Для связи в whatsapp +905441085890

Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П. Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»)

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. «Русская идея» в эсхатологической перспективе
  2. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)
  3. Проблема целостного осмысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра
  4. Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю)
  5. Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева (сравнительный анализ философских взглядов мыслителей)
  6. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем
  7. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия
  8. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания
  9. Время и вечность: парадоксы континуума
  10. Влияние теории относительности А. Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени

Введение

Проблема смысла жизни стала, по словам Генриха Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Трагедия человеческого существования заключается в том, что человек находится, так сказать, «на милости» (по выражению экзистенциалистов) физического мира. Как можно жить в мире, осознавая хрупкость собственного существования? Как можно познать бесконечное с помощью ограниченных средств познания? Не впадает ли человек в постоянную ошибку, пытаясь объяснить мир самому себе? Большинство людей чувствуют свою отделенность от мира природы, общества, пространства, и это переживается ими как одиночество. Знание причин одиночества не всегда позволяет человеку избавиться от него, но оно ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в древности, но и по сей день главной загадкой человека является он сам.

На вопрос «ПОЧЕМУ?» каждый рано или поздно должен ответить для себя. После этого вопрос «КАК?» уже не так важен, потому что смысл жизни найден. Будь то в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идее, в любви — это уже не вопрос принципа.

Русские философы преуспели в этом как никто другой:

«До сих пор одни знали много, но любили слишком мало, другие любили много, но знали слишком мало; но только тот, кто будет много знать и много любить, сможет сделать для человечества нечто поистине прекрасное и великое». Так размышлял Мережковский, и, на мой взгляд, он был прав, потому что главное для человека — реализовать себя в знании и любви. В этом смысл его жизни. А вспомните произведения Толстого, Достоевского, всех русских классиков. Она проникнута идеей человеческого единства, любви к ближнему.

В желании познать смысл жизни с самого начала нет иного пути, как обратиться к тем, кто уже прожил ее, естественно, мудро, а еще лучше — к анналам человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Нет надежды на тех, кто спешит получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни, человеческая мудрость отсылает их к самой жизни — сначала жить, потом философствовать. Философская антропология не избегает вопроса о смысле и цели жизни. Различные философские доктрины отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной реальности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений направляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т.д. Вопрос о жизни, ее смысле и цели остается открытым, и нет оснований полагать, что он может быть окончательно решен в обозримом будущем.

Смысл жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении

Надо отдать должное христианству, чье учение разрешило вопрос о смысле жизни. Когда предназначение, путь и конечная цель человека закладываются в его «сердце» с колыбели и эти ориентиры не подвергаются сомнению на протяжении всей жизни, человек не размышляет, а верит, и это решает многие жизненные проблемы. Этот путь может быть далек от истины, но что может быть выше субъективной гармонии? Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века). / V. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002 г. — с.186.
Выдающийся русский мыслитель Н. О. Лосский считает религиозность самой важной и глубокой чертой характера русского народа. Для доказательства этого Лосский приводит высказывания из разных периодов русской истории, от Киевской Руси до XX в. Рассматривая способность русского народа к высшим формам опыта, Лосский включает в нее способность к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию (умозрение), все это связано с поиском смысла жизни и религиозностью. При этом мыслитель придает большое значение особой чуткости русского народа к душам других людей и чуткому восприятию состояния души других людей. Лосский, Н. О. Бог и зло в мире / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998. — с.341.
Что такое наша жизнь — «дар напрасный, дар случайный», как в отчаянии писал когда-то великий русский поэт Пушкин, или мы небесно призваны в этот мир, и высоко ли наше призвание и достойно ли оно венца человеческого творения? Вопрос о смысле жизни очень характерен для русской философии. Но за некоторое время до религиозно-философских сочинений была написана знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с симбирским помещиком Н.А. Мотовиловым о цели и смысле христианской жизни, в которой речь идет только о христианской жизни, но размышления философов приводят к одному и тому же выводу: смысл жизни человека — это смысл христианской жизни, любой другой смысл либо выдуман, либо относителен, либо вообще ложен. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорит святой Серафим, — состоит в том, чтобы получить Святого Духа Божия. Пост, бдение, молитва, милостыня и все добрые дела ради Христа являются средством получения Святого Духа Божьего. «Гуревич П.С. Философия человека. / П.С. Гуревич. — МОСКВА: ИФРАН, 2000. — с. 95
Вспомним, что в Эдемском саду Адам получил от Бога три заповеди: заповедь труда — возделывать и хранить Эдемский сад (Бытие 2:15); заповедь познания мира — назвать животных (Бытие 2:20); и заповедь поста — запрет есть с дерева познания добра и зла (Бытие 2:17). Адам, отведав от дерева, нарушил сразу все три заповеди. Более того, ему предложили работу: Работа делания, работа знания и работа воздержания. Адам выбрал более легкий путь: ешь и станешь как Бог. Это желание человека не было исполнено. Но поскольку в этом желании он поставил свою собственную волю выше воли Божьей, «он был предоставлен своей собственной воле, и эта воля вела его долгим обходным путем через всевозможные искушения к цели жизни».
На этом пути человек сбился с пути, потерял смысл своего существования. С ростом культуры и цивилизации принцип добра, во имя которого развивалась жизнь, становился все более недостижимым. В ожесточенной борьбе за достижение добра одни смогли найти смысл в радости своей жизни, а другие, не добившись успеха, пришли к убеждению, что их жизнь вообще не имеет смысла. Языческие философы, пытавшиеся разрешить этот жизненный вопрос, исходили из того же принципа блага как единственной цели жизни.

Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии

Известно, что формирование зрелой личности возможно духовными и психическими средствами. Каждый человек принимает решение в определенные периоды своей жизни. Согласно К. Юнгу, путь души предполагает осознание сил бессознательного, лежащих в основе архетипов. Ибо русская душа — это сплав смутных мечтаний, надежд, веры, страданий, которые очищают ее и соединяют со всем истинно русским. Сто русских философов: Библиографический словарь / под редакцией А.Д. Сухова. — М.: Мирта, 2001. — с.257.
Духовный путь открыт не для всех, это расширение личного пространства, обретение совершенно иного вида личной душевной организации.
Духовность в России во многом проявлялась и проявляется в фигурах старцев, ушедших от мирской жизни с ее страстями. Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) — религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель, оставивший нам ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его учение «О рассеянной и внимательной жизни» посвящено иллюстрации необходимости внутренней концентрации и внимания. Отвлеченная жизнь, наполненная только мирскими заботами, «много есть и много есть», — это мимолетное увлечение, суета, усыпляющая действие духовных чувств, она питается действием телесных чувств. Духовно отсутствующий человек не может совершать добродетель, не способен исполнять заповеди Христа. Рассеянный человек может сначала научиться быть внимательным в повседневной жизни, например, при выполнении своего служебного долга. Только тогда он сможет практиковать внимательность и сосредоточенность в своей уединенной жизни. В трудах епископа Игнатия представлен идеал духовной трезвости и самоотречения для достижения духа мира и любви. Идея творчества — это внутренняя духовная работа, то есть превращение человека в духовное существо. Кувакин В.А. Религиозная философия в России (начало XX века). / V. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002. — с.478.
Поиск духовного возрождения России может быть связан и с изучением наследия русской религиозно-философской психологии. Традиция религиозно-психологического учения, восходящая к истокам древнерусского священного писания и отечественной философской мысли, представлена в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и академий, ученых религиозной ориентации: Никанор, архиепископ Херсонский, митрополит Антоний (Храповицкий), С.С. Гогоцкий, В. Серебрянников, Н.О. Лосский, В. И. Несмелов, В.А. Снегирев, П.Д. Юркевич, В.В. Розанов, И.И. Лапшин, С.Ф. Франк, Л.М. Лопатин и др.
Николай Сергеевич Арсеньев (Л. Г. Филонов) подчеркивает особую роль духовных сил в жизни русского народа. Как отдельный человек, так и каждый народ должен иметь источник вдохновения перед лицом духовных сил, которые творчески расширяют горизонты жизни, поднимая на более высокий уровень по сравнению с природными данными людей. Духовное начало — это самое ценное достояние в жизни людей, они дают людям возможность дышать духовно. Для русского народа главным источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему православной Восточной Церковью.

Вопрос о смысле жизни в работах русских философов

Идеалистические и, прежде всего, христианские религиозные доктрины позволяют строить вполне логичные построения для поиска смысла человеческого существования. В работах русских философов начала 20 века Бердяева, Франка, Соловьева, Труецкого и др. вопрос веры в Бога становится главным условием существования смысла жизни. В то же время в материалистической философии, в которой человеческая жизнь конечна и за ее порогом нет ничего, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и порождает этические проблемы, которые трудно решить.
Василий Розанов был первым русским философом конца XIX — начала XX века, обратившимся к изучаемой проблеме. В своем эссе «Цель человеческой жизни» он задался целью найти такую цель человеческого существования, которая была бы не искусственной, не воображаемой, а естественной. В человеческой природе Розанов находит три изначальных стремления: стремление познать истину, стремление сохранить свободу для себя и стремление творить добро. Три идеала — истина, добро и свобода, утверждает Розанов, — одновременно являются тремя высшими целями человека. «Свободу здесь следует понимать как внутреннюю и внешнюю; первая заключается в отсутствии страха выразить свое внутреннее содержание, и это зависит от нас … Во внутреннем страхе всегда присутствует безразличие к истине и чрезмерная любовь к себе, к своему положению среди людей». Розанов, В. В. Цель человеческой жизни.
Следующим после Василия Розанова о цели жизни говорил профессор Казанской духовной академии Виктор Иванович Несмелов, величайший русский богослов, чьи научные интересы были сосредоточены на религиозно-философской антропологии. В своем эссе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» (1895) Виктор Несмелов показывает, что глубочайшее решение вопроса о смысле жизни «раскрывается только с появлением христианства в учении новозаветного откровения и в области христианской философии». Христианство говорит человеку, что он существует не для смерти и не для теневого существования в таинственных обителях мифологического Аида, а для вечной разумной жизни на небесах в Божьем царстве света и правды» Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.
Философия Ф.М. Достоевского как основателя русского варианта экзистенциализма несколько иная. Он любил исследовать пограничные ситуации, в которых оказывается человек и где его личность рассыпается. Он признает «вседозволенность» некоторых своих литературных героев, но все же видит реальную жизнь в определенных моральных рамках, к которым люди приходят после долгих и порой мучительных поисков. Эти рамки каждый устанавливает для себя сам, но они объединены, так сказать, во Христе как объединяющей основе человечества. Все подотчетны всем», — говорит Достоевский в своем опусе «Братья Карамазовы».

Смысл жизни для современного российского общества

Философы Н. Лосский, В. Соловьев и другие, анализируя сложившиеся модели поведения и общения, пытались понять самобытность русского народа, стереотипные черты характера, имманентные русскому народу как единому целостному этносу, которому есть что сказать миру и внести свой вклад в мировую цивилизацию. Решение всех этих вопросов имело решающее значение для национального самоопределения России. В настоящее время Россия, находящаяся в муках перемен и утратившая большую часть своих психологических основ в религиозной вере и традиционной общинности, находится в совершенно иной социокультурной ситуации.
Российский плюрализм открыл огромные возможности для индивидуализации, для проявления различных видов социальной активности — смены профессий, переезда, выступления, участия в политической, предпринимательской и иной деятельности. В то же время нет ни экономической стабильности, ни правовой безопасности, ни культурного и профессионального уровня, ни ясной перспективы и т.д., что делает любую форму социальной активности зависимой от случайных обстоятельств и связанной с большим риском. На вопрос о стоическом отношении русских к трудностям, которые они испытывают, можно сказать, что у всех русских свой специфический опыт, каждый человек находится на определенном этапе своего жизненного пути и понимает смысл жизни по-своему, но так называемая общность все же является общим для всех русским архетипом. В то же время каждая социальная группа имеет свои особенности, представлена индивидами с определенными социально-психологическими характеристиками, различными возможностями для самореализации и существования.
Я считаю, что для обретения утраченного смысла жизни, для восстановления общности российского народа сейчас как никогда важно актуализировать самые важные для людей ценности, такие как любовь к своей стране, вера в будущее благополучие и процветание России, в свою идентичность с Россией. Важно почувствовать причастность каждого к своей культуре, историческому прошлому, осознание позитивной временной перспективы страдающей родины.
Смысл жизни человека, выбравшего такую форму реализации, заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием воли преодолеть или попытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализовать свою жизненную программу. В этом случае человек становится по-настоящему свободным, потому что он волен контролировать внешние обстоятельства и условия (как свое биологическое, так и социальное происхождение). Напротив, неспособность реализовать свою жизненную программу — в силу внутренних качеств или слишком сильного давления обстоятельств — создает в человеке состояние рабства, зависимости от жизненных обстоятельств, от других людей.
На повседневном уровне каждый из нас является творцом в своем роде. Например, вы можете проецировать себя на своих детей. «Мы уйдем — они останутся». Смысл в том, чтобы максимально реализовать себя в своих детях, через воспитание, любовь, заботу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Творчество, самореализация волновали многие умы. Перед лицом смерти, которая не покидает человека с самого рождения, люди видят смысл своей жизни в творческом бессмертии. Они хотят создать такую ценность, которая сохранится для потомков, а создателя будут помнить веками. Он будет жить в своем «овеществленном духе». Слава, которая достигается различными путями, стоит на аналогичных позициях. Все эти стремления направлены на бессмертие. Проецировать себя в вечность — смысл существования творцов.

Заключение

В философии русских мыслителей и писателей сквозят идеи вездесущности, гармонии, любви, природы. Все люди как вид связаны общим смыслом, который проявляется в вышеперечисленных понятиях.
На мой взгляд, смысл жизни одинаков для всех, он характеризует человека в целом, а личность с ее индивидуальностью и неповторимостью определяет свой собственный образ жизни. Конечно, унификация невозможна, когда думаешь о путях реализации смысла жизни — у каждого свой путь, свои цели. Кроме того, на разных этапах жизни человека формулировка (осознание) смысла жизни может меняться.
На мой взгляд, вера — это самый древний смысл человеческой жизни, самый прочный и действенный. И по сей день люди находят в вере свой смысл, цель и гармонию. Вера — это явление, исходящее из чувства; в некотором смысле она противоположна разуму. Вера наполняет жизнь смыслом.
Здесь также есть место для обучения, для накопления знаний как смысла жизни. Именно поэтому существует наука. Многие люди посвящают себя этому и находят в познании смысл своего существования. Это определяет их работу, хранилище ума, целей, стремлений.
В то же время всю русскую классику и пронизывает идея человеческого единства, милосердия, а также в этом заключается великий смысл человеческого существования. На мой взгляд, в любви действительно кроется великая возможность осознать смысл человеческой жизни. Любовь проявляется через общение. Поэтому духовное общение как феномен любви может быть и смыслом жизни.
Я думаю, что на онтологическом уровне между всеми этими формулировками можно поставить знак тождества. В реальной жизни они переплетены, они существуют параллельно. Таким образом, список способов осознания смысла жизни бесконечен.

Список литературы

  1. Гуревич, П. С. Философия человека. / П.С. Гуревич. — МОСКВА: ИФРАН, 2000. — 134 с.
  2. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века). / V. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002 г. — 546 с.
  3. Лосский, Н. О. Бог и зло в мире / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998 г. — 431 с.
  4. Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учениях новозаветного откровения. =
  5. Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. — Тип доступа: www. vehi. Web
  6. Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. — Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm.
  7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / под ред. А.Ф. Замалеева. — 2-е переработанное и дополненное издание — Санкт-Петербург: издательство ЛТА, 2001. 296 с.
  8. Сто русских философов: Библиографический словарь / соавт. и ред. А.Д. Сухов. — М.: Мирта, 2001. — 320 с.
  9. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни (Избранные главы). — Тип доступа: www. hpsy. ru.
  10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 2-е изд. — Москва: Политиздат, 1995. — 590