Для связи в whatsapp +905441085890

Типы мировоззрений — Исторические типы мировоззрения

Термин философия (от греч. philio — любовь и sofia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые был использован древнегреческим философом Пифагором (580-500 гг. до н.э.). Закрепление термина в европейской культуре связано с Платоном (427-347 гг. до н.э.). Долгое время содержанием философии было синкретическое (нерасчлененное) человеческое знание о мире и его устройстве, природе и месте человека в мире. Впоследствии идеи о природе и предмете философии развивались на протяжении всей ее истории. Сегодня преобладает взгляд на философию как на вид мировоззрения.

От мифологии и религии философия унаследовала мировоззренческий характер, весь комплекс вопросов о происхождении мира в целом, человека и его места в мире, все позитивные знания, накопленные человечеством за многие века. Но решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии уже началось с другой точки зрения — с точки зрения разума. Это было размышление человечества о мире и своем собственном положении в нем. Рефлексивность является существенной и наиболее важной чертой философии как формы интеллектуального исследования мира.

Второй специфической чертой философии является способность решать философские проблемы с позиции разума, интеллекта. Рефлексия (от лат. reflexio — размышление) — размышление, полное противоречий и сомнений; анализ своего психического состояния, размышление над своими представлениями о мире и своем месте в нем. Размышление — это своего рода размышление о размышлении.

Итак, философия — это теоретически сформулированное мировоззрение, система общих теоретических взглядов человека на мир в целом. Другими словами, философия — это автобиография человека, написанная им самим и вобравшая в себя всю мудрость веков.

Мировоззрение составляет основу философии. Структура мировоззрения включает четыре уровня отношений человека с миром и четыре компонента.

Мировоззрение — это конкретно-историческое состояние сознания, выражающее наиболее общее и целостное отражение в сознании человека мира и его отношения к действительности.

Мировоззрение может быть разным по форме и содержанию. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии развития общества, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство Вселенной, происхождение природных явлений, животных и людей.

Миф — это не выдумка, не плод воображения, не легенда, напоминающая о событии, которое когда-то произошло. Миф — это особый символический язык, на котором человек с незапамятных времен говорит о том, что для него наиболее важно. Древний человек не отличался абстрактным мышлением — они мыслили образами и картинками. Другими словами, они прибегли к созданию мифов.

Помимо профессиональных навыков, знаний и эрудиции, столь важных для решения конкретных проблем, каждому из нас необходимо нечто большее. Это требует широкого кругозора, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Также важно понимать смысл и цель наших поступков, нашей жизни: почему мы делаем то или иное, к чему стремимся, что это дает людям. Такие представления о мире и месте человека в нем, если они могут быть как-то поняты или даже сформулированы, называются мировоззрением.

Типы мировоззрений - Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

  • мифологический;
  • религиозный;
  • философский;
  • научный;
  • обычное дело;
  • гуманистический.
  • Мифологический

Мифологическое мировоззрение (от греч. μ?θος — сага, легенда) основано на эмоциональном и образном подходе к миру. В мифе эмоциональная составляющая мировоззрения преобладает над рациональными объяснениями. Мифология вырастает из человеческого страха перед неизвестным и непостижимым — явлениями природы, болезнями, смертью. Поскольку человечество еще не имеет достаточного опыта, чтобы понять истинные причины многих явлений, их объясняют с помощью фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность идей, сформированных в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология связана с язычеством и представляет собой совокупность мифов, характеризующихся одухотворением и антропоморфизацией материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение сочетает в себе священное (тайное, магическое) и профанное (общедоступное). Она основана на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религия, в отличие от более гибкого мифа, характеризуется жестким догматизмом и хорошо разработанной системой моральных предписаний. Религия пропагандирует и поддерживает то, что она считает правильными образцами морального поведения. Значение религии в объединении людей велико, но ее роль амбивалентна: она объединяет людей одной конфессии, но часто разъединяет людей разных вероисповеданий.

Философский

Философское мировоззрение определяется как мировоззрение, основанное на теории систем. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, систематичность, высокая степень обобщения. Главное отличие философского мировоззрения от мифологии заключается в высокой роли разума: в то время как миф полагается на эмоции и чувства, философия опирается в основном на логику и доказательства. Философия отличается от религии допустимостью свободной мысли: можно оставаться философом, критикуя все авторитетные идеи, тогда как в религии это невозможно.

Философия (φιλ?α — любовь, желание, жажда + σοφ?α — мудрость → др. греч. φιλοσοφ?α (буквально: любовь к мудрости)) — форма мировоззрения, а также форма человеческой деятельности и определенный вид знания, теории или науки. Философия как дисциплина занимается изучением наиболее общих черт и основных принципов реальности (бытия) и познания, человеческого существования, отношений между человеком и миром.

Философия (как особая форма общественного сознания или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемую «эпоху оси» (термин Ясперса), откуда затем распространилась по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, то можно говорить о бытовом, религиозном, научном и гуманистическом мировоззрениях.

Повседневность

Повседневное мировоззрение основано на здравом смысле и житейском опыте. Такое мировоззрение формируется спонтанно, в процессе житейского опыта, и его трудно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои представления о мире на основе четких и стройных систем мифологии, религии, науки.

Структура мировоззрения

Гуманистический

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности каждого человека, его права на счастье, свободу и развитие. Формула гуманизма была сформулирована Иммануилом Кантом, который сказал, что человек может быть только целью, а не средством для другого человека. Аморально эксплуатировать людей; необходимо приложить все усилия, чтобы помочь каждому человеку раскрыть и реализовать себя.

Мировоззрение — это система идей, ценностей, норм, моральных установок и убеждений, которые приводят к определенному способу восприятия повседневной реальности. Мировоззрение состоит из элементов, принадлежащих всем формам общественного сознания; важную роль играют философские, научные, политические, а также моральные и эстетические взгляды. Научные знания, входящие в систему мировоззрения, служат для ориентации индивида или группы в окружающей их социальной и природной действительности; кроме того, наука рационализирует отношения человека с действительностью и освобождает его от предрассудков и заблуждений. Моральные принципы и нормы служат регулятивным показателем человеческих отношений и поведения и, наряду с эстетическими взглядами, определяют отношение к окружающей среде, формы деятельности, их цели и результаты. Во всех классовых обществах религия также играет важную роль в формировании мировоззрения.

Философские взгляды и убеждения составляют основу всей мировоззренческой системы: именно философия выполняет функцию обоснования мировоззренческих установок; она придает теоретический смысл собранным данным науки и практики и пытается выразить их в виде объективной и исторически обусловленной картины действительности.

В мировоззрении выделяются два уровня:

  • Повседневность;
  • теоретический.

Первая формируется спонтанно, в процессе повседневной жизни, вторая возникает, когда человек подходит к миру с позиции разума и логики. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система наиболее общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем, раскрывающая различные формы его отношения к миру.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

  • когнитивный компонент. Он основан на обобщенных знаниях — бытовых, профессиональных, научных и т.д. Она представляет собой конкретно-научную и универсальную картину мира, в которой систематизированы и обобщены результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления конкретного сообщества, народа или эпохи.
  • ценностно-нормативный компонент. Она включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, инструкции к действию и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения заключается не только в том, что человек опирается на определенное социальное знание, но и в том, что он руководствуется определенными социальными регуляторами. Система ценностей человека включает в себя представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — самая важная ценность человека, безопасность человека — тоже большая ценность и т.д. Ценностное отношение человека к миру и самому себе формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине которой находятся некие абсолютные ценности, воплощенные в определенных общественных идеалах. Социальные нормы, то есть моральные, религиозные, правовые и другие нормы, регулирующие повседневную жизнь отдельного человека и всего общества, возникают в результате устойчивой и повторяющейся оценки отношений человека с другими людьми. Сильнее, чем ценности, они содержат императивный, обязательный момент, предписание вести себя определенным образом. Нормы — это средства, с помощью которых то, что представляет ценность для человека, приближается к его практическому поведению.

Исторические формы мировоззрения

  • эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы воплотились в практические действия и поступки, необходимо их эмоционально-волевое усвоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки готовности к действию. Эта цель формируется в эмоционально-волевом компоненте мировоззренческого компонента.
  • Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений и установок, а реальная готовность человека к определенному типу поведения при определенных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение было бы крайне абстрактным и неконкретным. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проецирует и стимулирует определенный тип поведения. Исходя из вышесказанного, можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение человека находится в постоянной эволюции и состоит из двух относительно независимых частей: Мировоззрение (мировосприятие) и миропонимание. Мировоззрение связано со способностью человека воспринимать мир на сенсорно-визуальном уровне, и в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека. Важность мировосприятия заключается в том, что оно служит основой для формирования интересов и потребностей человека, системы ценностных ориентаций и, соответственно, мотивов деятельности.

Для качественной характеристики мировоззрения необходимо иметь не только знания, но и убеждения. Если знания — это в основном содержательные компоненты мировоззренческой системы, то убеждения предполагают моральное и эмоционально-психологическое отношение как к знаниям, так и к самой действительности.

Универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда думает о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему есть жизнь и смерть; как относиться к другим людям и природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая социальная группа и, соответственно, каждый человек имеет более или менее ясное и точное или смутное представление о решениях вопросов, волнующих человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельного человека. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, человек на основе имеющегося у него мировоззрения вырабатывает и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общей структуре, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Как сложное психическое явление, мировоззрение включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, моральные нормы, эстетические взгляды и т.д. Мировоззрение — это отправная точка и активный ментальный фактор освоения и преобразования человеком мира. Философия как мировоззрение интегрирует и обобщает все идеологические установки, сформированные в сознании человека из различных источников, придавая им целостную и законченную форму.

Философия как мировоззрение

Философское мировоззрение, исторически сформировавшееся в связи с развитием самого общества. Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира. Религиозное мировоззрение, как и мифология, является фантастическим отображением реальности и отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль во Вселенной и в жизни людей.

Философия как мировоззрение — качественно новый тип. Она отличается от мифологии и религии своей ориентацией на рациональное объяснение мира. Самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало свой мировоззренческий характер от мифологии и религии, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственным и образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения представляет собой, как правило, логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлением к теоретическому обоснованию детерминаций и принципов.

В основе этой типологии лежит знание, которое является ядром мировоззрения. Поскольку наука является основным способом получения, хранения и переработки знаний, типология мировоззрения основывается на специфике отношения мировоззрения к науке:

  • Мифология — донаучное мировоззрение;
  • Религия — ненаучное мировоззрение;
  • Философия — научное мировоззрение.

Эта типология довольно условна.

Все перечисленные исторические формы мировоззрения дошли в определенных проявлениях до наших дней и продолжают присутствовать (трансформироваться) в художественной литературе, обычаях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, бытовых представлениях.

Уже в исторические времена люди создавали представления об окружающем их мире и о силах, которые управляют миром и людьми. Материальные остатки древних культур, археологические находки свидетельствуют о существовании этих взглядов и представлений. Самые ранние письменные памятники ближневосточных регионов не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: Здесь нет ни проблемы бытия и существования мира, ни честности в вопросе о способности человека познать мир.

Миф — это одна из форм, в которой человек выражает свое реальное отношение к миру на начальном этапе и опосредованное понимание социальных отношений определенной целостности. Это первый (хотя и фантастический) ответ на вопросы о происхождении мира, о смысле естественного порядка. Она также определяет цель и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое представление мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, характеризуется антропоморфизмом, персонифицирует силы природы. Но она также содержит сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных в результате многовекового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в каком он существовал в первобытной общине, то есть в своей первоначальной живой форме, — это не история, которую рассказывают, а реальность, которую проживают. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, для санкционирования определенного рода верований и поведения. В период господства мифологического мышления не было необходимости приобретать специальные знания.

Миф, таким образом, это не оригинальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление явлений природы и коллективной жизни. Будучи самой ранней формой человеческой культуры, миф сочетает в себе зачатки знаний, религиозных верований, моральной, эстетической и эмоциональной оценки ситуации. Если мы можем говорить о познании в связи с мифом, то слово «познание» здесь имеет значение не традиционного приобретения знаний, а мировосприятия, чувственного сопереживания.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Немецкая классическая философия
  2. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
  3. Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
  4. Вопросы демографии
  5. Жан-Жак Руссо и его философия
  6. Современная философия
  7. Индивид, индивидуальность, личность
  8. Пространство и время в философии
  9. Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
  10. Анаксимандр, древнегреческий философ