Для связи в whatsapp +905441085890

Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях — Спиноза и Лейбниц

Рене Декарт был основателем рационализма. Он родился во Франции в 1596 году в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Многие годы он жил в Нидерландах, где занимался научной работой. В 1649 году он переехал в Стокгольм, где и умер в 1650 году.

Главная особенность его философского мировоззрения — дуализм. Дуализм предполагает наличие двух независимых первоэлементов: мыслящей субстанции и материальной «протяженной субстанции». Первое изучает метафизика, а второе — физика.

Метафизика — это вопрос ментального, знания и бытия. Физика — Природа. В рамках его физики материя является единственной субстанцией, единственной основой бытия и познания. В то же время Декарт — идеалист в психологии, в эпистемологии, в учении о бытии. В теории познания Декарт провозглашает самую достоверную истину о существовании сознания, мысли: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В учении о бытии он утверждает, что над обоими как высшая субстанция стоит Бог.

Декарт — выдающийся естествоиспытатель. Он является создателем аналитической геометрии, ввел метод координат и имел понятие функции. Декарт ввел систему алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного движения при столкновении двух неупругих тел.

В космогонии он отстаивал идею естественной эволюции Солнечной системы; вихревое движение ее частиц он считал основной формой движения космической материи, определяющей структуру небесных тел. Мировая материя (пространство) бесконечна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью физичности.

Он сводит все качественное многообразие природных явлений к материи, тождественной пространству, и к ее движению. Движение — это результат импульса. Первоначальный импульс был дан Богом. Бог создал материю, движение и покой.

Декарт объявил ясность и уникальность мысли необходимыми и достаточными свойствами всех достоверных знаний. Критерий истинности знания, таким образом, лежит не в практике, а в человеческом сознании.

Разум — рационализм — играет главную роль в познании. Декарт считал, что только сам разум может быть источником достоверного знания. Дедукция играет очень важную роль в познании. Отправной точкой являются аксиомы. Универсальный и необходимый характер математического знания вытекает из природы самого человеческого разума.

Вооруженный интуицией и дедукцией, разум может прийти к достоверному знанию. Метод дедукции: признавать истинными только те определения, которые представляются разуму ясными и четкими, не способными вызвать сомнения в истинности; разбивать каждую сложную проблему на составляющие ее подпроблемы; методично переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать упущений в конечности исследования.

Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях - Спиноза и Лейбниц

Спиноза и Лейбниц

Бенедикт Спиноза — (1632 — 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство с идеями Декарта привело его к разрыву с иудаизмом. Его отлучили от церкви, заставили жить среди сектантов и зарабатывать на жизнь шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Он представляет монизм в форме пантеизма. Главная цель его философии — добиться превосходства над внешней природой и улучшить человеческую природу. Он развил эти идеи своих предшественников и дополнил их доктриной свободы.

Спиноза учил, что существует только одна субстанция — природа, которая является причиной самой себя. Природа — это, с одной стороны, творческая природа, а с другой — созданная природа. Как творческое существо, он является субстанцией, или Богом, что одно и то же. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхъестественного существа и растворяет Бога в природе.

Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных, тленных вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции существование обязательно следует из сущности.

Мир конечных вещей, или совокупность modus vivendi, следует отличать от субстанции. Режим — это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция едина; ее бытие исключает всякую множественность. Режимы, с другой стороны, имеют бесконечное число вариантов. Существует два вида режимов — бесконечный и вечный (атрибуты) и конечный.

Природа существует сама по себе, независимо от разума и вне разума. Бесконечный разум может постичь бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш разум не бесконечен. Поэтому он постигает природу субстанции как бесконечного только в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А атрибутов существует бесконечное множество. Материя является причиной самой себя. Субстанция лишена движения и времени, а движение — это вечный и бесконечный режим.

Человек — это существо, в котором способом продолжения жизни является тело, а способом мышления — душа. В любом случае человек является частью природы. Режим души сводится к разуму и аффектам (радость, печаль, удовольствие). Поведение обусловлено стремлением к прибыли и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на знании необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Окончил юридический факультет Лейпцигского университета. Работал придворным историографом и дипломатом.

Он открыл дифференциальное и интегральное исчисление независимо от Ньютона, изобрел счетную машину (он даже мог вычислять корни). Он изобрел и построил мельницы. Он связал вопросы техники и технологии с принципом научности.

Он развил учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяженности. Лейбниц считал, что из протяженности можно вывести только геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление … Поэтому необходимо предположить по существу такие свойства, из которых могут быть выведены основные физические свойства тел.

Материя протяжена и поэтому делима; субстанция должна быть абсолютно простой. Монада — это неделимая субстанция души, которая создает ментальный мир, из которого происходит физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют расширения. Они вечны, неразрушимы, не меняются под внешним воздействием.

Философия Декарта (картезианство)

Число — это внешнее выражение духовной сущности монады. Активность и движение — это сущность монады. Каждая монада является одновременно и причиной своей деятельности, и ее целью. Душа — это цель тела. Взаимодействие души и тела монады — это гармония, данная Богом. Бог — это абсолютная монада.

Монада является одновременно и причиной всех своих действий, и их целью. Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, поскольку монады независимы, они не изолированы: Каждая монада отражает весь мировой порядок, все множество монад. Именно поэтому Лейбниц назвал монады «живым зеркалом» Вселенной.

Понятие развития у Лейбница очень широкое. В природе все находится в развитии. Развитие — это только модификация первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни возникновения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов в непрерывности развития.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода от неорганического мира к органическому. Монады представляют собой различные стадии развития, определяемые различиями в способности к зачатию. На самом низком уровне находятся монады, имеющие темное представление (представляемое не отличается ни от себя, ни от чего-либо другого) — монады жизни (неорганической природы). Затем есть монады с нечетким представлением (они отличаются от всего остального, но не от самих себя) — монады души (животные). Высший уровень — определенное представление — монада духа (человека).

Он создал формальную логическую систему, подобную системе Аристотеля. Он попытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения являются корректными теоремами. Источником знания может быть сам разум (развитие доктрины врожденных идей).

Рене Декарт, как и Бэкон, был резким критиком схоластического наследия Средневековья и Ренессанса. В своем понимании экспериментов он намного превосходил Бэкона. Однако подход Декарта к философским проблемам во многом кардинально отличается от подхода Бэкона. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. Давайте по порядку восстановим основные положения философии Декарта.

Философская проницательность Декарта требует, чтобы он сначала установил достоверность знания. Он слишком хорошо знает аргументы скептиков по этому вопросу. Сам Декарт стремится использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методологическое сомнение не только уместно, но и в целом является эффективным приемом в научном исследовании. Однако Декарт не останавливается на методологическом сомнении; он ищет причины достоверности знания. Декарт не использует простое бэконовское утверждение о достоверности эксперимента по уже указанным причинам. Поиск должен вестись не в области эксперимента, а в другом месте — в области человеческого интеллекта, или, точнее, в духе человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к человеческому интеллекту, с философской точки зрения необходимо обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское: «Я мыслю, следовательно, я существую». Наличие рефлектирующего субъекта является основой для любой достоверности мнения. Центром и одновременно отправной точкой философии Нового века является медитирующий субъект. От принципа абсолютного человека Средневековья и принципа чувственно-материального человека эпохи Возрождения философия Нового времени пришла к концепции мыслящего человека.

Эмпирический подход

Начало современной эпохи (17 век) — это время ранних буржуазных революций, сопровождавшихся установлением новых экономических (капиталистических) условий. Знания впервые четко осознаются как производительная сила, и, следовательно, возрастает значение научных знаний.

В то же время перед философией стоит проблема становления научного знания как метода исследования природы. Требуется разработка принципов научного знания, его методов и их обоснование. Все это определяет ведущую роль гносеологии в философской проблематике эпохи.

В теории познания в XVII веке выделялись два основных направления: эмпиризм и рационализм. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был основателем материалистического эмпиризма. Эмпиризм признает чувственный опыт в качестве источника знаний. Элементарным результатом эмпирического знания является эмпирический факт, и его источником может быть как наблюдение, так и результаты эксперимента. Принцип: В разуме нет ничего, что уже не было бы в органах чувств. Он считал индукцию ведущим методом получения новых знаний.

Эмпирический подход был прогрессивным в философии, поскольку призыв опираться на опыт порывал с традицией понимания науки как просвещенного взгляда на природу и способствовал пониманию науки как средства практической человеческой деятельности, способа решения вечных проблем благосостояния человека и возрастающей власти над природой. («Знание — сила»).

Важным аспектом эпистемологии Бэкона было рассмотрение природы человеческого сознания в той его части, которая подвержена заблуждению, субъективизму, препятствующему познанию. Раскрытие их природы помогло бы освободить нас от них или объективировать процесс познания. Эти особенности сознания Бэкон назвал идолами, выделив четыре их типа с учетом индивидуально-психологических особенностей человека; с верой в авторитет, заменяющий самостоятельное изучение; с особенностями употребления слов в языке; с переносом на процесс познания и представления о природе представлений о собственной природе (отсюда телеологические заблуждения).

Эмпиризм получил развитие в Англии. Преемники Бэкона, английские философы-эмпирики Томас Гоббс и Джон Локк, разработали материалистическую доктрину общества и человека. Томас Гоббс — автор теории «общественного договора», заключенного между людьми в первобытном, «естественном» состоянии «войны всех против всех». Согласно этой теории, люди, имеющие естественные права на защиту себя и своей собственности, чтобы положить конец «войне всех против всех», передают эти права государству, которое отныне может применять только законную силу. Это материалистическое понимание государства; философ считает, что естественные права принадлежат отдельным людям, а не монархам, и что они принадлежат людям по праву рождения. Дж. Локк развивал идеи Гоббса об общественном договоре, но считал, что люди, заключающие его и передающие права государству, не могут их потерять и могут использовать в определенных ситуациях (идея неотчуждаемых прав человека). То есть Локк допускал возможность восстания народа против власти, нарушившей договор. Чтобы предотвратить узурпацию власти в одних руках, он предложил идею разделения властей в соответствии с их функциями — законодательство, исполнение и контроль. Он отстаивал материалистическое понимание сознания, отрицал возможность врожденных идей (Декарт) и считал, что ребенок рождается с пустым сознанием (tabula rasa, т.е. «чистая доска», на которой опыт оставляет следы, запечатлеваемые разумом), он по природе своей ни злой, ни добрый.

Представители рационализма

Рационализм — это философское направление, признающее разум основой человеческого познания и поведения. Основатель — Рене Декарт (1596 — 1650). Доверие к разуму — основной принцип рационализма. Доверие к разуму должно основываться на принципе очевидности знания, а это подразумевает ориентацию на роль субъективного начала в познании. Сомневаться можно во всем, кроме самого сомнения. Сомневаться может только мыслящий субъект (человек). Следовательно, я существую. («Я мыслю, следовательно, я существую»). В познании главная роль отводилась методу дедукции. В процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания, а с помощью разума, используя абсолютно достоверные логические методы, получать (выводить) новые, также достоверные знания.

В онтологии Декарта мир, созданный Богом, делится на две субстанции: духовную и материальную — первая неделима, вторая делима до бесконечности. Главное свойство первого — мысль, второго — расширение. Первая дана непосредственно сознанию, вторая — опосредованно в познании. Декарт отождествляет материю с пространством и тем самым устанавливает применимость так называемого идеального тела (или математического тела) в теоретической механике. Таким образом, каждое материальное тело одновременно становится математическим телом, обосновывая применимость математики к изучению природы.

Другой представитель рационализма Б. Спиноза (1632 — 1677) отвергает картезианское учение о двух субстанциях и признает в качестве единственного — пантеистического Бога; его фундаментальными свойствами являются мысль и протяженность. Пока они объединены в одно целое, это определяет параллельность процессов в них и возможность познания как параллельного отражения изменений в ходе.

Бенедикт Спиноза.

  1. выведена единая изостация — это природа, которая никем не создана, существует по своим законам.
  2. ввел принцип пантеизма — Бог растворяется в природе.
  3. ввел понятие модусов — в примитивном смысле это отдельные вещи, существующие в природе.
  4. человек — это сложный режим, состоящий из двух простых режимов: тела и души.
  5. атрибуты и субстанции: Расширение, мысль.
  6. вывел 3 стадии познания. Самым простым является сенсорное восприятие. Второй — сложное познание, интеллектуальное мышление и рассуждения. Высшим типом познания является интуиция.
  7. этика и свобода играют важную роль в его учении: «свобода — это осознанная необходимость».

Спиноза пытался строить свою философию на надежных исходных положениях. В качестве модели надежности он выбрал геометрию с ее аксиомами и строгим выведением теорем. Поэтому он изложил свой главный труд, «Этику», геометрическим методом. В этой композиции Спиноза сначала формулирует определения, затем формирует аксиомы, а затем доказывает теоремы, основанные на ранее сделанных определениях и аксиомах. Аксиомы рассматриваются как утверждения, истинность которых воспринимается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как логических оснований. Он выделил природу как субстанцию всех вещей.

Она является причиной самой себя. Природа рассматривается как «создающая природа» — Бог и природа сотворили. Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, только необходимость. Свобода — это знание необходимости. Мыслитель не признавал существования свободной воли человека и считал ее предрассудком. Однако человек может быть свободным, если он действует в соответствии с признанной необходимостью. В своем учении о познании Спиноза был рационалистом. Он рассматривает мир как познаваемый. Знания иерархичны. Его низший вид — это знания, полученные на основе сенсорного восприятия мира.

Второй вид — это знание, производимое разумом (характеризующееся ясностью и однозначностью, достоверностью присущих ему истин). Третий — знание, основанное на понимании, но не опосредованное доказательствами (дает истины как плод непосредственного созерцания понимания). Этика Спинозы рационалистична. Для человека важно сохранить себя, извлекая из этого пользу.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гуманизм эпохи возрождения
  2. Вещь в себе и явление
  3. Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
  4. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  5. Общая характеристика немецкой классической философии
  6. Философия нового времени
  7. Периоды развития античной философии
  8. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
  9. Принцип тождества бытия и мышления
  10. Ортегга-и-Гассет и его философия