Для связи в whatsapp +905441085890

Творческая деятельность — Творческая и репродуктивная познавательная деятельность учащихся (И. Т. Огородников)

Современная педагогика уже не сомневается в том, что можно научить творчеству. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого образования.

Концепция художественного образования в нашей стране определяет искусство как необходимую основу для духовного возрождения России. Приобщение подрастающего поколения к культуре обеспечивает когнитивное развитие детей и молодежи, их социальную адаптацию, развитие творческого потенциала, развитие общей культуры. Приобщение детей и молодежи к искусству в системе непрерывного образования является социально значимым и необходимым.

Изучение традиций художественной культуры и разнообразных проявлений искусства развивает личностные, психологические качества, эмоционально-ценностные отношения, формирует художественные и познавательные способности, активизирует творческую самостоятельность детей.

Развитие у детей и подростков мотивации к творчеству, воплощенной в деятельности, осознание себя как человека-творца служит средством социализации и самореализации личности. Развитие креативности (творческого отношения) в мыслях и действиях детей и подростков сегодня имеет первостепенное значение для непрерывного процесса художественно-творческого воспитания детей.

Цель и задачи художественно-творческой деятельности
Художественное образование — это целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить и ценить искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачев, 2010).

Творческая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления душевных и физических сил.

Основной целью творческой деятельности в лагере является развитие творческих способностей детей и молодежи.

Художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, ремесла, музыка, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности, объединенные как художественные формы совладания с миром.

Детское творчество — это форма активности и самостоятельных действий ребенка, в процессе которых он отходит от шаблона и стереотипа, экспериментирует, изменяет окружающий мир, создает что-то новое для других и для себя.

Основными целями художественной деятельности с детьми в детском оздоровительно-образовательном учреждении являются:

  • Формирование целостного мировоззрения у детей и подростков;
  • Формирование самосознания;
  • Развитие культурной и исторической памяти;
  • Развитие эстетического сознания;
  • Знакомство с традиционной культурой и искусством своего региона, России, мира;
  • Поощрение художественно-творческой деятельности в процессе обучения основам изобразительного искусства и ремесел на занятиях в лагере.

Условное определение термина «конкурс» может быть следующим: Это художественно оформленная постановка зрелищного характера, суть которой заключается в определении победителя в процессе решения различного рода задач (двигательно-поведенческих, интеллектуальных и т.д.) в соответствии с заранее установленными условиями и правилами (В. Менхин, 2002).

Творческая деятельность

Творческая и репродуктивная познавательная деятельность учащихся (И. Т. Огородников)

Обновление всех сфер жизни, прогресс науки, техники и культуры зависит от подготовки инициативных, вдумчивых работников, способных проявить творческий подход к любому делу. В соответствии с национальной доктриной и модернизацией образования предусматривается развитие творческой активности преподавателей и студентов. Творчество — это самое прекрасное, что есть в человеке, основное качество личности. Она дарит самые возвышенные удовольствия, самые мудрые мысли, возбуждает самые благородные страсти. «Творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному началу развития» (Гегель). «Едва ли есть более высокое наслаждение, чем радость творчества» (Гоголь). Творчество связано с уникальностью, с созиданием, с внесением нового, оригинального, индивидуального, с проявлением тяготения к конкретной деятельности. «Я вижу смысл жизни, — отмечал М. Горький, — в творчестве, а творчество самодостаточно и безгранично.» «Творчество — это самовыражение, самоутверждение» (В.А. Сухомлинский).

Известно, что во всех видах деятельности существуют два органически связанных процесса: творческий (продуктивный) и нетворческий (репродуктивный, воспроизводящий).

Творческая деятельность студентов связана с:

  • С созданием, приобретением новых знаний, способов действий;
  • Создание чего-то нового, неизвестного и оригинального;
  • Представление личности: самореализация, самообразование, самооценка в процессе обучения;
  • с повышенной любознательностью, изобретательностью, догадливостью, находчивостью; импровизация (проницательность);
  • с высокой умственной активностью, гибким мышлением, отличной памятью;
  • владение большим объемом знаний, навыков и умений;
  • со страстью к любой деятельности (музыка, живопись, математика и т.д.).

На репродуктивном, воспроизводящем уровне:

  • Учебная деятельность осуществляется по шаблону, стандарту, стереотипным образом, в соответствии с инструкциями, правилами;
  • материал усваивается в том же объеме, в том же порядке, что и в учебнике, в объяснении учителя;
  • повторяются известные приемы;
  • Знания запоминаются, воспроизводятся без активной собственной мыслительной, поисковой деятельности;
  • Учебные задания выполняются на уровне имитации, копирования, воспроизведения.

Неправильно противопоставлять уровни репродуктивной и творческой познавательной деятельности, они являются компонентами единого процесса обучения, без основательного усвоения академических знаний, умений и навыков невозможно создание нового, невозможна творческая деятельность.

Мы называем одаренными детьми учеников, наделенных повышенной способностью к творчеству. Характеристики одаренности: интегративная и специальная (литературная, визуальная, техническая и т.д.). Проявление одаренности: высокий уровень творческих способностей (любознательность, интеллект, культура речи и т.д.).

Виды творческой деятельности:творческое приобретение знаний, навыков и умений:

  • самостоятельное открытие новых правил, законов;
  • Решение проблемных задач и ситуаций;
  • независимое обнаружение алгоритмов;
  • Индивидуальная работа — выполнение учебных заданий компьютерного типа;
  • Самостоятельное создание программ поддержки и т.д.

Творческое применение знаний, навыков и умений:

  • Художественно-творческий (рассказывание историй, сочинительство и т.д.).
  • художественные и практические (составление и решение задач с практическим, техническим содержанием)
  • художественные и технические (лепка, конструирование по образцу, по модели, с заданными условиями);
  • эксперимент, лаборатория, строительство;
  • декоративно-прикладное искусство, дизайн;
  • художественно-эстетическая, образная.

Дизайн как творческая деятельность

Слово «дизайн» происходит от итальянского слова disegno, которое в эпоху Возрождения означало проекты, чертежи и идеи, лежащие в основе произведения. В русский язык слово «дизайн» пришло из английского языка, где слово design с XVI века означало план, чертеж или образец, а также процесс проектирования и конструирования.

Дизайн как особая творческая деятельность возник в сфере промышленного производства в XIX-XX веках. В дизайне преодолевается разрыв между красотой и полезностью, который возник в результате промышленной революции и развития массового производства, стирающего границу между искусством и технологией. Дизайн является проектной деятельностью и связан с новым видом культуры — проектной культурой, которая объединяет научно-техническую и гуманитарную культуры на качественно ином уровне, когда определяющей чертой современного мышления становится проективность, которая связана с творческой деятельностью человека и соответствует новому положению человека в мире, его взаимоотношениям с окружающей средой. В условиях научно-технического прогресса дизайн-мышление является важнейшим способом воспроизводства проектной культуры, которая направлена на непрерывное изменение образа жизни и включает в себя все аспекты деятельности по созданию нового продукта — технический, экономический, социальный, эстетический — во взаимосвязи.

Эпоха дизайнерской культуры началась в эпоху Возрождения и сменила тысячелетнее господство канонической культуры, к которой можно отнести культуру древних цивилизаций, Средневековья, а также культуру восточных стран — Индии, Китая, Японии. Каноническая культура была ориентирована на стабильный образ жизни, который воспроизводился на протяжении веков и даже тысячелетий. Формой воспроизводства традиционной канонической культуры был ритуал. Каноническая культура была анонимной и передавалась через прямой контакт между учителем и учеником. Традиции далекого прошлого служили образцом для подражания. Проектная культура, с другой стороны, является авториальной, в которой субъект приобрел право «создавать» то, что ранее было божественной прерогативой. Создание нового в проектной культуре невозможно без разрушения старого канона: без него невозможно творчество во всех областях (технической, гуманитарной и художественной), в которых возникла проектная культура. Однако технократическое и техноцентрическое мышление современной эпохи стало объектом критики дегуманизации культуры уже с середины XIX века. Теоретики дизайна конца XIX — начала XX века. (начиная с Д. Рёскина и У. Морриса) противопоставили культу машин идею возвращения утраченной целостности культуры. Эта идея получила развитие в современных концепциях дизайна.

Дизайн призван преодолеть разрыв между экономической и производственной деятельностью и искусством: Культура дизайна объединяет красоту и практичность.

Дизайн как творческая деятельность удовлетворяет разнообразные человеческие и социальные потребности.

Потребность определяется как осознанное или неосознанное желание иметь те или иные условия или объекты для нормального функционирования социальной системы или жизни человека.

Чтобы понять суть дизайна, необходимо определить понятие «предметная среда». Предметная среда — это совокупность изделий и их комплексов, которые используются человеком для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Специалист, работающий в области дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды, называется дизайнером.

Структура дизайна включает следующие элементы: субъект дизайн-деятельности — дизайнер и потребитель; объект дизайн-деятельности — дизайн-проект и дизайн-продукт; среда — различные системы деятельности.

Формы коллективной творческой деятельности

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, с учетом интересов и потребностей всех; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; эта форма уникальна в своем исполнении.

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм прежде всего тем, как они ставят перед учащимися образовательные цели и учебный опыт. Учителя ставят цели для коллективной учебной деятельности, но делают это ненавязчиво. Ученики сами «открывают» учебные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством они получают новый опыт, применяют ранее полученные знания и навыки и приобретают новые.

Основой, сутью этой методики является тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, учителей и учеников, и они вместе планируют, готовят, выполняют и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки для общей пользы и удовольствия. На каждом этапе творческой совместной работы члены группы ищут лучшие пути, средства и инструменты для решения жизненно важных практических задач и каждый раз находят новый вариант.

Формами коллективной творческой деятельности во внеурочное время являются коллективные творческие дела, альтернативные традиционные задания (PAT), ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых включает шесть этапов (И. П. Иванов).

Первый этап — это предварительная работа. Педагоги и взрослые определяют место предстоящего КТД в педагогической работе, запланированной на новый период с группой, определяют конкретные педагогические задачи, уточняют варианты, которые можно предложить детям, продумывают пути реализации своих планов через детей, намечают виды деятельности, которые дети могут наметить для работы, вдохновляют аудиторию и определяют пути активизации каждого участника.

Второй этап — совместное планирование. Теперь дети сами начинают действовать. Они ищут в микрогруппах (группах, звеньях) ответы на вопросы: что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? Взрослые — равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор обычно называют монтажным стартером. Во многом успех обеспечивается лидером. Он собирает представленные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает конкретизировать представленные идеи, дает дополнительные «задания для рассмотрения». Поиск завершается выбором совета дела.

Третий этап — совместная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения ВДТ, затем организует его выполнение, стимулируя и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может проводиться в группах. Возможно, что дети слабо или совсем не участвуют в практической работе. Бывает, что некоторые ученики в начале увлекаются, а потом быстро остывают, потому что еще не знают, как преодолевать трудности.

Тем более велика роль взрослого, старшего друга, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускайте открытого давления, взрослые в доброжелательной форме побуждают детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в реализации общего плана. Как. Может увлечь хорошим сюрпризом или заинтересовать «трудным» тайным уговором, придать особую уверенность ответственным заданием: «Только ты сможешь это сделать». В некоторых случаях преподаватель предлагает варианты редактирования работы, дает советы по использованию источников для поиска.

Роль практики, деятельности, творчества в познании

Это утверждение требует пояснения, так как во многих научно-теоретических источниках различают понятия познания и деятельности, познания и труда, познания и обучения, познания и обобщения. Познание рассматривается как процесс без осознания детерминации его компонентов.

Познание — это специфическая деятельность человека — когнитивная деятельность, со всеми присущими ей особенностями: ощущение, восприятие, понимание, абстрагирование, сравнение, эксперимент, наблюдение, опыт, представление, анализ, синтез, дедукция и т.д. Это все различные виды деятельности человека, основанные на его ментальном мире.

Мы рассматриваем деятельность как целенаправленное взаимодействие человека с объективным миром. Такое целенаправленное взаимодействие (обязательна ориентация на цель) может существовать только в том случае, если оно обеспечивается совокупностью компонентов деятельности. Концептуально такой подход к познанию был обоснован рядом мыслителей, философов, в том числе Л. Зеленовым.

Суть концепции Л.Зеленова заключается в следующем: существует восемь компонентов деятельности, в том числе познавательный — субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. Каждый из указанных компонентов когнитивной деятельности связан со своей нагрузкой.

Когнитивная деятельность субъективна, то есть осуществляется человеком, познающим субъектом с определенными свойствами. Когнитивная деятельность является объектно-ориентированной, т.е. она «связана с объектом», направлена на объект. Она инструментальна, поскольку связана со средствами познания. Она является процедурной, то есть представлена серией когнитивных операций. Она продуктивна, плодотворна, иначе деятельность превращается в бесплодное шествие. Познавательная деятельность осуществляется при определенных условиях, то есть в нее вовлекаются компоненты других систем деятельности. Познавательная деятельность систематически организована, упорядочена, структурирована. Познавательная деятельность осуществляется в среде, т.е. в отношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов познавательной деятельности (наука, искусство, медицина, управление, экология…). Давайте определим компоненты когнитивной деятельности.

Предмет познания. Субъект познания — это индивид, вовлеченный в процесс познания и осуществляющий его, обладающий потребностью и способностью к познавательной деятельности. Субъект познания сам по себе является функциональным образованием человека, поскольку человек полифункционален, он может быть субъектом управления, субъектом права, субъектом хозяйствования и так далее. Чтобы быть субъектом познания, человек должен обладать двумя необходимыми качествами: Потребности и способности. Потребности — это движущая сила человека, возможности — активная сила человека. Все остальное в этом аспекте — интересы, влечения, воображение, мышление, язык, память и т.д. — это различные вариации потребностей и способностей.

Объект познания. Объект познания — это тот аспект действительности, реальности, объект, вовлеченный в познавательную деятельность, на который направлена деятельность субъекта познания. Например, «дерево» — это объект познания, то есть общее, а его биологические или лесоводческие, экологические или эстетические, валеологические или геометрические, физические или химические свойства являются объектом познания биолога или лесника, эколога или художника, валеолога или архитектора, физика или химика.

Средства познания. Познавательная деятельность человека представлена отношением субъекта и объекта. Вся масса познания связана с посредниками между субъектом и объектом — устройствами, оборудованием, инструментами, приборами, аппаратами. Средства познания — это все материальные сущности, которые субъект использует для познания объекта: Микроскоп и телескоп, космический корабль и логарифмическая линейка, анкеты для социолога и животные для зоолога. Все это — материальные средства познавательной деятельности. Они могут быть естественными и искусственными.

Процесс познания. Когнитивная деятельность является процессуальной. Процесс познания — это совокупность когнитивных операций субъекта: наблюдение, восприятие, эксперимент, понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, экстраполяция, объяснение и многое другое.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды социальных ценностей
  2. Кейсметод в обучении
  3. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации
  4. Методика, организация и проведение групповых дел по Н.Е. Щурковой
  5. Социализация личности в краеведении
  6. Мао- методы активного обучения
  7. Особенности детей младенческого возраста
  8. Опыт государственно-частного партнерства
  9. Современная гуманистическая педагогика
  10. Методика преподавания истории