Для связи в whatsapp +905441085890

Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  2. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
  3. Средневековая теология как опыт теоретического мышления
  4. Наука эпохи Возрождения
  5. Наука Нового времени: признаки и идеалы
  6. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  7. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  8. Неклассическая наука и её особенности
  9. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
  10. Рациональность в доклассической науке

Введение

Современный этап функционирования и развития научного знания характеризуется ярко выраженной тенденцией к его интеграции. При этом интегративные тенденции касаются не только взаимосвязи, существующей между научными и техническими дисциплинами, но и взаимосвязи между естественными и гуманитарными науками. Эта ситуация является относительно новой для науки конца ХХ века и требует специального рассмотрения, включающего анализ закономерностей динамики научного знания и выявление механизмов меж- и трансдисциплинарного синтеза.

Классическая наука была ориентирована на изучение мира объектов, мира вещей, в то время как современная наука больше ориентирована на рассмотрение мира, включая человека с его деятельностью, определяемой соответствующими социокультурными установками. Этот новый тип субъективности предполагает появление нового типа рациональности в науке, который связан с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к коммуникации индивидуальных сознаний, сформированных в разных культурах.

Такая рациональность характеризуется открытостью, рефлексивной экспликацией структур ценности и смысла, содержащихся в механизмах и результатах объективно-истинного постижения мира. Рациональность характеризуется критическим осмыслением исходных предпосылок концептуальных систем, предполагает рассуждения не только в рамках данной парадигмы, но включает возможность сравнения полученных результатов с результатами, выработанными в других культурных традициях.

Понятие рационального в науке

Среди различных форм умственной деятельности современного человечества научная рациональность занимает совершенно особое место. В той или иной форме она влияет на все виды человеческой деятельности и стала своего рода моделью, парадигмой, определяющей степень эффективности той сферы, в которой она используется. Однако, несмотря на возрастающий авторитет и значимость научной деятельности, отношение к ней остается весьма противоречивым, и это противоречие к концу нашего века явно усиливается.

С одной стороны, современное человечество просто не могло бы существовать без широкого и систематического использования научных знаний. Наша планета едва ли смогла бы прокормить полмиллиарда человек без применения научных знаний. Оптимистические оценки перспектив дальнейшего развития науки и их успешного применения позволяют предположить, что продуктивность биосферы может быть увеличена в семь-десять раз.

В то же время все большее распространение получают критические оценки места и роли науки в современном обществе и в будущем.

Эти противоречивые оценки научной рациональности во многом определяются тем, что сама научная рациональность остается как бы изолированной от универсальной культуры. Объем и сложность научной информации, лавинообразный характер ее роста приводят к тому, что даже ученые не в состоянии разобраться во всем многообразии научных концепций. Наука, так сказать, распадается на множество относительно независимых направлений. Этот процесс дифференциации научного знания обусловлен двумя обстоятельствами: с одной стороны, углубление самого научного знания раскрывает все новые и новые стороны природы как объекта и предмета научного познания; с другой стороны, возрастающий объем информации заставляет бороться с этим взрывом информации путем узкой специализации, чтобы уменьшить объем информации, которую должен обрабатывать каждый ученый. Но даже если ученые сегодня не в состоянии охватить всю доступную информацию не только в науке в целом, но и в той области, в которой они специализируются, это оказывается недоступным для большинства людей, занятых другими видами деятельности. Между тем, определенная степень владения всем, что создано в области научного знания, становится все более важной.

Во второй половине двадцатого века развитые страны вступили в качественно новый период своего развития, характеризующийся построением информационного общества. Если на протяжении всей предыдущей истории основным объектом трудовой деятельности людей были материально-энергетические системы, и в них было занято более девяноста процентов людей, то сегодня в половине развитых стран непосредственно основным объектом деятельности являются информационные процессы, и чем больше доля населения занята только обработкой информации, тем эффективнее система. Между тем, научная рациональность является универсальной основой для всех форм информационной деятельности. Даже переход к этому новому качеству социальной организации оказался возможным благодаря росту производительности труда в результате систематического применения результатов научного знания в производственной деятельности.

Проблема истинности в научном познании

Отношение к проблеме истины в научном знании менялось как в истории философии, так и в истории науки. Даже в современном научном знании существуют не только различные, но и противоположные точки зрения на этот вопрос.

На ранних этапах развития научного знания преобладало предположение, что человеческий разум способен открывать истину и что для него не существует фундаментальных ограничений. Но даже древние мыслители критиковали этот «наивный» взгляд. Между тем, в самом научном познании ученые продолжают придерживаться мнения, что мы достигаем истины в результате научного познания. Это мнение также преобладало среди ученых и философов Нового времени, особенно в XVII веке.

Однако по мере развития этого понимания истинности научного знания в XVIII веке возникла прямо противоположная точка зрения. В то же время сама концепция требовала более глубокого понимания. Если раньше истинность научного знания понималась как его соответствие представленному объекту, природе, ее законам, то в XVIII веке существовало два понятия истины.

Во-первых, простое соответствие объекту или наблюдаемому факту; это упрощенная форма понимания истины, которая может быть названа валидностью и характеризует результаты эмпирического обобщения. Но истина в более глубоком смысле ее понимания — это знание сущности вещей, тех законов, которые управляют царством видимостей, или знание одного такого закона, который управляет всеми другими законами. Аналогично, сущность понималась как взаимосвязь законов, управляющих сферой явлений. Этот взгляд был развитием традиционных научных идей. Она была разработана натуралистами и материалистами в 18 веке и доминировала в научном познании до 20 века.

Во-вторых, в объективном идеализме сложились прямо противоположные представления об истинности научного знания. Согласно этим концепциям, истинность наблюдаемых вещей, явлений, процессов соответствует объективным идеям, лежащим в их основе. Но поскольку именно эти объективные идеи отражают мысль, то в конечном итоге истинными или неистинными являются не мысли, а сами вещи. В этом смысле Гегель говорит о разумности или неразумности того или иного государства, общественного строя и т.д.

Параллельно с этим в философии возникают системы, которые полностью отрицают возможность выявления истины в любом смысле. И Беркли, и Юм считали, что научное знание с его законами в лучшем случае фиксирует порядок в наших ощущениях и не способно выявить что-либо, стоящее за ощущениями и вызывающее их.

Кант в своей «Критике чистого разума» пытался доказать, что необходимость научного знания проистекает из того, что наше знание фактически остается само по себе. В научных теориях мы получаем результаты, которые с необходимостью следуют из форм наблюдения, то есть пространства и времени, и из нашей способности суждения, из формы которого обязательно вытекает система категорий. Все наше познание направлено, с одной стороны, на формы созерцания, а с другой — на разворачивание категориальной структуры. Это придает необходимости научных теорий двойной характер. Эта необходимость, с одной стороны, субъективна, поскольку порождается формой деятельности субъекта, а с другой — объективна, поскольку не зависит от воли, желания, произвола субъекта, так как и категориальная структура, и формы созерцания даны субъекту в своей детерминированности и не зависят от него. Следовательно, ни на наше восприятие, ни на теоретическую форму репрезентации нельзя повлиять извне. Как будто на все накладываются внешние воздействия. Поэтому наши теоретические представления говорят не о том, что есть, а о том, что может быть, или, точнее, о форме того, что может быть. Следовательно, вопрос об истине в традиционном смысле бессмысленен, поскольку мы не знаем и не можем знать ничего о вещах самих по себе.

Возникновение классической науки

Классическая наука возникла в результате научной революции семнадцатого века. Она все еще связана с философией, потому что математика и физика все еще считаются подобластями философии, а философия — наукой. Философское мировоззрение строится учеными-естественниками как научное механистическое мировоззрение. Такое научно-философское учение о мире называется «метафизическим». Она получается на основе классического типа рациональности, сформированного в классической науке. Для нее характерны детерминизм (представление о причинно-следственной связи и взаимозависимости явлений и процессов действительности), понимание целого как механической суммы частей, когда свойства целого определяются свойствами частей и каждая часть изучается наукой, и вера в существование объективной и абсолютной истины, которая рассматривается как зеркальное отражение, копия природного мира. Основатели классической науки (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.) признавали существование Бога — Творца. Они считали, что он создает мир в соответствии с идеями своего разума, воплощенными в предметах и явлениях. Задача ученого — раскрыть божественный замысел и выразить его в терминах научных истин. Их взгляд на мир и знание является причиной появления термина «научное открытие» и понимания природы истины: как только ученый открывает нечто, существующее вне его и лежащее в основе всего сущего, научная истина становится объективной и отражает реальность. Однако по мере роста знаний о мире природы классическое естествознание все больше вступало в конфликт с представлениями о неизменных законах природы и абсолютности истины.

Классическая физика и астрономия

В семнадцатом веке появилась первая физическая теория, соответствующая современным представлениям о науке: классическая механика. С тех пор и на протяжении более 200 лет классическая механика служила теоретической основой рационализма в науке, как в естественных, так и в гуманитарных науках. У ее истоков стояли Галилео Галилей (1564-1642), Рене Декарт (1596-1650), Христиан Гюйгенс (1629-1695) и Исаак Ньютон (1643-1727).

Х. Гюйгенс разработал волновую теорию света. Он утверждал, что световые волны распространяются в эфире, который представляет собой тонкую материю, пронизывающую все тела. Распространение света обусловлено распространением вибраций в эфире. Каждая отдельная точка эфира вибрирует в вертикальном направлении, и вибрации всех точек образуют картину волны, движущейся в пространстве от одной точки к другой во времени. Эмпирическое подтверждение идеи эфира можно увидеть в распространении волн на поверхности воды. Волна уходит, а вода стоит на месте, но ее поверхность движется вверх и вниз. Гюйгенс считал лучшим доказательством своей волновой теории тот факт, что два луча света, пересекаясь, проходят друг через друга без интерференции и помех.

H. Алле (1564-1642) считал, что научный метод состоит не в пассивном наблюдении и умозрении, а в эксперименте, и проверил правильность физических концепций Аристотеля. Оказалось, что тела падают с одинаковым ускорением, независимо от веса, Земля вращается и не является центром Вселенной, Солнце тоже вращается, но все движения относительны (Reale, Anticeri 1996: 98-134). С открытиями Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея и Ф. Бэкона утвердилась идея, что все происходит по одним и тем же законам природы (причинный взгляд, в отличие от целевого взгляда Аристотеля).

Галилей создал гелиоцентрическую систему Коперника, сформулировал закон инерции и определил принципы исследования материальных тел в физике, которые вошли в полную теорию механики Дж. Ньютона для изолированных систем. Он изложил их в эссе под названием «Математические начала натуральной философии», опубликованном на латинском языке в 1686 году. Ньютон был первым, кто использовал математический метод для преобразования физических законов в количественные результаты, которые можно подтвердить наблюдениями, и, наоборот, для выведения физических законов из таких наблюдений.

Возникновение неклассической науки

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков произошла новая революция в науке, которая привела к разрушению существующих метафизических представлений о строении, свойствах, законах материи (взглядов на атомы как неизменные, неделимые частицы, на механическую массу, на пространство и время, на движение и его формы и т.д.), и возник новый тип науки — неклассические науки. Неклассический тип рациональности характеризуется тем, что объект познания и, соответственно, знание о нем зависит от субъекта, от используемых им средств и процедур.

В двадцатом веке в неклассической науке появилось осознание зависимости всех наших знаний от познающего человека — субъекта. Например, физики понимают, что в квантовой механике получают знания не о частице, как она существует сама по себе, а о состоянии частицы в результате воздействия на нее прибора в процессе эксперимента. А ХХ век выявил разрушительный потенциал науки и заставил задуматься о том, как примирить развитие науки и гуманистические идеалы, как сделать ее органичной частью познавательной и практической деятельности человека.

Исследования процессов излучения тел, развивавшиеся в начале XIX века, имели огромное значение в подготовке научной революции на рубеже веков. Эти исследования привели в 1900 году к формированию квантовой гипотезы М. Планка, согласно которой тела излучают энергию не непрерывно, как это должно быть, если предположить, что энергия является свойством поля, а поле непрерывно. Излучение происходит определенными порциями (квантами), из чего следует, что частицы энергии ведут себя и как волны (они излучаются как волны), и как частицы (поскольку они дискретны — прерывны).

Дискретная природа излучения также не вписывалась в рамки классической физики. Все попытки свести электромагнитные процессы к механическим процессам в эфире показали свою несостоятельность, приведя к выводу, что поведение материи в виде электромагнитного поля не укладывается в законы механики.

На рубеже XIX века, помимо открытий в области электричества и магнетизма, был сделан ряд других открытий, вызвавших научную революцию на рубеже XIX и XX веков: открытие рентгеновских лучей (1895, В. Рентген), электрона (1895, Дж. Томсон) и определение зависимости между его массой и скоростью, открытие радиоактивности (1896, А. Беккерель), фотоэлектрический эффект и его законы и др.

Таким образом, если до XIX века физика была в основном физикой материи и рассматривала поведение материальных объектов с конечным числом степеней свободы, с конечной массой покоя, между которыми действуют силы, направленные по прямым линиям и зависящие от расстояний между телами, то в XIX веке появились физические теории, в которых силы зависят не только от расстояний, но и от скоростей, и к тому же не направлены по прямым линиям. Распространение сил происходит не мгновенно (как у Ньютона), а с конечной скоростью.

Заключение

Вообще, любая рациональность основывается на такой логической структуре, которая представляет собой единство знаков и чувственных форм. Разница лишь в том, что меняется соотношение и функциональная роль компонентов знака и смысла. Сама чувственная составляющая может быть очень разной. В одном случае это определенная комбинация сенсорных образов, в другом — преобладание определенной эмоциональной структуры.

Различные формы рациональности постоянно взаимодействуют, испытывают взаимное давление и часто находятся в остром конфликте. На самом деле, они так или иначе обеспечивают адаптацию человека к определенным условиям бытия. Этот фундаментальный факт часто недооценивается, и поэтому обычно наблюдаются тенденции к абсолютизации той или иной формы рациональности, подчинению других форм одной. Между тем научная рациональность по своей природе призвана с максимальной адекватностью отражать специфику всех других форм рациональности и тем самым стать основой для гармонизации их отношений. Каждая форма рациональности, возникнув исторически из тех или иных условий общественного развития, выполняет определенную социально значимую функцию.

Гармонизация всей системы рациональности возможна лишь постольку, поскольку все эти формы способны воспринимать научную информацию о себе и других формах рациональности. Этот процесс взаимопроникновения научной и других форм рациональности с целью гармонизации всей системы их взаимосвязи в конечном итоге является основой процесса всеобщей гуманизации всей общественной жизни, если человек действительно является центром и целью существования всех форм рациональности.

Список литературы

  1. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебник для аспирантов — М.: Дашков и К, 2007 — 691 с.
  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Формирование первых научных программ. — М.: Наука, 1990. — 566с.
  3. Гайденко П.П. История новой европейской философии в ее отношении к науке. -М.: 2000.
  4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003 г. — 528 с.
  5. Зеленов Л.А. История и философия науки. СПб.: 2008 — 471 с.
  6. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. — Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. — 476 с.