Для связи в whatsapp +905441085890

Томас Гоббс, английский философ-материалист — Рационализм философии Нового времени

Томас Гоббс (1588 — 1679) — английский философ-материалист. Его главные произведения — «Левиафан», «О теле», «О человеке», «О гражданине». Последние три трактата представляют собой обзор взглядов Гоббса — философских, политических и социальных взглядов автора.

Онтология Гоббса материалистична и детерминистична, и он отвергал существование «мыслящей субстанции» Декарта. В своей эпистемологии Гоббс — сенсуалист, но признает рационализм Декарта, без которого наука в принципе невозможна. Продолжая линию Ф. Бэкона, Гоббс сместил центр интереса философского знания на социальные явления.

Государство рассматривается Гоббсом с двух точек зрения:

1) с точки зрения биологического процесса; 2) с точки зрения «общественного договора». Первоначальное состояние человеческой жизни — это «война всех против всех». «Общественный договор» с точки зрения государства, призванного «держать всех в страхе», но при этом поддерживать стабильное гражданское состояние. Гоббс различает гражданское и естественное право в законодательстве (он сформулировал 20 «естественных законов»).

Этика Гоббса основана на признании «естественной природы» человека: стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добро и зло обусловлены рациональным их пониманием. Моральный долг — это осознание необходимости выполнения «общественного договора». Интересы государства объявляются эталоном человеческой морали.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ-материалист, экономист и писатель. Его основные работы: «Эссе о человеческом разуме», «Два трактата о правлении», «Письма о терпимости», «Исследование естественного права» и др.

Онтология Локка материалистична. Его эпистемология также материалистична. Основой познания является чувственность, которая опирается на интуицию (обобщенные мысленные доказательства) и рассудок, то есть сенсуализм, эмпиризм и рационализм. Он не принимает картезианскую доктрину «врожденных идей». Учение Локка о душе как «чистом листе» (лат. tabula rasa), на котором человеческий опыт оставляет свои «следы» (идеи), суть понимания познания.

Локк различает идеи первичных и вторичных качеств, которые являются результатом опыта. Однако первичные качества (протяженность, форма, масса и другие) являются отражением объективных свойств вещей, а вторичные (цвет, запах, вкус) чувственно определяются спецификой органов чувств. Как мы увидим позже, это противопоставление первичных и вторичных качеств послужит главным аргументом в пользу субъективного идеализма в его онтологии.

В своем учении об обществе и государстве Локк отталкивается от «теории общественного договора» Гоббса. Однако Локк считал «состояние равенства» изначальным, «естественным состоянием», в котором каждый имеет не больше прав, чем другой. Кроме того, он считал, что в соответствии с общественным договором народ имеет право управлять правителем, если тот нарушает договорные обязательства. Локк был первым, кто установил разделение законодательной и исполнительной ветвей власти.

Томас Гоббс, английский философ-материалист - Рационализм философии Нового времени

Рационализм философии Нового времени

Как отмечалось выше, материалистический сенсуализм Локка (особенно учение о первичных и вторичных качествах) стал источником возрождения субъективного идеализма-сенсуализма.

Джордж Беркли

Когда бытие предшествует долженствованию,

…чем быть воспринятым, тогда мы…

никогда не сможет узнать, что это такое.

«Esse est percipi» (существовать — значит быть

для восприятия).

Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ, субъективный идеалист, продолжатель сенсуалистической традиции, помимо того, что он был священнослужителем, он был учителем. В последние годы своей жизни (с 1734 года) он был епископом в Ирландии. Основные его работы: «Трактат о принципах человеческого знания» (всего 16 страниц, программное изложение сути философских взглядов), «Три разговора между Гиласом и Филонусом», «Алкифрон» (философия этики и религии).

Начав с локковского сенсуализма и его доктрины «первичных и вторичных качеств», Беркли последовательно трансформирует сенсуализм в абсолютный субъективный идеализм, освобождая последний от материализма. Беркли отрицает существование «первичных качеств» (объективных), доказывая, что они также являются «вторичными» (субъективными). Все качества вещей зависят от чувственного восприятия субъекта и не существуют без него. Основной принцип бытия Беркли — «существовать — значит быть воспринимаемым» — следует понимать так, что вещи имеют реальное существование только в сознании субъекта. Другой основной принцип Беркли: «вещи — это комплексы ощущений».

Невозможно говорить об объективном существовании вещей (независимо от ощущений). Все наши знания о вещах (включая знание об их существовании) получены из ощущений, восприятий. Беркли — номиналист. Он отрицает существование общего, потому что оно не воспринимается чувственно, а существует только в мыслях.

Беркли приложил немало усилий, чтобы адаптировать свою философию к нуждам теологии. Но продолжателями и рационализаторами философских идей Беркли являются и вполне светские философы: D. Юма, И. Канта, Э. Маха и других, в том числе современных.

В отличие от английского сенсуализма, континентальная философия разработала рационалистическую методологию философского и научного познания. Родоначальником рационализма Нового времени является Рене Декарт; его преемники, Спиноза, Мальбранш и Лейбниц, были одновременно материалистами (Спиноза) и идеалистами (Лейбниц).

Рене Декарт (латинизированное имя Картезий) (1596 — 1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Большинство его философских работ посвящены гносеологии и методологии познания: «Правила для руководства, разум. «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии» и «Начала философии». Декарт написал множество работ по математике и естественным наукам.

В своих методологических предпочтениях Декарт был убежденным рационалистом. Исходным принципом философского и научного познания является требование «во всем должно быть сомнение». Поэтому началом всякой науки должна быть «первичная определенность» — ясность и однозначность первого познания. Чувственное восприятие часто обманывает. Единственное, что не обманывает, — это ясность, надежность и однозначное знание разума. Эта достоверность выражается в самоочевидности экзистенциального (бытийного) факта, как считал Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Примером истинного заключения в рациональном познании является математика, где доказательство следует из ясных и однозначно истинных утверждений — аксиом. Декартский рационализм не отрицает важности сенсорного момента в познании. Материальная субстанция наделена способностями восприятия через органы чувств. Помимо материальной субстанции, обладающей атрибутом протяженности, существует ментальная субстанция, основным атрибутом которой является мысль. В этом проявляется дуализм картезианской онтологии.

Три источника конфликта

Гоббс рассматривал государство как результат договора между людьми, который положил конец естественному предгосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничивали свои права и свободы в интересах государства, обязанностью которого было обеспечение мира и безопасности. Гоббс отстаивал принцип юридического позитивизма и превозносил роль государства, которое он признавал абсолютным сувереном. В вопросе о формах правления Гоббс симпатизировал абсолютной монархии. Он отстаивал необходимость подчинения церкви государству и считал необходимым поддерживать религию как инструмент государственной власти для подчинения народа. Сильный монарх необходим для отмены древних привилегий дворянства и обеспечения мира и порядка. Монарх выступает в качестве гаранта при исполнении коммерческих контрактов. Благодаря монархии сохраняется жизнь и собственность отдельного человека.

Стремление к самосохранению. Все отношения между людьми следует понимать исходя из этого желания. Такие социальные проявления, как взаимодействие и солидарность, также проистекают из стремления человека к самосохранению.

Гоббс определил три источника конфликта: Страх, соперничество и стремление к славе. Самое главное — это страх. Именно страх приводит человека в политически организованное общество. Чтобы уменьшить количество конфликтов в обществе, необходимо сформировать единое правительство. Демократия и разделение властей разрушают единство и усиливают конфликты.

Гоббс считал, что правитель не должен вмешиваться в права людей свободно покупать, продавать и заключать соглашения с другими людьми. Правитель не может приказать человеку убить или причинить себе вред. Монарх может быть свергнут, если он потерял контроль над обществом, т.е. перестал обеспечивать безопасность личности. Тогда необходим новый контракт и новый правитель.

Гоббс сравнивал общество с часами. Если мы хотим понять, как работают часы, мы разбираем их и исследуем их части и их свойства. Затем мы собираем часы. Точно так же нам необходимо изучать общество. Метод Гоббса — это анализ и синтез.

Дескриптивный натурализм и материализм Гоббса имел относительно мало приверженцев и коллег в семнадцатом веке, когда религия оставалась мощной идеологической основой. В XVIII. Век, Т. Методология Гоббса, основанная на чувственном познании и опыте, была высоко оценена французскими материалистами.

Основным явлением, которое пыталась объяснить социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, было государство. Несмотря на преобладавшее в ней объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

Политическая и правовая доктрина Гоббса

На вопрос: «Как возникает государство, каковы его причины?». Томас Гоббс отвечает следующим образом. В силу своих природных качеств каждый человек стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В отсутствие государства нет правил, ограничивающих личность, и каждый человек имеет право на все без ограничений, что неизбежно приводит к состоянию, которое Гоббс называет «войной всех против всех». Ведь если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно вступят в конфликт с равными правами другого. Последовали насилие и угнетение одних другими. Каждый стремится уничтожить другого, чтобы освободить место для себя. В таком состоянии преобладают эгоизм, жадность к власти и прибыли, а также вражда друг с другом.

Государство было основано людьми, чтобы положить конец «войне всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти, спутников «разгульного состояния бессилия». По взаимному соглашению между собой (каждый соглашается с каждым), индивиды доверяют верховную власть над собой одному человеку (индивидууму или собранию людей). Государство — это тот, кто использует власть и ресурсы всего народа так, как считает нужным для его мира и общей защиты. Носителем такого лица является государь. Суверен обладает верховной властью, а все остальные — его подданные. Вот как Гоббс изображает образование государства.

Гоббсианская политическая теория была направлена против схоластических феодально-религиозных взглядов на государство и право. Идеологически она была направлена на обоснование сильной власти (политического абсолютизма), способной сдержать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В то время, когда крупная буржуазия и новая аристократия приходили к власти и боролись как с феодальными реакционерами, так и с революционной демократией, его теория была спроецирована в первую очередь для оправдания диктатуры буржуазной аристократии Кромвеля.

Политическая и правовая доктрина Гоббса предполагала механистический материализм, детерминизм и деизм. Гоббс подчеркивал практическую и творческую направленность политической науки и считал, что понимание законов политической жизни должно служить искоренению кровопролития, насилия и войны, благу всех людей. Политическая и правовая доктрина Гоббса согласуется с теориями естественного права и договорного происхождения политической власти. Он связывал происхождение политической власти и государства с природой, с характеристиками человека как разумного, но в то же время глубоко эгоистичного существа, наделенного такими естественными страстями, как жажда власти, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Гроция, Гоббс считал самым важным качеством человека не стремление к общности, а эгоизм и индивидуализм. Люди в своем естественном состоянии не способны поддерживать мир из-за своих эгоистичных страстей, поскольку они сталкиваются с угрозой взаимного уничтожения. Однако разум, инстинкт самосохранения и страх смерти порождают желание выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие, создается «общая власть», призванная обеспечить мир и гарантировать человеческую жизнь, безопасность, направляя свои действия на общее благо.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Многие философы эпохи Просвещения придерживались теории договорного происхождения государства, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

T. Гоббс в своих идеях отдает предпочтение абсолютной монархии, а Дж. Локк критикует ее, что отражено в его двух книгах «Два трактата о правлении». В первой книге Локк опровергает теорию патриархального происхождения государства английского писателя Р. Филмера, который считал, что абсолютная монархия возникла после Библии. Локк опроверг этот вывод, обратив внимание своих читателей на неточность цитаты Филмера из Библии и неадекватность его аналогии между отцовской и государственной властью. Во второй книге «Трактата» Локк критиковал абсолютную монархию, утверждая, что она «несовместима с гражданским обществом» и не может быть формой правления, потому что: «Цель гражданского общества — избежать и уравновесить те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из-за того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле».

Вслед за Гоббсом Локк допускал изначальное существование человека в состоянии природы. Разногласия заключались в том, что Гоббс считал естественное состояние состоянием «войны против всех», а Локк представлял его как состояние мира между разумными людьми. Локк считал, что люди в естественном состоянии обладают естественными правами: Свобода, жизнь и собственность. Согласно Локку, это триада естественных прав человека.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка:

«Не существует фиксированного, определенного, известного закона, признанного и принятого широкой общественностью в качестве нормы добра и зла».

«Нет ни одного знающего и беспристрастного судьи».

«Часто не хватает власти, чтобы поддержать и привести в исполнение справедливое решение суда».

Государство, по мнению Локка, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

В отличие от Гоббса, который считал, что, заключая общественный договор, люди уступают свои естественные права суверену, Локк полагал иначе: государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая людям возможность осуществлять свои естественные права. В поддержку того, что естественные права человека не подлежат отчуждению в пользу государства, Локк использует «доказательство от противного» — «ибо нельзя предположить, что какое-либо разумное существо сознательно изменит свое состояние на худшее».

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия евразийства
  2. Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
  3. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
  4. Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
  5. Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
  6. Неоконфуцианство и чжу си
  7. Подсистемы общества – сферы общественной жизни
  8. Культура в условиях глобализации
  9. Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
  10. Философская сущность государства