Для связи в whatsapp +905441085890

Теория постиндустриального общества и проблемы модернизации — Термин «постиндустриализм»

Постиндустриальное общество — это этап общественного развития, начавшийся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции и характеризующийся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, компьютеризацией общества, развитием науки и техники, повышением уровня образования, медицины и качества жизни людей.

В начале двадцатого века разворачивается современная научно-техническая революция, которая представляет собой переворот в технике и технологии производства, основанный на последних достижениях науки. Его основные направления — разработка новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация.

Развитие научно-технической революции в последней четверти XX века привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное. Переход на энергосберегающие технологии в результате энергетического кризиса 70-х годов, создание и широкое использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменениям в структуре занятости и изменили облик самого общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство) не превышает трети населения. Характер работы изменился. Например, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, тогда как столетие назад она составляла 90%. А две трети занимаются информационным бизнесом, оказывают финансовые, консалтинговые, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Эта отрасль называется третичной.

В постиндустриальном обществе она опирается на средний класс, который является основой стабильности общества.

Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу:

  • Собственность семьи в размере среднего годового дохода работника 20-50;
  • заработок, обеспечивающий семье доход не ниже прожиточного минимума;
  • Уважение к закону и традициям страны, способность и готовность защищать свои права и свободы, принятие на себя определенной социальной ответственности за будущее страны.

Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним или двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним или несколькими телевизорами, телефоном и т.д. Деревня как понятие исчезла. Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим классом фермеров.

В постиндустриальном обществе на первый план выходит качество жизни, то есть способность жить в гармонии с природой, обществом и самим собой. Высокое качество жизни отражается в высоком уровне грамотности и образования значительной части населения, высокой продолжительности жизни, доступности и хорошем качестве медицинского обслуживания, увеличении свободного времени и возможности его рационального использования, снижении преступности и т.д.

В начале третьего тысячелетия нашей эры около двух с половиной десятков стран, где проживает более пятой части населения планеты, вступили в постиндустриальную стадию развития.

Однако анализ мирового развития в 70-90-е годы свидетельствует о том, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее успешными являются усилия стран, которые следуют курсу на открытие экономики, сокращение государственного сектора, привлечение иностранного капитала и государственную заботу об образовании. Это открывает путь к процветанию даже для наименее отсталых стран.

Теория постиндустриального общества и проблемы модернизации - Термин "постиндустриализм"

Термин «постиндустриализм»

Термины информационное общество, постэкономическое общество, постмодернизм, «третья волна», «общество четвертой формации», «научно-информационная стадия принципа производства» близки к постиндустриальной теории. Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм является лишь прологом к переходу на «постчеловеческую» стадию развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введен в науку еще в начале 20 века ученым А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии стран Азии. В современном смысле этот термин впервые был использован в конце 1950-х годов, а концепция постиндустриального общества получила широкое признание благодаря работам профессора Гарвардского университета Д. Белла, затем она получила дальнейшее развитие в работах других ученых, в частности А. Турена.

В современном значении термин постиндустриальное общество получил широкое признание после публикации в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального прогнозирования». Он отстаивал идею о том, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «фондовой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме) к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и характеризующемуся быстрым развитием компьютерных технологий, ростом авторитета научных сообществ и централизацией принятия решений.

Машины как основная форма капитала заменяются теоретическими знаниями, а компании как центры социальной власти — университетами и исследовательскими институтами; обладание знаниями и технологиями становится главным условием социального прогресса, а не обладание собственностью. Все эти изменения влекут за собой глубокую перестройку политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

В своей книге «Возникновение постиндустриального общества» Белл обосновал свое предсказание о трансформации капитализма под влиянием новой технологической революции в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. По его мнению, общество состоит из трех независимых сфер: Социальная структура (в основном технико-экономическая), политическая система и культура. Этими сферами управляют противоположные «принципы оси»:

  • Экономика — Эффективность,
  • политической системы — по принципу равенства,
  • культура — принцип самореализации личности.

Современный капитализм, по мнению Белла, характеризуется разделением этих сфер, утратой былого единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе.

В основу своей концепции Белл положил идею о том, что новое общество в своих основных чертах будет определяться развитием науки, знаний и самой науки, причем знания со временем будут приобретать все большее значение.

В 1960-х годах Ален Турен сказал, что постиндустриальное общество действует более глобально на уровне управления, используя две основные формы. Одна из них — инновации, то есть способность производить новые продукты в результате инвестиций в науку и технику; другая — самоуправление, которое становится проявлением способности использовать сложные информационные и коммуникационные системы.

А. Турен является активным сторонником концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами.

Переход к постиндустриальной стадии

Во второй половине века развитые страны все больше отрывались от конвейеров; стандартное потребление вышло из моды; индивидуальность и разнообразие среди людей стали популярны; политический плюрализм и культурное разнообразие считались предпочтительными ценностями. Экономика перешла от серийного, текучего производства к мелкосерийному и индивидуальному; малые предприятия и венчурные фирмы процветали наряду с крупными транснациональными корпорациями; предприятия и учреждения перешли от громоздких бюрократических структур к гибким матричным организациям.

Наступила эра беспилотного производства. Главными действующими лицами стали «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научно-прикладных разработках и информации. Появилась особая форма работников — «компьютерные надомники», которые нажимали на клавиши сверхточных машин и оперировали огромными потоками информации.

Переход к постиндустриальной стадии развития во второй половине ХХ века также связан с дальнейшим совершенствованием технологий, основанным на росте научных знаний и появлении информационных технологий. Влияние информационных технологий на структуру и культуру современных обществ привело к появлению нового понятия — информационное общество.

В социологической мысли двадцатого века появилась тенденция, названная технологическим детерминизмом. Представители этого направления считали совершенствование технологий главным фактором общественного прогресса. Однако технология является лишь побочным продуктом процесса накопления знаний. Фактический процесс создания и внедрения технологических инноваций зависит от культурного контекста, преобладающих ценностей и отношения к миру, присущих той или иной культуре. Общеизвестно, что прототип парового двигателя был изобретен в глубокой древности. Однако древняя культура не придавала большого значения этому техническому новшеству. Накопление знаний в античной цивилизации, как и в цивилизации древнего Китая и других древних цивилизаций, никак не было связано с их применением на практике в том смысле, к которому мы привыкли — для преобразования природы и удовлетворения человеческих потребностей, для постоянного повышения эффективности производственной деятельности. Древние цивилизации не стремились изменить мир. Мир воспринимался как единое органическое целое, совершенное и законченное, в котором каждый элемент следует своему предназначению. Изменения происходили очень медленно, на протяжении многих поколений, и люди их фактически не замечали. Существовало представление о прочности и неизменности мирового порядка, частью которого было и человеческое общество.

Для того чтобы знания стали силой, необходимо было радикальное изменение отношения к окружающему миру, глубокая переориентация культуры, переоценка традиционных ценностей.

Совершенствование технологий, сознательное стремление к такому совершенствованию, таким образом, является не только движущей силой социокультурных изменений, но в значительной степени и их результатом, результатом особого развития, в частности, европейской культуры.

Почему произошел такой глубокий поворот в европейских культурах по отношению к окружающему миру? На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако с определенной долей вероятности можно предположить, что религия, а именно христианство, сыграла важную роль в создании условий для этой революции.

Постиндустриальная культура

Формирование постиндустриального общества особенно остро ставит вопросы, связанные с глубокими изменениями человека в динамично меняющемся и насыщенном информационном пространстве.

Еще раз перечислим характеристики постиндустриального общества:

  • Ценностное отношение к труду, направленное не только на увеличение материальных благ, но в первую очередь на повышение собственного потенциала работника, удовлетворение его потребности в самовыражении, высвобождение творческого потенциала и помощь в достижении внутренней гармонии;
  • преобладание антропоцентрических идей (высокая степень свободы человека, подразумевающая естественные права человека, включая возможность выбирать и реализовывать исход событий, свободу творчества и другие ценности человеческой индивидуальности, принцип меритократии, согласно которому преуспеть в карьере можно благодаря выдающимся способностям, уровню образования и т.д., а не социальному происхождению и материальному положению)
  • возрастающая роль знаний и информации; интенсивная экономика, характеризующаяся качественным улучшением факторов производства — передовые средства производства, более экономное использование природных ресурсов, постоянное повышение квалификации работников, современная организация производства, использование новейших технологий, высококачественный конкурентоспособный сектор услуг и производство гражданской продукции, обмен знаниями и взаимная оценка, тесное производство
  • Высокий уровень доверия; урбанизация; высокая ценность науки и образования;
  • Наличие экологического сознания;
  • Уменьшение ролевых различий по культурным, социальным, религиозным, расовым, национальным, гендерным и другим признакам.

Основными характеристиками инновационной или постиндустриальной культуры являются восприимчивость к инновациям, динамизм, ослабление нормативности, индивидуализм, синкретизм, плюрализм, разнообразие, быстротечность, новизна. Процесс постиндустриализации идет параллельно с процессом глобализации. Стирание географических, информационных и культурных границ между странами означает не потерю национальных культурных особенностей, а уникальную возможность познакомиться с культурами других стран, воспринять от них что-то новое, работать в другой стране, отдыхать, общаться с представителями других культур без стереотипных ограничений и т.д. Этот процесс невозможен, если в обществе нет высокого уровня терпимости и уважения к другим. D. Белл, американский социолог, основатель теории постиндустриального общества, указывает на то, что сегодня существуют значительные различия в понятии культуры: Преемственность и традиция являются основой для более ранней концепции культуры, а разнообразие и синкретизм — для современной. «…Революция средств передвижения и коммуникации, превратившая мировое общество в одну огромную ойкумену (вселенную), означала растворение старых замкнутых культур и слияние всех существующих традиций искусства, музыки и литературы в новом универсальном сосуде, доступном для всех и обязанном своим существованием всем. Это расширение горизонтов, смешение отдельных видов искусства, поиск «нового», будь то путешествие к открытиям или снобистское желание чего-то другого, само по себе является созданием нового вида современности.

Исследования индустриального общества

Социокультурный контекст использования EDI определяется прежде всего тем, что «информация, в отличие от всех других ресурсов, не характеризуется ни конечностью, ни исчерпаемостью, ни потребляемостью в обычном смысле, но по своей природе избирательна, что в конечном счете наделяет властью ее обладателя в постиндустриальном обществе». Специфические качества самого человека, его восприятие мира, его психологические характеристики, его способность к обобщению, его память и т.д. — все, что называется интеллектом (который является формой существования информации и знаний), является основным фактором, ограничивающим доступ к этим ресурсам.

В этом контексте можно говорить об изменении доминирующей функции человека (essential function), которая заключается в способности осуществлять особый вид рефлексии (контролировать информационные потоки, устанавливать связи между быстро меняющейся ситуацией и полученной информацией).

Зарождение такой важнейшей человеческой функции, как рациональность, в древности определило развитие доиндустриального общества (появление философии как средства познания мира, разделение наук, развитие искусства и создание законов, регулирующих основы общественной жизни), а зарождение творчества — технические достижения индустриальной цивилизации.

В исследованиях индустриального общества выделяются такие социальные группы, как «меритократия», «класс интеллектуалов», «работники интеллектуального труда», «неопролетариат» (Горц А., Мангейм К., Махлуп Ф., Янг М.).

Д. Белл, основываясь на изучении характеристик рабочего класса, показывает его разделение на рабочих, имеющих низкий уровень образования и ориентированных на рутинную работу, и рабочих, предпочитающих повышать уровень образования за счет сиюминутной выгоды от неквалифицированного рутинного труда. Таким образом, происходит дифференциация рабочего класса и возникает новая социальная группа, которая может вызвать будущие изменения в стратификационной структуре общества. В работах вышеупомянутых ученых это сообщество рассматривается в основном с точки зрения изменений в социальной стратификации. Меняется основа для разделения общества на социальные группы. В постиндустриальном обществе такой основой является образование, которое определяет способность использовать знания и информацию.

Между тем, специфика культуры в развитых западноевропейских обществах свидетельствует о том, что это процесс общечеловеческих изменений, обусловленный особенностями образования постиндустриального общества. Белл Д., Друкер П., Иноземцев В.Л., Тоффлер Э. анализируют тот факт, что при переходе к постиндустриальному обществу формируется особая группа людей со следующими характеристиками: лавинообразный рост доходов по сравнению с другими членами общества, основанный на использовании ИРО, самовоспроизводство, самодостаточность, независимость от класса буржуазии, государственных служащих, высокая мобильность. Каждый отдельный представитель этой группы способен создать индивидуальное производство информационных продуктов и услуг, поэтому они поставляют на рынок не труд, а готовый, редкий и невоспроизводимый продукт. Основой для появления этой социальной группы являются социокультурные условия, сложившиеся в постиндустриальном обществе, и высокий уровень образования. Высокий уровень образования считается относительной категорией. Относительность заключается в том, что главным признаком «интеллектуального класса» является уровень образования, который значительно выше, чем у большинства граждан, которые в какой-то момент составят всю рабочую силу.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анри Бергсон и его философия
  2. Попытки реализации нравственных идеалов в жизни (этика насилия)
  3. Истоки и начала русской философии
  4. Софисты и софистика
  5. Метафизика аристотеля
  6. Проблема направленности функциональных связей
  7. Функции философии в управленческой деятельности
  8. Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения
  9. Проблема закономерности исторического процесса
  10. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века