Для связи в whatsapp +905441085890

Трансцендентальная философия И. Канта — Гносеологические и метафизические учения

Любопытный факт: выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Это знаменательное событие произошло 22 апреля 1724 года. Но в тот день никто не мог предположить будущей славы сына простого ремесленника и домохозяйки. Четвертый ребенок среди одиннадцати братьев и сестер, маленький Кант рос в слабом здоровье, но с быстрым умом. Когда его родители заметили это, они отправили юного Иммануила учиться в гимназию в возрасте 9 лет. Почти сразу же мальчик проявил живой интерес к истории и латыни. Хотя основной предмет — теология — не казался ему таким уж интересным. Но что больше всего удивило биографов мыслителя, так это то, что в средней школе Кант не проявлял ни малейшего интереса к философии. Его учеба была посредственной, но он всегда учился строгой дисциплине.

После окончания гимназии Кант в 1740 году поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета, который был основан еще в 1544 году и имел давние академические традиции. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку, поскольку у него появился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и многим другим наукам. Возможно, это было связано с духом, царившим в этом древнем центре науки. Молодой ученый планировал защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестер и себя, Кант устроился частным репетитором и проработал там 10 лет. Именно в этот период он вел активную научную деятельность, переосмысливая научное мировоззрение эпохи.

Ряд выдающихся ученых эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), поколебали средневековые научные представления, долгое время господствовавшие в Европе. В обществе происходили постепенные, но важные изменения: Абсолютизму и феодализму начал противостоять зарождающийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, особенно механика, также повлияли на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и других создали настоящую научную революцию. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика заменила религиозную схоластику, философия перестала служить только теологии, а начала развиваться как самостоятельная дисциплина. В то же время мировоззрение людей освобождалось: На первый план вышли ценности разума и прагматизма, а романтические идеалы рыцарства и монашества были отодвинуты на задний план. В людях пробудилась жажда знаний об изучении общества, потребность объяснить окружающий мир с научной и философской точки зрения, отделенной от теологических представлений. Следует отметить, что эти тенденции еще не были чисто атеистическими. Термин «Бог» использовался как в философии, так и в теологии. Но философия трактовала его как совершенно новую категорию, отождествляя с «высшим разумом» и «природой». Мыслители эпохи Просвещения (конец 17-18 века) пытались сквозь нагромождение догм и элементов культа «истинного Бога» увидеть природу гармоничных отношений в треугольнике «Бог-Природа-Человек». В то же время общество еще не было готово принять эту «гармонию», слишком полную свободы мысли и равенства. Религиозные конфликты сменились войнами за политическую власть. Возникла острая необходимость в формировании новой рационалистической, но гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д.

Трансцендентальная философия И. Канта - Гносеологические и метафизические учения

Гносеологические и метафизические учения

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, особенностями общественных отношений Пруссии того времени. Основываясь на космогоническом учении Ньютона, И. Кант выдвинул революционную теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамической эволюции Вселенной, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Кант понимал образование звезд и планет как результат трения притягивающих и отталкивающих частиц. Изучая строение Вселенной только с точки зрения механики, Канту во многом удалось опередить астрономическую науку своего времени, что указывало на несомненную гениальность ученого. Безусловно, в его теории были недостатки, но их нельзя оценивать строго с точки зрения неразвитых научных идей того времени.

В 1755 году Кант представил в Кенигсбергский университет две диссертации, одну из которых он защитил и успешно сдал экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получил звание приватдоцента — внештатного лектора, который мог брать со студентов деньги за свои лекции. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности, требовался немалый талант, ведь нужно было привлекать внимание студентов к своим лекциям. И Кант с успехом справился с этой задачей. После этого в течение 41 года он преподавал, вызывая неизменный интерес и репутацию среди молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естественным наукам чередовались с лекциями по географии, механике и этике. Позже были добавлены такие экзотические дисциплины, как фортификация и пиротехника, которые свободно подчинялись энциклопедическому уму Канта. Нарский И. С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.

После Семилетней войны Кант некоторое время был подданным России, что вновь связало его судьбу с Россией. С 1770 года он получил официальную должность на кафедре университета. Постепенно ему удалось заработать состояние, но преподавание отнимало много сил, оставляя Канту мало времени для философской деятельности. Однако Кант использовал даже эти «крохи» удивительно эффективно. Каждый день мыслитель четко планировал, выделяя расчетные часы для интеллектуальной работы и размышлений.
Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 — 1770), был отмечен повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы отмечали выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых природных явлений.

В непосредственный философский, так называемый критический период своего творчества Иммануил Кант посвятил себя разработке своего гносеологического и метафизического учения. Его ум был занят вопросами познания и существования, морали, эстетики и права. В 1781 году была опубликована его знаменитая работа «Критика чистого разума», затем появились «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднял важнейшие вопросы гносеологии, этики и эстетики и дал миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, повлиявший на дальнейшее развитие философии. Были сформированы основные понятия философии Канта, такие как «вещь в себе», «Anschauung», «априори», «трансцендентализм», «антиномия», «целесообразность», «ценность» и т.д., которые прочно вошли в терминологию философии.

Критический период

Толчком к началу Критического периода послужило знакомство Канта с работами шотландского философа Дэвида Юма (1711-1776). Как и большинство его современников, Юм хотел ответить на вопрос, как далеко может зайти человеческое познание. И обнаружив, что возможность познания очень ограничена, философ предложил свое учение агностицизма, которое является частичным знанием. Он утверждал, что человек воспринимает мир субъективно через органы чувств, поэтому его знания об объектах искажены, это скорее простое знание о работе органов чувств, опыт ощущений. В то же время материалисты и идеалисты могут по-разному объяснить этот процесс: Первые будут утверждать, что предметы окружающего мира существуют объективно, а вторые — что наши ощущения вызываются не столько контактом с этими предметами и явлениями, сколько воздействием на нас неких невидимых духовных субстанций. Но в любом случае человек не может определить истинность или ложность этих суждений, поскольку он живет, руководствуясь ощущениями и привычками. Агностицизм Юма был частично основан на древнегреческом агностицизме, но только частично, поскольку древние мыслители не сомневались в объективности окружающего мира, а лишь ставили под сомнение возможности человеческого разума.

Иммануил Кант очень интересовался этой проблемой. Его особенно интересовало, как происходит процесс познания человеком, окружающей среды, какие факторы определяют качественные характеристики этого процесса, и, конечно, как далеко простирается возможность познания. Помимо работ Юма, Кант также обратился к Платону (427 — 347 гг. до н.э.), отметив, что этот древнегреческий философ считал познание не более чем воспоминанием образов из «царства идей». Позже Кант проследил связь между античным идеализмом и христианской идеей о том, что совершенная истина принадлежит только Богу, который может частично открыть ее душам людей. Эта традиция сильно повлияла даже на мыслителей Нового времени, настолько, что Декарт (1596-1560) отстаивал зависимость человеческого разума от божественной истины. Такие интерпретации не удовлетворили философа.

Кант отверг мнение Юма о невозможности познания и указал, что к процессу познания следует подходить с другой стороны, а именно со стороны субъекта, исследующего влияние предметов и явлений на человеческий разум. Этот подход был назван «коперниканским поворотом» в философии. Кант называл сам процесс познания априорным. Этому была посвящена «Критика чистого разума».
В «Критике практического разума» Кант отходит от эпистемологических проблем и обращается к этике, в частности, к категориям «нравственность», «счастье», «долг».

Гносеология Иммануила Канта в истории философии

Таким образом, я. Кант в своей работе «Критика практического разума» изложил свой совершенно новый взгляд на теорию познания. Что это было? Основная идея работы — «критика» эпистемологии (доминирующей в то время эпистемологической концепции), тезис о том, что прежде чем выяснять суть вещей, человек должен определить границы своих познавательных возможностей (что он может знать, а что нет). Здесь уже содержалось унаследованное от Юма и других современных философов сомнение Канта в возможности знания как такового. Это, можно сказать, первый строительный блок в эпистемологии Канта. Это первый элемент агностицизма мыслителя. Как известно, агностицизм — это учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира человеческим разумом.

Кант требовал, чтобы познание осуществлялось теоретически, а не в процессе практической деятельности. Гегель писал в этой связи, что Кант подобен человеку, который хочет научиться плавать, прежде чем войти в воду. Второй элемент агностицизма Канта — размышление об инаковости, нетождественности самого предмета и его образа. Природные объекты, согласно Канту, находятся вне нашего сознания, независимо от него. Но образы их, возникающие в нашем сознании, не похожи, не идентичны самим объектам, так же как дым не похож на огонь, а крик боли не похож на саму боль.

Третьим элементом эпистемологической доктрины Канта является представление о категориях мышления как о «чистых», априорных, данных до опыта формах знания. Априори (от лат. a ðiri — первоначально) — термин в идеалистической философии для обозначения знания, которое приобретается до и независимо от опыта и изначально присуще сознанию. Так, Кант утверждал, что такие категории, как пространство и время, являются априорными формами знания.

Более того, согласно учению Канта, все категории трансцендентальной логики являются «чистыми», априорными, свободными от «примесей» опыта, практики. Трансцендентальный (от лат. transcendere — превосходить) — все, что выходит за пределы, трансцендирует, не дано в нем, то есть является априорным. Эта интерпретация Канта подверглась наиболее сильной критике со стороны других философов. Для всех категорий понятия науки имеют практическое, апостериорное происхождение. Они являются результатом обобщения практического опыта.

Апостериори (от лат. a posteriori — из чего следует) — это термин, который, в отличие от априорного, означает знание, полученное через опыт, практическую деятельность.

Четвертый элемент агностицизма Канта — это отмена диалектической связи между сущностью и видимостью, установление фундаментального различия между ними. Кант считал, что сущность — это «вещь в себе» и не может быть познана, что человек может познавать только явления. С точки зрения диалектики, однако, не существует фундаментальной границы между явлением и сущностью, а есть лишь различие между тем, что уже известно, и тем, что еще не известно. Когда мы распознаем явление, мы одновременно распознаем его сущность. Таким образом, сущность проявляется, а явление дает представление о сущности. В противном случае мы не сможем понять сущность предметов и явлений.

На основе этих определений Кант разработал концепцию трех ступеней познания: рассудочный Anschauung, разум и понимание. Априорные формы чувствительности размещают и упорядочивают данные ощущений в пространстве и времени, в результате чего появляются явления. Но сами явления, по Канту, еще не дают познания, а являются лишь необходимым подготовительным материалом. Для того чтобы получить знания из этого материала, его необходимо концептуализировать. Это можно сделать с помощью понятий, данных разумом.

Законы науки

Представления, которые дает интеллект, могут быть эмпирическими, когда они содержат ощущения, вызванные присутствием объекта, и чистыми, когда они не связаны с ощущениями, они образуют объект познания. Чистое понятие, по Канту, содержит в себе только форму мышления об объекте вообще. Эти понятия являются категориями философии. Кант представляет категории по следующей схеме.

  • Количества: Единство, множественность, целостность;
  • Свойства: реальность, противоречие, ограниченность;
  • Отношения: Присутствие и независимое существование,

Причинность и зависимое существование;
Модальность: возможность — невозможность, существование — не существование, необходимость — случайность. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. — М.: Книга по Требованию, 2012 г. — 304 с.

Эти категории, подчеркивает Кант, есть у каждого человека, поскольку они являются структурой человеческого познания. В процессе познания на уровне разума мы упорядочиваем чувственные данные в соответствии с категориями разума и формулируем законы науки. Таким образом, законы науки — это не отражение действительности, а результат конструктивной деятельности мысли, категории мышления. Мысль может найти в природе только то, что ей позволяют найти ее априорные категории. Этот вывод Кант назвал «революцией в философии».

Третьим факультетом человеческого знания был разум, который, в отличие от чувствительности и понимания, был факультетом опосредованного знания, не связанного прямо и непосредственно с опытом. Разум, настаивал Кант, никогда не направляет себя непосредственно на объекты опыта и на опыт вообще, но всегда выбирает в качестве своего объекта только результаты деятельности разума, чтобы придать им общий и необходимый характер. Подобно тому, как разум формирует категории, разум формирует свои понятия — трансцендентальные идеи. Идеи разума — это необходимые понятия, расширенные до необусловленного, которые служат концептуальному знанию, в отличие от основополагающих понятий, которые служат пониманию чувственного опыта. Кант делит трансцендентальные идеи на три вида:

Мир психологических идей, в котором исследуется абсолютное единство мыслящего субъекта; это микрокосм человеческого «я»;
мир космологических идей, в котором конструируется абсолютное единство внешнего мира. Это макрокосм: природа, космическая целостность, «человек в природе».

Мир теологических идей, в которых устанавливается абсолютное единство всех предметов вообще: они вводят человека в мир веры, в котором центральное место отводится понятиям «Бог» и «бессмертие души». Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта. 2005. № 4.С. 21-30.

Применение понятий абсолютного, бесконечного возможно только в мире «вещей в себе», в мире опыта, где только и существуют переходные, конечные и условные понятия, что приводит к антиномиям.

В этом смысле Кант — противоречивый, непоследовательный философ. С одной стороны, как известно, это ученый-натуралист, сделавший ряд важных открытий и близкий к материализму, с другой стороны, он стал основателем классического агностицизма, фактически встав на путь противопоставления знаний. С одной стороны, Кант поместил все богатство реального мира в свои двенадцать априорных категорий общей логики, рассматривая их как вечные, неизменные, неподвижные, которые ни при каких обстоятельствах не сливаются друг с другом. С другой стороны, рассматривая так называемые антиномии «чистого разума», он раскрыл глубокую диалектику взаимосвязи категорий конечного и бесконечного, простого и сложного, причины и следствия, свободы и необходимости.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетическое сознание
  2. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  3. Структурная антропология
  4. Основные черты философии нового времени
  5. Эклектика и диалектика
  6. Проблемы типологии истории
  7. Философия в средние века
  8. Чувственное и рациональное познание и их единство
  9. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
  10. Стихийное и сознательное в истории