Для связи в whatsapp +905441085890

Творческое мышление и его проявление в экстремальной ситуации

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Особенности проявления внимания в экстремальной ситуации
  2. Теории памяти в отечественной и зарубежной психологии
  3. Память и ее проявление в экстремальной ситуации
  4. Теории мышления и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  5. Особенности проявлении мышления в экстремальной ситуации
  6. Использование речи в ведении полемики и дискуссии
  7. Речь и её проявление в условиях экстремальной ситуации
  8. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  9. Эмоции и их проявление в экстремальных условиях деятельности
  10. Теории воли в отечественной и зарубежной психологии

Введение

Понятие творчества включает в себя все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творчества связан с созданием новых форм материи, не существовавших ранее. Речь идет о «сотворении мира» и бесконечных формах живой жизни, человеке и его мозге, который приобщился к творчеству природы и сам способен создавать новые формы материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основе творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга и в механизмы воссоздания человеческим мозгом тайн сотворения мира, легенды о котором построены по образу и подобию творчества человеческого разума.

Второй круг творчества направлен на изменение, обновление, преобразование и совершенствование существующего. По мнению ученых, это человек, который использует свой потенциал, свои безграничные возможности лишь на одну десятую.

Наконец, третий круг творчества направлен на то, чтобы разрушить «старый мир» и построить на его месте новый. В первую очередь это относится к социальному переустройству и революции, а также к появлению новых художественных движений, которые стремятся разрушить устоявшиеся стереотипы. Проникновение в «тайны творчества», как и в суть любого скрытого явления, возможно на основе знания общих инвариантных законов его формирования, протекания и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться в первую очередь общих законов творчества самой природы, которая создала человеческий мозг и заставляет его работать по своим принципам. Но это знание законов не следует принимать как должное, как говорил А.Эйнштейн, мы должны сами их осмыслить, пройти через свой конкретный опыт, опробовать их в действии, в творчестве, и если они действительно общие, то должны проявиться и в нас. Только в этом случае мы сможем раскрыть главные секреты творчества, природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых идей, планов и открытий.

Подобных взглядов придерживаются многие ученые, изучающие науку о творчестве, и Д. Дайс наиболее четко обобщил их в своей модели творчества. Во-первых, это знание общих законов, во-вторых, понимание того, какие качества следует развивать или корректировать в себе на основе этих законов, и в-третьих, тренировка этих способностей в различных видах деятельности. Ученый говорит, что творческого человека можно узнать по тому, как он одевается, обставляет квартиру, готовит обед, организует свой отдых и досуг.

Общие законы творчества — это ключи, которыми вы можете открыть двери в бессознательное и впустить в сознательное и сверхсознательное».

Термин «творческое мышление»

Термин «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, которые приводят к достижению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческое мышление — это мышление, основанное на воображении. Он создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Она соединяет определенные объекты или образы так, как они не были соединены раньше. Он бесконечен и разнообразен.

Творческое мышление — это процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для отдельного человека, группы, организации или общества.

Творческое мышление — это способность взглянуть на проблему со стороны. Творческое мышление — это инсайт, осознание, момент вдохновения, который открывает правильное решение.

Творческое мышление — это результат взаимодействия между разумом и стимулами окружающей среды.

Творческое мышление — это создание чего-то нового, чего раньше не существовало.

Творческое мышление — это способность видеть мир иначе, чем видят его другие. Способность выражать и делиться своим собственным восприятием окружающего мира.

Творческое мышление — это взгляд на те же вещи, на которые смотрят все остальные

всеми остальными, но думают немного по-другому.

Творческое мышление — это важный компонент, способствующий преобразованиям и прогрессу.

Творческое мышление — это изучение чего-то нового. Компонент интеллекта.

Творческое мышление — это способность придумывать радикально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда это совершенно новая идея, до которой никто раньше не додумался.

Психологи потратили много сил и времени, пытаясь выяснить, как люди решают новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос о психологической природе творчества. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения таких задач человеком и охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Часто можно услышать, как говорят: «У меня есть склонность к техническим наукам, я не могу рисовать и изобретать?». Тогда возникает вопрос, действительно ли не каждый человек может быть творческим и можно ли со временем развить в себе творческие способности?

Объектом исследования данной работы является творческое мышление, и рассмотрение творчества как процесса, предметом, в свою очередь, являются особенности функционирования творческого мышления человека, психологические особенности людей, склонных к творчеству.

Целью данной работы является исследование творческого мышления, понимание его сущности, за что оно отвечает, подход к творчеству как процессу и ответ на вопрос, почему одни люди мыслят творчески, а другие нет. Моя гипотеза заключается в том, что творческим человеком не рождаются, им становятся, но формирование творческого человека происходит с детства, с воспитания.

Творческое мышление

Что такое творческое мышление? Дж. Гилфорд был одним из первых, кто попытался сформулировать ответ на этот вопрос. Он считал, что «креативность» мышления связана с доминированием в нем четырех характеристик:

A. Оригинальность, нетривиальность, уникальность выражаемых идей, выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде ищет собственное решение, отличное от других.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность увидеть объект с новой точки зрения, обнаружить его новое использование, расширить его функциональное применение на практике.

B. Воображаемая адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, что становятся видны новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно в той, которая не содержит опорных точек для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли незначительный вклад в понимание, предложенное Гилфордом.

Что является источником творческого мышления? Считается, что источником творческого мышления является правое полушарие, поэтому:

Сферы специализации правого полушария:

Основная сфера специализации правого полушария — интуиция. Обычно его не считают доминирующим. Он отвечает за следующие функции.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, выраженной не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четком порядке, правое полушарие может обрабатывать множество различных фрагментов информации одновременно. Он способен взглянуть на проблему в целом, не проводя никакого анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать ряд признаков как единое целое.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие местоположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию мы можем ориентироваться на местности и создавать картинки-пазлы.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя на самом деле за музыкальное обучение отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты воображения других людей. Она позволяет нам понимать не только буквальный смысл того, что мы слышим или читаем. Например, если кто-то скажет: «Он привязался к моему хвосту», именно правое полушарие поймет, что именно имел в виду этот человек.

Воображение: правое полушарие дает нам способность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати, вопрос «Что, если…» также задается правым полушарием.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за художественные способности.

Эмоции: Хотя они не являются продуктом правого полушария, они более тесно связаны с ним, чем с левым полушарием.

Мистицизм: Правое полушарие отвечает за мистицизм и религиозность.

Сны, а также контролирует движения левого полушария.

Когда полушария функционируют правильно, взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония намерений, и ни одно из полушарий не мешает своему партнеру. Каждый поддерживает другого и делает то, что у него получается лучше всего. Другими словами, каждый занимается своим делом и не вмешивается в работу партнера. Полушария помогают друг другу почти во всем, что мы делаем..

— Поэт использует правое полушарие для создания метафор, полет фантазии также обеспечивается правым полушарием, но процесс перевода своих чувств в словесную форму или, другими словами, подбор слов осуществляется левым полушарием.

Правое полушарие помогает архитектору соотнести пространственные отношения с эстетическим образом, который он пытается создать. Тем не менее, все расчеты и измерения производятся левым полушарием.

Как ученому, левое полушарие помогает анализировать поставленную задачу, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает пути решения самых сложных головоломок.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией».

Однако ни в коем случае нельзя забывать, что хотя правое и левое полушария работают вместе практически в любой работе, они по-разному обрабатывают информацию, и степень активации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

Представьте, что два человека в возрасте около тридцати лет перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария мозга. Предположим, что одному удалили правое полушарие, а другому — левое.

До операции оба пациента были правшами, и у них доминировало левое полушарие. Никаких отклонений от нормы отмечено не было. Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить недостающего «партнера».

Первый пациент садится на край кровати. Неделю назад ему удалили все правое полушарие мозга из-за опухоли. Левое полушарие, напротив, функционирует нормально. Мы будем звать его Ларри.

Второй пациент находится в той же комнате, что и первый, сидит в кресле и смотрит в окно. У этого пациента также было удалено все левое полушарие из-за опухоли. Правое полушарие функционирует нормально. Давайте назовем его Рик.

Теперь представьте, что вы участвуете в обследовании и изучении этого пациента. Вы входите в комнату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Помните, что правое полушарие управляет движениями левого тела, а левое полушарие управляет движениями правого тела).

Оставшееся левое полушарие Ларри позволяет ему легко управлять правой стороной своего тела (правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли сливок в кофе?». Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос ровный, практически без интонаций. Перед ним на кровати лежит газета, и вы замечаете, что он просматривает заголовки. Если вы спросите его, он сможет решить математическую задачу так же свободно, как и до операции.

Но по мере того, как вы продолжаете общаться с Ларри, вы начинаете понимать, какой разрушительный эффект произвела операция. Поскольку у него отсутствует правая часть мозга, левая часть его тела парализована. Хотя он может вести беседу, его ответы иногда бывают странными. Он понимает все дословно. Вы спрашиваете его: «Как дела?». И он отвечает: «Своими руками». Ларри полностью утратил способность мыслить образно, он также утратил интуицию.

Вывезти Ларри в его инвалидном кресле в коридор для смены обстановки. Он не знает, где находится его комната или где он сам, потому что он также потерял навыки ориентации в пространстве. Вы понимаете, что он не в состоянии собрать простейший пазл из картинок. Он также не может самостоятельно одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава его рубашки имеют отношение к его рукам.

Вдруг двое мужчин начинают спорить и кричать друг на друга. Ларри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, стоящие за этими словами. Он не обращает внимания на слезы жены и не отвечает на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло, потому что нормальная реакция на горе, на несчастье, просто недоступна для левого полушария, которое осталось у него после операции.

Когда вы вернетесь в комнату, спросите его, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете, что он совершенно равнодушен к музыке. В комнату входит близкий друг Ларри, но Ларри даже не узнает его, потому что его левое полушарие с трудом распознает лица.

Спросите Ларри, не снится ли ему что-то, и ответ будет таким: ничего подобного не происходило. Если он видит сон, то его сны будут описывать что-то из недавнего прошлого.

А второй пациент? Все это время он сидел в кресле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что работает только его левая нога, потому что другая половина его тела парализована. Затем вы замечаете, что он очень грустный. Пытаясь общаться с ним, вы улыбаетесь и говорите ему, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, вы надеетесь, что он понимает ваш язык. В комнату входит его жена, и он сразу же узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла маленький магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня заканчивается, Рик, неспособный назвать свое имя или выразить свои чувства словами, шокирует всех, начав петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог спеть гимн так, что вы поняли его слова, и просите его спеть что-нибудь другое. Но правое полушарие Рика помнит только простые тексты песен, которые он выучил в раннем детстве. И он может бормотать простую молитву, которую выучил еще в детстве.

Чтобы развлечь Рика, принесите ему собранный пазл с картинками, и он без труда соберет его правильно. И когда вы вывозите его на коляске в коридор, вы замечаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его комната и где он сам.

Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь сновидений свидетельствовал, что Рик регистрировал БДГ по ночам, предполагая, что ему, должно быть, что-то снилось.».

На примере зрительного опыта мы рассмотрели, как меняется поведение человека, когда одно из полушарий перестает функционировать. Здесь можно сделать вывод, что хотя работа полушарий тесно связана, правое полушарие дает способность анализировать и чувствовать, без чего, на мой взгляд, невозможно творческое мышление. Конечно, наука требует скрупулезных собирателей и составителей фактов, аналитиков и архивариусов знаний. Но творческое мышление требует способности оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы объединить элементы идеи в новые системы образов. Без этого невозможно взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новое в давно знакомом.

Как определить доминирующее полушарие?

Чтобы определить ведущее полушарие, мы регистрируем «сопутствующие движения глаз». Если вы зададите человеку вопрос типа «Какая ваша любимая книга?» или «Сколько будет шестнадцать двадцать?», в 75% случаев в ту же секунду взгляд респондента отклонится влево или вправо.

Этот механизм может заключаться в следующем. Известно, что стимуляция окуломоторной области правого полушария направляет взгляд влево, а стимуляция левого полушария — вправо. Когда задается вопрос, человек ищет ответ с помощью речевых символов, то есть он «обращается к левому полушарию», которое превосходит его по речевой функции. Таким образом, возбуждается левое полушарие. Возбуждение захватывает глазодвигательную область, и взгляд отводится вправо («левое полушарие»). Те, кто мыслит более зрительно-пространственно, обращаются за ответом к правому полушарию. Он возбуждается, и взгляд отводится влево («правополушарные люди»). «Левополушарные» люди склонны мыслить более абстрактно — символически, вербально, логически. «Правый мозг» — слишком целостный, синтетический, образный. Они лучше воспринимают музыку, для них важен не только смысл слов, но и особенно интонация.

Следующий важный вопрос, с которым мы сталкиваемся, — из чего состоит творчество, его компоненты.

Творчество

Воспринимаемая целостность. Этот термин означает способность воспринимать реальность в целом, не дробя ее (в отличие от восприятия ее небольшими независимыми частями). Павлов подчеркивал эту способность, когда выделял два основных типа высшей корковой деятельности — художественную и интеллектуальную: «Жизнь ясно указала на две категории людей: Художники и мыслители. Между ними есть явное различие. Во-первых — артисты во всех своих жанрах: Писатели, музыканты, художники и т.д. — полностью воспринимать реальность во всей ее полноте, как живую реальность, без какой-либо фрагментарности или оторванности. Другие, мыслители, дробят его и как бы умерщвляют, делая из него временный скелет, а затем постепенно, как бы вновь собирают его части воедино, пытаясь таким образом возродить его, но не преуспевая.

И. П. Павлов пришел к разделению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; у них он впервые заметил художественный тип восприятия, без акцентирования внимания на деталях.

Сближение концепций. Следующим компонентом творческих способностей является легкость ассоциаций и удаленность ассоциируемых понятий, «семантическое расстояние» между ними. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Уже А.С. Пушкин отмечал, что в остроумии четко прослеживается «сближение понятий»: «Остроумие мы называем не шуткой, как это любят делать наши веселые критики, а умением сближать понятия и делать из них новые и верные выводы».

Сто лет спустя американский психолог С. Медник обратил внимание на важность «отдаленной ассоциации» как компонента творческого потенциала. Он предложил оригинальный психологический тест для выявления этой способности. Участнику теста предлагаются два слова-стимула: например, «изумрудный» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая связывает эти два слова (в данном случае слово «зеленый»). Тест может быть выполнен и в другой версии: Даны три слова — «небо, кровь, Дунай». Мы должны дать определение, которое подходит ко всем трем этим словам («синий»).

Медник возлагал большие надежды на свой тест как на индикатор творческого таланта. Однако эти надежды не оправдались. Медник упустил из виду тот факт, что ассоциативная дистанция является лишь одним из многих компонентов одаренности. Ведь остроумие предполагает не только способность объединять понятия, но и, как заметил Александр Пушкин, способность «выводить новые и верные заключения».

Выявление только одной способности не может быть ключом к диагностике общей одаренности и давать гарантию продуктивного мышления. Связь между процессом мышления и ассоциативным процессом, несомненно, существует, но Медник слишком упростил ее; на самом деле она гораздо сложнее. По этой причине изучение ассоциативного процесса может дать ценную информацию, имеющую непосредственное отношение к изучению мышления.

По предложению украинских ученых Е. Головань и В. Старинец провели эксперименты, которые показали, что между любыми двумя понятиями (словами) может быть установлен ассоциативный переход в четыре-пять этапов.

Ассоциативный переход «небо — чай» был произведен всего за четыре шага, поскольку был задан последний элемент ассоциативной цепочки («чай»), который и определил ход ассоциативного процесса. В условиях свободной ассоциации вероятность получения этого слова на четвертом шаге ничтожно мала. Но «чай» как заданная цель не однозначно определяет все звенья ассоциативной цепи. Те же результаты получены при различных промежуточных шагах. Точный состав цепочки зависит от состояния субъекта в момент проведения эксперимента.

Неужели все это так неожиданно? Как показали эксперименты, количество прямых ассоциативных связей каждого слова в среднем составляет около десяти9 . Если мы предполагаем десять ассоциативных связей первого порядка, то один шаг ассоциации дает выборку из десяти слов, второй — из 100 слов (однонаправленные связи), третий — из 1000, четвертый — из 10 000, пятый — из 100 000 слов».

Готовность к запоминанию. Иногда люди пренебрежительно отзываются о памяти и противопоставляют ее способности к рассуждению. Они даже приводят примеры творческих достижений у людей с плохой памятью. Но слова «плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запоминать, узнавать, воспроизводить сразу или с задержкой. Решая проблему, вы можете полагаться только на ту информацию, которую воспринимаете в данный момент и можете вспомнить по памяти.

Рассмотрим проблему: пустая комната. На подоконнике лежат плоскогубцы и две свисающие с потолка веревки, концы которых нужно завязать узлом. Однако длина каждой струны меньше, чем расстояние между точками крепления. Решение состоит в том, чтобы привязать плоскогубцы к концу одной из струн и сделать маятник.

Когда испытуемый рассказывает, как он решил проблему, объяснение сводится к логическому мышлению: струны слишком короткие, и, взявшись за конец одной струны, невозможно дотянуться до другой. Значит, кто-то должен отдать ее ему. Но в комнате больше никого нет. Что нужно сделать? Мы должны заставить струну натянуться. Для этого его нужно раскачать. Для того чтобы он раскачивался в достаточном диапазоне, необходимо привязать к концу веревки груз с помощью плоскогубцев.

Нанизывание друг на друга заявлений о готовых результатах путается с истинным ходом мысли. На самом деле, ход мыслей не обязательно таков. Операция «переформулирования» считается самой важной в решении этой проблемы: человек перестает думать о плоскогубцах как об инструменте и видит в них только груз для маятника.

Возможны и другие гипотезы. Однако в каждом варианте необходимо сначала вспомнить свойства качающегося груза и соотнести эти знания с задачей. При решении задачи преимущество получает не тот, кто более обучаем, а тот, кто может быстрее извлечь из памяти необходимую информацию. В таких случаях мы говорим об интеллекте, но одним из его компонентов является готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту.

Обработка информации по-прежнему происходит в процессе восприятия и запоминания. Форма записи, классификация, система адресов и система поиска имеют существенное значение. Представим себе машину, которая хранит информацию обо всех возможных объектах, различающихся по форме, цвету, весу, запаху, вкусу и так далее. Вам нужно выяснить, существует ли объект с четырьмя свойствами (круглый, тяжелый, зеленый и сладкий). Если да, то какого типа этот объект? Вы можете пройтись по всем круглым предметам и проверить их, чтобы узнать цвет. Затем проверьте все круглые и зеленые, чтобы узнать, сладкие ли они на вкус. Наконец, проверьте, зеленый ли арбуз и сладкий ли он со всех сторон — и найдите арбуз.

Вы также можете работать по-другому: Хранить информацию, которая уже классифицирована по комбинации признаков, то есть иметь справочные данные о том, какие объекты круглые и сладкие, зеленые и тяжелые и так далее. Но этот вариант записи в мозге также маловероятен. Более вероятна ассоциативная сеть. Арбуз ассоциируется с понятиями «круглый», «сладкий», «зеленый» и т.д. с тех пор, как в мозгу сформировался термин «арбуз».

Интуитивное мгновенное решение проблемы возможно благодаря наличию большого количества ассоциативных связей, обеспечивающих быстрый доступ к необходимой информации».

Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, отдаленному по содержанию, называется гибкостью мышления. Отсутствие этой способности называется инертностью, ригидностью, окостенением и даже застреванием или застоем мысли. Но что такое ближнее или дальнее по содержанию? Можно ли измерить семантическое расстояние? Вероятно, это переменная, на которую влияет так называемая функциональная фиксация человека. Она была описана американским психологом К. Дункером и продемонстрирована в следующем эксперименте.

Испытуемого просят закрепить три свечи на двери. Предметы, которыми можно манипулировать, включают молоток, гвозди в коробках, плоскогубцы и т.д. Решение — прибить коробки к двери и поставить внутрь свечи. Проблема была предложена в двух вариантах. В первом случае ящики были пустыми, во втором — наполнены гвоздями. В первом варианте все использовали ящики в качестве опор. Во втором варианте только половина испытуемых посоветовала опустошить их и превратить в подставки. Дункер объяснил это тем, что во втором варианте коробки воспринимались как контейнеры для гвоздей; испытуемые фиксировались на этой функции, так что переход к другим возможным функциям оказался затруднительным.

Способность преодолевать функциональные фиксации является одним из проявлений гибкого мышления. Психологи пытаются измерить эту способность с помощью теста. Испытуемого просят перечислить все возможные варианты использования таких предметов, как молоток, консервная банка или кирпич. Некоторые люди быстро переходят от одного класса явлений к другому, указывая, что кирпич можно использовать как строительный материал, как подставку для раскалывания орехов, как гирю, чтобы ветер не захлопнул окно, как снаряд для метания; его можно раздробить и использовать для чистки металлической посуды, вместо гири, вместо грелки и т.д. Другие сначала пытаются исчерпать все возможности использования объекта в определенной области, в определенной функции, а затем переходят к поиску других областей.

Следует ожидать, что люди с более высоким показателем гибкости ума имеют больше шансов прийти к правильной идее при решении практической задачи.

Существует также возможность вовремя отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы. Здесь необходимо подчеркнуть слово «своевременный». Если вы слишком долго будете упорствовать на основе заманчивой, но ошибочной идеи, время будет упущено. Слишком ранний отказ от гипотезы может привести к упущению возможности ее решения.

Заключение

Что мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Это просто отсутствие развитых творческих навыков, дефицит, упомянутый выше, или что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому?

Моя гипотеза заключалась в том, что творческим человеком не рождаются, а становятся с детства, с воспитания. На мой взгляд, гипотеза имеет основания для существования, учитывая работы Г.Линдсея, К.Халла и Р.Томпсона, которые считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. тенденция к конформизму, выражающаяся в стремлении быть похожим на других людей и не отличаться от них в своих суждениях и поступках, которая доминирует над творчеством.

2. страх показаться «черной овцой» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе тенденции могут возникнуть в раннем детстве, когда первые попытки ребенка мыслить самостоятельно, его первые творческие суждения не находят поддержки у окружающих его взрослых, что приводит к смеху или осуждению, сопровождаемому наказанием или навязыванием взрослым наиболее распространенных и принятых мнений ребенка как единственно «правильных».

3. страх показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике чужого мнения. В нашей культуре бытует мнение, что критиковать человека — значит быть невежественным по отношению к нему, не проявлять к нему уважения. К сожалению, мы учим этому своих детей с детства, не задумываясь, что в этом случае приобретение вежливости, такта, корректности и других полезных качеств происходит за счет другого, не менее ценного качества: умения отстаивать, открыто выражать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, нравится оно другим или нет. В этом кроется требование к человеку всегда оставаться честным и открытым.

4. страх мести со стороны человека, чью позицию мы критикуем. Когда мы критикуем человека, мы обычно вызываем ответную реакцию. Страх перед такой реакцией часто служит барьером для развития нашего собственного творческого мышления.

5. переоценка важности собственных идей. Иногда нам нравится то, что мы придумали или создали, больше, чем идеи других, настолько, что у нас возникает желание никому не показывать свои собственные, ни с кем ими не делиться и держать их при себе.

6. высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этой чертой, обычно страдает от большой неуверенности в себе, проявляет страх открыто выражать свои идеи.

7. существуют два конкурирующих типа мышления: критическое и творческое. Критическое мышление направлено на выявление ошибок в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально новых знаний, с генерированием собственных оригинальных идей, а не с оценкой идей других людей. Человек, в котором слишком сильна критическая тенденция, больше всего внимания уделяет критике, хотя мог бы создать себя сам, и неплохо. Напротив, человек, в котором конструктивное, творческое мышление преобладает над критическим, часто кажется неспособным увидеть ошибки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этой ситуации заключается в том, чтобы с раннего возраста развивать в ребенке как критическое, так и творческое мышление и следить за тем, чтобы они находились в равновесии, сопровождая и периодически облегчая друг друга в каждом акте мышления. Когда человек высказывает собственную идею, он должен сразу же критически ее рассмотреть. Когда оригинальная, новая идея озвучивается кем-то другим, необходимо предложить свою собственную вместе с критикой. В жизни большинства людей для достижения максимального творческого результата необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Было установлено, что интеллектуальные способности человека сильно страдают от частых неудач. Если людей долго просить решать только сложные задачи, которые не поддаются их пониманию, а затем давать им более легкие задания, то после долгих неудач они будут плохо справляться даже с этими последними задачами.

Не все творческие взрослые обязательно хорошо учились в школе. Сравнение их с менее творческими людьми выявляет множество поразительных различий. Самым интересным оказалось то, о чем уже говорилось: сочетание интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера у творческих людей.

Список литературы

  1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина — М.: Академический проект: культура, 2005.- 304 с.
  2. Зденек, М. Развитие правого полушария / М. Зденек. Зденек-Мн.:Попурри, 2004.- 352 с.
  3. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук- М.: Наука, 1978 г. — 127 с.
  4. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление / И.А. Бескова — М.:ИФРАН, 1993 г. — 198 с.
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов — М.: ВЛАДОС, 2008.-396 с.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб: Питер, 2001.- 592с.
  7. Электронный ресурс.
  8. Электронный ресурс.
  9. Основы психологии. Рабочая тетрадь [Под ред. Л.Д. Столяренко-Ростов н/Д: «Феникс», 2000- 576 с.
  10. Эдвард де Боно, Серьезное творческое мышление / Эдвард де Боно.: Попурри, 2005 — 415 с.