.

Непосредственное руководство музыкальным образованием в специальном детском саду осуществляет музыкальный руководитель. Проведение музыкально-педагогической работы с проблемными детьми требует от музыкального руководителя тесного сотрудничества с логопедом, психологом и руководителем группы. Это взаимодействие по-разному выражается на разных этапах работы над музыкальным образованием.

На первом этапе пребывания ребенка в лечебном детском саду обязательно проводится диагностическое обследование, в ходе которого выявляются имеющиеся отклонения в развитии. Психиатр, невролог, логопед и психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты диагностического обследования когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель диагностирует этап развития ребенка в музыкальной деятельности, и только после этого определяет возможности и перспективы развития ребенка через музыкальную деятельность и намечает способ и содержание лечебного воздействия средствами музыки.

На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном планировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе определяются коррекционные задачи, решение которых осуществляется через общение с музыкой, вовлечение ребенка в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, наиболее подходящие методы для данного вида нарушения развития, подбираются пособия, атрибуты и другое оборудование для педагогического процесса. На этом этапе совместная работа может принимать форму консультаций со специалистами, совместного обсуждения возникающих вопросов, наблюдения за детьми в классе и в свободное время и т.д.

На третьем этапе проводится конкретная практическая работа музыкального руководителя, воспитателя в группе, которая определяется соответствующей квалификационной характеристикой: музыкальный руководитель ведет уроки, музыкально-игровые, театрализованные и культурно-досуговые мероприятия, где решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи с помощью музыки, организует педагогическую и методическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; воспитатель организует микромузыкальную среду в группе, создает игровые пространства для музыкальной и театрализованной деятельности, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, включает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговых мероприятиях.

Организация музыкально-педагогического сопровождения невозможна без общего руководства заведующей и старшего воспитателя или дефектолога детского сада. Она проявляется в двух направлениях.

Первое направление можно определить как организационно-содержательное. В рамках этого подхода директор и старший воспитатель планируют всю работу детского сада, включая направление «Музыкальное воспитание», и следят за выполнением требований, установленных в программе воспитания в детском саду. Эта работа подкрепляется организацией семинаров и мастер-классов для педагогов по музыкальному развитию детей. В сотрудничестве с музыкальным руководителем, психологом и педагогами администрация разрабатывает тематику педагогических советов, теоретических семинаров и мастер-классов, в ходе которых педагоги расширяют свои знания о воздействии музыкального искусства и совершенствуют практические навыки в организации с детьми различных видов музыкальной деятельности (игры с пением, театрализованные, музыкально-дидактические игры). В сотрудничестве с музыкальным руководителем администрация проводит работу с родителями по их вовлечению в совместное музыкальное развитие ребенка. Формами такого сотрудничества могут быть родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые уроки, праздники.

Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами

Нормально развивающиеся малыши проявляют яркие эмоции при прослушивании музыки контрастного характера (радостной, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения детей становятся более дифференцированными, они различают высокие и низкие тона, громкие и тихие тона, тембровую окраску (металлофон, барабан); появляется интерес к содержанию музыкальных произведений, умение сравнивать музыкальные образы между собой, соотносить их с явлениями жизни, делать первые обобщения; возникают выраженные предпочтения к музыкальным произведениям, желание заниматься музыкой, активно действовать. При небольшой помощи взрослого они самостоятельно поют небольшие песенки, разучивают простые движения, такие как хлопки, притопывания, повороты в такт музыке, и играют под музыку, согласуя свои движения с характером и формой музыкального произведения.

Младшие дошкольники с нарушениями речи и умственной отсталостью эмоционально реагируют на музыку, ее контрастную, описательную природу. Однако они фокусируются на звуке только при использовании визуальных опор (игрушки), действий взрослого с ними под музыку, различают звуки по тембру (какой инструмент играет?), высоте тона (щебетание птиц). Дети постепенно вовлекаются в пение вместе со взрослым с его эмоциональной активизацией — пропевают слоги, отдельные слова и подражают интонации взрослого. У этих детей вялая практика, отсутствие вокальной и слуховой координации, трудности с пением в ансамбле как результат несовершенства внимания, концентрации и самоконтроля. Большинство детей передают простой ритм при ходьбе, реагируют на изменение типа музыки (маршевая, танцевальная, спокойная) изменением движений, имитируют действия педагога, выполняют элементарные движения с предметами (платочками, (платочки, погремушки), танцевальные движения (притопывание, кружение на месте, вращение руками, прыжки на двух ногах, подскоки), передача подражательных образных движений «зайчики прыгают», «птички летают», «мишка ходит», «кукла танцует» в музыкальных играх. Движения детей под музыку произвольны, хаотичны и организуются только по показу и при словесной и эмоциональной поддержке взрослого. Наблюдаются неуклюжесть, нарушение координации и синкинезии. Пространственная ориентация в движениях в играх и танцах затруднена.

У умственно отсталых дошкольников эмоциональная реакция на музыку неадекватна и возникает, когда ее активизирует взрослый с помощью наглядных пособий. С помощью наглядных и игровых средств (птицы и птенцы) дети различают звуки по высоте тона, динамике (громкие, тихие). Только при подражании взрослому появляются первые певческие интонации: пение слогов, слов. Пение может сопровождаться простыми движениями: топаньем и кружением на месте, хлопаньем в ладоши, вращением рук. С помощью взрослого дети пытаются преодолеть трудности ориентировки в пространстве зала, менять движения со сменой музыки, передавать музыкальный образ в игре через элементарные подражательные движения. Произвольность движений снижается, подстройка под музыку очень относительна, что особенно заметно в движениях в играх и танцах. Лучше танцевать и выполнять игровые движения на месте со знакомыми предметами (шарфы, погремушки).

У детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха (тугоухостью) музыкальное восприятие развивается с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в электромагнитном поле (создаваемом индукционной системой) и без использования аппаратов. Дети способны слушать звуки музыки и реагировать на их контрастный характер (радостный, спокойный) аудиально и аудиально-визуально. При поддержке взрослого они проявляют двигательную активность, на музыку разного характера реагируют изменением движений, а на изменение высоты тона (высокий, средний, низкий) дают ответ, обязательно подкрепленный изобразительно-визуальной поддержкой (птичка, зайчик, мишка). При восприятии музыки дети реагируют на изменение звука (длительный, непрерывный, прерывистый), а в движении — на изменение темпа (быстрый, медленный), динамики (громкий, тихий), характера (маршевый, танцевальный, спокойный). По указанию взрослого дети демонстрируют активные вербальные и вокальные вокализации, звукоподражательные реакции на звучание музыки в сочетании с регистром фортепиано, а также игровые имитационные движения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Требования государственного образовательного стандарта к подготовке педагога. Квалификационная характеристика
  2. Государственный экзамен
  3. Воспитание толерантности подростков средствами киномузыки
  4. Семинар сократовская беседа
  5. Аудит в системе образования
  6. Мониторинг процесса и результатов исследования
  7. Музыкальная педагогика
  8. Методика обучения русскому языку и литературному чтению
  9. Системообразующий фактор педагогического процесса
  10. Воспитание гуманистических межличностных отношений в обществе старшеклассников