Для связи в whatsapp +905441085890

Творческое мышление — Концепция мышления в психологии

Творческое мышление и творчество, несомненно, являются полезными навыками для современного человека.

Чем больше нетрадиционная жизнь, тем интереснее ей жить. В жизни от нас часто требуется творчество. Способность мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, счастливыми и преуспевающими. Способность к творчеству всегда может оказаться полезной.

Часто говорят, что творческому мышлению нельзя научиться. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но, как правило, именно взрослые действительно преуспевают в творческом мышлении, навыке, который не только врождён, но и приобретён с образованием и опытом. Настоящие произведения искусства создаются взрослыми, достигшими определенного мастерства творческого мышления и действия. Но если вы не развиваете свое творчество, вряд ли вы приобретете способность к творчеству, даже если в детстве проявили какие-то способности.

Так что есть кое-что, что творческие люди знают и умеют делать. Они не получили эти знания и навыки генетически от своих родителей, они накапливали их на протяжении всей своей жизни. Творческие, творческие способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.

Творческое мышление - Концепция мышления в психологии

Концепция мышления в психологии

В широком смысле под мышлением человека понимается его активная познавательная деятельность, а также внутренний процесс планирования и регулирования внешней деятельности. С этой точки зрения, «как мы думаем» означает, как мы видим, представляем и понимаем мир вокруг нас и самих себя в нем, и как мы используем это знание, чтобы направлять наше собственное поведение. Такое понимание мышления позволяет рассматривать его связь с другими психическими процессами.

Все знания начинаются с ощущения, восприятия, но достаточно ли этого? Нет. В сенсорном образе реальности, непосредственно наблюдаемом нами, практически не выделяется сложное взаимодействие различных объектов, событий, явлений, их причин и последствий взаимного перехода друг к другу.

Например: ощущение тепла, которое дарит рука, касаясь любого тела, неоднозначно характеризует тепловое состояние этого тела. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием этого объекта, а во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае это зависит от того, к какому телу — теплу или холоднее — человек прикасался раньше). Как видите, в ощущении есть общий, кумулятивный результат взаимодействия человека с объектом познания.

Но для того, чтобы жить и действовать, необходимо знать, каковы внешние объекты в себе, то есть независимо от того, каковы они для человека. Необходимо перейти от чувства и восприятия к мышлению, в ходе которого достигается более глубокое знание внешнего мира. В результате можно расчленить, разгадать сложные взаимосвязи между объектами, событиями, явлениями.

С помощью данных о ощущениях, восприятии, идеях человек одновременно выходит за пределы сенсорных знаний, то есть начинает распознавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые отнюдь не даны непосредственно в восприятии и поэтому не поддаются прямому наблюдению. Поэтому элементарные частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного микроскопа. Они не воспринимаются напрямую, их нельзя увидеть, о них можно только думать. То, что они существуют, мы доказали опосредованным путем, то есть мышлением.

По своему самому общему принципу, этот способ состоит в том, чтобы опробовать наши вещи на других вещах, и, судя по изменениям, которые они претерпевают в процессе взаимодействия, на свойствах тех вещей, которые непосредственно скрыты от нас. Мысль рождается и изначально переплетается с материальной человеческой деятельностью. Переживание вещи через другую вещь рождается с созданием и использованием инструментов. Невозможно узнать прикосновением, какое дерево или камень твёрже. Прикосновение к одному из них безошибочно определит его.

Такое опосредованное знание свойств, недоступных для немедленного сенсорного отражения, изначально является непреднамеренным результатом действий, направленных на достижение практических целей. Только в ретроспективе такие знания могут придать справедливость конкретной задаче, например, оценить пригодность исходного материала с помощью предварительного эксперимента, практического «примерки» того же самого. Действия такого рода, которые подчинены цели познания, т.е. такие действия, которые приводят к полученному ими познанию, уже являются реальным мышлением в своей внешней практической форме. Задача мышления решается путем привлечения действий. С этого типа начинается развитие мышления в истории человека. Изначально ребенок решает проблемы, действуя непосредственно с объектом.

Было бы ошибкой думать, что практически действующее мышление — это примитивная форма мышления. Она появилась в начале человечества, и в каждом человеке она появляется в первые годы жизни, она остается и развивается на протяжении всей истории человечества во все века. Такое мышление оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразно решать проблему мышления непосредственно в процессе практической деятельности. Вряд ли кто-либо из нас, подойдя к двери квартиры, вставив ключ и убедившись, что его нельзя открыть сразу, вытащит ключ и рассмотрит возможные варианты входа в квартиру. Обычно мы действуем по-разному: мы пытаемся переместить ключ на разную глубину, повернуть его в разные стороны, нажать на дверь или вытянуть ее, то есть мы пытаемся решить проблему практической работой, проверяя гипотезы, которые были установлены.

Виды мышления

Визуально-актуальное мышление

характеризуется решением мыслительной задачи непосредственно во время деятельности. С этого типа мышления началось развитие мышления в человеке в период зарождения его трудовой деятельности. Этот тип является отправной точкой для развития мышления у ребенка. Ребенок в возрасте до двух лет распознает предметы, практически разделяя, разлагая и соединяя их или другие предметы, которые он воспринимает в данный момент. Любопытные дети часто разбирают свои игрушки, чтобы узнать «что там?».

Практически эффективное мышление используется сознательным и взрослым человеком для решения сложных задач, когда логического мышления, этого мощного оружия знания, недостаточно. Так, не ограничиваясь расчетами, строить модели будущих судов и тестировать их в аэродинамических трубах, строить модели самолетов и тестировать их в аэродинамических трубах, строить модели рек и строить на них модели будущих плотин.

Многие задачи, как правило, могут быть решены более продуктивно и экономично только в процессе практической деятельности.

Визуальное — образное мышление.

имеет дело с объектами и событиями мира, который мы знаем. В процессе практического мышления эти объекты должны присутствовать и быть объектами действия. На самом деле, обращение с предметами — это мышление руками. В возрасте четырех лет связь между мышлением и практической деятельностью ослабевает. Не всегда нужно прикасаться руками к интересующему объекту. Во всех случаях, однако, объект должен быть четко воспринят. В этом случае ребенок фиксирует свое внимание на внешнем виде предмета, который сам по себе поражает. Дети часто не решают мыслительную задачу, потому что для этого они используют внешние знаки.

детям в возрасте шести лет показаны два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды. Затем из одного в другой наливается вода, которая более узкая и высокая. На вопрос, какой стакан содержит больше воды, дети указывают на второй, более узкий и длинный стакан. Но вода была налита на глазах у детей без добавления ни капли! Мышление ребенка подчинено его восприятию, оно следует за ним. Уровень воды в более узкой чашке выше, поэтому в ней больше воды, заключают они. Ребенок еще не может овладеть такими абстрактными понятиями, как объем, форма. У него есть визуальные образы как инструмент для «мышления».

Каков курс психического развития? Питеру и Павлу было дано такое же задание: «Это 3:40. Сколько сейчас времени будет через полчаса? Сколько времени будет через полчаса?». Питер делает это: Он помнит, что полчаса = 30 минут, поэтому добавляет 30 минут к 40. Так как у часа есть только 60 минут, остальные 10 минут уходят на следующий час. Итак, он придумал ответ: 4 часа 10 минут. Для Павла час — это круглый циферблат, а полчаса — полукруглый. В 3:40 минутная стрелка находится под наклонным углом влево, два пятиминутных деления от вертикали. Начиная со стрелки, Павел разбивает диск на биссы и попадает на два деления справа от перпендикуляра на противоположной стороне. Он переводит полученный ответ в числовую форму: 4 часа 10 минут.

И Питер, и Пол решают проблему интеллектуально. Питер работал с числами и думал «интеллектуально». Пол наложил визуальное изображение на проблему. Мышление Павла сохраняло связь с сенсорным опытом, в то время как мышление Петра было полностью оторвано от сенсорного опыта.

Что мы имеем в виду под сенсорным опытом? Физически отсутствующие объекты могут быть косвенно представлены изображениями памяти. Таким образом, при отсутствии этих объектов мы можем работать с их изображениями. Очень ярким «интеллектуальным» мышлением обладал Ш., описанный А.Р. Лурией в «Маленькой книжке великой памяти». Термин «зритель ума» в данном случае означает ум, который работает через зрение. То, что другие думают или смутно представляют себе, Ш. Перед ним предстают целые картины, осязаемость которых граничит с реальностью, и все его мышление — это дальнейшая операция с этими картинами. Он оперирует с ними, как с реальными вещами.

Вербальное — логическое мышление

Этот тип мышления осуществляется с помощью логических операций с понятиями и суждениями.

Отличаются и другие типы мышления, такие как теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на открытие законов и правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования реальности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Интуитивное мышление («инсайт») контрастирует с аналитическим мышлением, в котором все этапы четко распознаются человеком.

Проводится различие между сходящимися и расходящимися мыслями. Конвергентное мышление связано с решением проблем, для которых есть только одно правильное решение. Существует цепочка производных, ведущая к решению. Если в цепи отсутствует определенное звено, правильное решение уже невозможно. Различное или творческое мышление происходит при решении проблем, для которых существует множество решений. Такие задачи называются творческими. Например, придумать продуманный дизайн.

Творческое мышление

Творческое мышление — это творческое мышление, которое дает принципиально новые решения проблемной ситуации и ведет к новым идеям и открытиям.

Сегодня психологи уверены, что творческое мышление можно научить любому психически нормальному человеку. Для этого необходимо развивать соответствующие навыки, вовлеченные в процесс творческого мышления, и преодолевать внутренние барьеры на пути творчества.

Среди навыков творческого мышления наиболее важными являются следующие:

  • Чтобы генерировать идеи;
  • чтобы логически выработать идеи;
  • Оценить и выбрать наиболее вероятные идеи из набора возможных.

Эти навыки могут быть использованы на различных материалах и в различных формах. Каждый из навыков состоит из набора психологических навыков. Например, образная форма материала, необходимая для зрительного и музыкального творчества, требует развития таких навыков, как извлечение особенностей и признаков сюжетов, объединение отдельных частей образов в единое целое, обнаружение общих и различных признаков сюжетов и т.д. Задачи по развитию этих способностей обычно даются в виде рисунков, фрагментов музыкальных произведений. Языковой материал требует развития причинно-следственного мышления, формирования «чувства языка» и умения писать текст. В этом случае задания представлены в виде сказок, рассказов, стихов.

Обычно психологи называют четыре внутренних барьера на пути к творчеству.

  1. конформизм — желание быть как кто-то другой. Люди боятся выражать оригинальные идеи, чтобы не выделяться. Их страхи часто проистекают из несчастного детского опыта непонимания и осуждающего отношения к их идеям со стороны взрослых или сверстников.
  2. цензура — внутренняя критика своих идей. Люди с сильной внутренней цензурой предпочитают ждать естественного решения проблемы или пытаться передать ответственность за решение проблемы кому-то другому. Такое отсутствие инициативы обычно развивается у детей, родители которых придерживаются авторитарного родительского стиля и почему-то склонны критиковать действия ребенка.
  3. жесткость — трудность перехода от одной стереотипной точки зрения к другой. Жесткость не позволяет уточнить предвзятые решения, «увидеть» необычное в обычном, привычном.
  4. желание найти ответ немедленно. Было установлено, что лучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от постоянного сидения над проблемой, отдохнуть. Если человек пытается решить проблему немедленно, риск преждевременного, необдуманного решения, безусловно, очень велик.

Аналитические и синтетические функции являются важными особенностями творческого мышления. При анализе человек разбивает задачу на ряд подзадач. Человек с развитым творческим мышлением никогда не работает с проблемой в целом. Его способностей достаточно, чтобы сначала получить много мелких подзадач, а затем, после их решения, найти наиболее качественную и/или наиболее эффективную альтернативу.

Интересные эффекты в решении интеллектуальных проблем иногда достигаются путем умного манипулирования видимостью и абстрактностью. Интеллектуальные задачи достаточно четко разделены на визуальные (например, игра в тетрис) и абстрактные (т.е. абстрактные, например, решение арифметической задачи). Соответственно, общая психология разделяет мышление на визуальное и абстрактное. Демонстративный метод иногда делится на демонстративно-объективный и демонстративно-воображаемый, а абстрактный метод называется абстракционно-логическим. Если творческий мыслитель не может решить абстрактную задачу в своей голове, он может попытаться решить ее визуальными методами (нарисовать картинку или диаграмму, манипулировать счетными палочками и т.д.). Соответственно, в визуальных задачах также можно попытаться использовать методы абстрактно-логического мышления (вводить и систематизировать понятия, продумывать математические модели и т.д.).

Условия для развития творческого мышления

Можно перечислить несколько определений творческого мышления. Обычно его авторы подчеркивают такую ключевую особенность творческого мышления — способность формировать новые сочетания идей, которые соответствуют определенной цели. Это понимание фокусируется на процессе, потоке мыслительной деятельности, в котором что-то новое создается целенаправленно и целенаправленно.

В дополнение к этому пониманию творческого мышления, основанному на процессе, существует также понимание, основанное на содержании.

Творческое мышление ориентировано на достижение творческого результата. Это понимание напоминает нам о том, что конечным критерием творчества является результат. Мы определяем креативность как человека, который последовательно достигает творческих результатов; под этим мы понимаем, в простых выражениях, оригинальные и приемлемые результаты, отвечающие требованиям конкретной области.

Таким образом, признаком творческого мышления является результат, полученный в результате творческой учебно-познавательной деятельности, как внутренней (принятие решений, построение и формулирование вывода, формирование гипотезы и т.д.), так и внешней (создание образа, подготовка плана эксперимента, подготовка резюме, разработка творческой аналогии и т.д.).

Для развития творческого мышления учитель может и должен искать способы создания особой среды для творчества в процессе обучения.

В последние годы группа ученых под руководством С. Парнсо предложила рекомендации по созданию творческой среды обучения. В настоящее время эти рекомендации приняты в мировом научном и образовательном сообществе.

Устранение внутренних барьеров на пути творческой деятельности. Чтобы подготовить учеников к творческой деятельности, мы должны помочь им быть уверенными в общении со своими одноклассниками и учителями. Они не должны беспокоиться о том, будут ли их идеи приняты или высмеяны. Важно, чтобы они не боялись ошибиться.

Обратите внимание на то, как работает подсознание. Даже если проблема не находится в непосредственном фокусе внимания, наше подсознание работает над ней незаметно. Некоторые идеи могут лишь ненадолго «всплывать»; важно вовремя их запечатлеть, чтобы прояснить, организовать и использовать позже.

Воздержитесь от градации. Это правило позволяет студентам расширить канал для потока идей и проводить больше времени и внимания, свободно размышляя о проблеме.

Продемонстрировать студентам использование метафор и аналогий для творческого поиска новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческого мышления показали, что творческое мышление может быть усилено неочевидными сравнениями и сопоставлениями. Многие считают воображаемое мышление, основанное на метафорических сравнениях, «естественной способностью» детей, однако эта способность также нуждается в поддержке и развитии у детей. В средней и старшей школе работа с метафорами должна не только способствовать развитию творческого мышления, но и сочетать спонтанность в создании образа и целеустремленность в понимании и включении его в решение творческих задач.

  • Дайте студентам психологическую подготовку. Среда совместного группового мозгового штурма может показаться незнакомой и отвлекающей на первый взгляд. Провести «разминку» (обычно не связанную с выполнением задания).
  • Сохрани воображение. Это общая рекомендация, но не данность. Вопреки распространенному мнению, что воображение является признаком незрелости и уместно только вне систематического обучения, воображение и свободное воображение должны поддерживаться в учебной среде, так как они составляют основу творческого мышления.
  • «Дисциплина» и контроль над воображением и фантазией. Создавая атмосферу внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после «инкубационного периода», «созревания идеи» все идеи подвергаются критическому анализу, а некоторые отбрасываются.
  • Развивайте чувствительность, чувствительность, широту и богатство восприятия окружающей среды. Это может быть предметом специальных занятий по искусству или литературе. Но параллельно с этим могут заниматься и учителя,

Это можно было бы сделать, например, с помощью специальных упражнений по навыкам наблюдения и чувствительности.

  • Помогать учащимся раскрыть смысл и общее направление своей творческой деятельности и видеть в ней развитие собственных способностей к решению творческих задач. Без этого понимания, все

Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творчество, будут рассматриваться как простое развлечение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типы нарушений эмоционально-волевой сферы. Виды психопатий
  2. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей
  3. Групповая динамика и ее психологические механизмы
  4. Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии
  5. Психологические проблемы матерей
  6. Психология затрудненного общения
  7. Ненормативные кризисы семьи — Возможные кризисы в жизненном цикле семьи
  8. Психологические теории развития личности
  9. Социально-психологические условия формирования мотивации отказа от табакокурения среди молодежи
  10. Профессиональная деонтология сотрудников правоохранительных органов