Для связи в whatsapp +905441085890

Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов — Психологическая природа мыслительного процесса

В настоящее время изучение мысли является одной из основных задач психологов. Это связано с изначальной постуляцией единства сознания и связей между его индивидуальными связями. Первоначально изучение мысли приписывалось в большей степени философам и другим наукам, которые так или иначе взаимодействовали с ней. Мысль была в категории чего-то идеального, а также материала.

Установив границы, психология начала изучать мыслительный процесс как материальный. Психология рассматривает мышление не как проявление ума, а как процесс деятельности, который разворачивается с помощью системы языка, и только после этого приобретает некие коагулированные формы, и таким образом принимает характер внутренних психических операций. Мы считаем, что сегодняшнее исследование мышления требует более тщательного изучения и анализа, что объясняется развитием всех ветвей человеческого бытия и еще более быстрым развитием в будущем. Человеческая жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы.

Появление таких проблем, трудностей означает, что вокруг нас еще много неизвестного, непонятного, скрытого в реальности. Это требует глубокого познания мира, открытия новых процессов, свойств и связей человека и всего, что его окружает. «Тем не менее, каждый человек думает о себе. Но как он может проверить правильность своих мыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человек знает только свои мысли, а не себя».

Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов - Психологическая природа мыслительного процесса

Психологическая природа мыслительного процесса

В своей внутренней структуре мыслительный процесс представляет собой действие или акт деятельности. Она направлена на решение конкретной задачи. Эта задача содержит цель мыслительной деятельности человека в связи с условиями, при которых эта задача выполняется. Фактический акт мышления субъекта исходит из различных мотивов. Момент, когда начинается процесс мышления — это проблемная ситуация. В то же время, возникает необходимость понять что-то. Сюрприз или недоумение, противоречие, вопрос или проблема — это то, что обычно начинает процесс мышления. «Наличие знаний и умение их усваивать являются необходимыми условиями для продуктивной работы мышления и развития ума» (5) сс.

Эти ситуации втягивают человека в процесс мышления. Так что ситуация возникла, и это фактор, который может произойти, но если в этом случае есть начало, то должен быть конец. Конец достигается при решении поставленной задачи. Случай невыполнения поставленной задачи воспринимается субъектом как провал или неудача. Мыслительный процесс в целом — это сознательно регулируемый процесс. Эмоциональное состояние мыслителя, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связаны с динамикой мыслительного процесса. В общем, весь процесс естественным образом связан со всей душевной жизнью человека. Особенностью мышления является то, что оно окрашивается воздействием определенных эмоциональных состояний субъекта, в том числе и любого интеллектуального процесса, исходящих из потребностей и интересов человека.

Мыслительный процесс — это активный, целенаправленный акт воли. Решение проблемы требует значительных усилий воли для преодоления трудностей в мышлении. Сознательная целеустремленность необходима для процесса мышления. Осознание задачи перед мышлением определяет весь процесс мышления. Это своеобразная система сознательно регламентированных умственных операций. Мышление сравнивает, соотносит каждую мысль с задачей, на решение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризуется обзором, критикой и контролем. Привилегия мышления как сознательного процесса — это возможность распознать ошибку. Все мыслительные процессы осуществляются в обобщенном виде. Обобщения выражаются в понятиях — специфическом содержании мысли. Понятия не изолированы, а функционируют в сочетании с визуальными аспектами представления и с языком, который также является своего рода зрительным или слуховым образом. Визуальные элементы включены в процесс мышления. Они включены в виде графических изображений, в виде диаграмм и в виде слов. Концептуальное мышление работает со словами, как со словами. Процесс мышления включает в себя слабо и сильно обобщенные живописные представления. Как абстрактное значение слова, так и зрительный образ могут быть носителями смысла и содержания.

«Таким образом, мы можем мыслить не только абстрактно, но и образно, поскольку существование метафор и художественной мысли в целом подтверждается специальными доказательствами» (2) с.319.

Изображение, как и изображение объекта, имеет семантическое содержание. Изображение, воспринимаемое или воображаемое объектом, обычно появляется в связи с определенным значением, выраженным в слове: оно обозначает объект. Сам образ интеллектуализируется, принимая на себя семантические функции и будучи включенным в мыслительный процесс. Обобщенный смысл изображения преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, а черты, связанные со смыслом, выходят на первый план, а случайные — на задний план. В результате изображение воспринимается как более совершенное средство мысли. Переход от представления к схеме является завершающим этапом интеллектуализации изображения. Схема играет важную роль. Мы не всегда мыслим в расширенных словесных формулировках; мысль часто предшествует слову. Когда мысль работает быстро, мы как будто помечаем место мысли в какой-то системе, а затем перемещаем ее. Случай, когда мы оперируем мыслью на основе схемы, только способствует предвосхищению еще не развитой системы мышления в нашем сознании. На основе такой схемы мы можем работать только с контуром, не обременяя себя деталями самой мысли. При быстром мышлении человек думает так. Для мышления в понятиях, однако, язык, слово, имеет наибольшее значение. Мышление в концепциях — это в основном вербальное мышление. Слово — это форма существования мысли, его непосредственная данность. Смысл слова, его обобщение — это акт мышления. Процесс мышления протекает в сложном сочетании зрительно-образного содержания представлений. В этом случае словесное обозначение содержания мышления выходит за рамки сиюминутной живости. Преимущество слова заключается в том, что чувственная и визуальная составляющая слова имеет только смысловое значение. Только по этой причине он может быть пластическим носителем содержания мысли в концепциях. Как правило, человек начинает воспринимать слова как звуковые образы только тогда, когда не понимает их значения. По этой причине слова являются наиболее подходящим средством обозначения ментального содержания мысли.

Основные операции и фазы мыслительной деятельности

Исходная проблемная ситуация, с которой начинается процесс мышления, показывает, что исходная ситуация недостаточно дана в идеях субъекта. Его аспект является случайным, он все еще находится в несуществующем контексте. И для того, чтобы решить эту проблему в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление приближается к этому с помощью множества операций. Эти операции представляют собой различные взаимосвязанные и переходные стороны мыслительного процесса. Эти операции представляют собой сравнение, анализ и синтез, абстракцию и обобщение. Все операции являются разными сторонами основной операции мышления — раскрытия все более значимых объективных отношений и отношений.

Сравнение, сравнение вещей, явлений, их свойств, выявляет различия и идентичности. Выявление различий одних вещей и идентичности других вещей, сравнение приводит к своего рода классификации. Сравнение часто может быть основной формой познания. В то же время, это элементарная форма познания. Идентичность и различия являются основными категориями аргументированного познания, проявляющегося в первую очередь во внешних связях. Глубокое познание требует раскрытия внутренних отношений, существенных свойств и закономерностей. И это осуществляется через другие аспекты мыслительного процесса или виды мыслительных операций — анализ и синтез.

Анализ, психическое расчленение объекта, ситуации, явления и выявление его составных элементов, аспектов, моментов, частей. С помощью анализа субъект отличает явления от случайных и неважных отношений, в которых они часто даются в восприятии.

«Анализ, разбивка комплекса на части, указывает путь к разрешению того, что является жизненно важным для всех доктрин, которые мы рассматриваем».

Синтез, с другой стороны, реконструирует все, что было расчленено анализом, выявляя более или менее существенные связи и отношения между элементами, выделенными анализом. Анализ фрагментирует задачу; синтез объединяет данные для решения задачи. Мышление, анализ и синтез, переходят от смутного представления о предмете к концепции, в которой анализ раскрывает основные элементы и синтезирует существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все операции мысли, возникают в первую очередь с точки зрения действия. Теоретическому анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который разбивает их для практических целей. В логическом анализе содержания анализ и синтез взаимосвязаны. И эта ссылка неотделима. Анализ без синтеза обычно приводит к механическому уменьшению целого до суммы его частей. А синтез без анализа невозможен, ибо он должен восстанавливать в мыслях целое в существенной взаимосвязи его элементов. И это уже отличает анализ. Анализ и синтез постоянно переходят друг в друга; они должны покрывать друг друга как две стороны целого. Но они также могут поочередно выходить на первый план. Это вызвано, прежде всего, характером материала. Если исходные данные не точны, а их содержание неясно, то на начальном этапе неизбежно преобладает анализ. Но если в начале мыслительного процесса все данные поступают с достаточной ясностью, то мысль преимущественно пойдет по пути синтеза. В конституции некоторых людей может быть заметна тенденция к анализу или синтезу. В анализе преобладают аналитические умы, основной силой которых является ясность и точность. Существуют преимущественно синтетические умы, главная сила которых — широта синтеза. Но в действительно великих умах, которые создают ценную научную мысль, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Абстракция — это выделение, выделение и извлечение одного аспекта, одного свойства, одного момента явления или объекта, в каком-то существенном отношении, и абстракция от остального. Абстракция в действии, перед абстракцией в мыслях на практике. Поскольку действие обязательно абстрагируется от целого ряда свойств объектов, выделяя, главным образом, те, которые более или менее непосредственно связаны с человеческими потребностями, то это и есть то, что необходимо для практического действия. Примитивная сенсорная абстракция абстрагируется от одних сенсорных свойств объекта или явления и выбирает из них другие сенсорные свойства или качества.

Глядя на объекты, человек может отделить их форму после абстрагирования от их цвета, или, наоборот, он может отделить их цвет после абстрагирования от их формы. Из-за бесконечного разнообразия валидаций любое восприятие не способно охватить все стороны. Примитивная сенсорная абстракция, выражающаяся в абстракции одних сенсорных сторон реальности от других, таким образом, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Эта изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная сенсорная абстракция возникает в результате селективной функции внимания, связанной с организацией действия. Высшую форму абстракции следует отличать от примитивной сенсорной абстракции, не разделяя их. Высшая форма подразумевает созерцание абстрактных понятий. От чувственной абстракции абстракция затем переходит к абстракции от чувственных свойств объекта и выделению его не чувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые проявляются в этих отношениях. Исходя из этого, опосредованно устанавливая отношения между вещами, мышление может раскрыть их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом открытия все более существенных свойств вещей и явлений через их взаимоотношения и отношения. Если мы переходим к абстракции, которая проявляется через отношение к конкретным вещам, то мысль не отрывается от бетона, а в любом случае возвращается к нему. Таким образом, возвращение к тому бетону, от которого мысль отходит на пути к абстракции, в любом случае будет связано с обогащением знания. Отбрасывая бетон и возвращаясь к нему через абстрактное, познавательное мысленно реконструирует бетон в большей полноте его содержания как переплетение различных абстрактных определений.

Обзор и описание различных типов мышления, его уровней

Человеческое мышление включает в себя мыслительные операции различных типов и уровней.

Их когнитивная ценность может быть различной. Элементарный акт мышления, с помощью которого ребенок решает поставленные задачи, не имеет той же когнитивной ценности. Система мыслительных операций, с помощью которой ученый может решить научную проблему о закономерностях протекания любых сложных процессов. Мы можем различать различные уровни мышления в зависимости от того, насколько высок уровень обобщения, насколько глубоко оно переходит от феномена к сущности, от определения сущности к более глубокому определению сущности. Таким образом, разные уровни мышления — это визуальное мышление в его элементарных формах и абстрактное, теоретическое мышление. Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего субъекта, — это высокий уровень мышления. Теоретическое мышление направлено на изучение наиболее общих законов и правил. Он работает с наиболее общими категориями и концепциями. Всевозможные научные концепции, теории, методологические основы науки являются продуктом такого мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом только к теоретическому мышлению в абстрактных терминах.

Мы выполняем мыслительные операции не только путем решения теоретических задач, но и визуально, так как в некоторых случаях мы решаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном визуальными данными. Визуальное мышление и абстрактно-теоретическое мышление сливаются по-разному. Разница между ними относительна и не подразумевает внешней полярности, но она существенна. Все мышление происходит в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и все мышление включает в себя более или менее яркие смысловые образы; понятие и изображение-представление дается в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в концепциях, без понятий, оторванных от чувственных проявлений, не может мыслить только в чувственно-образных образах, без понятий. Поэтому нельзя, правда, говорить о визуальной и концептуальной мысли как о внешних противоположностях; но всё же, поскольку представление и концепция связаны не только друг с другом, но и отличаются друг от друга, мы можем различать в рамках единой мысли, с одной стороны, визуальную мысль и, с другой стороны, абстрактно-теоретическую мысль. Первое отличается тем, что единство представления и понятия, единственное и общее, реализуется в нем главным образом в форме визуального изображения-представления, а понятие в нем главным образом в форме общего понятия. Поскольку они являются разными уровнями или этапами познания, то образное и абстрактно-теоретическое мышление — это одновременно, в некотором смысле, разные стороны одного и того же процесса и одинаково адекватные способы познания разных сторон объективной реальности. Понятие абстрактной мысли отражает общее; но общее никогда не исчерпывает конкретного и единственного; последнее отражается в образе. «Следовательно, идея, последовательно проводившаяся особенно в гегелевской системе, как если бы образ был только самой низкой ступенью познания, которая на самом высоком уровне должна и может быть заменена без остатка концепцией, является заблуждением рационалиста, который ошибочно представляет себе, что реальность может быть исчерпана концепцией. Поэтому мы различаем концептуальную мысль и абстрактно-теоретическую мысль не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта унитарной мысли; не только концепция, но и образ появляется на каждом, даже самом высоком уровне мысли.

В работе с визуальными данными мы используем визуальное активное мышление и визуальное образное мышление. Визуально-активное мышление — это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в визуально воспринимаемой ситуации. Здесь минимизируются внутренние, ментальные действия, а задача решается в основном внешними, практическими действиями с реальными, материальными объектами. Визуальное образное мышление — это мышление, при котором задачи решаются не манипулированием реальными, материальными объектами, а внутренней работой с образами этих объектов.

То, что изображение обогащает мысль, можно продемонстрировать на примере любой метафоры. Каждая метафора выражает общую идею; следовательно, понимание метафоры требует раскрытия ее общего семантического содержания в образной форме, точно так же, как использование метафорического выражения требует поиска образов, адекватно выражающих общую идею. Но как бы это выглядело, если бы изображение не вносило ничего общего в общую идею. Вся значимость метафоры заключается в новых оттенках экспрессии, которые несет с собой метафорический образ; вся ее ценность заключается в том, что она дополняет общую идею, выражая ее. Метафорические образы выражают общую мысль только потому, что в них содержится больше того, что дает формулировка мысли в подчиненном пункте.

Образное выражение передает много дополнительных свойственных ему оттенков выразительной силы. Она передает не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение показывает, что с точки зрения докладчика это не тривиальный случай, а нечто важное и значимое. Он также окрашивает момент спонтанности, независимости события от человеческой воли, и таким образом устраняет момент личной вины. Метафорическое живописное выражение как адекватно выражает общую идею, так и выходит за ее пределы, вводя дополнительные оттенки и моменты, не содержащиеся в общей ситуации. Таким образом, метафорическое выражение может служить ярким доказательством как единства общей идеи, концепции и образа, так и качественной уникальности образа, его отличия от концепции. Особенностью поэтического образа в данном случае является не его видимость, а его выразительная сила. Эта решимость необходима для понимания художественной мысли. Давайте посмотрим на художественную мысль. Образ, отражающий сингулярное и конкретное одновременно обобщает; поскольку это не анемическая абстрактная схема, а изображение живого конкретного человека, то полноценный художественный образ одновременно возводится в статус типичного, т.е. общего. общего. Было бы ошибкой видеть картину только как единичную. В картине также в большей или меньшей степени присутствует единство единственного и общего; они связаны в ней тем, что связаны друг с другом в той объективной реальности, которая в ней отражена. Поскольку образ выполняет также обобщающую функцию в художественной мысли, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идеологического содержания. Если бы визуальный образ не имел идеологического содержания, то произведение искусства, которое всегда оперирует визуальными образами, было бы либо без идеологии, либо тенденциозным. Ибо было бы тенденциозно и нехудожественно создавать произведение, которое содержало бы идеологическое содержание, выходящее за рамки образов, в общих формулировках, и было бы глупо, если бы оно вообще не содержало никакого содержания. По сути, каждое художественное произведение не только может, но и обязательно должно иметь тот или иной идеологический смысл, потому что каждое художественное произведение в той или иной степени выражает определенную идеологию. Вопрос в том, насколько это идеально. «…каждое произведение искусства содержит в себе внутреннюю дихотомию между содержанием и формой» и….. «Это форма, с помощью которой художник достигает эффекта, что содержание разрушается, как бы стираясь».

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у разных людей разные. Существует взаимосвязь между различными и взаимодополняющими типами и формами мыслительной деятельности (образное, визуально-актуальное и абстрактное мышление). К индивидуальным особенностям мышления относятся и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мышления, самостоятельность. Независимость мышления выражается, прежде всего, в умении увидеть и задать новый вопрос, новую проблему, а затем решить ее собственными силами. Именно эта независимость наглядно демонстрирует творческую природу мышления. Гибкость мышления заключается в способности изменять запланированный способ решения задачи, если он не соответствует условиям задачи, которые постепенно появляются в процессе ее решения и которые не могли быть учтены с самого начала. Быстрое мышление необходимо, особенно в тех случаях, когда человеку приходится принимать определенные решения за очень короткое время. Однако это необходимо и для школьников. Таким образом, некоторые хорошие ученики, даже в старших классах, когда их вызывают на доску для решения новой для них проблемы, сбиваются с толку и теряются. Такие негативные эмоции замедляют мышление человека, его ум начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной ситуации подобные и даже более сложные проблемы решаются быстро и хорошо.

Такое резкое замедление мышления под влиянием подавления эмоций и чувств часто проявляется в повседневной жизни человека. Все перечисленные и многие другие характеристики мышления тесно связаны с его основным качеством или свойством. Важнейшей характеристикой любого мышления — независимо от его индивидуальных особенностей — является способность отфильтровывать самое необходимое и самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек думает, она не ограничивается названием определенного факта или события, даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Она должна идти дальше, проникать в суть рассматриваемого явления и открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, какими бы разными они ни казались внешнему миру. Сфера действия — это способность ухватить всю картину, не упуская из виду важные для дела детали. Глубина — это способность добраться до сути сложных вопросов. Качество, противоположность глубине мысли, это поверхностность, суждения, когда человек обращает внимание на детали и не видит главного. Гибкость мышления выражается в свободе от ограничивающего влияния зафиксированных в прошлом приемов и решений, в способности быстро менять действия при изменении ситуации. «Концепция гибкого мышления, введенная Н.А. Менчинской, незаменима в отечественной психологии. Она считает, что гибкость мышления проявляется в соответствующем изменении курса действий, в легкости восстановления существующих знаний и перехода от одного действия к другому. Понимание гибкого мышления связано с изменением интерпретации особенностей объекта и качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. По нашему мнению, гибкость мышления основана на механизме посредничества. В российской психологии развитие медиации рассматривается как развитие знаковой функции сознания». Ловкость мозга — это способность человека быстро понять новую ситуацию, обдумать ее и принять правильное решение. Скорость ума проявляется в том, что человек выбирает сторону, не размышляя о сути дела комплексно, принимает решение поспешно, выражая недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная медлительность в нашей мыслительной деятельности может быть обусловлена нашей нервной системой и ее низкой подвижностью.

Критические факультеты — это способность оценивать свои собственные идеи и идеи других, тщательно и всесторонне изучать все мнения и предложения. В настоящее время существует как минимум три интерпретации интеллекта:1. биологическая интерпретация: «способность сознательно адаптироваться к новым ситуациям» 2. педагогическая интерпретация: «способность учиться, обучаемость» 3. структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность приспосабливать средства к целям». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это совместное использование тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни» (Векслер), то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, которые пытались ответить на этот вопрос. Например, Спирмен в начале века различал общий фактор интеллекта «фактор О» и «фактор 5», который служит индикатором специфических способностей. По мнению Спирмена, для каждого человека характерен определенный уровень общего интеллекта, который определяет, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, все люди обладают разной степенью специфических способностей, проявляющихся в решении тех или иных проблем. Терстоун использовал статистические методы для изучения различных аспектов общего интеллекта, которые он называл первичными психическими потенциалами. Он определил семь таких потенциалов:

  • счетная способность, то есть способность работать с числами и выполнять арифметические операции;
  • вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой можно объясниться наиболее подходящими словами
  • вербальное восприятие, или способность понимать устную и письменную речь;
  • пространственная ориентация, или способность воображать различные объекты и формы в пространстве;
  • память;
  • умение рассуждать;
  • Скорость восприятия сходств или различий между объектами и изображениями.

Позднее Гилфорд определил сто двадцать факторов интеллекта, основываясь на том, для каких психических операций они необходимы, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Содержание может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим. По данным Кэттелла в сто девяносто шесть факторов, каждый из нас с рождения обладает потенциальным интеллектом, лежащим в основе нашей способности мыслить, абстрагироваться, рассуждать. Примерно в двадцать лет этот интеллект достигает своего наибольшего расцвета.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние эстетики на развитие личности
  2. Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.
  3. Арт-терапия — История арт-терапии
  4. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями — Самооценка как фактор человеческой личности и ее истоки
  5. Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников
  6. Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву
  7. Профессиональный стресс и его особенности
  8. Психофизиология памяти
  9. Понятие социальной установки в психологии
  10. Методики диагностики самооценки личности