Для связи в whatsapp +905441085890

Теория и практика детского и молодежного движения — Формирование социально-гражданской компетенции через участие детей и молодежи в деятельности общественных организаций

Качественный уровень социальной педагогики в России в начале 20 века был достигнут благодаря тесной связи теории и практики. При этом, с одной стороны, широкая социально-педагогическая деятельность формировала потребность в ее теоретическом обосновании, а с другой стороны, разработка концептуальных вопросов социально-педагогической теории была встроена в широкую педагогическую практику.

Общественно-педагогическое движение в России в начале века было особой формой реализации идеи народного образования, которая послужила толчком для возникновения многочисленных государственных и негосударственных обществ содействия образованию. Анализируя просветительские и педагогические организации в дореволюционной России, М. В. Михайлова отмечает их разнообразие как по масштабам деятельности, так и по выполняемым задачам. Таким образом, важнейшую роль в решении проблемы повышения культурного уровня населения с точки зрения демократизации и гуманизма сыграли школы для взрослых. В начале XX века возникло несколько типов таких школ: воскресные школы для взрослых, созданные правительством и частными лицами для обучения ремесленного и рабочего класса обоего пола; воскресные и вечерние классы для взрослых; дополнительные классы для взрослых, действующие на базе церковно-приходских школ; повторяющиеся дополнительные классы для взрослых, организованные земствами на базе подведомственных им школ.

Развитие этой формы социально-педагогической деятельности в конечном итоге привело к появлению национальных университетов. В декабре 1905 года по инициативе Санкт-Петербургского общества гражданских инженеров была предпринята попытка создания Всероссийского общества народных университетов. А к середине 1909 года в России было уже более 30 подобных учреждений. Самым известным из них был Московский городской университет имени А. Л. Шанявского. Самым известным из них был Московский городской университет имени А.Л. Шанявского. Основные социально-педагогические цели народного университета заключались не в том, чтобы заменить высшее образование, а в том, чтобы «служить дополнением к существующим высшим учебным заведениям и расширить сферу высшего образования и деятельности в его пользу». Определение «народный» определялось как «общественный» с точки зрения его целей (осуществление высшего образования через негосударственные структуры); — социальных основ (участие всех желающих, независимо от происхождения); — организации деятельности (под контролем попечительского совета и местного самоуправления).

В этой области широко распространены ассоциации и общества, содействующие развитию образования. Так, Клиническое педагогическое общество (одно из 24 подобных обществ, существовавших в Московской губернии в 1906-1912 годах) было ориентировано на все виды образования: высшее, среднее и низшее, включая внешкольное. Такие общества основывались на принципе универсальности и занимались выпуском изданий, организацией лекций, созданием всевозможных школ, музеев, книжных складов, библиотек, просветительских прогулок и т.д., а также продвижением популярных просветительских развлечений для решения правовых задач. Деятельность учебных заведений, организованных различными обществами в Красково-Малаховке и Лосиноостровской под Москвой, у железнодорожной станции Поповка под Петербургом, в селе Покровская Самарской губернии, строилась на принципах внимания к личности ребенка, всестороннего развития всех его способностей и интересов, совместного обучения девочек и мальчиков, активного участия родителей и общественности в жизни школы. В таких школах большое значение придавалось внеклассной работе, в которой участвовали не отдельные ученики, члены того или иного кружка, а все ученики. Почти во всех школах были клубы — общешкольные объединения учащихся. Работа клуба строилась по принципу самоуправления.

Теория и практика детского и молодежного движения

Формирование социально-гражданской компетенции через участие детей и молодежи в деятельности общественных организаций

Нынешний Союз общественных детских организаций получил название «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций». НЫНЕШНИЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ — ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. СПО-ФДО является добровольной, самодеятельной, самоуправляемой общественной организацией, независимой от партий и движений. Организации, связанные с SPO-FDO, могут быть созданы в школах, микрорайонах, внешкольных учреждениях, на предприятиях и т.д. Эти организации обладают достаточно широкими правами в отношении содержания, форм, методов, атрибутов и символов.

Пионерское движение возникло в 1922 году в революционной России. Ведущая партия определила идеологическую основу движения: следовать идеалам коммунизма, быть достойными продолжателями героического революционного прошлого своих дедов и отцов. Идеологическая связь между поколениями была отражена в символике. Пионерский галстук олицетворял единство трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Пионерское знамя красного цвета — символ революции, оно было напоминанием о том, что тысячи сынов народа проливали свою кровь за свободу и счастье своей страны. Пионерские дружины боролись за право носить имя героя войны или труда.

Содержание деятельности пионерской организации определялось Всесоюзным маршем юных ленинцев — программой пионерской организации на данный период. Итоги Всесоюзного марша были подведены в знаменательные даты: 7 ноября, 23 февраля, 22 апреля и 9 мая.

Значительное место в жизни пионерской организации занимала общественно-политическая деятельность: Акции, кампании, митинги. Пионеры участвовали в пятилетке трудового пионерства.

За 70 лет своего существования пионерская организация накопила множество интересных и продуктивных форм работы: Пионерские костры, линейки, слеты, военно-спортивные игры «Царница» и «Орленок», игра-путешествие («Путешествие в страну пионеров», «Дети октябрят в стране октябрят»), поездки по местам боевой и трудовой славы советского народа, тимуровское движение и др.

В 1990 году пионерская организация прекратила свое существование как массовая организация. В настоящее время пионерская организация осталась как одна из организаций в составе СПО-ФДО.

Пионерское движение родилось как неформальная альтернатива пионерской организации. Со временем пионерская организация утратила свой социальный пафос, и молодые люди захотели реальных отношений и реальной работы. Начало коммунистического движения — 60-е годы XX века. Место, где родилась идея — Дом пионеров Фрунзенского района Ленинграда. Идеологи движения — члены Союза энтузиастов (СЭН), коллектив учителей, старшие пионерские вожатые, которых не устраивала сложившаяся практика работы в пионерской организации. Самый известный из идеологов — Игорь Петрович Иванов, автор коммунарского метода коллективной творческой деятельности (КТД).

Центральной идеей движения «Коммунар» является идея заботы о ближних и дальних людях. Девиз движения коммунар: «Наша цель — счастье людей». Организационной основой движения является поиск дела. Это вопрос планирования жизнедеятельности: Что мы делаем для себя, что мы делаем для людей?

Коммунальное движение развило такие формы, как культмассовые мероприятия, праздники во дворе, агитпроп-митинги, коммунальные фаер-шоу и коммунальные собрания. Особую ценность представляет методология КТД (коллективной творческой работы), которая возникла в общинных группах. В основе метода лежал коллективный поиск, планирование, разработка в творческих группах общего дела с вовлечением в коллективное творчество всех членов коллектива.

В общинных группах культивировались истинно человеческие отношения, создавалась атмосфера доверия, и отношения устанавливались не по принципу авторитета, а по принципу власти. Отношения между учителями (комиссарами) и коммунарами были товарищескими.

Детское движение

Конвенция о правах ребенка 1989 года, помимо защиты жизни, здоровья, создания условий для получения образования, полноценного развития и получения профессии, предусматривает ряд прав детей на активное участие в жизни общества, что напрямую связано с деятельностью различных общественных движений. Любое общественное движение возникает в результате объединения какой-либо социальной проблемы или личной потребности и совместной деятельности субъектов, направленной на решение этой проблемы и удовлетворение этой потребности. Детские движения не являются исключением. Дети объединяются вместе, чтобы удовлетворить свою естественную потребность в активности, общении, самопознании и самоутверждении, реализация которой довольно часто приводит к социальным проблемам.

Термин «детское движение» сегодня используется в нескольких значениях:

  • Как совокупность общественных детских объединений различных видов и типов, самостоятельных в своей жизнедеятельности, в той или иной степени непростых, которые на практике в единстве объективно решают три основные задачи — удовлетворение интересов и потребностей детей; целенаправленное введение в социальную среду и адаптация к ней юного гражданина своего Отечества, его гражданское воспитание; защита прав и интересов детей, в том числе защита от негативного воздействия окружающей среды (Д. Н. Лебедев);
  • как возможность для детей присваивать мир и влиять на него через коллективную деятельность в кругу сверстников (В.А. Луков);
  • как конкретно-историческое состояние институциональной организации детей и молодежи, характеризующееся существованием и динамикой различных видов добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований (И. Н. Никитин).

Таким образом, детское движение можно определить как демократическое социокультурное явление, направленное на содействие свободному развитию, осуществлению процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в благоприятной среде сверстников и взрослых, объединяющих свои действия с целью освоения мира, разнообразного взаимодействия с ним и его конструктивного преобразования.

Ключевым понятием в теории детского движения является понятие «детская ассоциация», с помощью которого описываются и определяются все остальные основные понятия.

Детское объединение — это реальное формирование, в котором несовершеннолетние граждане добровольно объединяются самостоятельно или вместе со взрослыми для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детские клубы определяются как клубы, в которых не менее двух третей (70%) от общего числа участников являются гражданами в возрасте до 18 лет. Принципиальное отличие современных детских объединений от общественных в том, что государство предоставляет им правовую защиту, материальную и финансовую поддержку, но не выступает в качестве их учредителя и не регулирует их деятельность. Детские и молодежные объединения получают независимый социальный статус. Детские объединения считаются общественными объединениями, если.

  • создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может действовать на его основе и при его поддержке, в том числе материальной и финансовой;
  • осуществляет социальную и творческую деятельность
  • не преследует цель (как указано в ее уставе) получения прибыли и распределения ее между членами ассоциации.

«Дом Свободного ребенка»

«Дом свободного ребенка» был прежде всего рабочим клубом, в котором общественно необходимый производительный труд на благо всего общества формировал идеальную среду с точки зрения образования и воспитания. Для удовлетворения собственных интересов и потребностей детей поощрялась общая групповая деятельность: клубы, кружки во внеурочное время, ассоциации самопомощи, которые служили для удовлетворения естественного желания помогать другим.

Характеристика основных участников социально-воспитательной деятельности связана с назначением государственных, общественных и религиозных структур в обществе, осуществляющих социальное воспитание.

К первой группе относятся российское правительство и официальная церковь, которые реализуют социальный подход к образованию через органы Министерства народного просвещения, другие министерства и ведомства и учреждения Синода. Для этих субъектов социально-педагогической деятельности характерно создание учреждений и объектов в области основного образования, внеклассной работы и ухода. Негосударственная группа акторов социально-педагогической деятельности состоит из представителей широкой общественности.

Среди них можно выделить как самостоятельную силу:

  • земства — им принадлежала ведущая роль в развитии внешкольного образования, кроме того, они оказывали финансовую поддержку другим организациям;
  • органы местного самоуправления (сельские, городские) — они активно участвовали в продвижении детских домов и организации внешкольного отдыха детей
  • различные образовательные общества — они в основном занимаются решением проблемы всеобщего начального образования
  • новые типы социально-педагогических организаций, создающих целостные образовательные комплексы («свободные школы», «сельские гимназии», «поселение» и т.д.)
  • родительское сообщество как активный участник всех социальных и образовательных мероприятий во всех областях
  • частные лица — в роли благотворителей и организаторов индивидуальных образовательных проектов.

Подчеркнем: для успешного осуществления социально-педагогической деятельности в любых ее формах и проявлениях необходимо объединение усилий всех участников на интегративной основе. Определяя основные сферы социально-педагогической деятельности в начале XX века, отметим ведущую роль просвещения, понимаемого в самом широком смысле: как культурное просвещение нации в целом и как собственно образование.

Другой важной сферой является сфера развития и воспитания, основным содержанием которой является труд и нравственность. И последнее включает в себя воспитание духовности, развитие гражданственности. Третья сфера социально-педагогической деятельности относится к оказанию социальной помощи через организацию ухода, социального обеспечения и т.д. Конкретные средства социально-педагогической деятельности включают: Осуществление образовательной деятельности в контексте и во взаимодействии со средой; ориентация на интересы и потребности личности при постановке образовательных целей на протяжении всей жизни; опора на сообщество, взаимодействие различных социальных сил при решении образовательных проблем; наличие специфических форм — социально-педагогических комплексов (клубы, игровые площадки, «свободные школы», приюты и т.д.).

Практика детского движения

Растущее внимание к воспитанию молодого поколения — особенно во внеурочное время — вызвало необходимость объединить в Союз ассоциации по уходу за школьниками, которые были созданы в 1910-1914 годах. Целью этого союза было объединить деятельность всех клубов, заботящихся о детях, и поддержать их в работе. Этому способствовала ситуация вступления России в войну. В этих условиях особое внимание уделялось учебным заведениям, обслуживающим детское население каждого района. В первую очередь — организация детских клубов. Так назывались регулярные встречи детей, которые проводились несколько раз в неделю в свободное время, в школе или в других помещениях. На этих встречах дети занимались различными работами и другими видами деятельности под руководством учителей или представителей общины. Всего в Москве к 1916 году насчитывалось около 30 таких клубов. В дополнение к клубам были созданы «очаги» для детей 3-8 лет, чьи родители были призваны на войну. Дети, которые проводили весь день в этих учреждениях, получали еду, одежду, уход и помощь в обучении.

В 1910 г. О.И. Пантюхов основал первый скаутский отряд Царского Села, положив начало скаутингу в России [143]. Летом 1912 г. Николай II разрешил участие скаутского отряда в ежегодном параде на Марсовом поле «потешных полков». Толчком к широкому распространению скаутинга стала Первая мировая война: в Петрограде было основано «Общество содействия скаутам» — «Русские скауты», в течение 1914-1915 годов по всей стране появились отделы (Астрахань, Батуми, Киев, Одесса, Ставрополь, Пермь и др.), что позволяет говорить о начале массового движения. С 26 по 30 декабря 1915 года состоялся Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутингом. В резолюции съезда подчеркивалась необходимость объединения отрядов в единую организацию, были приняты единые тексты молитв, законы, обычаи, заповеди и торжественная клятва скаута. Все это позволило организаторам заявить о координации разрозненной практики местных организаций и слиянии обществ в единый всероссийский союз. Его секретарем стал скульптор и педагог И. Н. Жуков. На первом Всероссийском съезде скаутов было принято «Положение об обществах физического развития и спорта». Согласно уставу, в отделения принимались подростки и юноши (девушки) в возрасте от 12 до 18 лет. Скауты были взрослыми людьми, которые вступали в организацию на равных правах, поэтому возраст членов скаутских организаций не ограничивался.

В течение 1916 года массовый рост скаутских организаций сопровождался их рекрутированием из различных социальных слоев общества: детей военнослужащих, городских бизнесменов, интеллигенции и белых воротничков. Детей рабочего класса и крестьян было мало, они не вступали в отряды, потому что у них не было денег на покупку формы, а многие работали, чтобы содержать свои семьи. И дело было не только и не столько в этом.

Их отталкивала именно царская направленность организации, а также практические навыки, которые рабочая и крестьянская молодежь приобретала в семейном и производственном труде. В конце 1916 — начале 1917 года скаутские группы действовали в 143 городах России и насчитывали около 50 тысяч человек (0,2% молодежи того возраста). Во время Первой мировой войны многие из них служили в разведывательной службе царской армии.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Подготовительный этап педагогического исследования
  2. Упражнение, приучение и методы стимулирования
  3. Методы педагогического исследования в дошкольной педагогике
  4. Трудновоспитуемые и одаренные дети
  5. Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста
  6. Теория и технология развития математических представлений у детей
  7. Современные дидактические концепции
  8. Педагогические системы
  9. Взаимосвязь воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей
  10. Понятие дидактических принципов