Для связи в whatsapp +905441085890

Тринитарные споры в свете философии — Учение Августина. Патристика

Теоцентризм — (греч. theos — Бог), мировоззрение, в котором Бог является источником и причиной всего сущего. Он — центр Вселенной, ее активное и творческое начало. Принцип теоцентризма распространяется и на знание, где теология занимает высшую ступень в системе знаний; ниже ее находится философия на службе теологии; еще ниже — различные частные и прикладные науки.

Провиденциализм (лат. providentia — провидение), система взглядов, согласно которой все события в мире, включая историю и поведение отдельных людей, определяются божественным провидением (провидение в религиозном понимании: Бог, высшее существо, или его действие) контролируется.

Ситуация во взаимоотношениях религии и философии начала существенно меняться после появления и выражения в общественной жизни христианства, которое произошло в I веке нашего летоисчисления. Качественное различие заключается в служении философии целям религии и теологии. Во-первых, отметим стремление использовать философию для укрепления позиций зарождающегося христианства, которое нуждалось в поддержке христианства как концептуально, так и организационно. Античная философия с ее идеями о природе Вселенной и способах ее познания была не меньшим препятствием для становления христианства, как бы парадоксально это ни казалось. Раннехристианские идеологи, такие как Климент Александрийский, живший во втором веке, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, но в действительности к подчинению философии христианской религии.

В то же время шла борьба за использование философских идей для укрепления позиций теологии. В итоге в учении о бытии, знании и человеке возобладала вторая тенденция и достижения аристотелевской философии. Несмотря на доминирование религии в общественной жизни в это время, философия не только продолжает существовать, но и претерпевает определенное развитие.

В целом, в средневековой философии можно выделить как минимум два этапа ее возникновения — патристический и схоластический, хотя четкую грань между ними провести трудно.

Патристика (от греч. pathr, или лат. pater, «отец») — термин, возникший в XVII веке для обозначения совокупности учений христианских авторов конца I — VIII веков, то есть доктрины раннего Средневековья. Этот термин возник в XVII веке для обозначения учения христианских авторов конца I — VIII веков, известных как «Отцы Церкви». Сегодня под ним подразумевается совокупность теологических, философских, политических и социологических учений христианских мыслителей со II по VIII век. — Так называемые «Отцы Церкви».

В христианской церкви со времен апостолов титул «отец» приписывается пастырям церкви в целом. В более конкретном смысле титул «Святые отцы Церкви» приписывается тем учителям Церкви, которые оставили в своих трудах изложение и объяснение христианской веры, принятой Церковью для руководства. Из числа «Отцов Церкви» следует особо упомянуть «Вселенских учителей», которые обладают наивысшим личным авторитетом в Церкви, заслужив особые заслуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В Восточной Церкви это значение приписывается святым Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому; на Западе — Иерониму Стридонскому, Августину Иппонскому, Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Вед. Кроме того, в Западной церкви существуют так называемые doctores ecclesiae, к которым относятся Лев Великий, Фома Аквинский, Бернард из Клерво (с 1830 года), Иларий из Пуатье (с 1852 года) и Франциск Сальский (с 1875 года). Некоторые богословы ограничивают существование «Отцов Церкви» определенным периодом; на Востоке — от зарождения Церкви до Иоанна Дамаскина (754 г.); на Западе — до Григория Великого (601 г.); другие — до XIII в. Ультрамонтанские богословы считают, что Папа может в любое время возвести в ранг Отца Церкви любого, кого сочтет достойным.

Тринитарные споры в свете философии - Учение Августина. Патристика

Учение Августина. Патристика

Восточная Церковь не имеет письменного канонического постановления по этому вопросу, но богословы и патрологи обычно придерживаются мнения, что поскольку Церковь всегда одна и та же, и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то во все времена могут существовать лица с дарами святых отцов, которые могут быть признаны «Отцами Церкви», согласно суждению самой Церкви.

По этой причине в русской патристике, например, в «Историческом учении об Отцах Церкви», объясняется и рассматривается учение святителя Димитрия Ростовского и других, бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Церковь считала настолько необходимым быть в числе канонизированных святых и соглашаться с учением Церкви, чтобы быть канонизированным в качестве Отцов Церкви, что даже такие великие богословы христианского мира, как Климент Александрийский и Тертуллиан, не признаются «Отцами Церкви», а только церковными писателями; Восточная Церковь не присваивает этот титул Иерониму и Августину, поскольку они не канонизированы ею в качестве святых.

К концу пятого века были сформулированы три признака, отличающие авторитетного «отца»: Древность, святость жизни и ортодоксальность доктрины, к которым позже был добавлен четвертый: одобрение Церкви. Не все важные христианские авторы соответствовали этим критериям, и патристическая наука учитывает все те доктрины, которые не являются полностью ортодоксальными в христианской традиции.

В широком смысле патристика — это доктринальная форма христианской культуры, многомерный синтез религиозных ценностей христианства и эллинистического литературно-философского наследия. Отличительной чертой патристики как историко-философского явления (которую она во многом разделяет со схоластикой) является ее декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии, патристическая традиция признает единую истину откровения, которая требует не поиска и обоснования, а объяснения и толкования, и является достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция рассматривает патристику как единое учение, раскрытое разными авторами с разной глубиной: Монотеистическая религия как тотальный духовный феномен требует от своих философских адептов почти абсолютного теоретического конформизма. Диаметрально противоположные взгляды на специфику культурной конвергенции («эллинизация» христианства — Харнак; «христианизация» эллинизма — Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент патристики явно преобладает над рационально-рефлексивным. Авторитет, основная константа патристики, иерархичен (в порядке убывания): откровение (абсолютный авторитет) — преобладающая церковная норма (корпоративный авторитет) — личный авторитет отдельного «отца».
Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально-лингвистическими особенностями возникновения патрициата. Хотя римский мир не соответствовал абстрактной норме «античности» в большей степени, чем позднее «средневековье», патристику не следует квалифицировать как «переходное звено» между античной и средневековой философией, поскольку религиозное ядро патристики обеспечило высокую степень внутренней целостности, а христианская парадигма, рожденная в первые патристические века, без существенных изменений доминировала в европейском философском сознании на протяжении тысячелетий. По большинству параметров патристическая традиция генетически связана со схоластикой (которую можно считать прямым продолжением патристики) и внутренне неизмеримо ближе к ней, чем к античной философии. В то же время патристика отличается от схоластики стилистически и, в некоторых отношениях, по содержанию.

Апологетика

В начале своего существования и даже в период расцвета патристика зависела от древних культурных стереотипов, которые сильно влияли на каждого представителя патристики в отношении его образования. Хотя ориентация на античную культуру была в основном внешней (план риторического выражения, техника использования философских теорий и концепций), она определила интеллектуальную стилистику патристики: в патристический период Отцы Церкви получали непосредственно из античного наследия то, что средневековые авторы получали через христианскую традицию. Поэтому имеет методологический смысл рассматривать патристику как «христианскую античность», в отличие от схоластики как «христианского средневековья», принимая во внимание стилистическую завершенность определенного периода размышлений, что определяет две линии преемственности: внешне-генетическую, между античностью и патристикой, и внутренне-генетическую, между патристикой и схоластикой. На основании этого критерия в начале 20 века было принято негласное правило заканчивать патристику на Западе папой Григорием Великим (6 век), а на Востоке — Иоанном Дамаскиным (8 век).

Поскольку только греческий и латынь выражают значимые интеллектуальные различия на патристическом уровне, разделение патристики на греческую и латинскую в основном совпадает с разделением на Восточную (включая периферийные ветви — сирийскую, армянскую, коптскую) и Западную. В восточной патристике наблюдается внимание к высоким богословским проблемам и традиционная ориентация на платоновскую метафизику: большинство богословских нововведений принадлежит Востоку, где интенсивность догматическо-церковной жизни была гораздо выше, чем на Западе. Латинский Запад, объединенный римской культурной традицией, проявил наибольший интерес к проблемам человека и общества, то есть к антропологии, этике и праву. Эти общие тенденции, конечно, не исключают внимания к этико-антропологическим проблемам на Востоке (Немезий, «каппадокийцы» — Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) и предпочтения метафизики на Западе (Викторин, Иларий, Августин); Но важно, что тринитарные дебаты (о сущностной Троичности Бога) оказали мало влияния на Западе, в то время как пелагианская полемика (о взаимоотношениях между свободой воли и благодатью) почти не нашла отклика на Востоке. Существует несколько возможностей для периодизации патристики.

Апологетика (II-III вв.), сыгравшая важную роль в формировании и защите христианского мировоззрения, ее представители назывались апологетами. Такое название они получили потому, что их произведения часто назывались и характеризовались как апология, то есть сочинения, направленные на защиту и оправдание христианской доктрины и христианской деятельности. Предметом размышлений христианских апологетов стали многочисленные мифологические образы и идеи эмпирического религиозного сознания, часть из которых была заимствована из ближневосточных, греческих и римских религий, а часть — вновь сформировалась в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.

Ранняя патристика

В богословии патристика является частью догматики, с которой она в первую очередь отождествляется. В истории философии этот термин используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII века, когда ее представители защищали христианское учение от «язычников», иудеев, государственной власти и античной философии. Начиная с третьего века, патристика, напротив, пыталась адаптироваться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства.

Ранняя патристика: протодогматический период (конец I в. — III в.), разделенный на два этапа. Первый этап (конец I века — вторая половина II века) принадлежал апостольским отцам и апологетам. Труды апостольских отцов, которые были тесно связаны с Новым Заветом, лишь приблизительно намечают основные моменты будущего теоретизирования. Апологетика под влиянием стоического логоцентризма сделала первые шаги к построению христианской теории. Влиятельные гностические учения II века также относятся к этому этапу. Составляющие второй этап философской теологии философские богословы конца II-II вв. (Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген) начинают освобождаться от гностического влияния и переходят от «чистой» апологетики к построению универсальных теологических систем208 . В это же время начинается смена философских парадигм: с Оригеном на Востоке стоицизм уступает место платонизму; аллегорический метод толкования Писания приобретает статус герменевтической нормы. В то же время некоторые представители западной патристики (Киприан, Арнобий, Лактанций) остаются под влиянием апологетической традиции. Первые богословские школы — Александрийская и Антиохийская — институционализировали патристику. Зрелая патристика в IV и V веках: классическое теоретизирование и догматика. Христианство становится государственной религией в первой половине IV века.

Вселенские соборы, начиная с Никейского собора (325 г.), придают богословию догматическое измерение. География патристики расширяется, включая сирийский и армянский языки. Теоретизирование в тринитарной и христологической полемике достигает своего наивысшего расцвета — классические богословские системы, основанные на неоплатонизме (каппадокийцы, Дионисий Ареопагит), также утверждаются в западной традиции (Марий Викторин, Августин). Этот период характеризуется наибольшим разнообразием жанров. Поздняя патристика VI-VIII веков: кристаллизация догматики. Теоретический и догматический аспект патристики в конечном итоге принимает форму неизменного канона. Отсутствие крупных теоретических нововведений сопровождается усилением комментирования и систематизации (Леонтий Византийский) с параллельным ростом мистических тенденций (Максим Исповедник) и принципиальным поворотом к аристотелианству (Иоанн Дамаскин), предвещая схоластику. На Западе теоретизирование также постепенно начинает приобретать переходные формы к схоластике (Боэций, Кассиодор). Концептуальная структура эллинистической философии оказалась единственным средством, способным сформировать религиозный опыт христианства и придать ему общую обоснованность в рамках культурной ойкумены того времени. Таким образом, христианская теология, космология и антропология возникли из «ограничения» веры посредством понятийного аппарата. В то же время ни одна концепция греческой философии не смогла с полной адекватностью выразить реалии религиозного сознания.

Первые апофатические утверждения

Поскольку Писание функционировало как источник истины и высший объяснительный авторитет, христианское теоретизирование формировалось как экзегеза священного текста, то есть как религиозная герменевтика, заимствовавшая древнюю аллегорическую методологию через Филона Александрийского. Высший, метафизический тип экзегезы требовал понимания основных парадигм греческой философии, в ходе которого возникли два основных типа теологии — апофатическая («негативная») и катафатическая («позитивная»). Платоновский выход за пределы бытия и категориальных различий был идеальной объяснительной моделью для христианской концепции непостижимости Бога; традиционный апофатизм, уже спорадически встречавшийся среди апологетов и развитый Оригеном, достиг своего апогея в неоплатонической версии IV и V веков. — Радикально антирационалистическая и персоналистская версия апофатизма, изложенная Тертуллианом, не получила развития (за исключением поздних работ Августина), поскольку не отвечала спекулятивным потребностям патристики и была использована только протестантизмом. Но традиционному апофатизму, предполагавшему отказ от любых попыток объяснить отношение Бога к миру и человеку, неизбежно должна была противостоять катафатическая теология, гораздо более широкая по содержанию (она включает тринитарную доктрину, христологию, космологию, антропологию и т.д.) и использующая помимо платоновских перипатетические и стоические элементы. Эти взаимодополняющие типы теологии никогда не возникали в абсолютно «чистом» виде, хотя в зависимости от уровня доктрины и особенностей регионально-языкового менталитета можно было предпочесть один из них.

Апологетика преимущественно катафатическая и космологическая. Его привлекла стоическая доктрина о мировом духе-Логосе, которая объясняла мирообразующие и провиденциальные функции Бога-Творца, явленного во Христе, Логоса и божественной Премудрости-Софии. Космополитический пафос стоицизма также соответствовал насущным практическим задачам апологетов. Стоицизм занимает видное место у Климента Александрийского (в его учении об этическом идеале) и достигает своего апогея у Тертуллиана, который опирается на стоическую онтологию. Позднее стоическое влияние сохраняется лишь в космологии (гармоничный порядок Вселенной), антропологии и этике, а платонизм занимает сферу высокой парадигмы. Первые апофатические утверждения (Бог непостижим и трансцендентен) в сочетании с катафатическим использованием платонических и перипатетических элементов (Логос присутствует в Боге-Отце как рациональная потенция, которая получает энергетическое выражение в акте творения) встречаются уже у апологетов. Ориген, создавший первую систему философской теологии, которая во многом напоминала неоплатонизм, определил дальнейшие пути развития патристики. Возвышенное монотеистическое благочестие и глубина платонизма наилучшим образом отвечали возросшим метафизическим потребностям зрелой патристики и задачам тринитарной полемики, которая выдвинула на первый план онтологическую проблему.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
  2. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
  3. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  4. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  5. Сильные и слабые стороны буддизма
  6. Перспективы идеологии
  7. Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании
  8. Александрийская школа
  9. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
  10. Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира