Для связи в whatsapp +905441085890

Творческая деятельность как инструмент психотерапии — Анализ депрессивных состояний

Нейротическая депрессия занимает одно из первых мест в структуре психических расстройств. В последнее время резко возросла частота неврозов, особенно невротической депрессии.

От 3 до 44% мирового населения имеют депрессивные расстройства, в зависимости от того, рассматриваются ли только длительные психотические депрессии или также переходные мягкие расстройства настроения.

Следует подчеркнуть, что депрессия имеет ряд негативных последствий, как медицинских, так и социальных. Длительное течение или частые рецидивы аффективных эпизодов, разделенных неполной ремиссией, увеличивают риск самоубийства во многих случаях аффективных расстройств, несмотря на относительно плоский уровень психопатических проявлений, которые часто происходят во время депрессии.

Депрессия существенно влияет на качество жизни человека и его способность адаптироваться, так как она может привести к снижению профессионального статуса при вынужденной смене места работы, распаду семьи и, в конечном счете, к полной инвалидности. Ожидается, что к 2020 году депрессия уступит лишь ишемической болезни сердца среди десяти основных причин инвалидности.

В то же время существует острая необходимость в дополнительном изучении невротического расстройства, которое охватывает все сферы человеческой жизни, все аспекты его существования. Наличие объективных показателей изменений в системах организма при неврозах и психологических коррелятов этих изменений позволит проводить адекватную психотерапию и обеспечить максимальное выздоровление пациента.

Симптоматика невротической депрессии состоит из депрессивного настроения, вялости всех центробежных психических и двигательных функций. Эмоции подавляются, мыслительные процессы — висцеральны, затягиваются, без воображения и скудны в идеях. Воля и способность к принятию решений парализованы, драйв ослаблен.

С ростом значения психотерапии как универсального метода лечения широкого спектра расстройств становится актуальным вопрос комплексного обследования психотерапевтического процесса.

Депрессию часто называют болезнью разума. А когда болезнь связана с ослаблением психической стихии, творчество начинает действовать как лечение души.

Опыт человека может быть конструктивно использован в творческой деятельности — танцевальной, музыкальной, художественной или письменной. Они могут быть преобразованы в мощное искусство, дающее внутреннюю силу, позволяющее избавиться от симптомов, актуализировать волевые процессы.

Творчество — это деятельность, в ходе которой человек производит что-то новое, оригинальное и неповторимое для себя. В творчестве человек свободно проявляет свою индивидуальность, ставит перед собой проблемы. Мы считаем, что творческая деятельность способствует поиску внутренней гармонии.

Визуальное искусство не передает тот или иной смысл, оно создает его в сознании восприимчивого человека. А умение человека обращаться с художественным материалом приводит к новым изобретениям, создает искусство.

Творческая деятельность как инструмент психотерапии - Анализ депрессивных состояний

Анализ депрессивных состояний

Депрессивные расстройства являются достаточно распространенной патологией, встречающейся в широком диапазоне возрастных групп. Их клиническая картина варьируется. У них разные проявления и курсы.

Термин «депрессия» используется для широкого спектра расстройств опыта, благополучия и поведения. При описании этого понятия важно различать три терминологических уровня, к которым относится термин «депрессия». На симптоматическом уровне — это состояние аффективного расстройства, депрессии, уныния. На синдромологическом уровне это закономерное сочетание эмоциональных, когнитивных, двигательных и сомато-вегетативных нарушений. Депрессия как нозологическое определение подразумевает не только конкретное состояние заболевания, которое может принимать переменный профиль, но и включает в себя понимание природы клинической картины депрессии, причин, течения, прогноза и показаний к терапии.

Расстройства могут развиваться на основе психологических переживаний, коренящихся, прежде всего, в реакциях пациента на конкретную травматическую ситуацию или подразумеваемых в биографии и структуре личности пациента (психогенная депрессия). Эти или другие клинически выявляемые причины также могут отсутствовать, хотя расстройство достигает психотического уровня (эндогенная психотическая депрессия). Следующая группа связана с соматическими расстройствами (соматогенной депрессией).

Психогенная депрессия:

  • Реактивные (стрессовые реакции, психореактивная депрессия);
  • Нейротическая депрессия;
  • Депрессивное развитие и депрессивные личности.

Эндогенная депрессия:

  • Периодическая депрессия с исключительно депрессивными эпизодами (монополярная);
  • Циклическая депрессия с депрессивной и маниакальной фазами, происходящими в регулярной или нерегулярной последовательности (биполярная);
  • «обратная возрастная» депрессия («инволюционная депрессия»);
  • шизофреническая депрессия.

Соматогенная депрессия:

  • Органические (вызванные структурными изменениями в мозге);
  • Симптоматическая депрессия (сопровождающая или являющаяся результатом соматических расстройств, не связанных с органическими расстройствами головного мозга). (см. Приложение 1).

В литературе описаны более 50 вариантов депрессии, в том числе: Адинамическая (апатическая) депрессия, связанная с преобладанием нарушенных приводов; возбужденная, сопровождаемая двигательным возбуждением, иногда доходящая до состояния аффекта; ананкастическая (от греческого anankastos — «вынужденная»), в сочетании с некоторыми обсессивно-компульсивными состояниями; эндогенная (меланхолическая), возникающая при маниакально-депрессивных психозах и шизофрении; депрессия «бескорневой», реактивная форма, возникающая у заключенных, военнопленных и т. д. происходит. д. Общими чертами всех этих форм аффективных расстройств являются депрессия, меланхоличное настроение, снижение умственной активности при двигательных и различных соматических нарушениях (потеря аппетита, потеря веса, сердечная аритмия и др.).

Даже не предполагая наличия психического заболевания, пациенты часто объясняют свое депрессивное состояние неблагоприятными социальными факторами, семейными отношениями, психологической перегрузкой, а часто и наличием псевдосоматической патологии.

Депрессивный аффект — это форма эмоциональной реакции человека, которая отличается от естественных эмоций тем, что длится гораздо дольше, имеет повышенный риск самоубийства и часто сочетается с рядом других психопатологических явлений.

Как и любое другое эмоциональное состояние, депрессия имеет три составляющие: субъективный опыт негативного аффекта и симптомы его проявления в поведении, мимика, жесты, определенные сдвиги во внутренней среде организма, зависящие от конституционных и личностных особенностей индивида, и патогенетические механизмы, лежащие в основе болезни (эмоциональные расстройства). Именно эти механизмы определяют соответствующую специфику депрессии (ее модальность, тяжесть, дополнительные психопатологические симптомы, характер ее течения и т.д.), а также нозологическую специфичность депрессивных состояний.

По критерию продолжительности различают два типа депрессивных реакций:

  • Краткосрочный (не более 1 месяца),
  • Долгосрочный (от 1-2 месяцев до 2 лет).

Краткосрочные (острые) депрессивные реакции обычно напрямую связаны с несчастным случаем, внезапным воздействием индивидуально значимой психологической травмы. Острая депрессия может возникнуть после переходных проявлений (моторная заторможенность, мутизм, психогенная амнезия) и сочетается с конверсионными и диссоциативными истерическими симптомами. На пике аффективных расстройств доминируют глубокое отчаяние, тревога, суицидальные мысли, а также нарушения сна и аппетита. Эти состояния, как правило, кратковременны, и врач замечает их только тогда, когда они сопровождаются попытками самоубийства или самоубийства.

Стойкие депрессивные реакции чаще происходят в условиях продолжительной стрессовой ситуации. Спектр клинических проявлений намного шире, чем при острых депрессивных реакциях. Помимо депрессивных, слезливых, мрачных, пессимистических видений будущего, чаще встречаются астенические, астено-вегетативные, энергетические и ипохондрические проявления.

Невротическая депрессия. Особенности эмоционально-волевой сферы в невротической депрессии

В невротической депрессии депрессивное настроение является выражением аномальной обработки психических переживаний, вызванной и поддерживаемой полностью или частично подавленными конфликтами. Таким образом, это не является реакцией на реальные события или даже выражением сознательной конфликтной ситуации. Определяющими факторами, как и в неврозах в целом, являются механизмы патологической обработки и подавления, которые прослеживаются на ранних стадиях развития.

Мы наблюдаем симптоматическую картину, характеризующуюся торможением и подавлением всех психических функций, вегетативными нарушениями структур личности, сформировавшихся в молодости, и «спусковым механизмом» — внешними обстоятельствами, действующими в течение короткого времени или на более длительный период. Клиническая картина может измениться в процессе развития.

Жажда варьируется от тревожного пассивного настроения до тяжелого депрессивного с чувством отвращения к жизни и мыслями о самоубийстве. Риск самоубийства здесь так же велик, как и в психической депрессии.

В процессе болезни низкое настроение может не предполагать характерных признаков устойчивой депрессии, а, наоборот, быть подвержено значительным колебаниям, амплитуда которых тесно связана с изменением жизненных обстоятельств.

За вялостью в действии и поведении в целом стоит отсутствие драйва, пассивность, сомнения в собственной ценности и ощущение никчемности. Чаще, чем при эндогенной депрессии, подчеркивается готовность отказаться от маскировки неуместности своего поведения, пусть даже только путем гиперкомпенсации.

Проявление аффективных расстройств обычно связано с той или иной формой травматического события. Интенсивность стрессовых воздействий, как правило, низкая, не сильно отличается от событий обычной жизни, но субъективно значимая. Значительную роль среди психогенных факторов играют длительные стойкие ситуации, вызывающие состояние фрустрации — невозможность выразить свою привязанность в связи с длительной разлукой или необходимость подавления эмоциональных реакций в связи со структурой семейных отношений.

В дополнение к депрессии, клинические проявления, наиболее часто встречающиеся на картине невротической депрессии, включают в себя:

  • Нарушения сна (беспокойный сон, раннее пробуждение);
  • Слезливость;
  • Тревога различной интенсивности;
  • жалобы на слабость, вялость;
  • снижение активности;
  • Жалость к себе, часто связанная со склонностью винить других.

Люди с депрессивной структурой личности распознаются по их отношению к объекту. Страх одиночества, изоляции, утраты и разлуки (развода) определяют направление их мыслей и действий. Преувеличенное латентное желание и страх бросить вызов вызывают чрезмерно самоотверженные, самопожертвованные модели поведения. Чрезмерная привязанность и соответствие требованиям затрудняют жизнь партнера. Поведение пациента постепенно приобретает сильно враждебный характер. Отсутствует способность действовать в собственных интересах, предъявлять требования, задавать вопросы.

Для них характерны: снижение самооценки, неуверенность в себе, беспомощность, готовность стать и оставаться зависимыми друг от друга. Их развитие тормозится стремлением к симбиозу и желанием привязаться к другому. Акцент на альтруизме и добродетели, скромности, уважении, миролюбии, отсутствии эгоизма, вызванного слабостью, вступает в противоречие с подавленной агрессивностью и чувством собственного достоинства. Собственное волнение и подавленные фантазии не проявляются и проецируются на других людей, которые затем чувствуют угрозу. В социальном поведении депрессивные люди проявляют себя исполнительными, конформистскими и уклоняющимися от конфликтов, т.е. проявляют отношение, которое они сами считают необходимым условием для того, чтобы их любили, признавали и защищали. Любые импульсы, которые могут нарушить симбиоз, подавляются и подчиняются самоосуждению. Лежащее в основе уступчивого поведения депрессивного человека, которое часто связано с большими требованиями, воспринимается теми, на кого оно направлено, только по прошествии более длительного или короткого промежутка времени.

Структура невроза является результатом динамических противоречий, заложенных в приводах и воздействиях окружающей среды в прошлом и их дальнейшей обработки на протяжении всей жизни. Эта структура создает с детства средства, соответствующие образу, который, помимо прочего, оказывается настолько патогенным, что приводит к развитию паттернов реакции и действий, необходимых для того, чтобы справиться с ситуациями и препятствиями на жизненном пути. Это создает анахронизм, не соответствующий ситуации взрослой жизни.

Описанная здесь структура реакционной способности может наблюдаться в течение длительного периода жизни без клинически проявляющихся симптомов. Только под воздействием определенных стрессов, которые находятся в тесном внутреннем взаимодействии со структурой личности и специфичны в этом отношении, развиваются депрессивные симптомы. Они могут включать в себя реальный или воображаемый опыт, связанный с потерей близкого человека, разлукой или ситуациями, в которых безопасность или защита больше не обеспечиваются. Они также включают в себя, казалось бы, позитивные условия: Поощрение, праздники, переезды, рождение ребенка, получение рождественских подарков и т.д. Далее, преодолевая боль, агрессивность другого человека играет ту же разрешительную роль.

Опыт собственных обязательств, а также обязательства и запреты, налагаемые другим человеком (ограничения, изменение привычек и жизненных стереотипов после болезни), соблюдаются, как и другие триггеры, и представляют собой угрозу для развития тревоги и подавления воли в преддверии проявления депрессии.

Арт-терапевтический подход

Арт-терапия — это метод лечения через художественное творчество. Американская ассоциация арт-терапии дает следующее определение арт-терапии: «Арт-терапия — это профессия, связанная с использованием различных художественных материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества, с реакцией пациента/клиента на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его умственного развития, способности, черты личности, интересы, проблемы и конфликты» (AATA, Бюллетень, 1998).

Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает его незаменимым инструментом для изучения и гармонизации тех аспектов внутреннего мира человека, для которых слова мало помогают. С развитием арт-терапии связаны надежды на создание такой гуманной, «синтетической» методологии, которая в равной степени учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, человеческий интеллект и его чувства, потребность в рефлексии и стремление к действию, план тела и души.

Подходы к арт-терапии различаются и включают как исключительное использование визуального художественного выражения (Kruemer, 1971), так и ряд различных форм творческого выражения (McNiff, 1981; Robbins, 1994). В последнем случае, когда она удовлетворяет потребность клиента в подлинном творческом самовыражении, арт-терапия использует музыку, движение и поэзию..

Юнг видел символический язык изобразительного искусства как наиболее подходящий для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо точнее и лаконичнее, чем слова. Использование этого «языка» рассматривалось как «компенсационный» процесс для преодоления примата сознания в жизни души и достижения равновесия между его сознательным и бессознательным аспектами. Юнг считал, что, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, пациент может добиться самоисцеления, а символические образы содержат способы разрешения внутрипсихических конфликтов. В этом взгляде на зрительное творчество анализу отводилась второстепенная роль, предполагая, что пациент способен самостоятельно работать со своим подсознанием.

Так каковы мотивы для творчества? Депрессивная личность восстанавливает в творчестве то, что она воспринимает как разрушенное; шизоидная личность ищет скрытый смысл в объектах, а не в отношениях с людьми; навязчиво-компульсивная личность сопротивляется ограничениям в творчестве.

«Символические игры» являются незаменимым элементом всего изобразительного искусства, ибо язык изобразительного искусства является глубоко символическим, а цвет, форма, линия, объем и другие их живописные элементы обладают глубоким и сложным смыслом, даже если он часто непризнан. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку является фактором психотерапевтического процесса, помогающим пациенту понять и интегрировать бессознательный материал, а арт-терапевт — оценить динамику этого процесса и изменения, происходящие в психике пациента.

Многие, почти все, клиенты приносят на терапию ощущение отсутствия себя как личности. У них есть ощущение этого недостатка, которое не менее необходимо для роста, чем у ребенка на ранних стадиях развития, нуждающегося в чувстве личности в глазах родителей. Неразвитость этого раннего ощущения себя как личности создает раздражение, которое трудно стереть позже, когда оно превращается в депрессию.

Арт-психотерапия — это, в сущности, отношение к творческому продукту клиента как к выражению его внутреннего переживания, то есть как к части его личности. Этот метод вызывает доверие к человеку, который сначала остается в роли художника, затем становится наблюдателем, а со временем инициирует ощущение себя как личности в процессе терапии. Это чувство растет вместе с систематическим самовыражением и открытостью внутреннего опыта, который клиенты слушают и которым они руководствуются при объяснении своих собственных произведений искусства.

Это ставит клиента в активную позицию, принимая на себя ответственность с самого начала: во-первых, стремясь понять природу своего внутреннего опыта и свою роль в собственной жизни и в отношениях с миром, а во-вторых, открывая возможности и способы изменить свое восприятие, свой взгляд на мир и свои отношения с людьми. Отношения между клиентом и терапевтом, как правило, трансформируются первыми; на самом деле, процесс терапии происходит в этом межличностном пространстве: Клиент работает через сопротивление, зависимость и болезненные ощущения к самопознанию, в то время как терапевт, осознавая свою роль, бескорыстно и тепло подталкивает клиента к личностному росту.

Самовыражение в арт-терапии

Художественные работы клиента пропитаны самовыражением. Она несет в себе и передает смысл. В этом мы открываем потенциальный источник изменений в процессе терапии. В случае арт-терапии, самовыражение происходит через искусство.

Арт-терапия не ставит своей целью обсуждение и самостоятельное определение функции и ограничений каждого из ее двух компонентов — искусства и терапии. Это противоречит истинной природе арт-терапии. Арт-терапия — это синтез обоих компонентов. С этим преимуществом арт-терапия по-своему является новым гештальтом, синтезирующим свойства искусства и терапии. Сущность гештальта — не простая сумма этих свойств. Недостаточно также сказать, что суть «больше, чем сумма…» не уточняя это «больше». Появляется новое качество, целостное качество, которое арт-терапия вознаграждает особым единством: единством самовыражения.

В то время как в искусстве самовыражение описывает универсальный человеческий опыт, который может совпадать, а может и не совпадать с эмоциями художника, арт-терапия заключается в выражении личных чувств и эмоций клиента. Как в искусстве, так и в арт-терапии, качества универсального или субъективного человеческого опыта выражаются через линии, которые отражают состояние, цвета, которые выражают эмоции, формы, которые выражают смысл и символизируют мир, движения, позы, или жесты, которые выражают энергию, чувства, связанные с самим собой и жизнью.

Выражение себя — это присущая человеку потребность изображать чувства и мысли индивидуально, представление о том, кем он является или стремится быть. Эти чувства и мысли — человеческий опыт. Присущее человеку предпочтение к самовыражению проявляется в младенческом крике, в развивающейся способности младенца структурировать зрительное поле, основной способ взаимодействия с миром. Потребность в самовыражении проявляется как желание использовать зрительные или слуховые символы, чтобы сделать самовыражение осязаемым, реальным. В изобразительном искусстве тогда умение обращаться с материалом дает результат, приводит к новым изобретениям, создает искусство.

Выражение себя имеет свое происхождение непосредственно в себе и в своей сущности и является аутентичным, естественным и непосредственным человеческим опытом. Таким образом, самовыражение не обязательно должно объясняться сложными механизмами сублимации, которые конструируют искусство как реализацию и удовлетворение подавленных сексуальных побуждений. Живописное выражение человеческого опыта не вписывается в теорию сублимации. Нельзя также утверждать, что источник творческого вдохновения лежит за пределами человека или что иррациональные силы захватывают человеческую душу и запускают творчество.

Из практики арт-терапии хорошо известно, что даже необученные люди в совершенстве способны выразить свой внутренний опыт на языке искусства. Этот язык описывает значимые ценности, которые объединены в определенные целостности. Линия, форма и цвет — это слова языка.

Зачатие как психотерапевтическое средство

Внутренняя необходимость жизни человека — это осознание собственного пути, своей жизненной цели. Психологический «орган», направляющий намерение через неизбежные трудности и сложности мира, — это воля. Воля является инструментом для преодоления сил трудности и сложности, «умноженных» друг на друга. Когда воля оказывается бессильной перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения (не в конкретный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного плана), возникает критическая ситуация, характерная для данного уровня жизненной активности — кризис.

Результатом опыта этой невозможности является метаморфоза личности, ее возрождение, принятие нового жизненного плана, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа самого себя.

В литературе понятие определяется как задуманная автором конструкция произведения фантастики или науки. Это реализация намерения в виде общего представления о предстоящем поведении, деятельности, действиях. Разработка концепции может быть схемой, а затем планом предстоящего поведения, деятельности, действий, операций.

Ниже приводится определение терминов, составляющих понятие.

Реализация — это конкретное выполнение абстрактного описания или предполагаемой идеи, намерения, действия.

Намерение — это сознательное стремление выполнить действие в соответствии с запланированной программой для достижения ожидаемого результата.

Представление — это осмысленный и сознательный образ ранее воспринимаемого объекта или явления (представление памяти, воспоминания), а также образ, сформированный продуктивным воображением. Форма сенсорной рефлексии в виде зрительно-образного знания.

Представительство относится одновременно к прошлому, настоящему и будущему. Наиболее адекватными представлениями реальности являются вероятностные представления.

Поведение — это совокупность процессов взаимодействия объекта, системы со средой, которые обеспечивают существование системы и среды. Поведение определяется организацией структурной и функциональной вероятностной сущности системы и обусловлено организацией вероятностной сущности среды.

Человеческая деятельность — это тип поведения. Это выражение активного, сознательного отношения к окружающему миру. Она включает в себя цель, средства, условия, результат и процесс самой деятельности. Единица деятельности — это действие. Способ реализации действия — это операция. Результаты деятельности в первую очередь определяются идеалами, которые в основном определяют поведение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дыхательные техники в психологии
  2. Способы развития личности в психологии
  3. Память и деятельность
  4. Депрессия
  5. Цифровое поколение: психологические особенности современных детей
  6. Диагностика эмоциональной сферы у людей, употребляющих каннабиоиды
  7. Проблема агрессивности
  8. Педагогическое общение, его нюансы и необходимость
  9. Задачи психотерапии
  10. Развитие сознания