Для связи в whatsapp +905441085890

Теория познания Декарта

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля
  2. Способы философствования
  3. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  4. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  5. Представитель скептицизма М. Монтень
  6. Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка
  7. Понятие субстанции в философии Нового времени
  8. Философия Нового времени
  9. Философия французского Просвещения
  10. Характеристика философии французского Просвещения

Введение

На мой взгляд, он является самым загадочным философом Нового времени или даже всей истории философии. Он — тайна в полном свете. Как нет в истории философии текстов более прозрачных, простых и элегантно написанных, так нет и текстов более непонятных, чем картезианские.

Прежде чем перейти к рассмотрению эпистемологии Декарта, необходимо представить, насколько разнообразны и обширны были знания и объекты исследования этого выдающегося мыслителя. Все вопросы физики и космологии, а также вопросы математики были разработаны Рене Декартом не только как философом, но и как выдающимся ученым. В математике Декарт является одним из создателей аналитической геометрии, в которой он уже освоил понятие функции, что было новым в математике.

Он разработал аналитический метод выражения геометрических объектов и их отношений с помощью алгебраических уравнений. Декарт также дал толчок к созданию системы алгебраических обозначений, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Декарт открыл путь к распознаванию и работе с негативными корнями. В механике Рене Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного движения при столкновении двух неупругих тел. В оптике он установил закон постоянного отношения синусов при преломлении света.

Он разработал математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения. Космогония, разработанная Декартом, была новаторской и основывалась на идее естественной эволюции Солнечной системы, которая базировалась на свойствах материи и движении ее разнородных частиц.

Кстати, нумерация рядов и мест в театре также была предложена Рене Декартом, чтобы избежать ссор и драк в культурном учреждении.

Основные правила научного метода

Лучше вообще не думать о поиске истин, чем делать это без всякого метода.

Одним из вопросов философии Декарта был метод познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную цель познания в овладении человеком силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, а также в совершенствовании самой человеческой природы. Отправной точкой философской мысли Декарта является сомнение в истинности общепринятого знания, которое охватывает все виды знания. Но, как и в случае с Бэконом, сомнение, с которого начал Декарт, — это не убеждение агностика, а лишь временный методологический прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но моя неуверенность в себе присутствует в любом случае. Сомнение — это один из актов мышления: я сомневаюсь, потому что я мыслю, следовательно, я существую.

Сам он излагает свою доктрину метода в следующих четырех правилах:

1) Не принимать на веру ничего, в чем я не уверен. Избегайте поспешности и предрассудков и включайте в его суждения только то, что кажется разуму настолько ясным и четким, что не может вызвать сомнений;
2) Разделить любую проблему, выбранную для исследования, на столько частей, сколько возможно и необходимо для ее наилучшего решения;
3) Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с самых простых и легко понимаемых предметов и постепенно, как по ступеням, поднимаясь к знанию самых сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не предшествуют друг другу в естественном ходе вещей;
4) Повсеместно составлять списки настолько полные, а опросы настолько всеобъемлющие, чтобы ничего нельзя было упустить.

Эти правила можно назвать, соответственно, правилами очевидности, правилами анализа, правилами синтеза и правилами контроля.

Декарт конкретизирует правила метода. Философская конкретизация заключается в понимании процесса сортировки простейших именно как операции интеллекта. «…Вещи должны рассматриваться иначе по отношению к интеллекту, чем в их реальном существовании. «Вещи», рассматриваемые по отношению к интеллекту, делятся на «чисто интеллектуальные» (сомнение, знание, незнание, воление), «материальные» (это, например, форма, протяженность, движение), «общие» (существование, длительность и так далее).

Здесь имеется в виду принцип, который имеет решающее значение не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Она воплощает кардинальный поворот, произошедший в философии нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философской и одновременно научной концепции мира, а значит, и в философском обосновании естествознания и математики.

Ergo sum

«Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно через себя, и поэтому здесь не только понимание, желание, воображение, но и чувствование означает то же, что и мышление».

Первая проблема состояла в том, чтобы открыть очевидные истины, лежащие в основе всех наших знаний.

Для этого Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с помощью сомнения мы можем открыть истины, в которых невозможно усомниться. Стоит отметить, что тест на неоспоримость устанавливает чрезвычайно высокие стандарты, заведомо выше тех, которые полностью удовлетворяют нас даже при рассмотрении, например, математических аксиом. Наконец, даже обоснованность последнего может быть поставлена под сомнение. Мы должны найти истины, в которых нельзя сомневаться.

Знаменитое «Я мыслю, следовательно, я есть, я существую» рождается из огня негативного сомнения и в то же время становится одним из позитивных оснований, первых принципов философии Декарта. Это не банальный принцип, а философский принцип, первый принцип философии, причем философии совершенно особого рода. В чем его особенность? Чтобы понять это, мы должны сначала рассмотреть объяснения, которые сам Декарт дал этому неудобному принципу. «Говоря, что предложение «я мыслю, следовательно, я существую» является первым и «самым истинным», которое ставится перед каждым, кто методично излагает свои мысли, я не отрицал тем самым необходимости знать заранее, что такое мысль, достоверность, существование, я не отрицал, что для того, чтобы мыслить, нужно существовать, и тому подобное; но ввиду того, что эти термины настолько просты, что сами по себе не дают нам никакого знания о какой-либо существующей вещи, я решил, что их не следует здесь излагать.

Если же «Я мыслю» становится одним из фундаментальных принципов новой философии, то в объяснении самого принципа дается первичное значение объяснения термина «мышление». Здесь таятся сюрпризы и противоречия. Декарт пытается исследовать, изолировать и дифференцировать мысль. С точки зрения фундаментальности возложенных на него функций, Декарт трактует мысль довольно широко. Мысль естественно отождествляется в определенном аспекте с пониманием, желанием, воображением, которые становятся как бы подвидами мысли. «Несомненно, все виды мыслительной деятельности, которые мы замечаем в себе, можно отнести к двум основным видам: один состоит в восприятии пониманием, другой — в определении волей. Итак, чувство, воображение, даже постижение чисто интеллектуальных вещей — все это разные виды.

У Декарта широко понятое «мышление» пока лишь неявно включает в себя то, что позже назовут сознанием. Но темы будущей теории сознания уже появляются на философском горизонте. Сознание актов — важнейшая, в свете замечаний Декарта, отличительная черта мысли, актов мысли. То, что человек наделен телом, Декарт даже не думает отрицать. Как естествоиспытатель-физиолог, он специально изучает человеческое тело. Но как метафизик он убедительно доказывает, что сущность человека не в том, что он наделен физическим, материальным телом и может выполнять чисто телесные действия и движения, подобно автомату.

Кто такой «я»?

«В составных субстанциях форма и материя известны, как, например, в человеке душа и тело».

«Но я еще не знаю достаточно ясно, — продолжает Декарт свое исследование, — что такое я сам, я, уверенный в своем существовании. Кем я считал себя раньше? Мужчина, конечно. Но что такое человек? Должен ли я сказать, что это разумное животное?». Нет, отвечает Декарт, ибо тогда нужно было бы заранее знать, что такое животное и в чем именно заключается разумность человека. Ведь, согласно методологическим воззрениям Декарта, в философскую рефлексию еще нельзя включить то, что ранее не было специально введено, объяснено, ею, этой рефлексией, то есть не было «установлено» философской мыслью. «Я знаю, что я существую, и нахожусь в поисках того, чем именно я являюсь, осознавая свое существование. Но кто я?» «Я, строго говоря, только мыслящая вещь, то есть дух, или душа, или интеллект, или разум». Хотя все эти родственные термины Декарт уточняет и различает в рамках определения сущности Я, они берутся в единстве, в относительном тождестве.

Декарт делает мысль принципом всех принципов философии и науки и тем самым проводит реформу, которая имеет глубокое и долговременное значение для человека и его культуры. Важность этой реформы: не только духовность человека, его бессмертная душа, устремленность к Богу (что было характерно для средневековой мысли) была положена в основу человеческого существования, бытия и поступков. Новизна в том, что теперь эти ценности были тесно связаны с активностью, свободой, независимостью, ответственностью каждого человека. Значение этого поворота в философствовании метко и ясно обозначено Гегелем: «Декарт предполагал, что мысль должна начинаться с самой себя. Все прежнее философствование, и особенно то, которое исходило из авторитета церкви, Декарт отбросил». «Таким образом, философия вновь обрела свою собственную почву: мышление исходит из мышления как чего-то подлинного в себе, не из чего-то внешнего, не из чего-то данного, не из авторитета, но полностью из той свободы, которая содержится в «я мыслю»».

Абстрактная философская форма, в которую была облечена эта фундаментальная реформа человеческого разума, не скрыла от современников и потомков ее поистине всеобъемлющих социальных и духовно-нравственных последствий. Cogito научил человека активно формировать свое «я», быть свободным и ответственным в мыслях и действиях и верить, что каждый другой человек также свободен и ответственен.

У Декарта было только одно определенное утверждение о существовании познавательной мысли как таковой. Но последняя содержит множество идей, некоторые из которых (математические идеи, например) имеют высокую степень очевидности как идеи разума. Таким образом, в сознании укоренилось убеждение, что существует мир, отличный от меня. Как мы можем доказать, что все это не просто идеи разума, не самообман, а что они действительно существуют? Это вопрос оправдания самого разума, доверия к нему.

Декарт решает эту проблему следующим образом. Среди идей нашего мышления есть идея Бога как совершенного Существа. И весь опыт самого человека показывает, что мы, люди, — ограниченные и несовершенные существа. Как же эта идея зародилась в нашем сознании? Декарт склоняется к единственной оправданной мысли, что идея навязана нам извне, а ее создатель — Бог, который создал нас и вложил в наши умы представление о себе как о совершенном существе. Но из этого утверждения следует необходимость существования внешнего мира как объекта нашего познания. Бог не может обмануть нас; он создал мир, который подчиняется неизменным законам и понятен нашему разуму, который он создал. Таким образом, Декарт делает Бога гарантом постижимости мира и объективности человеческого знания.

Декарт считает, что все возможные вещи представляют собой две отдельные и независимые (но не от создавшего их Бога) субстанции — психическую и физическую. Эти субстанции известны нам по их основным атрибутам; в случае тел этим атрибутом является протяженность, в случае душ — мысль. Телесная природа последовательно представлена Декартом в терминах механики. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, поддающийся математико-геометрическому расчету, подготовлен к торжеству математического естествознания.

Единство философии, математики и физики в учении Декарта

И даже Декарт, Ньютон, Лейбниц достаточно далеки от того, чтобы постичь целое в его различных частях, природе, душе и духе.

Декарт относит математику и физику к тем областям знания, в которых правила метода могут быть применены наиболее плодотворно. С одной стороны, он «математизирует» философию и другие науки (которые становятся отраслями и приложениями универсальной математики), с другой — делает их вариантами широко понимаемой «философской механики». В девятнадцатом веке механистические и математические аналогии открыли беспрецедентную функциональность, о которой Декарт и его современники и мечтать не могли. Создание и развитие математической логики и широчайшая математизация естественных, гуманитарных и, прежде всего, технических наук сделали идеал более реалистичным, а имплантация искусственных органов в человеческое тело придала гораздо больше смысла метафорам Декарта, например, что сердце — это всего лишь насос, и в целом утверждению Картезия, что человеческое тело — это машина, мудро созданная Богом.

Идеал универсальной математики не был изобретением Декарта. Он заимствовал как концепцию, так и саму тенденцию математизации у своих предшественников и передал ее своим преемникам, таким как Лейбниц. Что касается механицизма, то это недавнее явление, связанное с бурным развитием механики в галилеевской и постгалилеевской науке. Скорее, это оригинальное взаимодействие науки и философии. Однако результатом стало создание аналитической геометрии, алгебраизация геометрии и введение алфавитной символики, то есть начало реализации единого метода в самой математике.

Основы естественных наук

«Декарт дал зрение слепцам, и они увидели ошибки античности и свои собственные».

Начиная с Декарта, переориентация философской мысли, в которой центральное место занимают мысль и сам человек, приобретает классически четкий характер.

Основные «правила» взаимодействия материальных частиц Декарта таковы.

«Первое правило гласит, что каждая частица материи, взятая сама по себе, всегда остается в одном и том же состоянии, пока встреча с другими частицами не вызовет изменение этого состояния.

«Второе правило, которое я принимаю, состоит в том, что когда одно тело сталкивается с другим, оно может придать ему только столько движения, сколько теряет само в то же время, и отнять у него только столько, сколько увеличивает его собственное движение».

«В качестве третьего правила я добавляю, что, хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии, и что невозможно … произвести какое-либо движение, которое не было бы круговым в некотором роде, однако каждая из частиц тела в отдельности стремится продолжать движение тела по прямой линии».

Иногда считается, что эти «правила» являются формулировкой закона инерции и закона сохранения импульса. В отличие от Галилея, Декарт отходит от действия тяготения, которое он, кстати, также сводит к движению и взаимодействию частиц, и упоминает о направлении инерционного движения по прямой линии. Однако он говорит не о состоянии равномерного и прямолинейного движения, как его сформулировал Ньютон, а о состоянии вообще, не объясняя содержания этого термина. Декарт характеризует состояние частей материи их размером («количеством материи»), формой, скоростью движения и способностью изменять эту скорость под воздействием внешних частиц. Эту способность легко отождествить с инерцией. В одном из писем Декарта говорится: «Можно с уверенностью утверждать, что камень неодинаково склонен к новому движению или увеличению скорости, когда он движется очень быстро и когда он движется очень медленно». Говоря современным языком, Декарт утверждает, что инерция тела зависит от его скорости. В письмах Декарта содержится формулировка закона инерции, почти идентичная формулировке Ньютона, хотя, конечно, термин «инерция» отсутствует: «Я полагаю, что природа движения такова, что если тело начало двигаться, то уже достаточно того, что оно продолжает это делать с той же скоростью и в направлении той же прямой линии, пока не будет остановлено или отклонено какой-либо другой причиной».

Общей причиной движения в дуалистической концепции Декарта является Бог, который вызывает материю вместе с движением.

Заключение

В эпистемологии Декарт был родоначальником рационализма, который возник на основе его наблюдений за логической природой математического знания. Математические истины, по мнению Декарта, абсолютно достоверны и обладают универсальностью и необходимостью, вытекающей из природы самого интеллекта. Поэтому в процессе познания Декарт уделял большое внимание методу дедукции, суть которого заключается в выведении различных логических выводов и следствий из небольшого числа вполне достоверных исходных принципов и предложений. Метод дедукции зародился в Древней Греции, но только в трудах Декарта он был детально разработан и применен к естественным наукам. Декарт не отрицал индукцию; он хорошо понимал огромное значение опыта как средства познания и критерия истины.

Учение Декарта и движение в философии и естествознании, продолжившее его идеи, в истории науки получило название картезианства (от латинского произношения имени Декарта — Cartesius). Это учение оказало большое влияние на последующее развитие физики и философии, как идеалистической, так и материалистической. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом и о противопоставлении материального и идеального были основой идеализма. С другой стороны, теория природы Декарта и его универсальный механистический метод делают его философию одним из этапов материалистического мировоззрения современности.

История турецкого крестьянина не менее показательна. Он с рождения жил в деревне и никогда не видел картин и вообще ничего нарисованного. Когда он появился в городе в почтенном возрасте, ему показали изображение лошади. Он не мог видеть лошадь; он не мог понять, как плоский лист может иметь что-то общее с животным, которое он хорошо знал.

Аристотель объясняет это обобщением понятия: «Общее не может быть воспринято органами чувств, ибо оно не есть нечто определенное и не существует только сейчас, иначе оно не было бы общим. А общим мы называем то, что есть всегда и везде».

Гениальные люди гениальны в своей способности воспринимать неизвестное, описывать его, выявлять закономерности. Тогда это неизвестное становится узнаваемым для нас.

Здесь нельзя не коснуться вопроса о названии. Ум склонен давать имена вещам и явлениям. Восприняв форму, разум дает ей имя. Для нас нет ничего, что имело бы форму и не имело бы имени. Каждая мысль в уме имеет в качестве противовеса какую-то форму; в санскритской философии это даже обозначается словом намарупа — имя-форма. Одно не может существовать без другого.

Поэтому слова Аристотеля можно продолжить так: «…и нет ничего в чувствах, чего бы не было в уме».

Список литературы

  1. Р. Дескарт. Правила для руководства ума. Перевод М. Гарнцева. http://philosophy.ru/library/descartes/rukov.html
  2. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Собрание сочинений: в 2-х томах. Т. 1. М., 1989. С. 266-267.
  3. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.. 1989. С. 25.
  4. Фишер К. История новой философии. Декарт, его жизнь, труды и учение. СПб., 1994. С. 25.
  5. Декарт Р. Размышления о первой философии. С. 29. http://psylib.org.ua/books/dekar02/index.htm
  6. Carte. Размышления о Декарте http://read.newlibrary.ru/read/kart/razmyshlenija_o_dekarte.html