Для связи в whatsapp +905441085890

Толерантность как результат межкультурной коммуникации — Социокультурные и межкультурные коммуникации

Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, создает необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенной на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанной на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Однако глобализация создает условия, затрудняющие диалог культур: растущее разнообразие мира, усиливающаяся социальная поляризация, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить этническую культуру в новых условиях. Здесь возникает необходимость консенсуса, который подразумевает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно с учетом интересов другого.

Динамика вышеуказанных процессов зависит от того, как культурные достижения различных сообществ включаются в движение человечества к его единству и целостности. В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование местных интересов над общими. Другими словами, подавляющее большинство этнических групп отстаивают местные интересы, которые признаются приоритетными над всеми остальными. В этой ситуации терпимость к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным. Но авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм непродуктивны. Необходимым условием выживания народов в современном мире является интеграция, признание суверенитета и ценности каждой нации и ее культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимопонимания и сплоченности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества.

Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что разные подходы к одним и тем же процессам неизбежны из-за различий в культурах. Но растущая взаимозависимость людей поднимает проблему воспитания культуры толерантности.

В так называемой повседневной культуре, характерной для современной культурологии, реализуются различные виды межкультурной коммуникации и взаимодействия.

Толерантность как результат межкультурной коммуникации

Социокультурные и межкультурные коммуникации

Большое значение для понимания проблемы культуры имеет понятие образа жизни, которое раскрывает содержательную особенность типичной деятельности больших групп людей или целых сообществ. Определенные типы культуры соответствуют определенному образу жизни. Образ жизни отражает переплетение социальных и культурных процессов в обществе, то есть социокультурных процессов. Последние возникают в результате общения людей друг с другом, а также обмена информацией в процессе развития культуры. В процессе совместной деятельности людей, их общения и обмена информацией происходит социальная коммуникация, которая на разных этапах развития человечества приобрела свои неповторимые черты. Таким образом, согласно современным теориям, человечество переживает три различные культурные эпохи: племенную (дописьменную), книжную и информационную.

Культурная коммуникация (от лат. «сообщение», — «делать общим», «соединять») — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Основные элементы культурной коммуникации: отправитель (коммуникатор) и получатель сообщения (реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знаково-символической форме, и канал, по которому закодированное сообщение передается от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении реципиента, происходящее в результате получения сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению желаемого результата). Необходимым условием для осуществления культурной коммуникации является наличие общего языка между субъектами коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент имеют общий исторический и социокультурный опыт, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними.
Критерии типологии культурной коммуникации:

  • o Тип вовлеченных субъектов коммуникации (автокоммуникация, межличностная, личностно-групповая, групповая, межгрупповая, межкультурная);
  • o формы общения (вербальные — устные, письменные — и невербальные)
  • o уровни коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта со специализированного на обыденный уровень и т.д.).

Особое место занимает массовая коммуникация, которая представляет собой процесс передачи социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно распределенных людей (массовая аудитория).

Взаимодействие между культурами называется межкультурной коммуникацией. Межкультурная коммуникация и взаимодействие между культурами — сложный и очень противоречивый процесс. В разные эпохи это происходило по-разному: случалось, что культуры взаимодействовали вполне мирно, не задевая предпочтений друг друга, но чаще межкультурная коммуникация сопровождалась острой конфронтацией, подчинением слабого, лишением его культурной идентичности. В наше время на первый план вышла проблема мирного сосуществования представителей различных культурных традиций с целью исключения угнетения, насильственной ассимиляции и дискриминации. Идея диалога культур как гаранта мирного и равноправного развития была впервые выдвинута Михаилом Михайловичем Бахтиным. «Диалог» как средство общения культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, а «слушают», «содействуют», мягко и бережно прикасаются друг к другу.

Теория межкультурной коммуникативной компетентности

Л. Почебут разработал теорию межкультурной коммуникативной компетентности как психологической предпосылки для конструктивного взаимодействия между представителями разных культур.

Коммуникативная компетентность — это способность человека адекватно реагировать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в процессе общения с другими людьми.

Коммуникативная компетентность — это система знаний о социальной реальности и о себе, сложные социальные навыки и навыки взаимодействия, способность адаптироваться к новым ситуациям. Критерием развития коммуникативной компетенции является результат взаимодействия, достижение значимых для человека целей.

Межкультурная коммуникативная компетенция выражается в позитивном отношении, терпимости и доверии, знании принципов и правил межкультурной коммуникации, способности понимать и взаимодействовать с представителями других культур.

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции требует от студентов приобретения знаний о своей и других культурах (язык, история, искусство, литература, архитектура, мифология и фольклор, религия и т.д.). Однако одних культурных знаний недостаточно, необходимо также развивать способности, навыки, специфические умения общаться с представителями других народов и культур. Итак, структура межкультурной коммуникативной компетенции состоит из следующих компонентов.

  • 1. культурные знания: глубокое знание собственной культуры, знакомство с культурой другой страны.
  • 2. умения и навыки компетентного общения не только с представителями своей культуры, но и других культур.
  • 3. особое отношение к людям, выражающееся в толерантности: терпимость и интерес к ситуации общения при сохранении собственной идентичности и противостоянии влиянию представителей другой культуры.
  • 4. социальная и психологическая чувствительность — восприимчивость к условиям и переживаниям других людей, эмпатические способности.
  • 5. доверие к людям, отсутствие предрассудков и предубеждений, этноцентризма и ксенофобии.
  • 6. соблюдение культурно принятых норм взаимодействия, отсутствие проявлений дискриминации в отношении представителей другой культуры.

Соответственно, теория межкультурной коммуникативной компетенции должна включать, прежде всего, способ формирования этих компонентов. На наш взгляд, теория межкультурной коммуникативной компетенции включает в себя следующие положения.

Понятие этнической толерантности

Любое исследование межэтнических отношений подводит специалиста к конечному вопросу: что же может способствовать гармоничным межэтническим отношениям, а что может их нарушить? Иными словами, исследователь выходит на проблему толерантности в межэтнических отношениях. Как уже говорилось выше, в последнее время эта проблема стала довольно популярной в социальной науке, в том числе и в российской. Существуют различные точки зрения на понятие этнической толерантности.

В. Н. Павленко, изучивший и проанализировавший различные точки зрения на проблему толерантности, приходит к выводу, что «типологию основных точек зрения на понятие «толерантность» можно построить с учетом двух основных критериев: отношение к чему-то иному, противоречивому, несочетаемому, и способ разрешения этого противоречия. Что касается первого параметра — отношения к несходству — по определению возможны три варианта отношения: негативное, нейтральное и позитивное. Что касается способов разрешения этого противоречия, то они варьируются от интолерантного (выражающегося в неприятии любых различий, в различных формах дискриминационного поведения, в избегании взаимодействия с такими людьми и т.д.) до максимально толерантного поведения (заключающегося в принятии другого человека таким, какой он есть)».

Таким образом, суть понятия «толерантность» (именно в социально-психологическом смысле) — это принятие всего, что отличается и непохоже, а также отсутствие негативного отношения к этому. Этническая толерантность проявляется в отношении к представителям других этнических и культурных групп. «Она представляет собой некую психологическую установку (или систему установок), которая позволяет нам оценивать другое этническое «они» как равное нашему собственному «мы». Это терпимость к другой культуре, другой системе ценностей, принятие другой логики существования и других способов восприятия мира. Можно сказать, что толерантность во взаимодействии этнических групп отражает уровень культуры межнационального общения, является средством достижения межнационального согласия, урегулирования межнациональных конфликтов и снижения межнациональной напряженности.

В нашем подходе этническая толерантность понимается как континуум, на одном полюсе которого можно разместить позитивное восприятие представителей другой культуры (толерантность), на другом — их негативное восприятие (интолерантность). По мнению Н. М. Лебедевой, этническая толерантность подразумевает положительный образ представителей другой культуры с одновременным положительным образом собственной культуры. Это означает, что этническая толерантность является не следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а чертой межэтнической интеграции, характеризующейся принятием или позитивным отношением к собственной этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми эта группа вступает в контакт. Такое понимание целесообразности групповых представлений основано на постулате о равенстве ценности этнических культур и отсутствии преимущества одной культуры над другой в этом отношении.

Конечной целью этнической толерантности является объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, устранение негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений путем принятия «чужих» культур, обычаев, самобытности как достойных и ценных явлений.

Толерантность как моральная дилемма

В этом контексте важнейшей добродетелью нового мирового порядка является толерантность, которая возникла в контексте критики агрессивного эгоцентризма и этноцентризма классической эпохи, породившего крайние формы дискриминации, жестокости и насилия, воплотившиеся в практике тоталитарных и диктаторских режимов и в мировых войнах XX века.

Прекрасный принцип толерантности можно рассматривать как многозначное явление и даже как моральную дилемму с различными решениями в контексте широкого спектра различных культурных ценностей. Толерантность отнюдь не является универсальным моральным принципом. В мусульманских странах, например, считается нормальным убивать молодых людей, принадлежащих к группе эмо (розовых).

Позитивное содержание принципа толерантности связано с необходимостью бесконфликтного общения между представителями различных культур в рамках отдельных локальных обществ и мирового сообщества в целом. В позитивном смысле толерантность связана с ненасилием, субъективным сдерживанием агрессии как средством обеспечения конструктивного диалога. Это важный демократический принцип и необходимая норма сосуществования между нациями, религиями и расами.

С другой стороны, понятие толерантности может превратиться в опасное явление, разрушающее нравственность. Об этом справедливо пишет Т.И. Пороховская: Этот принцип «превращается в свою противоположность, когда агрессивные нетерпимые и порочные группы (люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, проститутки, педофилы и т.д.) выдвигают требования толерантности». Толерантное отношение к этим группам может рассматриваться как потворство пороку. Другой момент касается ситуации, когда толерантность превращается в отношение «держать дистанцию». В данном случае это означает лицемерие и неискренность, что также не соответствует высокому моральному стандарту.

Что касается Европы, то последние события показывают, что толерантное отношение к иммигрантам было скорее показным, чем искренним, что они остаются «аутсайдерами», людьми второго сорта, которые подрабатывают.

Ученые одного из московских университетов провели исследование исламской миграции в Германию и пришли к выводу, что мигранты — это бомба замедленного действия. В стране проживает 3 миллиона коренных турок, 2,5 миллиона из которых уже получили гражданство, 80% не работают и живут на пособие по безработице и детей.

Пример: 46-летний турок Кемаль и его жена имеют 10 несовершеннолетних детей и получают 200 евро на каждого ребенка и пособие по безработице — 482 евро. Их совместный семейный доход составляет 3 000 евро, плюс бесплатное жилье, медицинское обслуживание и транспорт. Дитер, немец, живущий по соседству с Кемалем, работает по восемь часов в день в почтовой компании и зарабатывает 800 евро. После вычета всех текущих расходов и оплаты аренды у него остается 400 евро. Интересно, как долго продлится его терпимость.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других европейских странах и в США. Например, как отмечает Хантингтон, большинство иммигрантов из Мексики, живущих в США, предпочитают не работать и живут на пособие, в то время как коренные жители США считают это унизительным и полагают, что любой порядочный гражданин должен платить налоги.

Оказывается, иммигранты представляют собой большой паразитический класс «безбилетников», на которых тратятся большие ресурсы.

Каковы перспективы толерантности? С одной стороны, в каждом государстве и обществе есть инстинкт самосохранения, который ограничивает границы толерантности. С другой стороны, сторонники толерантности, особенно в отношении сексуальных меньшинств и обездоленных слоев общества, представляют собой хорошо организованную силу, способную добиваться своих целей. Поскольку противодействие им носит стихийный характер, а государство дистанцируется от проблемы, инициатива всегда на стороне сторонников толерантности. И время от времени получаются маленькие и большие победы, которые после законодательного закрепления становятся практически необратимыми.
Может ли безрассудная толерантность разрушить безопасную страну? Если вымирающее коренное население быстро заменяется абсолютно нетерпимыми мигрантами, которые приходят к власти демократическим путем и тут же отменяют всякую демократию с толерантностью, страна в этом случае выживет, но станет совсем другой.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей
  2. Понятие дидактических принципов
  3. Технология диалогового обучения
  4. Ассоциативный тест Юнга «100 слов»
  5. Особенности детей среднего дошкольного возраста
  6. Влияние возрастных особенностей на изучения иностранных языков в школе
  7. Требования государственного образовательного стандарта к подготовке
  8. Возрастная периодизация и подготовка детей к школе
  9. Малые формы воспитательной работы
  10. Педагогический процесс и педагогические ситуации