Для связи в whatsapp +905441085890

Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности — Развитие воображения дошкольника

Продуктивная деятельность активизирует сенсорное развитие ребенка, развивает моторику, пространственное воображение, прямо и косвенно стимулирует развитие языка, воображения и мышления. Дети знакомятся с окружающим миром и отражают полученные знания в своей деятельности. По мнению А.Г. Рузской, «деятельность ребенка является основной формой детской активности и главным источником психического развития в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности — одна из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «лиц», и у детей формируется несколько видов деятельности. В процессе деятельности детей усваивается социальный опыт, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Детская деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослым, хотя некоторые ее действия (поступки) могут выполняться ребенком самостоятельно.

До наших дней дошло значительное количество источников, подтверждающих давний интерес ученых к детским рисункам. Многие исследователи пытались использовать рисунок как инструмент для изучения внутренней жизни ребенка, запечатлеть переживания, взгляды, отношение маленького художника к окружающему миру. Например, в 1887 году в Болонье вышла книга итальянского исследователя К. Ричи под названием «Ребенок-художник», которая была переведена на русский язык в 1918 году. В 1913 году во Франции выходит работа Ж. Рума «Графический язык ребенка». В Германии выходит книга К. Лампрехта и Ф. Флейдера «Рождение образа». Авторы анализируют возникновение и формирование образа в детском рисунке, прослеживают возникновение и развитие детских художественных произведений и указывают на сходство с развитием мирового искусства. Детский рисунок подвержен изменениям в своем развитии. Подобно тому, как изобразительное искусство всех народов менялось от примитивных изображений, созданных простыми художественными средствами, к реалистическим образам, сложным по технике и средствам передачи, детский рисунок также проходит путь от каракулей к ярким, образным и точным образам. А. Кларк, М. Линдстром, Г. Кершенштайнер, Э. Кнудсен и многие другие также изучали детский рисунок.

Рисунок — это изображение, рисунок на плоскости, основной вид графики. Она выполняется карандашом, ручкой, кистью, углем и т.д., используя контурные линии, штрихи, точки света и тени одним или несколькими цветами, в основном на бумаге.

В 1910 году известный русский физиолог и психолог В.М. Бехтерев в своей книге «Первичное развитие детского рисунка при объективном изучении» писал, что дети, переставшие рисовать «каракули» в возрасте четырех лет, стараются как можно правдоподобнее изобразить окружающие предметы и явления. Он также заявил о необходимости обучения детей технике рисования, настаивая на том, что детский рисунок является объективным свидетелем проявлений. Так, в XX веке возрос интерес к проблеме изучения значения рисунка в психическом развитии детей, были предприняты попытки объективизировать результаты, повысить репрезентативность данных, расширить выборку, а не просто приводить примеры анализа неоднозначных рисунков нескольких детей, как это было в большинстве ранних работ.

Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности

Развитие воображения дошкольника

Воображение — это способность человека создавать новые образы путем обработки представлений, полученных в прошлом опыте. В то же время новые образы не просто воссоздают уже имеющиеся, а конструируют их, сочетая в новых, необычных, неожиданных комбинациях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение у взрослых и детей направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Процесс воображения всегда основан на том, что известно из реальной действительности: вымышленное животное, например, кентавр, есть не что иное, как комбинация двух известных существ — человека и лошади. Образы воображения не возникают из ничего; они всегда являются использованием того, что уже присутствовало в человеческом опыте.

В процессе реализации различных видов деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищает конечный результат и помогает ориентироваться в этапах и средствах его реализации. Не менее важна роль воображения в любой ситуации неопределенности, так как оно способствует созданию и постоянному изменению схемы поведения, замене и (или) созданию недостающих в реальности элементов.Пассивное воображение (непроизвольное) характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь либо из-за отсутствия активности и целенаправленности в предметной деятельности, либо из-за полного отсутствия возможностей и средств их реализации.

Активное воображение (добровольное) — это сознательное конструирование образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности. Такое активное воображение уже развивается в детских играх, где дети берут на себя те или иные роли (летчика, машиниста поезда, врача и т.д.). Необходимость наиболее правильно отобразить в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

В пассивном (непроизвольном) воображении существуют мечты, грезы и сны, а в активном (волевом) — репродуктивное (воссоздающее) и творческое (продуктивное) воображение. В этой последовательности каждый последующий вид воображения подразумевает возрастающую степень осознанности и контролируемости.

Сны или галлюцинации совершенно не зависят от нашего желания (или нежелания) увидеть этот конкретный образ. Точно так же мы не можем контролировать содержание сновидения, и оно часто становится размытым в нашей памяти.

Сны предполагают возможность извлечения их содержания по собственному усмотрению; как правило, в этом случае человек представляет себе желаемые образы, которые ему приятны.

Более активным вариантом дневных снов являются сны как картина желаемого будущего, но уже гораздо более реальная и связанная с действительностью, чем в дневных снах. Сны, как правило, человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызванных образов, формирование достаточно жесткой схемы их реализации.

Активное (добровольное) воображение, как уже говорилось выше, может быть репродуктивным (восстановительным) и творческим.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, предполагает воссоздание образов, созданных другими людьми.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, творчество как таковое, предполагает наибольшую активность и субъективность ребенка или взрослого, поскольку содержание произведения полностью зависит от мыслей, переживаний и опыта его создателя. При этом образ, созданный в воображении, не отделяется от реальности, как в сновидениях. Поэтому результаты творчества значимы и интересны не только для самого автора, но и для других.

Место игры в естественнонаучной и общественнонаучной работе с предшкольниками и младшими школьниками

Игра — это основной вид деятельности ребенка, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводит явления мира и творчески комбинирует их. Как показывает практика, в большинстве случаев обучение сборным знаниям не побуждает его выявлять, анализировать и самостоятельно определять возникающие проблемы, чтобы найти пути их решения. Другой подход предлагают возможности игры (особенно в дошкольном возрасте, когда она является ведущим видом деятельности). Психолого-педагогические исследования А.П. Усова, Ф.И. Фрадкиной подтверждают, что в хорошо организованной игре взрослых дети многому учатся, приобретают осмысленные знания и овладевают полезными навыками через практику. «Обучение с помощью игр или игровых ситуаций является эффективным средством обучения и воспитания». Поэтому в современной науке выделилось специальное направление «игровое воспитание», которое рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра — это модель поведения, возникающая непосредственно в процессе обучения. Содержание научных (естественнонаучных и обществоведческих) игр разнообразно, хотя все они должны отвечать строгим критериям отбора — познавательной значимости и соответствию теме урока. Они отражают интересы и потребности детей, их мечты и стремления.

Возникнув изначально как компонент проблемы свободного времени и досуга людей, со временем, в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества, игры постепенно стали приобретать иной смысл. В древности они были центром общественной жизни, которым придавалось большое политическое и теологическое значение: в Древней Греции игры находились под покровительством богов, например, Ф. Шиллер утверждал о божественности античных игр, которые могли служить идеалом для любого позднейшего досуга; в Древнем Китае праздничные игры открывал император, который непосредственно принимал в них участие. Поэтому выявлению характеристик игр и поиску целесообразных способов их использования посвящены многочисленные исследования (К. Гросс, Э. Клапаред, В.А. Недоспасова, С.А. Шмаков), причем последние рассматриваются в контексте труда как порождаемая и возникающая деятельность (Д.Б. Эльконин), с онтогенетической точки зрения как деятельность, предшествующая труду (В.П. Вахтеров, Г.В. Плеханов) и др. В целом, подходы к интерпретации, классификации игр, определению их смысла разнообразны: гедонистическое направление; теории психического развития в игре (К. Д. Ушинский) и воздействия на мир через нее (А. Н. Леонтьев, С. Л . Рубинштейн); моделирование (К. Левин, Ж. Пиаже), релаксация, тренинг (Г. Спенсер, Ф. Шиллер), терапевтические подходы (А. Фрейд), игра как способ развития мотивационно-потребностной сферы личности (Л.С. Выготский), умственных операций (Дж. Брунер) и др.

В современной научной литературе процесс использования игры для максимального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается, в частности, с точки зрения: роли игровой деятельности в развитии познавательной активности (Ю.К. Бабанский, В.В. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Д.Н. Узнадзе, Ж.С. Хайдаров); использование игровых технологий в дошкольных классах (Е.А. Алябьева, В.А. Комарова, Е.В. Федорова) и в обучении в начальной школе (Н.П. Аникеева, В.В. Кирюшина, Б.П. Никитина, М.Ф. Стронин, М.Г. Яновская).

Традиционно в науке принято различать два типа игр:

а) не вербальные в) вербальные, для углубления знаний о функциях, свойствах, характеристиках предметов (викторины, народные игры — «Кто летает, бегает, прыгает?»). Однако эта типология не является единичной. Дидактические игры различаются по своему содержанию, познавательной активности детей, игровым действиям, правилам, организации и характеру взаимоотношений, роли педагога (существует более 500 вариантов, не имеющих единой классификации). Так, по содержанию они делятся на словесные, сенсорные (сенсорное восприятие), природоведческие (ознакомление с природой), математические (формирование математических представлений) и т.д.По материалу — настольные, словесные, псевдопредметные, с дидактическими игрушками.

Развитие воображения как центрального новообразования возраста

На основе онтогенеза видов игры можно проследить возникновение самого важного, центрального новообразования возраста — воображения. Его развитие идет от постижения предметной среды к возникновению надситуативной внутренней позиции. Таким образом, по мере развития воображения ребенок приобретает способность все больше и больше контролировать его. Возможно, что придуманный ребенком образ будет вызывать у него тревогу. Такая ситуация характерна для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста (шесть-семь лет) уже способен найти способы «избавиться» от страхов, например, нарисовать картинку, вызывающую страх, и разорвать ее, или нарисовать другую фигурку, которая сильнее ее, или положить под кровать «волшебный меч», который защищает ночью, когда он ходит в туалет один, и так далее. Если на ранних этапах ребенок схватывает «готовое» предметное содержание, движется в игре от предмета к плану, то высшая стадия развития воображения характеризуется противоположной направленностью: план — предметная ситуация. Именно эта особенность ребенка дошкольного возраста определяет характер его воображения — утверждение себя в качестве субъекта игровой деятельности. Следовательно, для полноценного развития воображения необходима как деятельность в смысловом поле (например, игра), так и реальная практическая деятельность ребенка (в частности, детское экспериментирование), но в дошкольном возрасте онтогенез игры не заканчивается. В младшем школьном возрасте ребенок становится носителем культуры игры.

Воображение определяется в общей психологии как процесс создания новых целостных образов действительности на основе переработки содержания прошлого опыта. Воображение — это способ освоения человеком сферы возможного будущего, который придает его деятельности целенаправленный и творческий характер и является психологической основой творчества. Выготский рассматривал воображение как самостоятельный познавательный процесс. Существует научный взгляд на воображение как на часть мышления и как на универсальное свойство сознания. Все подходы подчеркивают ключевые функции воображения — создание и структурирование образа мира, преобразование объектов (в образном и смысловом плане). Благодаря воображению человек способен к предвидению (предвосхищению результатов действий). В исследованиях В.В. Давыдова подчеркиваются две особенности воображения: целое раньше части; перенос функций с одного объекта на другой, не имеющий этих функций. Структура воображения (Е. Е. Кравцова) включает: Содержание темы, прошлый опыт и надситуативная позиция. Эти компоненты показывают, в зависимости от какого из них создается новый образ в разном возрасте дошкольного детства.

Каким образом создается новый образ? Новые образы создаются на основе того, что уже было в сознании. «Старые» образы мысленно разбираются на части (анализ), а затем из этих частей строятся новые образы (синтез). Самый простой пример — агглютинация (склеивание, слияние). Всем известны сказочные персонажи, созданные таким образом: русалка (женщина-рыба), Пегас (летающий конь). Продолжите этот список своими примерами. При создании карикатур чаще используют прием акцентирования, когда одну из деталей, частей выделяют, подчеркивают, изменяют размер (увеличивают или уменьшают), делая объект непропорциональным. Обычно подчеркивается самое главное, существенное на картине: у обжоры большой живот, у вора длинные руки, у болтуна — язык.

Дошкольный возраст

Социальная ситуация развития. Отделение ребенка от взрослого в конце раннего детства создает условия для создания новой социальной ситуации развития. О чем она? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых.

Идеальная форма, с которой начинает взаимодействовать ребенок, становится миром социальных отношений, который существует в мире взрослых. Согласно Л.С. Выготскому, идеальная форма — это та часть объективной действительности (более высокая, чем тот уровень, на котором находится ребенок), с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте эта форма становится миром взрослых. По мнению Д.Б. Эльконина, весь дошкольный период вращается как бы вокруг своего центра, вокруг взрослого, его функций, его задач. Взрослый здесь в обобщенной форме выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый — это отец, врач, водитель и т.д.).

Основное противоречие возраста (задача развития). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок — член общества, он не может жить вне общества, его основная потребность — жить с окружающими его людьми, но это невозможно в современных исторических условиях: ребенок живет в опосредованной, а не непосредственной связи с миром.

Как устанавливается эта связь? Разрыв между реальной стадией развития и идеальной формой, с которой взаимодействует ребенок, велик, поэтому единственным видом деятельности, позволяющим моделировать эти отношения, вступать в них и действовать в рамках этой модели, является ролевая игра.

Ведущий вид деятельности. Ролевая игра — ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в которой операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, объекты условны. Однако игра дает такую возможность ориентации во внешнем, видимом мире, которую не может дать никакая другая деятельность. Все виды деятельности дошкольника, кроме самообслуживания, носят моделирующий характер. Д.Б. Эльконин считает, что суть любого моделирования заключается в воспроизведении объекта в другом, неприродном материале, наделении объекта такими сторонами, которые становятся предметом особого рассмотрения, особой ориентации. Именно поэтому Д.Б. Эльконин назвал игру «огромной кладовой настоящего творческого мышления человека будущего».

Что является предметом этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных социальных функций, который вступает в определенные отношения с другими людьми и применяет определенные правила в своей предметно-практической деятельности.

Как уже не раз говорилось, в процессе своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым. Сначала она использует его как инструмент. Но этот инструмент отличается от всех остальных. С ложкой можно попытаться что-то сделать (бросить, стукнуть и т.д.), а со взрослым нельзя ничего пробовать. Если вы сделали что-то плохо, это означает, что это уже произошло и не может быть исправлено. В ситуации человеческих отношений необходимо внутренне пережить не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий возникает именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Это мнение Д.Б. Эльконина.

Как это может произойти? Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально познает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности через ее воспроизведение, моделирование.

Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра — это не универсальная форма жизни всех детей, а историческое образование. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может непосредственно участвовать в системе социальной работы, когда есть «пустой» период времени, чтобы подождать, пока ребенок вырастет. У ребенка есть тенденция активно входить в эту жизнь. На основе этой тенденции создается игра. Согласно D. Б. Эльконин, ребенок перенимает формы игры от форм пластического искусства, свойственных его обществу. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  2. Теоретические основы дошкольного образования
  3. Становление и развитие идеи свободного воспитания в западной Европе
  4. Методология и методы психолого-педагогических исследований
  5. Модульное обучение в ВУЗе
  6. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
  7. Условия успешного воспитания ребенка в семье
  8. Система воспитания в школе С. Френе
  9. Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся
  10. Методика в педагогике, определение