Для связи в whatsapp +905441085890

Творчество и интуиция. Объяснение и понимание — Основные идеи и мысли Марио Бунге

Если начать говорить о самой проблеме интуиции, то это одна из тех немногих проблем, которой придавалось большое значение, поскольку ее понимание, природа и постижение ее идеи беспокоили многих ученых, историков и философов с древнейших времен.

Так, первые черты философской проблематики в вопросе философии принадлежат знаменитым древнегреческим философам Платону и Аристотелю. Они придерживались мнения, что интуиция сама по себе не относится к сенсорному познанию, а скорее является формой абстрактного мышления. Проблема интуиции была отнесена к гносеологическим проблемам.

Проблема интуиции вызвала большой интерес в философии нового времени. Фрэнсис Бэкон был одним из немногих, кто посвятил свое время и внимание проблеме познания интуиции. Целью его эпистемологии было «сделать разум адекватным материальным вещам с помощью науки, найти особое искусство показывать и направлять». Бэкон утверждал, что «органы чувств непогрешимы и являются источником всех знаний». Наука является экспериментальной наукой и заключается в применении рационального метода к чувственным данным.» Его взгляд, его понимание той или иной проблемы прочно основывалось на трех составляющих: Память, воображение и разум. Все это в какой-то степени несло в себе идею сенсорной интуиции, но Бэкон все равно отказывался и скептически относился как к сенсорной, так и к интеллектуальной интуиции в целом.

Эпоха рационализма также принесла некоторые плоды в этом вопросе. Декарт, Гоббс, Спиноза и многие другие видели отражение в своем понимании мыслей обо всем этом. Декарт, великий математик своего времени, выдвинул собственную теорию познания. По его мнению, следует исходить из некоторых основных истин, которые интуитивно ясны, то есть основаны на интеллектуальной интуиции. Декарт рассматривал эту интуицию как ясное, полное, определенное знание, которое не подлежит сомнению. Эта точка зрения Декарта, в свою очередь, подкреплялась тем, что интуитивное восприятие реальности также должно быть подкреплено дедуктивными методами. Это было необходимо, поскольку вывод, сделанный на основе интуитивного знания, не всегда казался ясным и объясняющим. Этого можно достичь, но только при точном осознании каждого шага, т.е. не без помощи дедукции. Попытавшись сделать неизвестное известным, Декарт задался целью понять процесс логической дедукции философских концепций, основанный в первую очередь на интеллектуальной интуиции. Французский философ впервые попытался поставить под сомнение почти все знания, доступные человечеству, пытаясь найти и увидеть ясную, истинную концепцию, которая, в свою очередь, не была бы ложной. Он писал: «Нет ни Бога, ни неба, ни земли, ни тела у нас самих. Однако мы не можем считать, что нас не существует, сомневаясь в истинности всего сущего. Столь же абсурдно предположить, что то, что мыслит, не существует, пока оно мыслит. Несмотря на самые крайние допущения, мы не можем поверить, что вывод «я мыслю, следовательно, я существую» истинен, и что он, следовательно, является первым и самым истинным из всех выводов». Все это отражает реальность самого познающего субъекта, а то, что для него первично, есть не что иное, как интеллектуальная интуиция, выраженная в понимании содержания познаваемого объекта.

Творчество и интуиция. Объяснение и понимание -  Основные идеи и мысли Марио Бунге

Основные идеи и мысли Марио Бунге

В том же VII веке другой философ, известный своими значительными идеями о пантеизме, детерминизме и религиозном свободомыслии, высказал иной взгляд на видение проблемы интуиции и в принципе ее существования. Барух Спиноза говорил о трех видах знания: чувство, разум и интуиция. Он был одним из немногих, кто выделил третий вид знания, который он позже назвал интуитивным знанием. Спиноза говорил, что мы понимаем многие вещи, хотя и искаженно и не совсем точно руководствуясь нашими органами чувств, мы подкрепляем это знание другим, более адекватным восприятием вещей и реальности, руководствуясь разумом. Но все это не могло бы существовать без третьего компонента — интуиции. На это он написал, что «этот вид знания ведет от адекватного представления о формальном бытии любых атрибутов Бога к адекватному знанию о бытии вещей».

Марио Бунге, исследуя роль интуиции в жизни человека, приходит к выводу, что интуиция в познании исходит прежде всего из научного поиска, который понимает ее как сложный динамический процесс. Он пишет: «Во всей научной работе, от выбора и формулировки проблем до проверки решений, от концепции направляющих гипотез до их дедуктивной обработки, мы находим чувственное восприятие вещей, явлений или знаков, их живописное или визуальное представление. формирование абстрактных понятий в различной степени, сравнение, ведущее к апологии, и индуктивное обобщение бок о бок с поспешными догадками, дедукция как формальная, так и неформальная, приблизительный и детальный анализ, и, вероятно, многие другие способы формирования, комбинирования и отбрасывания идей. » Таким образом, Бунге удается полностью раскрыть роль интуиции в самой науке и заставить нас задуматься над новыми проблемами этой области как на уровне философии, так и на уровне психологии в частности.

Основные идеи и мысли Марио Бунге о роли интуиции в жизни человека, о подчинении интуиции логике несколько отличаются от трактовки этих проблем другими авторами. Его понимание интуиции направлено против идеалистических интерпретаций роли интуиции. Согласно Бунге, интуитивно сформулированная гипотеза обязательно должна быть проверена и разобрана. Интуиция может сообщить человеку только часть целого, по поводу которого возникает мыслительный процесс. Это может дать человеку уверенность в одной теории или решении и полностью отвергнуть варианты другой, и наоборот. Но следует также помнить, что подозрение — это еще не доказательство.

Говоря о роли интуиции, в частности, в процессе творческого воображения, Бунге замечает, что «логика сама по себе не способна привести кого-то к новым идеям, так же как грамматика сама по себе не способна вдохновить кого-то на написание поэмы или теория гармонии — на написание симфонии».

До сих пор интуиция во многих случаях использовалась как средство различения определенных философских систем идеалистической веры, причем содержание самой интуиции в каждом конкретном случае имело разное значение. Множественность терминов связана не только с неспокойным изучением самого предмета, но и в какой-то мере с тем, что «сам предмет долгое время был топтанием шарлатанов». Только те ученые, чье любопытство было выше заботы о сохранении своей репутации, отважились бы войти в этот заповедник».

Интуиция

Список определений интуиции огромен. Одной из причин этой путаницы является характеристика эпистемологических корней идеализма. Таким образом, идеализм — это абсолют, а долгое время он был лишь интуицией. Но постепенно, после нелегкой борьбы с идеализмом, диалектический материализм утвердился и окреп, дав нам иной взгляд на интуицию — уже как на форму процесса познания. Эта форма означает внезапность и непосредственность, бессознательность и особенность. Все эти термины, характеризующие данную форму интуиции, не дают нам полного понимания природы интуиции, но они, несомненно, одинаково важны.

Говоря об особенностях, присущих только интуиции, нельзя не сказать о взгляде на интуицию как на способность и возможность формирования визуальных представлений об объектах, которые не воспринимаются только путем наблюдения. Здесь интуиция рассматривается через определенные этапы логического мышления, после чего формируется иллюзия искомого вывода. Как пишет один из советских философов П.В. Копнин, «интуиция — это форма человеческого познания, выражающаяся в специфическом сочетании чувственных и рациональных моментов».

Существует также ряд трудностей, связанных с изучением интуиции. В первую очередь, они обычно связаны с тем, что другие формы человеческого познания неизвестны. Мы будем называть такие формы, как ощущение, восприятие, воображение, сенсорным познанием. К рациональным мы относим сравнение, синтез, абстракцию и некоторые другие.

Интуиция сама по себе не является автономным видом познания. Оно происходит бессознательно и воспроизводится во взаимосвязи с другими формами познания, упомянутыми выше. Интуиция основана на бессознательном осмыслении действительности, но она также не является бессознательным процессом. Проще говоря, главное и даже единственное отличие от других форм познания заключается в том, что интуиция всегда является бессознательным процессом в человеческом мышлении, хотя и имеет тенденцию к осознанию. Проблема с интуицией двояка. Как однажды сказал Нильс Бор: «Есть тривиальные истины и великие истины. Противоположностью банальной правды является неправда. Противоположность великой истине также верна. Эти слова относятся к человеческой интуиции. Интуиция одновременно прекрасна и опасна. Она играет важную роль в принятии человеком решений. Она может предстать перед нами в познании и как процесс, и как результат. Анализ интуиции как процесса определяется как анализ ее различных форм в познавательной деятельности человека. В результате интуиция обретает форму «интуитивного знания». Чтобы продолжить анализ вышесказанного, обратимся к классификации форм интуиции.

Я считаю необходимым обратиться к классификации форм интуиции Марио Бунге. Этот ученый-философ дает довольно противоречивую классификацию форм интуиции, но она не сложна для нашего восприятия и понимания. Бунге писал в то время: «Если мы не знаем точно, какой из перечисленных механизмов сыграл роль, если мы не помним предпосылок или четко не представляем последовательность логических процессов рассуждений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все было делом интуиции. Интуиция — это коллекция хлама, в которой мы накапливаем все интеллектуальные механизмы, которые мы не знаем, как проанализировать или даже точно назвать, или которые мы не заинтересованы анализировать или называть». Он считает, что термин интуиция определяется как быстрое восприятие и воображение, а также делит интуицию на интеллектуальную и чувственную.

Ощущение

Прежде всего, необходимо понять, что когнитивная деятельность непосредственно вовлечена в процесс практического использования и преобразования социальных институтов или материальных объектов, то есть конкретных событий, происходящих в окружающем нас мире. Первым этапом познания является сама познавательная деятельность. Мы можем вспомнить разделение физического и умственного труда и последующее выделение последнего в особый вид деятельности — как поздний этап истории, который окончательно завершается развитием познавательного опыта человека в связи с практической деятельностью. Важно также отметить, что познавательная деятельность первична именно потому, что с ней и в ее начале происходит контакт человека с материальными объектами. Она является исходной основой других форм познавательной деятельности, без которой они не могут существовать.

Таким образом, для того чтобы человек мог познавать природные явления, процессы и вещи, созданные человеческим трудом, необходима другая форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она тесно связана с функционированием всего человеческого тела, органов чувств, мозга, нервной системы, а значит, есть ощущение, восприятие, воображение. Функционирование органов чувств играет важную роль в процессе познания, без него оно невозможно. Пока работа мозга и органов чувств осуществляется качественно, мы можем не замечать их роли. Но со временем все становится бесполезным, или, что еще хуже, дефектным от рождения (речь идет о врожденных повреждениях органов чувств). Но все это является доказательством великой силы человека, его способности компенсировать физическое несовершенство своего организма. Люди, лишенные от рождения одной или даже нескольких способностей, таких как зрение и/или слух, вполне могут позволить себе развитие рационального мышления, способность выражать или воспроизводить свои мысли изобразительно.

Итак, как уже говорилось выше, когнитивные способности человека в первую очередь связаны с некоторыми органами чувств. Некоторые из них могут быть несовершенны, но без их помощи мы не сможем понять мир таким, какой он есть. Существует три формы восприятия чувств. Эти понятия знакомы каждому из нас: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение — это некий идеальный образ объекта, отражающий воздействие объекта через призму человеческого сознания. Когда мы чувствуем боль, будь то ожог, мы воспринимаем объект, стимул, в нашем сознании, но в действительности все не так просто. Мы чувствуем боль от ожога, потому что на кожу было оказано воздействие, будь то огонь или раскаленный предмет. Но в самом пламени, светящемся объекте, боли, конечно, нет. Боль — это особая реакция нашего тела. Боль — это физическое или эмоциональное страдание, неприятное ощущение, за которым следует особое состояние психики человека. Очень важно, что само ощущение отражает объективную связь субъекта с процессами, с которыми он взаимодействует. Ощущение является предпосылкой всей объективной системы отношений, в которой находится человек. Все мы знаем, что форма, качество, интенсивность зрительных или слуховых ощущений зависит от того, где находится сам объект, как и каким образом он направлен на субъект и так далее.

Восприятие — это целостный образ

Подводя итог, можно сказать, что ощущение — это первая, самая первая форма образного отражения предмета. Специфическое свойство человеческого сенсорного восприятия связано с тем, что некоторые конкретные ощущения, содержащиеся в компонентах сенсорного отражения, не существуют отдельно: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Тетрадь лежит на столе, мы видим ее целиком, хотя другое особое чувство показывает нам только часть обложки, когда она закрыта, когда открыта, то две страницы.Сенсорная деятельность человека уже на начальном этапе развития человеческого общества приводит к возникновению формы целостного восприятия объекта, к закреплению и сохранению особой «способности» образа — «представлять», «давать» объективный предмет как нечто целое. Хотя мы воспринимаем пространственную форму, цвет, звук, запах с помощью различных органов чувств, в то же время существует способность чувства синтезировать ощущения, преобразовывать их в восприятие, которое обладает особым качеством: именно благодаря ей объект представляется сознанию только в своей целостно-объективной форме, то есть в виде независимой от сознания объективной целостности.

Восприятие — это целостный образ реального объекта, который мы воспринимаем через наблюдение. Достаточно, если, поразмыслив, мы поймем, что восприятие не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие возникает и существует как форма такого мощного синтеза различных проявлений объекта, который очень тесно связан с другими процессами познавательной и практической деятельности, образующими начало нашего наблюдения. В этом контексте процесс восприятия — это живой и в некотором роде творческий процесс.

В повседневной лексике слово «чувство» имеет еще одно определение: оно обозначает такие важные для человека эмоции, как меланхолия, счастье, страх, изумление, спокойствие, ужас, волнение, зависть. Эмоции, то есть чувства, — это особая сложная и глубокая форма человеческой чувственности. Они разнообразны как по своей природе, так и по форме их выражения и представления. Поэтому мы вправе утверждать, что эмоции всегда бивалентны, и что каждый человек, без исключения, отличается от другого своей индивидуальностью эмоций. Все это является следствием того, что эмоции очень тесно связаны с эмоциональностью отдельного человека, с чрезвычайной разреженностью его психической организации, с качественными характеристиками каждой человеческой натуры.

Итак, подводя итог, можно утверждать, что гносеология отводит объективное определение эмоций и чувств человеку, и это немаловажно, в конкретных обстоятельствах играют важную роль, таких как, текущие, вошедшие в историю, социальные и групповые факторы и некоторые другие обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Эпистемология также имеет дело с субъективными моментами эмоций. Эмоции имеют возможность быть представленными в образе непосредственных, живых и полусознательных гелиотаксисов индивида. Они имеют возможность превратиться в какие-то сложные эмоциональные образования, перспективные, сформированные с помощью всего наследия человеческой культуры, т.е. только в виде настоящих человеческих чувств. Эмоции — это живое, конкретное выражение отношения человека к тому или иному процессу. Это всегда видимая или неявная форма оценки, связанная с использованием таких определений, как «добро», «зло», «истинный» или «неистинный», «прекрасный», «ужасный» и так далее.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
  2. Россия как цивилизация
  3. Этика Иммануила Канта
  4. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры
  5. Экономическая мысль Древнего Востока
  6. Философия нового времени и эпохи просвещения
  7. Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности
  8. Пифагор самосский, древнегреческий философ
  9. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  10. Философский взгляд на экономические и политические революции