Для связи в whatsapp +905441085890

Теория истины — Понятие истины в философии. Объективная истина

В лучах сознания Истина предстает в своей собственной и живой форме знания. Вечна гармония истины и красоты. В древности египетские мудрецы носили в знак непогрешимости и мудрости золотую цепочку с драгоценным камнем, который называли истиной.

Стремление к истине и красоте как высшему благу — это, по Платону, экстаз, восторг, любовь. Надо так любить истину, говорил Лев Толстой, чтобы каждую минуту быть готовым отказаться от всего, что до сих пор считалось истинным, ради признания конечной истины.

Величайшие умы человечества всегда видели истину в ее высоком нравственном и эстетическом смысле. Действительная истина не может быть ошибочной: ее чисто прагматическая польза может служить моральному подъему человечества.

Понятие истины объединило человечество с моральными понятиями правды и искренности. Истина и искренность — цель науки, цель искусства, идеал моральных побуждений. Истина, говорил Гегель, — это великое слово и еще более великий предмет. Отношение человека к истине выражает, в определенном смысле, его сущность. По словам А.И. Герцена, уважение к истине — это начало мудрости.

Для последователей науки и искусства поиск истины всегда был смыслом жизни. История помнит искателей истины, которые рисковали ради своей репутации, подвергались травле, обвинялись в шарлатанстве и умирали нищими. Такова судьба многих новаторов, пионеров науки.

Истина — это великая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества и играет в нем важную социальную и морально-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмерима, а время только увеличивает ее. Обычно истина определяется как соответствие знания объекту.

Истина — это адекватная информация об объекте, полученная посредством чувственного или интеллектуального постижения или сообщения об объекте и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина субъективна, ее нужно не только постичь, но и осознать. Необходимо создать предметный мир, соответствующий нашим представлениям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины раскрывает более тонкое и адекватное отношение к красоте и добру, превращая их единство во внутреннюю дифференцированную идентичность.

Проблема истины является центральной проблемой эпистемологии. Наряду с такими понятиями, как добро, красота, справедливость также относится к мировоззрению, к фундаментальным качествам человеческого существования. В истории философии существует значительное количество определений истины. Это связано с различными подходами к интерпретации в рамках разных школ и течений. Наиболее характерные из них: «истина — это соответствие знания действительности»; «истина — это то, что просто и экономно описывает опыт» (эмпириокритицизм); «истина — это знание, с которым все согласны» (конвенционализм); «истина — это знание, которое ведет к цели» (прагматизм). Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип соответствия) восходит к Аристотелю. Такое понимание истины разделяли и развивали Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идей, Бога). Немецкая классическая философия разработала понимание истины как согласия мысли с самой собой в результате диалектического развития. Современная западная философия рассматривает истину как самосогласованную систему, которая изучает проблемы и отношения логических и фактических истин, логического критерия, отношения объекта и субъекта, языка и др.

Теория истины - Понятие истины в философии. Объективная истина

Понятие истины в философии. Объективная истина

Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется так: «Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, представляющее объект таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания» или «Истина — это точное отражение объекта познающим субъектом, представляющее познаваемый объект таким, каким он существует сам по себе, вне сознания».

Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение развивается как следствие практической деятельности человека и является ее результатом. Поэтому истина субъективна, то есть она не существует вне и помимо деятельности людей. Но в то же время она имеет объективный характер, поскольку ее содержание (правильность отражения действительности человеческим сознанием) не зависит от сознания человека и человечества. Традиционно в истории философии обсуждались и обсуждаются такие понятия, как «соответствие», «реальность». Эти понятия играют существенную роль в определении истины. В зависимости от их содержания определение истины приобретает различные значения, иногда радикально отличающиеся друг от друга. Соответствие обычно понимается в философии дома как правильное адекватное представление, которое конкретизируется понятиями изоморфизма (подобия) и гомоморфизма (сходства). Примером первого является связь между фотографией и оригиналом, а второго — связь между топографической картой и местностью. В когнитивных ситуациях эти отношения возникают в различных комбинациях. Под реальностью понимается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, так и субъективная (также психическая) реальность.

Объективная истина. Его содержание должно соответствовать реальности и поэтому не может зависеть от субъекта, его мнений или желаний. Истинное знание отражает то, чем оно является на самом деле. Нам может нравиться или не нравиться истина, мы можем признавать ее или отвергать. Бывают времена, когда «мрак низких истин нам дороже, чем обман, который нас возвышает…». Но правда остается правдой, как бы мы к ней ни относились. Объективность истины не означает, что она полностью независима от субъекта. Истина не существует сама по себе или в другом мире, но она существует в человеческом разуме как результат познавательной деятельности человека. Человек ищет истину там, где она ему нужна, и сам определяет направление этого поиска. Он создает истинное знание, размышляет над ним и оценивает его. Какие истины он приобретает и как он их понимает, зависит от его биологической и социальной природы, от его основы знаний, от его места во Вселенной. Мы не боги и не можем знать, как выглядит мир в глазах всеведущего Бога. Объективные истины, которые мы знаем, — это человеческие истины. Они соответствуют реальности в той мере, в какой реальность «видна» человеку на основе его знаний, и в той мере, в какой способы человеческого познания делают их понятными.

Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины

Объективная истина — это не только неизменная, статичная сущность, но и динамичная; истина — это процесс, который охватывает множество качественных состояний. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, а именно об абсолютной и относительной истине. Абсолютная истина как понятие включает в себя несколько значений. Во-первых, это указывает на то, что охарактеризованное знание является окончательным и не может измениться в ходе последующей практики. Во-вторых, абсолютная истина относится к фактическим истинам, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, абсолютная истина относится к гносеологическому идеалу, к которому стремится знание. В принципе, можно знать все, но это нереализуемо, и поэтому, в этом значении, абсолютная истина — это вектор познавательной активности, направленный в бесконечность бытия. Относительная истина означает прежде всего неполное знание, ограниченное конкретно-историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина — это часть абсолютной истины, и в этом отношении она является моментом развития знания от неполного к полному.

Относительная и абсолютная истины существуют в неразрывном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует собственно познавательный процесс, его направленность и наиболее общую структуру. Относительная истина понимается как относительно точное, неполное знание об объекте, абсолютная истина — как абсолютно точное и полное знание.

Из принципа специфичности истины следует, что не только установление факта истинности того или иного знания, но и оценка степени его точности и полноты должны учитывать контекст, в котором оно появляется. Одно и то же объективно истинное знание может быть представлено как относительная истина в одном контексте и как абсолютная истина в другом. Возьмем утверждение: «Наполеон умер 5 мая 1821 г.» Если задача состоит в том, чтобы просто указать дату смерти императора в принятом в Европе летоисчислении, то оно решает эту задачу точно и исчерпывающе. Следовательно, вердикт в отношении этой задачи является абсолютной истиной. Однако если задача состоит в том, чтобы подробно описать обстоятельства смерти Наполеона, то предложение не совсем корректно и не дает полного ответа (необходимы уточнения и дополнения: в котором часу он умер, почему умер и т.д.). Таким образом, в контексте данной проблемы это утверждение функционирует как относительная истина.

Другой пример: утверждение, что Земля шарообразна, с точки зрения современной науки является очень приблизительным описанием формы нашей планеты, т.е. относительной истиной (точнее, Земля — это эллипсоид вращения, еще точнее — геоид). Но когда речь идет об изготовлении глобуса, разница между Землей и сферой в масштабе не имеет абсолютно никакого значения. Более того, разница может означать только то, что глобус менее адекватно отображает Землю. Поэтому утверждение о шарообразности Земли с точки зрения критериев, которым она должна соответствовать в этих масштабах, является абсолютной истиной.

Абсолютная истина

Всякая истина относительна, поскольку она ограничена конкретными условиями ее постижения, и вне этих условий она остается в некотором отношении неточной и неполной. Но в то же время в каждой истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, ибо она достаточна для решения конкретного вопроса. Именно это «зерно» абсолютной истины придает относительным истинам объективный характер. Если бы человеческое знание не было частицей абсолютной истины, оно было бы чистым заблуждением.

Чем больше увеличивается доля относительной истины в научном знании, тем больше в нем накапливается элементов абсолютной истины, т.е. даются ответы на все большее количество вопросов, которые точно и полностью удовлетворяют его требованиям (хотя в некоторых других аспектах, при других требованиях оно еще нуждается в уточнении и дополнении).

С ростом человеческого знания из относительных истин возникает абсолютная истина в самом широком смысле, то есть абсолютно точный и полный ответ на все вопросы о мире, исчерпывающее знание обо всем, что в нем существует. Но абсолютная истина в этом смысле — лишь предел, к которому человеческое знание может только бесконечно стремиться, но никогда не достигнет. Движение к абсолютной истине в этом смысле нельзя понимать как простое суммирование бесконечного числа относительных истин. Человеческое знание — это не склад, в котором истины сложены друг на друга. Развитие науки — это не просто добавление одних истин к другим. По мере развития новых научных теорий происходит переоценка прежних знаний. Часть из них отбрасывается, часть интерпретируется заново. Некоторые относительные истины оказываются слишком грубыми и неточными, а значит, непригодными для решения новых проблем, с которыми сталкивается наука, а в случае некоторых определений, которые до сих пор считались абсолютными истинами, необходимо провести уточнение. Пересматриваются представления о границах сферы применения старых теорий. Например, классическая (ньютоновская) механика когда-то считалась пригодной для описания движения тел любого размера и с любой скоростью; но появление квантовой механики и теории относительности привело к выяснению условий, ограничивающих их применимость. Было обнаружено, что в мире элементарных частиц и больших скоростей, близких к скорости света, действуют другие законы, из которых, при определенных условиях, следуют законы классической механики. Движение истины, как и любое другое движение, содержит моменты как изменения, так и стабильности. Абсолютизация этих моментов приводит в одном случае (стабильность) к догматизму, в другом (изменение) — к релятивизму. Несмотря на противоположности, результат один — разрушается целостность истины как единства стабильного — изменения, абсолютного — относительного. Объективная истина противопоставляется обману, лжи, дезинформации. Ложь — это злонамеренная неправда. Она глубоко укоренена в человеческой практике и служит средством в борьбе различных интересов, потребностей, намерений, обусловленных конкретно-историческими условиями существования людей. Например, ребенок в детстве говорит неправду, чтобы избежать наказания за неправильный поступок. Политические силы используют преднамеренную неправду для достижения определенных целей (захват власти, победа на выборах и т.д.).

Конкретность истины

Из объективной природы истины следует ее конкретность. Знание всегда зависит от характера и формы различных связей, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, от условий их осуществления.

Не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Таким образом, любой экономический постулат имеет истинное значение только в определенных социально-экономических условиях, несоблюдение которых ведет к обману и откровенной лжи. Или нет. Объект и субъект существуют в определенном временном измерении. Изменение темпоральности также может превратить истину в ее противоположность.

Дело в том, что соотнесение знания с реальностью всегда происходит при определенных условиях. Поэтому невозможно говорить об истинности знания абстрактно, то есть без учета этих условий. В романе Твена «Том Сойер за границей» Гек Финн, пролетая над Америкой на воздушном шаре, обнаруживает, что карта GITA «лжет», потому что на ней «все штаты разного цвета», хотя на самом деле это не так. Вывод Хека лишь показывает, что он не знает об условиях, связанных с картографическим представлением государства. Точно так же он может сказать, что карта «лежит», потому что каждое государство на ней можно охватить ладонью, тогда как в действительности ее размеры измеряются десятками километров. Он не говорит так, потому что знает масштабные соотношения карты. Конечно, чтобы определить правильность карты, нужно исходить из условий, в которых она сравнивается с изображенной на ней местностью. Аналогичным образом, любое знание, которым мы обладаем, подобно карте, может считаться соответствующим или несоответствующим реальности только в том случае, если определены условия этого соответствия.

Специфика истины означает, что истинность знания определяется не только его соответствием действительности, но и конкретными условиями, при которых оно соответствует этой действительности. Обычно эти условия задаются ситуацией, в которой происходит познание, смысловым контекстом, в котором формулируются его результаты, задачами и вопросами, которые решает субъект в процессе познания. Если мы вырвем истинное высказывание из его семантических отношений, мы можем потерять из виду эти условия. И тогда содержание заявления становится расплывчатым и может быть истолковано произвольно. Таким образом, иногда цитате, взятой из текста, не придается тот смысл, который автор вкладывал в свои слова. В повседневной жизни люди часто даже не осознают всех условий, которые они предполагают, когда признают то или иное познание истинным или ложным. Но на самом деле такие условия всегда подразумеваются. А в науке они должны быть выявлены и строго установлены, чтобы точно и однозначно определить истинность их утверждений. Принцип специфичности истины требует именно того, чтобы мы судили об истинности нашего знания с точки зрения конкретных условий, в которых оно сталкивается с реальностью. Если этого не сделать, то отношение знания к реальности может быть настолько двусмысленным, что вопрос о его истинности не может быть решен. Например, утверждение «небо голубое» является истинным при одних условиях наблюдения и ложным при других. Без учета условий наблюдения невозможно определить, истинно оно или ложно. Если условия экспериментального познания точно не определены, то ничего определенного нельзя сказать о достоверности данных. Даже утверждение, что дважды два — четыре, можно считать истинностной моделью только потому, что не вызывает сомнений условие, что используется общепринятая десятичная система счисления (а не, скажем, двоичная или троичная).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  2. Право как элемент духовной структуры общества
  3. Причинность и целесообразность
  4. Философия неоконсерватизма
  5. Классы как историческая реальность
  6. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  7. Теория революционного преобразования общества
  8. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  9. Гуманистическая концепция человека
  10. Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт