Для связи в whatsapp +905441085890

Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог — Своеобразие научной позиции де Шардена

Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в крестьянской семье в городке Сарсена в центральной Франции, в горной провинции Овернь, недалеко от города Клермон-Ферран. Для Берты и Эммануэля Тейяр де Шарден Пьер был четвертым ребенком из одиннадцати, а по материнской линии он был прямым потомком родной сестры Вольтера. Его любовь к миру природы, к ее тайнам, острое чувство ее красоты и святости, а также свобода мысли, которую он, очевидно, унаследовал от генетической ветви великого вольнодумца, были очевидны с раннего возраста. Говорят, что он исчез из дома в возрасте шести лет, до смерти напугав своих родителей. На дороге, ведущей в горы, они почти не встретили Пьера. Причина поступка соответствовала тому, что мы знаем о характере взрослого де Шардена — путешественника и натуралиста: Мальчик отправился «посмотреть, что находится внутри вулканов».

В возрасте одиннадцати лет Пьер поступил в колледж Общества иезуитов, где его обучали началам теологии, философии и естественной истории, древним и современным языкам. Здесь он заинтересовался геологией и палеонтологией. Позже он продолжил свое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси на северном побережье Франции. После окончания университета он преподавал физику и химию в иезуитском колледже в Каире. Однако молодой ученый был ограничен узкой специализацией; его привлекали широкие обобщения.

На тридцать третьем году жизни, в 1913 году, Пьер Тейяр де Шарден поступил на работу в Институт палеонтологии Национального музея естественной истории в Париже, где работал под руководством французского геолога и антрополога М.-П. Буле (1861-1942). Работа Тейяра в области палеонтологии была тесно связана с проблемой происхождения человека, и ученый снова и снова возвращался к этой волновавшей его загадке. Его дружба с аббатом Анри Брейлем (1877-1961), ведущим французским палеоархеологом и одним из пионеров в изучении палеолитического искусства, помогла Тейяру принять теорию эволюции, христианский эволюционизм. Он не был первооткрывателем христианского трансформизма, а лишь углубил связь между идеей эволюции и религиозной картиной происхождения мира.

В 1914 году началась Первая мировая война, и ученый-монах был призван в армию в качестве санитара. Его жизнь на фронте была обогащена новым опытом. Встречи с опасностью и смертью заставили его почувствовать важность и величие жизни. Он был романтиком в самом высоком и серьезном смысле этого слова; он чувствовал себя неотделимым от материи, страдал от ее разрушительности и хрупкости, но находил свое окончательное подтверждение в духе, пронизывающем природу. Для него материя была не абстрактным философским понятием, а живым материнским лоном. В 1920 году Тейяр получил докторскую степень в Сорбонне с диссертацией о млекопитающих нижнего эоцена Франции и стал профессором геологического факультета Парижского католического университета. Три года спустя он оставил преподавание ради крупной экспедиции в Азию и в течение многих лет делил со своими спутниками тяготы полевой жизни и работы. С 1923 по 1946 год Тейяр путешествовал по Китаю, Индии, Бирме, работал на Яве, а в 1931 году принял участие в так называемом «Желтом путешествии» по Центральной Азии, организованном Андре Ситроеном. Вдали от цивилизации, столкнувшись с таинственной магией первобытной природы, с языческой красотой и безмолвием гор и пустынь, он изучал пути эволюции. Одним из главных инструментов познания для него стал палеонтологический метод — изучение окаменелых останков древних организмов и их отпечатков, сохранившихся в земной коре с незапамятных времен. Странные существа жили в водах древнего океана, умирали и опускались на дно моря, чтобы через десятки и сотни миллионов лет оказаться в руках исследователя, послужить его открытиям в эволюции всего живого на земле. Так, благодаря упорному труду, за которым следовали часы глубокого просветления, формировалось мировоззрение ученого.

Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог - Своеобразие научной позиции де Шардена

Своеобразие научной позиции де Шардена

Результатом этих путешествий стало расширение антропологического и геологического кругозора Пьера Тейяра де Шардена. К этому времени он уже считался одним из самых компетентных естествоиспытателей в области палеоантропологии, внеся значительный вклад в решение проблемы происхождения человека. Самыми значительными были раскопки в Чжоукоудяне недалеко от Пекина. Здесь, в пещерах одного из курганов, где проводились раскопки и исследования, Тейяр обнаружил в 1929 году, вместе с Пэй Вэнь Чунгом и D. Черные костные останки ранее неизвестной ископаемой человеческой формы. Ему было дано название синантроп, от сина — китайский и антропос — человек. Тейяр де Шарден был первым, кто понял и оценил всю значимость этого открытия и то, как оно расширило горизонты палеоантропологии. Исследователи обнаружили многочисленные останки синантропов, сопровождаемые большим количеством костей млекопитающих. Основной культурный горизонт также содержал многочисленные следы костров и примитивных каменных орудий. Большинство исследователей считают, что Synanthropus геохронологически является самым молодым среди архантропов, его абсолютный возраст составляет около 370 тысяч лет. По морфологическим особенностям черепа и костной структуры синантроп близок к питекантропу, но несколько превосходит его по объему мозга, имеет более высокий лоб и свод черепа. Судя по форме мозговых синусов, мозг синантропа демонстрирует очевидные черты примитивности, такие как слабое развитие лобных долей, а определенная их асимметрия позволяет предположить наличие у синантропа праворукости. Находка синантропа заполнила важный пробел в ряду ископаемых людей и показала путь (увеличение и усложнение мозга, овладение огнем и орудиями труда) от предчеловеческой стадии к разумной.

Он использовал конкретные знания, полученные Тейяром во время его многочисленных экспедиций, для создания глобального взгляда на эволюционный процесс, который объединил научную и гуманитарную информацию. Во-первых, в цепи современных концепций антропогенеза ученый восстановил недостающее критическое звено между человеком-обезьяной и неандертальцем. Во-вторых, он предложил одно из самых смелых обобщений, которое учитывает эволюционный принцип во взглядах на предысторию человека и его биосоциальную природу.

Своеобразие научной позиции де Шардена было неизбежным следствием его удивительной судьбы. Вся жизнь священника-ученого проходила между двумя полюсами: с одной стороны, активная общественная работа, путешествия, исследовательская деятельность, а с другой — мир духа, где мистический монах стоял перед Христом. «Оригинальность моей веры, — говорил Тейяр, — заключается в том, что ее корни лежат в двух сферах жизни, которые обычно считаются взаимоисключающими. По воспитанию и образованию я принадлежу к «детям неба», а по темпераменту и опыту я — «дитя земли»; между ними я не воздвиг никакой внутренней перегородки». Еще одно его свидетельство: «Насколько возможно различать в моем сознании различные способы постижения реальности, я остаюсь прежде всего на позиции натуралиста, а не убежденного верующего». И еще: «Величайшим событием моей жизни было постепенное осознание двух солнц на небосклоне моей души: одно из этих светил — космическая вершина, постулируемая общей эволюцией конвергентного типа, другое светило — воскресший Иисус христианской веры». В своих работах Тейяр углублялся, по мнению клерикальных кругов, в теоретические построения спорного характера. Его эволюционизм показался им слишком радикальным. Несмотря на всемирную известность и избрание членом Французской академии, ему запретили преподавать и печатать свои работы. Более того, руководство ордена иезуитов не позволило ему получить кафедру в Коллеж де Франс.

Двойная жизнь универсума

Суть учения Тейяра де Шардена выражена в названии его главного и обобщающего труда «Феномен человека», в котором суть эволюции представлена в виде схемы «преджизнь — жизнь — мысль — выживание» (предбиосфера — биосфера — ноосфера — точка омега). Будучи католическим мыслителем, он стремился переосмыслить христианскую доктрину в русле современной науки, особенно учения об эволюции. Книга «Феномен человека» была написана во время пребывания ученого в Китае перед Второй мировой войной. Он редактировал и пересматривал ее в течение почти десяти лет, до 1948 г. Она пульсирует трепещущей и текучей природой Вселенной. Когда он говорит о Древе Жизни, реальность этого гигантского чуда, поднимающегося из темных глубин материи к свету духа, становится почти физической. Это совершенство художественной формы ставит Тейяра в один ряд с такими выдающимися мыслителями-мастерами слова, как Платон, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, В. Соловьев, М. Пришвин. Для Тейяра мир — это живой организм, пронизанный божественностью и стремящийся к совершенству. Воплощением этого притяжения является эволюция Вселенной, на вершине которой находится человек. В истоках эволюции он видит творческие силы, как бы свернутые и постепенно развернутые в ходе развития. Но когда эволюция достигает критической точки в личности человека, начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему синтезу: «…тогда, пишет он, наступит «для земного духа окончательный и венчающий»». Таким образом, Тейяр с суеверным ужасом видит то, что мы называем концом света, исходя из того, что мы читаем в Откровении Иоанна Богослова: «…и солнце стало темно, как власяница, и луна сделалась как кровь. И упали звезды небесные на землю, как смоковница, колеблемая сильным ветром, роняет недозрелые плоды свои. И небеса скрылись, свернувшись, как свиток…». Но Тейяр оценивает результат великого конца иначе: «Конец мира — внутреннее возвращение к себе всей ноосферы, достигшей одновременно крайнего предела своей сложности и своей концентрации».

Рассматривая структуру материи, Тейяр последовательно переходит к панпсихизму — взгляду, утверждающему одушевленность всех существ. Предполагая, что человек обладает «внутренним» миром, он делает логический вывод о существовании такой внутренней стороны у животных и растений и даже у объектов неживой природы. По его словам, ткань мироздания двусторонняя по своей структуре, то есть материальные объекты имеют не только внешнюю, по словам Тейльхарда, «ткань мироздания», но и нечто «внутреннее», связанное с ней. Таким образом, даже в элементарных частицах под первичным механическим слоем необходимо представить «биологический» слой, который абсолютно необходим для объяснения состояния космоса в последующие времена. Тейяр считает «радиальную» энергию основой внутреннего начала, которое тянет материю по пути усложнения до вершины зарождения жизни и человека в ней. Сознание (внутреннее) тем совершеннее, чем сложнее и высокоорганизованнее материальная структура (внешняя), лежащая в его основе. Обе энергии (физическая и ментальная) находятся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира и в целом выглядят одинаково. Однако они постоянно взаимосвязаны и каким-то образом сливаются. Эволюция предстает здесь как естественно-исторический процесс усложнения материи, поэтому Тейяр называет стадию неживой материи «преджизнью».

Рождение Человека

Геологи и геофизики придают наибольшее значение периодическим явлениям: Земная кора поднимается и опускается, моря движутся взад и вперед, горы поднимаются и подстраиваются под долины. Но у Земли когда-то должно было быть начало, — она родилась, развивалась сотни миллионов лет, и, несомненно, в какой-то момент ее ждет смерть. Поэтому, утверждает Тейяр, вокруг нас должна существовать более глубокая пульсация, чем та, которая выражается в геологических эпохах, непериодический, кумулятивный процесс, определяющий целостную эволюцию планеты как нечто необратимое и непрерывное. Именно на этой линии глубокого восхождения находится феномен жизни. «Все, что существует, достойно разрушения», — говорили древние греки. Ясно, что где-то во мраке грядущих веков человечество прекратит свое существование и что вечный поток движения Вселенной в конце концов уничтожит все следы человеческой культуры. Сама Земля однажды рассыплется в пыль космических просторов, увязнув в вечном круговороте мировой материи. Это отдаленная перспектива, к которой мы почти равнодушны. Пройдут сотни миллионов лет, родятся миллионы поколений, и миллионы других сойдут в могилу, прежде чем такая возможность появится. Но неумолимо приближается время, когда мыслящий разум на Земле уйдет, чтобы возродиться в другом месте бесконечного космоса.

Структура нашей планеты в виде сфер (литосфера, гидросфера, атмосфера) послужила отправной точкой для геохимической эволюции, которая происходила в двух направлениях: кристаллизация и полимеризация. Богатое разнообразие минерального мира образовалось в результате кристаллизации растворов и расплавов. В ходе этого процесса постоянно выделялась свободная энергия, которая приобретала способность материализоваться в синтезе, то есть физически воплощаться с поглощением тепла. В результате образовались органические молекулы, способные к полимеризации, что делало их все более сложными и крупными. Таким образом, Земля изначально, по своей природе, несла в себе преджизнь, и постепенно возникло новое неделимое — предбиосфера. Суть эволюционных идей Тейяра образно выражена образом биосферы как сферы в пространстве и одновременно как спирали в пространстве-времени, то есть как сочетание кругового и поступательного движения в «восходящую спираль». По мнению Тейяра, от бесконечно протяженной преджизни сложность росла экспоненциально, до одноклеточных организмов и далее до все более высокоразвитых многоклеточных организмов.

Жизнь начинается с клетки; здесь кроется секрет связи между миром физики и миром биологии. На уровне одноклеточных организмов нет четкого различия между животными и растениями; на уровне очень крупных молекулярных соединений исчезает определенный барьер между «живой» протоплазмой и «мертвыми» белками. Вероятно, было бы очень трудно найти материальные следы того, как микроскопическое проявляется из молекулярного, органическое из химического, живое из предживого. В биологическом пространстве-времени введение дополнительного морфологического термина или стадии должно быть выражено соответствующим удлинением оси длительности. Между зонами молекулярного и клеточного уровней, например, находится мегамолекулярная зона, содержащая белки — основу жизни. Открытие вирусов и других подобных образований заставляет нас включить эпоху «субжизни» в ряд эпох, составляющих прошлое нашей планеты. Сколько времени потребовалось мегамолекулярному миру, чтобы обосноваться на Земле? Вероятно, для формирования белков (мегамолекул) на поверхности Земли потребовалось больше времени, чем многие геологические эпохи. Это углубляет пропасть прошлого, которую мы хотим сократить, а наука своими открытиями заставляет нас растягивать ее все шире и шире. Сама клетка остается такой же загадочной, такой же таинственной для нас, как и прежде. Как и все остальное, клетка может быть лучше понята только в том случае, если ей удастся занять свое место между прошлым и будущим в линии эволюции.

Происхождение человека

В природе нет ничего более нежного и мимолетного, чем начало. Повсюду — в культуре, в лингвистике, в биологии — время, как резинка в руках художника, стирает каждую бледную линию на рисунке жизни. Это относится и к происхождению человека. Э. Геккель назвал вопрос о происхождении человека «вопросом всех вопросов». Приоритет в разработке теории происхождения человека от обезьян, несомненно, принадлежит К. Фогту, который тщательно сравнил анатомию (особенно головного мозга) обезьян и человека и установил существовавшую когда-то переходную форму между приматами и Homo sapiens. К. Фогт выразил свое обобщение формулой: «В теле человек есть, в уме он обезьяна», которую Э. Геккель перефразировал словами «Человек-обезьяна не говорит», подтверждается. Сегодня мы, наверное, сказали бы это другими словами: морфологически — человек, но по физиологии высшей нервной системы — на уровне первой сигнальной системы.

Человек пришел в мир бесшумно, настолько бесшумно, что когда мы начали замечать его по неизгладимым следам каменных орудий, выдававших его присутствие, он уже захватил весь Старый Свет. Он уже добывает огонь, говорит и живет в группах.

Из двух известных нам нижнечетвертичных ископаемых людей мы сосредоточились на Pithecanthropus с Явы и Sinanthropus из Китая. Анатомически оба уже приняли отчетливо человеческую форму, а стойка на двух ногах освобождает передние ноги. Синантропы били камни и добывали огонь. Около 60 000 лет назад они исчезли; неандертальцы колонизировали поверхность земли, обладая универсальным мозгом и неоспоримыми свидетельствами захоронения. Над неандертальцем появляется Homo sapiens, который, движимый климатическими или психическими потрясениями, совершил внезапное вторжение. Его юношеская мысль уже выгравирована на стенах пещер. В художниках того далекого прошлого мы находим наблюдательность, воображение, восторг от творчества — те цветы сознания, которые способны не только отражать, но и прекрасно отражать самих себя. Но, как отмечал В.И. Вернадский, «Homo sapiens не есть конец творения, он не есть обладатель совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, у которых было прошлое и, несомненно, будет будущее, у которых был менее совершенный мыслительный аппарат, чем у него, и будет более совершенный, чем у него.

Антропологические исследования не обходятся без курьезов, связанных с именем Тейяра де Шардена. Б.Ф. Поршнев приводит интересную историю пилтдаунского подлога, якобы совершенного молодым иезуитом, жившим в те годы в Сассексе. Речь пойдет о костях «эоантропа» («утреннего человека»), найденных в 1909-1912 годах в карьере в Пилтдауне в Англии. История науки знает много подделок, но эта — из числа несравненных. Это было совершенно альтруистично и необычайно умно. Кто-то придумал «пилтдаунского человека» из мозговой части черепа настоящего человека и нижней челюсти шимпанзе. Самый древний житель Англии (первый англичанин) еще ел как обезьяна, но уже думал как человек! Превращение обезьяны в человека началось с разума, а не с физической морфологии. В этой истории поражает компетентность автора в области геологии и сравнительной анатомии, а еще больше — глубина его философской мысли. Между обезьяной и человеком не может быть ничего: только чудо возникновения и развития человеческого разума в теле обезьяны. Подделка была разоблачена только через 50 лет.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мультикультурализм
  2. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  3. Диоген, философ-киник
  4. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
  5. Гносеология Гоббса
  6. Любовь, брак, семья
  7. Лосский Н. И его философия
  8. Эволюция представлений о бытии
  9. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
  10. Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности