Для связи в whatsapp +905441085890

Толерантность в образовательном пространстве — Идеи воспитания толерантности

Понятие «толерантность» находится на стыке различных научных дисциплин: философии, политологии, религиоведения, медицины, культурологии, социологии, психологии, лингвистики. Это определяет многообразие значений данного понятия и подразумевает многоаспектность изучения соответствующего явления.

Идея толерантности как идея религиозной терпимости была разработана Джоном Локком для установления мира в Европе, раздираемой религиозными конфликтами (Дж. Локк. Послания о религиозной терпимости).

В биологии и медицине толерантность трактуется как «утрата или ослабление способности организма иммунологически реагировать на определенный антиген в результате предшествующего контакта с этим же антигеном» (Большая медицинская энциклопедия. Москва, 1985. 25, с. 132); «зависимость» пациента от лекарственного препарата. Этот термин был введен в 1953 году английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «толерантности» иммунной системы организма к пересаженным чужеродным тканям. В токсикологии и фармакологии термин «толерантность» означает снижение чувствительности к токсическим и фармацевтическим агентам.

В философии толерантность определяется как терпимость к иному набору взглядов, привычек, установок, что является признаком самосознания. «Толерантность — понятие современной философии, означающее отказ от применения силы для предотвращения отклонений во мнениях, убеждениях, поведении другого человека или группы людей» (Кемеров В. Е. Современный философский словарь. М., 2004. с. 726).

В социологии толерантность рассматривается как социальный феномен, форма сосуществования идеологий, формы взаимодействия, которые по-разному воспроизводятся в различных типах социальности. «Толерантность — это определенное мировоззрение и морально-психологическая установка человека, в какой мере он принимает или не принимает другие, особенно чужие идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т.д.». (Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. 2003. № 8. С. 54-63).

В политической теории идея толерантности занимает ведущее место и считается неотъемлемой частью свободного общества, главной демократической ценностью. Это принятие, признание и уважение конкурентов, их взглядов при взаимном стремлении субъектов социального взаимодействия реализовать свои интересы и цели в связи с проблемами существующей власти. Толерантность — «особое отношение, допускающее существование инакомыслия; терпимость» (Бакеркина В.В., Шестакова Л.Л. Краткий словарь политического языка. М., 2002).

В педагогическом дискурсе толерантность понимается как обладание способностями и навыками бесконфликтного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

В психологии толерантность определяется с позиции индивидуально-психологических особенностей личности — «как отсутствие или ослабление реакции на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» (Психологический словарь: Словарь. М., 2004).

В культурологии толерантность — это норма цивилизационного компромисса между конкурирующими культурами и готовность принять различные логики и взгляды. 8

Толерантность функционирует как условие сохранения разнообразия, своего рода историческое право на различие, инаковость, непохожесть.

Толерантность в образовательном пространстве

Идеи воспитания толерантности

Концепции мультикультурного образования во многом пересекаются с идеями толерантности. Проблемы толерантности в молодежной сфере стоят чрезвычайно остро. С начала XXI века в России реализуются федеральные и региональные программы и исследовательские проекты Российской академии образования по изучению и реализации воспитания толерантности в поликультурной и полиэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогов к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для поликультурной школы является одним из системных в поликультурном образовании. «Толерантность — центральный компонент мультикультурализма, отражающий общее через особенные различия людей».

Термин «толерантность» имеет разные оттенки значения и акценты у разных народов. В русском языке есть два слова с похожим значением — «терпимость» и «толерантность». В английском языке толерантность — это «готовность и способность принять человека без протеста», во французском — «уважение к свободе других людей, их образу мышления, поведению, политическим и религиозным взглядам», в китайском — «великодушие по отношению к другим», в арабском — «прощение, снисходительность, мягкость, терпение, сострадание, доброжелательность, терпение, расположение к другим», в персидском — «терпение, готовность к примирению» и т.д.

Российские педагоги выделяют несколько значений понятия «воспитание толерантности» (педагогическая толерантность) в поликультурной и полиэтнической среде, а также формулируют некоторые педагогические определения этого явления (Т.В. Архипова, С.К. Бондырева, Η. Н. Гуров, В. Ю. Гуров, В. В. Гуров, В. В. Гуров. Зорин, Д.В. Колесов, В. Собкин и т.д.). Толерантность предлагается рассматривать как миролюбие, уважение к другим языкам и к тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, эмпатическое отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого». Среди основных направлений воспитания толерантности — формирование готовности быть открытым к пониманию многообразия культур и истории других народов. При формулировании любого вида толерантности выделяют следующие характеристики: Признание, принятие, понимание инаковости, различий, готовность к диалогу.

В научном мире предпочитают говорить о различных видах толерантности, которые, так или иначе, относятся к образованию. Помимо образовательной толерантности, предлагается различать этническую, межэтническую, расовую, религиозную и т.д. толерантность. Допуск.

По мнению некоторых исследователей, понятие этнической толерантности напрямую отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния культур. В коллективной монографии российских ученых «Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» определение этнической толерантности — это готовность представителей той или иной этнической группы к контактам с другими этническими культурами, выражающаяся во взаимной терпимости при взаимном признании и уважении культурных различий и образа жизни.

Несколько иные интерпретации этнической толерантности предлагают Η. М. Лебедева, которая понимает этническую толерантность как «наличие позитивного образа» другой этнической группы при «позитивном отношении к собственной этнической культуре».

Понятие толерантности. Толерантность в СМИ

Существует довольно широкий диапазон в интерпретации и объяснении целого ряда явлений, связанных с терминами «толерантность» и «нетерпимость».

Определение толерантности может быть широким и узким.

В широком смысле толерантность означает различные формы терпимости к различиям, включая безразличное признание прав других; невмешательство, пассивное безразличие; смирение по отношению к тому, что не соответствует нормам сообщества, смиренное принятие других ради мира; моральный стоицизм, признание прав других, несмотря на то, что их образ жизни может вызывать неприязнь. Но толерантность, помимо согласия, может также означать открытость другому, любопытство, уважение к нему, желание узнать его лучше; согласие с инаковостью.

В более узком смысле толерантность — это терпимость к другому, когда речь идет о морально значимом отклонении от того, что человек или общество считает правильным. Важно отметить, что субъект толерантного отношения обладает властью влиять на то, что он считает отклонением от нормы различия; поскольку он обладает властью влиять на неприемлемое для него отклонение, субъект толерантного отношения не использует эту власть. Эта моральная интерпретация толерантности была основана британским исследователем П. Николсоном.

Толерантность как ценность воплощена в ряде значимых международных и российских документов. Прежде всего, это «Декларация принципов толерантности», принятая в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). В нем, в частности, говорится: «Толерантность означает уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов быть человеком. Этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный императив, но и политическая и правовая необходимость. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и помогает заменить культуру войны культурой мира» .

В России целенаправленная работа по воспитанию культуры толерантности была одобрена с принятием Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 года.
Слово толерантность пришло в русский язык из английского (tolerance, глагол tolerate ‘терпеть, выносить, выдерживать’) и не имеет точного перевода на русский язык. Этимологически слово происходит от латинского tolerantia «терпеть, выносить, переносить», что связано с многозначным глаголом tolerare с тем же значением, что и в английском языке — «терпеть, выносить, переносить». В русском языке слово толерар не зафиксировано ни в словаре живого великорусского языка Даля, ни в других толковых словарях XVIII и XIX веков. Среди современных словарей существительное толерантность (в психическом, а не биологическом смысле) встречается в «Современном словаре иностранных слов» (1992) и в 17-томном научном «Словаре современного русского литературного языка» (1950-1965), в последнем из которых оно помечено как «устаревшее». Языковые материалы также свидетельствуют о довольно активном использовании этого слова писателями XIX века и о его практическом отсутствии в первой половине XX века.

Прилагательное толерантный ‘совместимый’ указано в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, 4-томном Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова (1935-1940) и Толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина.

Отсутствие слова толерантность в русском языке, конечно, не отрицало существования самого понятия; скорее, толерантность признавалась русскими философами как специфическая черта национальной идентичности, которая всегда выступала на фоне чужого, отталкивала его и способствовала развитию этого чужого. Толкование слова толерантность словом попустительство показывает их семантическую близость, но для русского сознания это не тождественные термины.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов выражения нашей индивидуальности.

Подходы толерантности

Аксиологический подход. Толерантность — одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Толерантность как ценность основана не на конфронтации, а на сосуществовании с Другим; не на отрицании, а на признании «Другого»; не на безропотном терпении насилия, а на его преодолении.

Гносеологический подход предполагает использование богатого потенциала когнитивной теории для выяснения сущности толерантности, ее обоснованности и истинности, связи с реальностью, определения ее социально-групповых, личностных, государственно-национальных и общецивилизационных параметров; позволяет определить границы толерантности под влиянием исторических и политических традиций, культурного своеобразия, современного состояния общества.

Исторический подход помогает проследить динамику развития и возникновения феномена толерантности; выявить культурную специфику этого явления.

Ксенологический подход основан на различном отношении субъекта толерантности к «другому/чужому». М. Уолцер выделяет пять типов возможных установок, составляющих толерантность: 1) «отстраненное и покорное отношение к различиям ради мира», 2) «позиция пассивности, расслабленности, благожелательного безразличия к различиям», 3) «результат изначального морального стоицизма — принципиального признания того, что «другие» также имеют права, даже если их способ использования этих прав вызывает неприятие», 4) «выражает открытость к «другим», любопытство, возможно, даже уважение», готовность слушать и учиться»; 5) разносторонняя «восторженная защита различий».

Лингвокультурный подход к концепту «толерантность» предполагает анализ данного явления в двух аспектах: на лингвокогнитивном уровне — описание содержания концепта «толерантность» через анализ языковых средств, его объективацию в языке и репрезентацию в семантическом языковом пространстве; на коммуникативном уровне — описание проявления толерантности в межличностном общении, особенностей этнокоммуникативного поведения.

Дж. Лорсен, характеризуя различные типы толерантности, основанные на отдельных областях научного знания, цитирует М. Турчетти, который выделяет четыре таких типа: психологическая толерантность (включающая милосердие, сострадание, вежливость, сдержанность и терпимость), юридическая или правовая толерантность (принципиальное освобождение от государственной религии), теологическая или догматическая толерантность (терпимость широких теологических взглядов к расхождениям внутри них) и экклезиологическая толерантность (терпимость господствующей церкви к другим церквям).

И. А. Стернин приводит результаты эксперимента, проведенного Е.И. Грищук, который выделяет следующие сегменты в понятии «толерантность»: политическая толерантность — терпимость к людям с другими политическими взглядами, уважение других политических позиций, признание права каждого на свои политические убеждения; научная толерантность — терпимость к другим точкам зрения в науке, принятие различных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления; бытовая толерантность — терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения, проявляющаяся в межличностных отношениях; педагогическая толерантность — терпимость к собственным детям, ученикам, умение понимать и прощать их несовершенство; административная толерантность — умение уживаться без давления и агрессии, признавать, что можно совершать ошибки, умение прощать слабости и несовершенство.

Профилактика экстремизма и формирование толерантности в образовательной среде

Заметки о профилактике экстремизма в молодежной среде:

  • 1) Активизировать профилактическую работу в этом направлении с привлечением семьи, школы, НПО, правоохранительные органы, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 2) Воспитание молодежи в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей и патриотизма.
  • Продвижение среди молодежи таких вопросов, как толерантность, права человека.
  • Повышение внимания к молодежи и ее проблемам в семье и школе, организация занятости и досуга несовершеннолетних, предоставление молодежи возможности проявить свою активность и самоутвердиться в социально позитивной деятельности;
  • ужесточение законодательства за совершение противоправных действий по мотивам национальной, расовой, идеологической, политической и религиозной ненависти;
  • контроль родителей за информационным пространством детей (исключение компьютерных игр с насилием и убийствами, фильмов ужасов и боевиков, подрывающих психику неустойчивых детей и т.д.).

К наиболее распространенным формам профилактики экстремизма в образовательных учреждениях относятся

  • Организация работы методических объединений по формированию толерантности;
  • Введение специальных курсов, а также программных элементов в общие специализированные курсы с целью развития толерантности среди студентов
  • Реализация программ гражданско-патриотического воспитания, физического развития и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков
  • Разработка памятки для родителей учащихся с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов и сотрудников правоохранительных органов;
  • Проведение мероприятий в поддержку национальных культур.

Учебное заведение — это микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный образовательный процесс в вузе невозможен без формирования толерантной среды, основанной на гуманистических и нравственных ценностях, создания условий для развития и воспитания толерантной личности.

Разработка психолого-педагогических аспектов в формировании толерантной среды может сыграть значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: Профилактика, коррекция, ориентация в социальных условиях жизни, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение рисков и опасных ситуаций социального происхождения. Это позволит повысить качество воспитательного потенциала общества, гуманизировать отношения между представителями разных поколений, способствовать процессам саморегуляции личности.

Толерантность — одно из важных качеств в структуре личности, она понимается как искреннее уважение и признание другого человека, его духовных ценностей.

Авторы выделяют несколько аспектов толерантности, в частности, этническую толерантность (отношение к людям другой расы и этнической принадлежности), социальную толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным), толерантность как черту личности (готовность к конструктивному разрешению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).

Перед учебными заведениями сегодня стоит задача формирования толерантности у учащихся по каждому из вышеперечисленных направлений.

При осуществлении антиэкстремистской деятельности в образовательном учреждении необходимо, чтобы учащиеся были активными участниками антитеррористической пропаганды, способными к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Это достигается с помощью игровых методов, дискуссий, метода проектов (разработка плакатов, видеороликов, презентаций).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теоретические основы дошкольной педагогики
  2. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста
  3. Особенности социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей
  4. Педагогические условия формирования культуры поведения детей младшего школьного возраста
  5. Культурно-просветительская практика
  6. Воспитание и школа в античном мире
  7. Методика обучения компьютерной грамотности
  8. Медиатекст как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов
  9. Методика преподавания математики в начальной школе
  10. Литературное образование дошкольников