Для связи в whatsapp +905441085890

Типы ассоциаций — Ассоциативная психология Д. Гартли

Психология — это наука о законах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, действий, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов, но и неотделимы от них. Слово «психология» впервые появилось в западноевропейских текстах в 16 веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мысли. Методологической основой развития психологии являются материалистические и идеалистические течения в философии. Понятия «душа» и «психика» по сути одинаковы.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душа» считается феноменом, порожденным особой высшей сущностью.

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Считается продуктом деятельности мозга.

Аристотель считается основоположником психологии как науки. Он написал первый курс психологии, который назывался «На душу». Аристотель открыл новую эру в понимании души как объекта психологического знания. По мнению Аристотеля, душа — это не самостоятельная сущность, а форма, организационная форма живого тела.

Аристотель основал свою школу на окраине Афин и назвал ее Лицеем. «Правильно думают те, — сказал Аристотель своим ученикам, — которым кажется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическая доктрина Аристотеля была основана на обобщении биологических факторов. В то же время это обобщение привело к трансформации основных объясняющих принципов психологии: организации развития и причинно-следственной связи. Именно Аристотель в течение полутора тысячелетий доминировал в пытках.

Психология как наука формировалась на протяжении многих веков и до сих пор продолжается. В нем нет догм и констант. Взгляды на науку о душе изменились со временем. Попробуем проследить возникновение психологии на протяжении почти трех столетий, начиная с Ренессанса.

Типы ассоциаций - Ассоциативная психология Д. Гартли

Ассоциативная психология Д. Гартли

С XVII века начинается новая эра в развитии психологических знаний. Тело человека и тело животного сейчас рассматриваются как сложные машины, но идея о том, что функционирование тела человека, в отличие от тела животного, регулируется не органическими потребностями, а душой, сохраняется.

Попытка воссоединить тело и душу человека, которые были разделены дуалистической доктриной, была предпринята голландским философом Б. Спинозой. В то же время он ввел принцип детерминизма, универсальной причинно-следственной связи и научной объяснимости всех явлений. Она вошла в науку в виде следующего высказывания: «Порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей».

В XVIII веке выходят в свет труды немецкого ученого Лейбница, в которых содержатся первые представления о бессознательном и его связи с сознанием.

В следующем, в XVIII. Век, появились две доктрины, которые предопределили развитие психологии как науки на долгое время. Это эмпиризм и сенсационность. Первое представляло собой учение о внутреннем переживании и законах его присвоения человеком, о примате переживания над разумом, а второе — о примате сенсорного знания над рациональным. Обе философские доктрины отрицали существование врожденных и незыблемых идей и постулировали их эмпирическое происхождение и возможность развития.

Основателем эмпирической психологии, то есть психологии как науки внутреннего опыта, был английский философ Джон Локк. Его имя связано с учением о том, что человек от рождения является «чистым листом, на котором время может написать любую письменность». Важность этой доктрины заключается в утверждении идеи о том, что человек не имеет врожденных способностей, возможности их развития в течение своей жизни.

Параллельно продолжает развиваться идеалистическая доктрина души. Возникает понятие рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.

В научно-психологический дискурс вводится понятие ассоциации как относительно простого, но универсального механизма формирования и приобретения опыта. Затем это понятие становится центральным для понимания основных психических процессов, от сенсации к мысли. Новая доктрина, основанная на ассоциациях, называется ассоциационизмом.

Ассоциированная психология — это психологическая дисциплина, в которой ассоциация признается единицей анализа психики. Ассоциация прошла ряд этапов своего развития.

  • Идентификация ассоциации как объясняющего принципа для отдельных психических явлений, особенно для процессов памяти.
  • Этап классического ассоциативизма, на котором создавались целостные концепции психики, понимавшейся как система механических связей между психическими элементами, рассматривался как ощущения и представления.
  • Этап экспериментальной и практической ассоциативности, характеризующийся попыткой ввести фактор активности субъекта в базовое понятие.

D. Гартли, важнейший представитель ассоциативности XVIII века, объединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Ассоциация выражалась в следующем: внешнее действие, вызывающее рефлексивную реакцию, фиксируется в виде следов памяти — ассоциаций; частое повторение соответствующего действия приводит к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Его книга «Наблюдения за человеком» положила начало классическому объединению.

Его попытка вывести человеческое поведение из материальных принципов приближает доктрину Гартли к картезианской психофизиологии. Напротив, причинно-следственный анализ перехода от элементарных познавательных и двигательных действий к самым сложным не оставлял места для души, отражения или других внетелесных сил. Декарт полагался на собственную физику, Гартли — на ньютоновскую.

Кроме Ньютона, укажем на другие истоки доктрины Хартли, откуда исходит все мощное и разветвленное течение ассоциативизма. На Спинозу повлияла идея эквивалентности ментального и физического, неотделимости одного от другого; на Локка — вывод высших интеллектуальных явлений из элементарных сенсорных; на Лейбница — отделение ментального от сознательного. Гартли также опирался на достижения в области медицины и нейрофизиологии при определении уровня активности. Все эти идеи были взяты на вооружение в его психологической системе под влиянием его великой, но нереалистичной социальной цели: контролировать человеческое поведение для формирования устойчивых морально-религиозных идей и тем самым улучшать общество.

Гартли считал себя противником материализма. Такое отношение определялось особенностями идеологической и политической жизни Англии 18 века. Хотя его концепция содержала теологические компоненты, ее материалистическое ядро не вызывает сомнений. Он вывел законы менталитета не из себя, а из процессов материального взаимодействия.

Гартли отметил, что именно оптика и элементы Ньютона привели его к его основной идее — доктрине вибрации, на которой базируется теория ассоциации. Нервная система — это система, управляемая физическими законами.

Соответственно, продукты ее деятельности были включены в строго причинно-следственный ряд, ничем не отличающийся от воздействия причин во внешнем, физическом мире. Эта серия была посвящена поведению всего организма от восприятия вибраций во внешней среде, через колебания нервов и мозговой субстанции, до вибраций в мышцах. Таким образом, как и у Декарта, объектом объяснения было поведение всего организма, а не отдельных его органов или частей. А поскольку психические процессы признавались неотделимыми от их физиологической основы, то и они ставились в определённую зависимость от природы вибраций.

Хартли разделил все нервные вибрации на два вида: большие и маленькие. Маленькие появились в белом веществе головного мозга в виде миниатюрных копий больших колебаний в черепных и спинных нервах. Доктрина малых вибраций объясняла происхождение идей в их отличии от ощущений. Поскольку первичные колебания в нервной системе, возникающие под воздействием «пульсации» внешнего эфира на нее, считались большими, то «внутренний мир» идей действовал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с внешним миром. Созданные однажды малые колебания сохраняются и накапливаются, образуя «организм», который опосредует последующие реакции на новые внешние воздействия. Это делает тело, в отличие от других физических объектов, системой обучения с собственной историей.

Основа обучения, память, способна сохранять и воспроизводить следы предыдущих действий. Для Гартли память является фундаментальным свойством нейронной организации, а не специфическим ментальным процессом. Вибрационная неврология мнемических процессов Гартли», — отмечает американский историк науки Кляйн, — «не так чужда взглядам нейрофизиологов ХХ века». Не менее ошибочными были бы два предположения: а) предположить, что система Гартли является прямым переводом естественнонаучной гипотезы в психологию с целью выведения психологических законов из физических; б) предположить, что колебательная гипотеза была заимствована из физики, чтобы проиллюстрировать закономерность, установленную за ее пределами, и придать этой закономерности видимость чисто естественнонаучного обоснования. Гартли решал проблемы, которые возникали не из оптики или механики, а из логики развития категориальной структуры психологии. Важнейшей из этих задач была трансформация концепции ментального как тождественного совокупности сознательных феноменов субъекта, т.е. картезианско-локеанской концепции сознания.

Ассоциативные процессы Хьюма

Механизм и сенсационность были нарушены особым образом в субъектно-идеалистических доктринах Беркли и Хьюма. Если с Локком «идеи ощущения» служили посредниками между сознанием и физическим миром, то с Беркли и Хьюмом они становились объектами, за пределами которых не существовало никакой другой познаваемой реальности.

Реально только то, что дается сознанию в виде непосредственно воспринимаемых явлений. Из этих Беркли и Хьюма надеялись вывести мир ньютоновской механики.

Этот мир движется в пространстве, существующем вне и независимом от сознания. Беркли начинает с анализа понятия физического пространства, чтобы доказать его происхождение от сознания. Реальность, захваченная ощущениями, отождествлялась с самими этими ощущениями. В работе «Новая теория видения» Беркли противопоставил геометрическое пространство сенсорным знаниям о пространственных отношениях. Такие знания, по мнению Беркли, состоят из разных ощущений — чисто зрительных, мышечных, тактильных. Отношения между ними создают расширенный мир, который воспринимается как объективно заданный.

Анализ сенсорных признаков, необходимых для построения образа вещи, ее формы, движения и т.д., затрагивал особенности восприятия, мало исследованные в более ранних теориях, но этот анализ служил субъективно-идеалистической доктрине Беркли, которая esse percipi. Философская концепция Беркли, возрожденная в форме мачизма, оказала огромное влияние на западноевропейскую и американскую психологию в период империализма.

Дэвид Хьюм, занявший последовательно скептическую позицию, провозгласил опыт единственным объектом знания. Он отверг отражение как источник знаний. Когда мы смотрим прямо в себя, — писал он в своем «Исследовании человеческого знания», — мы не получаем никаких впечатлений ни о сущности, ни о причинности, ни о каких-либо других понятиях, которые, как учил Локк, должны были быть выведены из размышлений. Единственное, что мы воспринимаем, это ряд восприятий, следующих друг за другом. Опыт, по мнению Хьюма, состоит, во-первых, из впечатлений, чувств, эмоций, а во-вторых, из «идей» — копий впечатлений.

«Идея чувств» Лока была двойной по своей природе. Это означало как отношение к внешнему объекту, так и содержание сознания. Хьюм изменил концепцию Локкана. Он выделил два класса явлений в самом сознании, устранив, таким образом, вопрос о соответствии изображения внешнему объекту. Впечатления и идеи отличаются субъективными характеристиками: яркостью, силой и другими качествами, о которых сообщает только самоанализ. Идеи зависят от впечатлений и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом потоке «идей», по мнению Хьюма, нет необходимости. Вера в необходимость, однако, является результатом привычки, которая учит нас, что за одним явлением обычно следует другое.

Ассоциация не является, как Хоббс, Спиноза и другие заставили бы нас поверить, продуктом причинно-следственной связи. Напротив, по мнению Хьюма, мысль о том, что такая связь существует, является продуктом ассоциации.

Из картины Хьюма хода ассоциативных процессов исчезают не только объекты реального мира, но и реальный субъект, целостная и активная человеческая личность, чьи действия сами по себе могут восстановить отношения вещей. Осталась динамика психических «атомов».

В то же время возникает учение о способностях души, которое в определенном смысле противопоставляется ассоциативизму. В то время как ассоциационизм утверждает, что вся психика состоит из ассоциаций, новая доктрина утверждает, что душа обладает свойствами, присущими ей, т.е. способностями, которые не могут быть сведены к ассоциациям или выведены из них.

Начиная с 18 века, учение о психике стало ассоциироваться с мозгом. Это было непосредственно связано с достижениями в изучении физиологии мозга, в частности, центральной части мозга. Англичанин Карл Белл и француженка Ф. Магенди обнаружила два типа нервных волокон: чувствительные и моторные. Физиологически обоснована идея рефлекса, сформирована конкретная научная концепция о строении рефлекторной дуги. Из философской концепции и гипотетической конструкции рефлекс трансформируется в материальный биологический факт. В то же время растет критическое отношение к возможности использования рефлексов для объяснения сложных психологических явлений. Выход предлагается российским физиологом И.М. Сеченовым в его книге «Мозговые рефлексы», в которой впервые рефлексивно интерпретируются основные психические процессы и явления. И.М. Сеченов пишет, что все действия сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по характеру их формирования, происхождения, строения и функционирования. То, что представлено в виде образов, мыслей, чувств и идей, является ничем иным, как индивидуальными моментами интегральных рефлексивных действий. В них психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.

Проблема креативного мышления в ассоциативной психологии

Ассоциированная психология вряд ли смогла объяснить не только законы творческого мышления, но даже процесс сознательного мышления, поскольку не учитывала тот важный факт, что этот процесс на каждом этапе определяется соответствующим отраженным содержанием проблемы, для решения которой он происходит.

Процесс взаимодействия между содержанием проблемы, отраженным в сознании и мыслительным процессом, вплоть до момента ее решения, становится все более сложным.

Обычно такие трудности возникают тогда, когда решение сложной задачи достигается внезапно, т.е. интуитивно понятным способом.

В более простых случаях, до середины процесса решения проблемы, эта связь усложняется, но затем она начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет свое решение подсознательному и бессознательному уровням психики.

Интуиция — это знание, которое возникает без понимания субъектом способа и условий его приобретения, которое он имеет в результате «прямой проницательности».

Интуиция рассматривается как специфическая способность «полного понимания» состояния проблемной ситуации и как механизм творческой деятельности.

Представители ассоциативной психологии не могли воспринимать диалектическую связь между отраженным содержанием решаемой проблемы и мыслительным процессом, который, по сути, является обратной связью. Однако следует отметить, что законы ассоциаций, установленные ассоциативными психологами, являются величайшим достижением психологической науки 10 века. Единственная проблема — как интерпретировать эти законы.

Кратко рассмотрим основные моменты ассоциативной психологии. Важнейшей причиной его неспособности должным образом решать проблемы мысли является абсолютизация рациональной стороны мысли, интеллектуализма.

Фундаментальный закон объединения идей в своей психологической формулировке гласит, что «каждая идея либо порождает идею, подобную ей по содержанию, либо идею, с которой она часто возникала одновременно; принципом внешней ассоциации является синхронность». Принцип внутреннего — схожесть».

Сложные умственные процессы

Объясняя сложные ментальные процессы, этот представитель ассоциативной психологии отмечает четыре фактора, определяющие ход репрезентаций в человеке:

  • Ассоциированная близость — все виды ассоциаций и законы их деятельности;
  • Отчетливость различных конфликтующих образов памяти;
  • Чувственный тон изображений;
  • Созвездие представлений, которое может быть крайне изменчивым.

Козел ложно абсолютизирует ассоциативную функцию мозга, утверждая, что «наше мышление регулируется законом строгой необходимости», поскольку предыдущее состояние коры головного мозга определяет его последующее состояние.

Ассоциированные отрицают психофизическое единство и утверждают, что ниже порога сознания могут происходить только физиологические процессы, которые никак не связаны с психическими процессами. Следует также отметить основные недостатки членов ассоциации:

Отсутствие в целом правильного отношения:

  • Детерминирование мыслительного процесса, т.е. «Проблема детерминирования, характерная для психологии мысли, заменяется другой проблемой: как связи между уже данными элементами определяют воспроизведение этих элементов».
  • Роль проблемной ситуации в этом процессе;
  • роль анализа и синтеза;

Ассоциативный принцип объяснения психических явлений, если не абсолютизированный, может играть большую роль в понимании закономерностей мысли, особенно «бессознательного», когда субъект уже не находится в прямом диалектическом взаимодействии с содержанием проблемной ситуации.

Например, ассоциационист А. Бен выразил ценные мысли:

  • для творческого мышления необходимо радикально изменить точку зрения на изучаемый предмет;
  • что известному факту успешного творчества могут дать рациональное объяснение молодые ученые, еще не обладающие энциклопедическими знаниями в этой области.

Однако основные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не позволяли ей изучать сложные психические явления, особенно интуицию. Она признавала только «сознательное мышление», подчиняющееся ассоциативным законам. Таким образом, вклад ассоциативной психологии в изучение творческого мышления незначителен.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ассоциальное поведение — Ассоциальное поведение как психический феномен
  2. Взаимосвязь самооценки и пищевой зависимости среди молодежи
  3. Средства общения в психологии
  4. Журналы по психологии
  5. Детско-родительские отношения
  6. Луиза Карловна Шлегер, русский и советский педагог
  7. Когнитивная нейропсихология
  8. Особенности качества жизни людей с разным уровнем жизнестойкости
  9. Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии
  10. Групповой психолог