Для связи в whatsapp +905441085890

Тест «дерево» Коха и его значение в педагогике — Методика «Дерево» (К. Кох)

Проективный графический тест «Дерево» используется в практике психологической диагностики уже давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, использовавших рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Юккерт. В особенностях образа дерева он видел отражение жизненных проблем человека. Затем, в 1934 году, Й. Шлибе собрал коллекцию рисунков деревьев, состоящую из 4519 рисунков, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от четырех до 18 лет. Его инструкции заключались в том, чтобы изобразить поочередно «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «печальное» и «умирающее» деревья. Для рисунков этого типа уже были характерны определенные черты: «замершее» дерево обычно рисовалось самым маленьким, «мертвое» — в горизонтальном положении, «счастливое» — самым большим, с поднимающейся кроной.

По мнению Й. Шлибе, на первом рисунке («только одно дерево») в наибольшей степени видны личные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются на всех рисунках.

Й. Шлибе рассматривает рисунок дерева как застывший жест, отражающий не только характерное состояние моторики, которое сильно зависит от возраста рисующего (нажим, штриховка и т.д.), но и эмоциональные реакции человека, рисующего «испуганное», или «застывшее», или «счастливое» дерево. По данным Й. Шлибе, чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще так называемая чистая экспрессия выражается в заботе о форме образа.

Как показывает анализ литературы по тесту «Дерево», инструкция и порядок применения этого теста могут быть изменены. Например, в исследовании П. Боера применялись различные инструкции. Было предложено четыре задания:

  • 1) нарисовать дерево;
  • 2) повторите первое задание;
  • 3) нарисовать лес;
  • 4) идентифицировать себя с деревом (т.е. испытуемого просили представить себя деревом, а затем нарисовать, как оно выглядит).

По мнению П. Бура, первый рисунок отражал позицию испытуемого по отношению к психологу, второй — позицию по отношению к себе, третий — его отношение к другим людям, а четвертый — личностную идентификацию.

Позже, в 1948 году, Дж. Бур разработал комплексный тест «Дом-Дерево-Человек». Важным элементом в нем был субтест «Дерево». Для его выполнения давалась следующая инструкция — «Возьмите карандаш и нарисуйте изображение дерева, какое сможете. Вы можете нарисовать любой вид дерева. После рисования психолог предлагал испытуемым ответить на вопросы: «Что это за дерево? Сколько ему лет?

Когда вы смотрите на дерево, как вы думаете, оно выше, ниже вас или на уровне вашего роста?». Эти вопросы были задуманы как «меняющие реальность».

Тест «дерево» Коха и его значение в педагогике

Методика «Дерево» (К. Кох)

В 1949 году была опубликована работа К. Коха, посвященная рисованию дерева. В его тесте испытуемого просили нарисовать три дерева любого вида, кроме хвойных (три дерева нужны для распознавания устойчивости признаков). В опубликованной работе К. Коха был проведен тщательный психологический анализ, основанный на сравнении и комбинировании признаков на рисунке. Кох интерпретировал результаты теста с психоаналитической точки зрения, придавая большое значение символизации признаков картины дерева в целом и отдельных ее деталей. Например, яблоко, нарисованное на плодовом дереве, является знаком безответной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой.

Для анализа данных теста «дерево» К. Коха использовалась следующая схема: Корона — область реального поведения; левая часть короны (ее размер); правая часть короны (ее размер); и ствол — область бессознательного поведения.

Имеются свидетельства применения схемы Дерева в клинической практике, где выделенные К. Кохом признаки представляют собой так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки методом факторного анализа.

Тест Tree валиден при использовании для диагностики умственного развития детей. Был выявлен ряд особенностей рисунка (размер и пропорции, расположение на листе бумаги и т.д.), указывающих на нарушения развития (получены статистически значимые различия между здоровыми детьми и детьми с органическими поражениями нервной системы).

Как показали наблюдения, тест Баума обычно лучше работает с маленькими детьми (дошкольного, младшего школьного возраста) и хуже с подростками и взрослыми, поскольку они уже скованы социальными стереотипами (стереотипными образами).

Цель использования этого теста: Выявление индивидуально-психологических особенностей человека, возможных личностных проблем; диагностика психического развития (у детей).

С помощью теста «Дерево» можно провести как индивидуальное, так и групповое исследование.

Материалы, необходимые для проведения опроса:

  • Стандартный лист писчей бумаги (белой или кремовой), но не глянцевой;
  • средний, не остроконечный карандаш (допускается использование стандартного набора мелков).

Процедура — психолог просит ребенка нарисовать дерево на листе бумаги.

Интерпретация — существуют различные уровни анализа результатов теста дерева. У исследователя всегда есть некоторая свобода выбора — какой тип интерпретации использовать в своей работе. Однако во всех случаях необходим критический подход, чтобы результаты интерпретации были проверены на надежность и валидность.

Экспрессивные проективные методы

Экспрессивные проекции связаны с исследованиями определенной специфики самовыражения субъектов в различных видах деятельности, в том числе и графической. А. Ребер называет экспрессивными техниками техники, в которых субъект «свободно играет («выражает») определенную роль или фантазию во время психодрамы, игровых методов и ролевых игр». Таким образом, экспрессивные методы очень тесно связаны с катарсическими методами. Л. Франк, А. Анастази, Г. Прошанский и другие, называя графические техники «свободным самовыражением», тем не менее, отделяют их от игровых приемов.

Содержание экспрессивных тестов — это специфика свободного самовыражения испытуемых, зафиксированная в графическом (рисунок) или ином (игрушка) продукте экспериментальной деятельности.

Существующая критика использования экспрессивных проективных тестов в психологической практике может быть успешно парирована, с одной стороны, авторитетом А. Анастази, который утверждает, что «большая и неструктурированная категория проективных методик включает в себя множество форм относительно свободного самовыражения. Эта характеристика позволяет использовать его как терапевтический, так и диагностический метод». Во-вторых, наличие достаточного эмпирического материала, подтверждающего относительно низкую валидность отдельных графических методов, указывает на необходимость их комплексного применения, где надежность батареи тестов достигает 0,6 и более.

В списке выразительных техник ключевое место занимают графические выражения, то есть проективные техники рисования. С.Л. Рубинштейн говорил, что сознательные и бессознательные аспекты целостной психики индивида отражаются в продукте деятельности человека. Метод изучения экспрессивных продуктов при использовании графического стимула в качестве отправной точки заключается в анализе графического продукта деятельности человека. Типы могут включать психографический и психографический анализ. Исходным графическим материалом или объектом психографического анализа является почерк, а психография — это рисунок. На первый взгляд, график — это четкий и структурированный стимульный материал. При ближайшем рассмотрении она знакома сдающему тест, но «не конкретна, так что по мере прохождения теста он может выразить свои прогнозы, перенеся их на рисунки».

Метод анализа продукта графической деятельности — это интерпретация внешних проявлений скрытых, иногда бессознательных аспектов человеческой деятельности. Таким образом, предметом экспрессивной проекции являются личностные характеристики субъектов, их субъективный эмоциональный опыт, передаваемый графическим продуктом.

Этот метод в полной мере можно отнести к категории проективных технологий, которые основаны на концептуальных подходах психоанализа. С помощью экспрессивно-проективного метода осуществляется диагностика в виде взаимосвязанного единства сфер сознания и подсознания через трехэтапный социально-психологический, психологический и психосоматический анализ.

Социальное бытие присваивается индивидом и входит в его психику. Социальные аспекты, присущие «графику», были отмечены К. Маховер, когда она писала: «Мы не можем отделить себя от соматической фиксации наших желаний, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит свое подтверждение в феномене самопрезентации в рисунке».

Анализ графической информации показал, что характеристики рисунков связаны с возрастными и интеллектуальными особенностями испытуемых. Рисунки отражают структуру и особенности личности, ее характерные черты, индивидуальный опыт, эмоции и мотивацию человека. Психографическая информация «во многом несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, репрезентативные характеристики, установки и т.д.», в которой «остается нечто специфически индивидуальное». Корреляция между психографическими особенностями патологии и нормы наблюдается даже на уровне их регистрируемого проявления у людей с пограничными нервными расстройствами. Люди с определенным типом акцентуации характера имеют своеобразную графику, как в почерке, так и в рисунках.

История создания психографического проективного теста предпочтений и его экспериментальная валидизация

В ходе многолетнего исследования (1984-2006 гг.) индивидуально-типологических характеристик личности с помощью теста «Конструктивный рисунок личности из геометрических фигур™ (TiGr, тест идеографический)» нами было обследовано более 5000 человек. В качестве метода содержательной валидизации, а также формализации основных параметров теста, включая графическое представление, описание подтипов и восьми основных типов личности, были использованы 16-факторный опросник Кэттелла и MMPI, Тесты Айзенка, Шмишека, Русалова, Собчик, Либина и Томаса, а также проективные процедуры, такие как тест цветового выбора Люшера, рисунок человека Гудинафа-Харриса, рисунок дерева Коха, рисунок человека дерева Бак-Хауса, тест Вартегга и тест А. Методология пиктограмм Р. Лурии. Р. Лурия, включая его интерпретацию в работах Б. Херсонски (1984, 1988) и Л. М. Беккера (1998, 2000). Кроме того, интерпретация основных параметров теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (ТиГр, идеографический тест) проверялась путем изучения свойств нервной системы (сила, подвижность, пластичность) и темперамента, когнитивных стилей (по методикам Виткина, Гарднера, Кагана) и психомоторных тестов, стандартизированных и проективных измерений типологических характеристик личности.

В более чем 30 000 рисунков детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет, принадлежащих к различным социально-экономическим, этнокультурным и профессиональным группам, на основе собственного эмпирического исследования были выявлены устойчивые параметры в структуре конструктивных рисунков и в соотношении типа рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических фигур, образующих подтипы. Наши данные показали, что психографические параметры изображений связаны с чертами личности разного уровня, от психофизиологического до характерологического. Основные таблицы и схемы интерпретации, представленные в краткой инструкции, более подробно описаны в полной инструкции «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур™ (ТИГР, Идеографический тест)» (см. В.В. Либин, Е.В. Либина, А.В. Либин, ЭКСМО, 2006).

Типология, основанная на предпочтении семантики основных геометрических форм, позволяет сформировать своеобразную систему индивидуально-типологических различий, названную нами Периодической системой элементов индивидуальности. Основным параметром классификации является предпочтение семантики геометрических форм, проявляющихся в формировании единого соотношения количества или узора элементов в конструктивном рисунке человека. Поэтому для определения типов использовался принцип увеличения базового признака (см. схему 2).

Для типов I, IV и VIII этой характеристикой является подавляющее преобладание (8, 7, 6) элементов одного типа в узоре по сравнению с двумя другими. Для типов II, V, VII характерным признаком является преобладание доминирующей геометрической формы в количестве, равном 5, в то время как сумма двух других форм также равна пяти. Тип III образован комбинациями предпочтительных форм на основе числового соотношения, равного (n — 1), т.е. количество одной из форм меньше на единицу по сравнению с двумя другими (например, четыре треугольника, три круга, три квадрата). Тип VI характеризуется численным соотношением элементов, где количество геометрических фигур двух типов превышает в два раза количество геометрических фигур третьего типа (например, четыре треугольника, четыре круга, два квадрата).

Проективный графический тест «Дерево»

С первой половины 19 века проективный графический тест «Дерево» встречается в практике психологической диагностики. Одним из первых исследователей, применивших рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский специалист Э. Юккерт, который увидел в особенностях образа дерева отражение жизненных проблем человека. Затем, в 1934 году, Дж. Шлибе собрал коллекцию рисунков деревьев, состоящую из 4519 рисунков, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет.

Сегодня этот тест широко используется в клинической практике, а также при оценке персонала. Согласно инструкции, необходимо последовательно представить различные деревья («простое дерево», «замороженное», «испуганное», «счастливое» и т.д.). Однако сегодня чаще используется сокращенная версия теста, когда испытуемого просят изобразить «простое дерево» (которое, по мнению Й. Шлибе, является деревом, лучше всего выражающим личностные качества человека).

Позже, в 1948 году, G. Бак разработал комплексный тест «Дом-дерево-человек». Важным элементом в нем является субтест «Дерево». В 1949 году К. Кох опубликовал работу, посвященную рисованию дерева. Он содержит тщательный психологический анализ, основанный на сравнении и сочетании признаков рисунка. Таким образом, те, кто изображает ель, обычно доминантные, активные и хорошие организаторы. Тщательно прорисованное дерево с множеством деталей — признак педантичной, аккуратной работы рисовальщика.

Вариант теста Р. Стори, который также изучал и совершенствовал этот тест в 1970-х и 1980-х годах, просит пользователей нарисовать на втором листе бумаги дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). Таким образом, предполагается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает характеристики компромисса между желаемым и действительным, так что можно выяснить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные задачи Тьюторского сопровождения
  2. Проблема школьной дезадаптации у первоклассников
  3. Классификация методов обучения по источнику знаний
  4. Система коррекционно-логопедической работы в школе
  5. Основные категории социальной педагогики
  6. Виды лекции
  7. Воспитание трудолюбия
  8. Теоретические основы и методика развития речи у детей
  9. Концепции и направления к профессионализации личности
  10. Система педагогического знания и методология педагогики