Для связи в whatsapp +905441085890

Творческое мышление как высшая форма мышления — Определение творческого мышления

Творческое мышление — одно из самых интересных явлений, отличающих человека от животного мира. С самого начала жизни люди проявляют настоятельную потребность в самовыражении через творчество; они учатся творчески мыслить, даже если умение творчески мыслить не является необходимым для выживания. Творческое мышление — это один из способов активного познания мира, и именно творческое мышление делает возможным прогресс как для отдельного человека, так и для человечества в целом.

Вопросы творчества, творческой личности и творческих черт рассматриваются различными отраслями психологической науки и имеют большое значение. Но что это за нестандартное мышление? Почему большинство людей соглашаются на обычные, на свое время и окружающую среду, решения, в то время как другие предлагают совершенно новые, необычные идеи?

Важность психологического изучения мышления заключается также в том, что развитие мышления в проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем ментальности, но и менталитетом в целом, включая его подсознательную и бессознательную подсистемы.

Прежде всего, мышление — это высший когнитивный процесс. Она представляет собой генерирование новых знаний, активную форму творческого осмысления и трансформации реальности человеком. Мышление приводит к результату, которого ни реальность, ни субъект в данный момент не имеют.

Мышление (в элементарных формах оно существует и у животных) можно также понимать как генерирование новых знаний, творческую трансформацию существующих идей.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, подлежащей решению, и активным изменением среды, в которой поставлена эта задача.

Необходимо поощрять творчество с самого детства; детство — это основа жизни.

Творческое мышление как высшая форма мышления - Определение творческого мышления

Определение творческого мышления

Чтобы понять творческое мышление, мы должны сначала понять, что такое мышление, что такое творчество и как мы можем с ним связать.

Мышление — это движение идей, которое раскрывает суть вещей. В результате получается не картинка, а мысль или идея. Конкретным результатом мышления может быть понятие, обобщенное отражение класса объектов по их общим и сущностным признакам.

Мышление — это теоретическая и практическая деятельность, включающая в себя систему действий и операций ориентационного, исследовательского, модификационного и когнитивного характера.

Теоретическое концептуальное мышление — это такой тип мышления, при котором человек использует понятия при решении проблем и совершает действия в разуме, не имея непосредственного отношения к нарушенному смыслом опыту.

Теоретико-фигуративное мышление отличается от концептуального мышления тем, что материал, используемый человеком при решении проблемы, — это не понятия, суждения или производные, а образы. Они либо запоминаются непосредственно из памяти, либо творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления используется людьми в литературе, искусстве и вообще людьми в творчестве, которые имеют дело с образами.

Теоретическое, концептуальное мышление дает абстрактный, но в то же время наиболее точный, обобщенный образ реальности. Теоретико-фигуративное мышление дает нам конкретное субъективное восприятие, которое не менее реально, чем объективно-концептуальное. Без него наше восприятие не было бы таким богатым и обширным.

Визуально-воображающий тип мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем напрямую связан с восприятием окружающей действительности мыслящим человеком и без него невозможен. Человек привязан к реальности, а необходимые для мышления образы находятся в его кратковременной и оперативной памяти (напротив, образы для теоретического, образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем трансформируются). Наиболее ярко это проявляется у детей дошкольного возраста, а у взрослых только у тех, кто занимается практической деятельностью.

Визуально-деятельностный тип мышления состоит в том, что сам мыслительный процесс представляет собой практическую, преобразующую деятельность, осуществляемую человеком с реальными объектами. Основными условиями для решения проблем в этом случае являются правильные действия с реальными объектами. Этот вид мышления широко используется людьми, занятыми реальным производственным трудом, результатом которого является создание определенного материального продукта.

Таким образом, «мышление — это опосредованное — основанное на открытии связей, отношений, медиаций — и обобщенное знание объективной реальности». Мышление играет важную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, позволяет выйти за пределы непосредственного переживания ощущений и восприятия. Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Информация о процессах мышления, содержащаяся в ощущениях и восприятиях, а также результаты мышления проверяются и применяются на практике. Таким образом, мышление всегда является признанием (отражением) взаимосвязей и закономерностей между объектами и явлениями внешнего мира.

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие личных способностей, мотивов, знаний и навыков, с помощью которых создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью.

А. Пономарев разделяет творчество на широкое и узкое (широкое понятие называется «прямое», узкое «общее»): «Творчество — в прямом смысле — это создание новизны.

Р. Арнхайм отмечает, что видеть черты объекта — это воспринимать его как пример воплощения некой общей концепции, что все восприятие заключается в отфильтровывании ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстракция содержится не только в мыслях, но и в других познавательных процессах».

Получается, что различные геометрические понятия, такие как точка, линия, треугольник, трапеция, круг, эллипс, параболы, которые из-за своей соблазнительной простоты и полноты структуры считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретными живописными представлениями. На следующем рисунке ясно видно, что все эти абстракции можно «увидеть» в различных сечениях через плоскость обычного конуса.

Точка получается, когда плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется плоскостью, пересекающей конус вдоль его оси (2); отрезок прямой получается, когда плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); Трапеция образуется, когда верхняя часть отделена от треугольника, образованного сечением 2 плоскостью, параллельной основанию (4), круг образуется, когда сечение конуса образуется плоскостью, параллельной основанию (5); эллипс образуется тем же сечением, но рисуется под наклоном (6); параболы рисуются, когда секущая плоскость параллельна оси конуса, но не проходит через нее (7). Таким образом, изменяя положение и взаимную ориентацию конуса и секущей плоскости, можно не только получить ряд фигур, выражающих абстрактные понятия, но и незаметно, визуально и практически, перейти от одного абстрактного понятия к другому.

Правое полушарие мозга

Основная область специализации правого полушария — интуиция. Обычно она не считается доминирующей. Он отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: правое полушарие специализируется на обработке информации, выраженной в символах и изображениях, а не в словах.

Параллельная обработка информации: в отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четком порядке, правое полушарие может обрабатывать много разных кусков информации одновременно. Он способен посмотреть на проблему в целом, не проводя никакого анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря этому мы можем воспринимать ряд черт в целом.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие местоположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правильному полушарию мы можем ориентироваться в местности и создавать мозаичные паззлы.

Музыкальность: Музыкальная способность, так же как и способность воспринимать музыку, зависит от правого полушария, хотя левое полушарие отвечает за музыкальную подготовку.

Метафоры: Мы используем правое полушарие, чтобы понять метафоры и результаты чужого воображения. Это позволяет нам понять не только буквальный смысл того, что мы слышим или читаем. Например, если кто-то скажет: «Он прикреплен к моему хвосту», то правильное полушарие поймет, что этот человек имел в виду.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять разные истории. Кстати, вопрос «А что если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за зрительные навыки.

Эмоции: Хотя они и не являются продуктом функции правого полушария, они более тесно связаны, чем левого.

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из ранее обсуждавшихся типов мышления, например, вербально-логическим; оно вполне может быть как практическим, так и образным.

Мозг наиболее продуктивен, когда оба полушария функционируют и выполняют свою работу, не вмешиваясь в работу второго.

  • Поэт использует правое полушарие для создания метафор; полет воображения также обеспечивает правое полушарие, но процесс перевода его чувств в вербальную форму, или, другими словами, подбор слов, осуществляется левым полушарием.
  • Правое полушарие помогает архитектору согласовать пространственные отношения с эстетическим образом, который он пытается создать. Тем не менее, все вычисления и измерения проводятся по левому полушарию.
  • Как ученый, левое полушарие полезно для анализа рассматриваемой проблемы, но правое часто интуитивно предлагает способы решения самых сложных головоломок.

Самая эффективная творческая работа возможна тогда, когда работает и правое, и левое полушарие, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

В своей книге М. Зденек приводит довольно интересный случай, чтобы проиллюстрировать работу правого и левого полушарий в человеке:

«Представьте себе, что двое людей, чуть больше тридцати лет, проходят операцию в больнице, чтобы удалить половину мозга». Предположим, что одно из них удалило правое полушарие, а другое — левое.

До операции оба пациента были правой рукой и их левое полушарие было доминирующим. Никаких аномалий отмечено не было. Остальное полушарие в обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить отсутствующего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад ему удалили все правое полушарие мозга из-за опухоли. Левое полушарие, с другой стороны, функционирует нормально. Мы будем звать его Ларри.

Второй пациент находится в той же палате, что и первый, сидит на стуле и смотрит в окно. Этот пациент также удалил все левое полушарие из-за опухоли. Правое полушарие функционирует нормально. Давай звать его Рик.

А теперь представьте, что вы участвуете в обследовании и изучении этого пациента. Вы заходите в комнату, чтобы осмотреть их и увидеть следующую ситуацию. (Помните, что правое полушарие контролирует движения левого тела, а левое — правого).

Оставшееся левое полушарие Ларри позволяет ему легко контролировать правую часть тела (правую руку, правую ногу и т.д.); он держит в правой руке чашку кофе и качает правой ногой. Ты спрашиваешь его: «Хочешь сливок в кофе?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос плоский, практически без интонации. Перед ним на кровати стоит газета, и вы замечаете, что он смотрит на заголовки. Если вы спросите его, он может решить математическую проблему так же свободно, как и до операции.

Но продолжая разговор с Ларри, вы начинаете понимать, какой разрушительный эффект оказала операция. Поскольку ему не хватает правой части мозга, левая часть его тела парализована. Хотя он может продолжать разговор, его ответы иногда бывают странными. Он понимает все дословно. Ты спрашиваешь его: «Как ты?» И он отвечает: «Руками». Ларри полностью потерял способность мыслить образно, он также потерял интуицию.

Ты выведешь Ларри в коридор в инвалидном кресле, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его комната или где он находится, потому что он также потерял свои навыки пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии собрать самую простую головоломку. Он также не может одеваться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава его рубашки имеют какое-то отношение к его рукам.

Творческое мышление

Психологи потратили много времени и сил, пытаясь понять, как человек решает новые, необычные, творческие проблемы. Однако на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос о психологической природе творчества.

Наиболее существенным преимуществом традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим является то, что он гарантированно приводит к приемлемому результату. Однако это возможно только при нескольких допущениях:

Проблема или задача имеет, в принципе, только одно правильное решение или строго ограниченное количество правильных решений.

Таким образом, традиционное мышление требует правильности, правильности каждого шага в решении проблемы. Если где-то допущена ошибка, то конечный результат ошибочен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач. В творческом мышлении ошибка на определенном шаге не обязательно делает общий результат ошибочным. В процессе творческого мышления важно не столько то, насколько верны некоторые элементы информации, сколько то или иное сочетание элементов, позволит ли оно нам увидеть проблему с новой точки зрения, увидеть возможные пути ее решения. Таким образом, если мышление является интегратором интеллекта, то творческое мышление, основанное на единстве ассоциативных процессов и являющееся обобщенной и вышестоящей чертой мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и переплетения психических функций друг с другом. Это подчеркивает адаптивный характер творческого мышления, которое является необходимым условием для полноценного развития всей системы психических функций человека.

Наука располагает лишь некоторыми данными, которые позволяют частично описать процесс решения человеком таких задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие правильному решению. Обратимся теперь к простейшим примерам творческих задач:

Проблема 1: Как уничтожить опухоль, находящуюся глубоко внутри организма, с помощью специальных лучей, не повреждая при этом здоровые ткани? Известно, что для удаления этой опухоли необходимо использовать такую концентрацию радиации в ее месте, что она опасна для здоровых тканей. Необходимо создать необходимую концентрацию лучей в месте локализации опухоли, не повреждая окружающие ткани организма. И нет другого доступа к опухоли, кроме как через другие ткани организма.

Задача 2: Как построить четыре равносторонних треугольника с шестью спичками?

Проблема 3: Как нарисовать девять квадратных точек по четырем прямым линиям, не снимая карандаш с бумаги?

Все эти проблемы имеют одну и ту же особенность, которая характеризует творческое мышление, а именно: необходимость использования нетрадиционного образа мышления, необычное восприятие проблемы, выходящее за рамки обычного образа мышления. Например, в Задаче 1 необходимо признать, что нет необходимости направлять лучи на опухоль из одного источника. В Проблеме 2 необходимо отойти от привычных попыток поиска ее решения на плоскости и применить пространственные понятия. В задаче 3 следует также предполагать возможность выхода прямых из части плоскости, ограниченной девятью точками. Это означает, что во всех трех случаях, когда анализируются условия проблемы, необходимо направить мышление необычным образом, то есть применить по-настоящему творческий способ решения. (На рисунке показаны способы решения каждой из этих проблем).

Креативное мышление интеллектуальное мышление

Чтобы найти действительно полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим мышлением. Цель критического мышления — проверить предложенные идеи: применимы ли они, как их можно улучшить и т.д. Ваше творчество будет непродуктивным, если вы не сможете критически просеять и отсортировать полученный продукт. Для того, чтобы правильно отображать, вы должны, во-первых, сохранять определенное расстояние, т.е. уметь объективно оценивать свои идеи, а во-вторых, принимать во внимание критерии или ограничения, которые определяют практичность внедрения новых идей.

Каковы препятствия для критического мышления? Один из них — страх быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что невежливо критиковать. Тесно связанное с этим препятствие — страх возмездия: критикуя чужие идеи, мы, возможно, приглашаем реакционеров критиковать свои собственные. А это, в свою очередь, может создать еще одно препятствие: завышение оценки собственных идей. Если мы слишком любим то, что мы создали, мы можем неохотно делиться своим решением с другими. Кроме того, чем больше мы беспокоимся, тем больше мы стараемся оградить наши оригинальные идеи от внешнего влияния.

Наконец, следует отметить, что когда творческое воображение чрезмерно стимулируется, критический факультет может остаться неразвитым. К сожалению, неспособность критически мыслить является одним из возможных непреднамеренных последствий попыток повысить творческий потенциал учащихся. Следует помнить, что большинство людей в жизни нуждаются в продуманном сочетании творческого и критического мышления.

Критическое мышление следует отличать от критического отношения. Хотя критическое мышление, в силу специфики своего подхода к решению проблем, запрещает определенные идеи или отвергает их из-за их непригодности, его цель, в конечном счете, конструктивна. Напротив, критическое отношение по своей сути является разрушительным. Желание человека критиковать только ради критики — это эмоциональное, а не познавательное.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Биография психолога Уотсон Д.Б и проблема счастья в психологии
  2. Психология суда присяжных
  3. Психологическая готовность к браку молодежи
  4. Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам
  5. Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
  6. Константность и предметность восприятия
  7. Задатки и способности в психологии
  8. Психоанализ У. Биона
  9. Виды психологического анализа
  10. Имидж вербальный и невербальный