Для связи в whatsapp +905441085890

Творчество как основа философии Фридриха Ницше — понимание творчества в античности

Проблема творчества — одна из самых старых, традиционных проблем философии. Это одна из так называемых «вечных» проблем. Возможно, причина в том, что вопрос о творчестве возник одновременно с моментом появления самой философии, когда человек впервые проявил интерес к бытию, к вопросу о происхождении мира, к самому себе. Но отсюда вытекает главная беда понимания творчества: первые философы, задававшие первые онтологические вопросы, даже косвенно не касались проблемы творчества. Это, так сказать, бич творчества, и поэтому неудивительно, что в последующей истории философской мысли многие ее выдающиеся представители пытались понять природу творческого процесса. Впоследствии мыслители, которые занимались этим вопросом более или менее глубоко и подробно, каждый из них дал свой собственный ответ на вопрос о смысле творчества.

Творчество можно рассматривать как одну из основных характеристик человека. Способность создавать что-то появляется у человека с детства и входит в показатели роста и развития ребенка, так как именно творческая деятельность активизирует личность. Более того, творческий процесс сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и здесь мы имеем в виду как конкретного человека, так и личность в целом. Творчество — это сфера, в которую погружен каждый человек. Когда мы только появляемся, воздух начинает окружать нас повсюду, мы появляемся в мире как бы в определенном пространстве и остаемся в нем до тех пор, пока не остановится наше сердце. Таким же образом мы можем посмотреть на творчество, потому что оно является необходимым условием человеческого существования и представляет собой другой мир, в который мы можем погрузиться. Но в данном случае речь идет о нашей собственной свободной воле. В любом случае, творчество, понимаемое как процесс создания чего-то нового, делает человека таким существом, которое, будучи ориентированным на будущее, изменяет свое настоящее.

Творчество изучается многими науками, соответственно, существует множество творческих типов, но нас интересует философский аспект понимания творчества. Поскольку философия никогда не сосредотачивается на одной-двух концепциях и никогда не называет одну идею ведущей, а в любом случае обращает свой взор к другим наукам, наш узкий круг творчества сразу же расширяется до невообразимых размеров.

Однако исследование должно было с чего-то начинаться, и поэтому мы решили рассмотреть философские смыслы творчества с колыбели западноевропейской философии — эпохи античности. Понятно, что в рамках данной работы невозможно охватить все существующие философские трактовки творчества, поэтому мы уделили внимание лишь некоторым представителям той или иной философской эпохи.

Однако тщательный анализ философских систем рассматриваемых мыслителей показывает, что концепция творчества редко находится в центре внимания и, по большей части, является либо маргинальной, либо не рассматривается вовсе. Автор настоящего исследования считает, что более глубокое понимание творчества, его сущности и значения для мира дал немецкий философ, которому посвящено настоящее исследование. Фридрих Ницше, о котором пойдет речь в данной статье, не только дал миру законченную и гармоничную концепцию творчества, но и умело соединил ее с другими своими философскими мыслями, так что впоследствии стало трудно обозначить границы перехода между его идеями. Тем не менее, детальное изучение библиографии, непосредственно посвященной философии Фридриха Ницше, свидетельствует о том, что исследователи не занимаются подробно трактовкой творчества Ницше и уделяют гораздо больше внимания другим его идеям. В этом контексте актуальность темы кажется нам очевидной.

Степень развития проблемы. В какой-то степени компенсировать недостаток аналитических работ по интерпретации творчества Ницше можно, обратившись к текстам, написанным по таким идеям философа, как вечное возвращение, дионисийское начало, по концепции сверхчеловека. Именно с этими идеями, по мнению автора исследования, наиболее тесно связана ницшеанская концепция творчества.

Творчество как основа философии Фридриха Ницше

Понимание творчества в античности

Древний мир действительно был великой эпохой, поскольку его вклад в развитие всего последующего мира огромен. Древняя Греция — колыбель современного мира. Культура, наука, этика — все, включая философию в ее современном виде, уходит своими корнями в великую эпоху античности. Если мы находимся в первой половине двадцать первого века и оглянемся в прошлое, то увидим, что ни одна человеческая жизнь не проходит без творчества. Сфера применения этого понятия охватывает многие области человеческой деятельности. Здесь может показаться оправданным возражение, что представители технических профессий и люди, которые не имеют дела с искусством в своей повседневной жизни, не задумываются о творчестве. Но что каждый из нас понимает под словом «творчество»?

В «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова читаем: «Творчество — процесс человеческой деятельности, качественно создающий новые материальные и духовные ценности. Творчество — это способность человека (на основе знания законов объективного мира) создавать из предоставленного действительностью материала новую реальность, удовлетворяющую различные общественные потребности». То есть в этом определении автор подчеркивает принципиальную новизну творческого процесса, которая выражается в создании новой культурной реальности. Этот факт новизны творческой деятельности отмечают и другие исследователи. Так, В.Ф. Берков в «Новейшем философском словаре» говорит, что творчество — это «конструктивная деятельность по созданию чего-то нового», П.П. Гайденко называет творчеством «деятельность по созданию чего-то качественно нового, ранее не существовавшего».

Таким образом, философов вполне устраивает определение творчества как порождения чего-то нового. Так что же здесь интересного? Здесь возникает вопрос, на который мало кто может дать спасительный ответ: какого рода новизна? Что должно быть новым?

Обычно под «новым» понимается все, что дает нам искусство — то есть материальные ценности или духовные, которые неизбежно становятся материальными (большие идеи, сопровождающие книгу). Таким образом, определение творчества как процесса, который в конечном итоге приводит к созданию картины или симфонии, доминирует в умах.

Если мы обратимся к философии Ницше, которая привлекла нас своей удивительной смесью рационального и иррационального начал, своей уникальностью и свежестью идей, то обнаружим, что он выделяет несколько видов творчества. Поэтому нас интересовал смысл самого творчества, а поскольку немецкий философ в своей философии творчества обращался к античным источникам, мы сочли необходимым рассмотреть понятие творчества в античную эпоху. Прежде чем начать наш анализ, можно сказать, что неразумно думать, что Ницше черпал свои идеи только из античности, поэтому представляется разумным рассмотреть, как менялось понятие творчества в другие философские периоды, предшествовавшие немецкому мыслителю.

Но что было источником самой античности? А источником был миф. Если можно так сказать, то сам миф был разновидностью оригинала.

Для нас, изучающих понятие творчества, первым звоночком является то, что сам миф, а именно его порождение, можно считать творчеством. Отсюда и трактовка творчества, особенно в онтологическом смысле. В первых строках превосходной работы Куна «Мифы и легенды Древней Греции» мы читаем: «В начале был только вечный, безграничный, темный хаос. В нем находился источник жизни всего мира. Все вышло из безграничного хаоса, весь мир и бессмертные боги». То есть сам миф начался с вопроса о бытии, а это значит, что творчество началось тогда, когда человек попытался ответить на вопрос «Откуда все берется?» и сделал себя творцом мифа.

Однако конкретного анализа понятия «творчество» на этапе зарождения философии не проводилось. Создатели искусства вообще понимали творчество даже не в привычном для нас смысле (например, как художественное творчество), а ставили творчество как вид искусства наравне с обычными человеческими действиями: то есть написание картины не лучше и не хуже садоводства.

Платон — понимание творчества и психологии

Платон строит свое понимание творчества на основе уже разработанных им концепций. В частности, он связывает творчество с концепцией Единого. Кроме того, философ рассматривает Единое как Абсолют Абсолютов, как высший принцип творения. Единое одновременно создает и сопротивляется своей собственной структуре и структуре другого. Как мы помним, Единое у Платона является сверхсущественным, трансцендентным и лежит за границами бытия и небытия. А Единый — это первоисточник творения.

Таким образом, Платон приходит к предельному обобщению понимания творчества. Утверждение творчества как необходимого условия существования Единого, то есть его имманентного атрибута, неизбежно приводит к идее изначального бытия первоначального творческого акта, импульса. При этом все реальные субъекты и субстраты творчества вторичны по отношению к нему и становятся продуктами его позднейшей эманации. Заметим попутно, что поздние неоплатоники (Плотин, Порфирий, Иаков, Прокл) активно подхватят и разовьют эту идею Платона, представив всю Вселенную как результат эманации Единого и восхождения человеческой души — двух композиций творчества, устремляющихся друг к другу.

Утверждение, что творчество не имеет исходной предпосылки, подталкивает Платона к вопросу о смысле творчества. Здесь идея творения и эволюции расходятся в разные стороны. Исходя из учения Платона, ни в коем случае нельзя сказать, что философ рассматривал такие механизмы, как выживание и адаптация, как механизмы развития.

Смысл необходим для того, чтобы «запустить» процесс творчества. Это стержень, который впоследствии определит его творческое направление. Необходимость смысла в творчестве затрагивает все его виды: от создания Вселенной до выпечки хлеба. Именно наличие смысла позволяет результату стать наиболее эффективным. Учитывая такое положение дел, возникает очевидный вопрос: разве сам Платон не выделял смысл как необходимое условие для творчества? Философ не дает нам прямого ответа, но несомненным фактом является то, что он выделил смысл как необходимый атрибут творчества. (Смысл есть всегда, даже если нам кажется, что смысла нет вообще, как сказал бы, наверное, сам Платон).

Кроме того, следует помнить, что Платон говорил о конкретном смысле, а именно о благе. Категория «благо» несет не столько аксеологический, сколько метафизический заряд, поскольку является одновременно причиной и целью творчества. Понятие деятельности и созидания является полностью целенаправленным, указывающим на необходимость результата. С этой точки зрения, человек может быть настоящим творцом (при определенных условиях, конечно: если его намерения и цели благие, а также мотивы и средства для их достижения). Что касается смысла создания Вселенной, то он заключается в ее совершенстве.

Характер человеческой деятельности у Платона не однозначен: поскольку смысл заключается в самой деятельности, она может быть как принята, так и отвергнута, в зависимости от ее специфики и условий, в которых она протекает. От этого «внутреннего чувства» философ приходит к понятию творческой свободы и говорит о свободном выборе вариантов действия, как творческого, практического, так и мыслительного. Человек свободен выбирать свой путь, следовать своему началу, в своих стремлениях. Конечно, правильный выбор играет решающую роль, но он не должен быть обусловлен извне.

Согласно Платону, каждый человек обладает творческим потенциалом, «…все люди беременны и физически, и духовно», а рождение «детей» — это творчество. Для Платона любовь — это источник рождения нового, это «стремление к рождению и рождение в прекрасном». На этой основе Платон создает первую классификацию видов творчества: физическое, художественное, техническое, научное, социальное и политическое. Все эти типы объединяет то, что плодовитость каждого из них определяется рождением красавицы. Интересно, что, согласно Платону, на вершине этой иерархии творчества находится творчество государственных деятелей.

Кроме того, философ представляет этапы самосовершенствования человека, которые Платон считает эротическим восхождением по уровням творчества: любовь к прекрасному телу, красота души, наука и, как высшая ступень, овладение чистой идеей красоты.

Творчество как восприятие истины и путь к Богу в Средние века

В Средние века уже конкретно рассматривается природа творчества и выделяются две основные разновидности творчества: человеческое и, что наиболее фундаментально, божественное. На наш взгляд, божественное творчество наиболее полно раскрыто философами: Бог предстает как единственный и всемогущий творец мира, как создатель человека, наделяющий его всеми необходимыми силами и способностями. В этом отношении творчество — это процесс разворачивания бытия из небытия в результате волевого акта Бога. С другой стороны, человеческое творчество можно рассматривать двумя способами: во-первых, не упуская из виду связь между человеком и Богом, и, во-вторых, рассматривая человека непосредственно как независимого творца. Несмотря на два взгляда на человеческую природу творчества, следует помнить, что все они имеют один и тот же источник — Бога.

Если мы рассмотрим человеческую природу творчества в первом смысле, который мы подчеркнули выше, то обнаружим, что не случайно в Средние века вопрос о творчестве ставится в контексте истории. С этой точки зрения история рассматривается как сфера, в которой человек, как высшее существо, осуществляет замысел Бога на земле. Через человека Бог творит; он является посредником между Творцом и миром. Но Бог находится в человеке, поэтому человек как Творец является уменьшенным образом Бога. По образу и подобию, как мы помним.

С другой стороны, человек, наделенный Богом свободой действий, свободой выбора, сам становится творцом. Неудивительно, что в Средние века личное действие, наравне с творческим актом, приобрело огромное значение. Именно индивидуальная форма решения, собственный выбор, становится значимой и закладывает прочный фундамент для последующего понимания творчества как создания чего-то принципиально нового.

Таким образом, признавая божественное творчество, берущее начало в первоначальном акте создания мира, средневековое понимание творчества относилось и к человеку. Учитывая, что свобода выбора — это великий дар Бога человеку, принятие человеком решений приравнивается к творческому акту. Сам человек, который своими действиями создает историческое событие, используя свой дар, тем самым выполняет свое предназначение на земле. Таким образом, мы видим онтологический смысл творчества: божество создает «город небесный» и «город земной», в первую неделю творения мира, человек, с одной стороны, продолжает дело Бога, с другой стороны, наделенный свободой, создает нечто новое и выбирает свой собственный путь. Художественное и научное творчество выступало в Средние века как второстепенное дело.

В любом виде творчества человек был постоянно обращен к Богу и ограничен Им, поэтому в искусстве Средневековья существовала тенденция не подписывать свои произведения. Если произведение искусства получало церковное одобрение, то предполагалось, что автор был вдохновлен самим Богом, который нашептал ему текст на ухо, если нет — сатанинские уловки очевидны. В последнем случае, конечно, необходимость в авторстве отпала. Поэтому творческий пафос, характерный для Ренессанса, в котором творчество воспринималось как лестница, по которой человек не только достигает небес, но и вырастает за их пределы, был чужд Средневековью, и все попытки возвеличить творческого человека подвергались критике.

Если рассматривать творчество с гносеологической точки зрения, то его можно назвать способом понимания истины, который возникает в процессе откровения. Согласно представлениям средневековья, истина, данная человеку Богом, содержалась в Священном Писании. Человек родился с этой истиной, но он должен овладеть ею. Допустим, у человека есть ингредиенты, из которых он должен приготовить самое прекрасное блюдо — истину. Процесс постижения, который возможен только через откровение, — это творчество.

Более того, можно сказать, что творчество в гносеологическом аспекте — это сам процесс понимания священных текстов. Следует обратить внимание на то, что в Средние века такое понимание не было эквивалентно простому чтению. Поэтому интерпретация приобрела большое значение, и по той же причине творчество можно интерпретировать подобным образом.

Культ творчества в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения относится к четырнадцатому и шестнадцатому векам. Сам термин «Ренессанс» как бы подчеркивает задачу эпохи — возродить старые (а именно античные) идеи и вдохнуть в них новую жизнь. Но в этом смысле термин можно использовать лишь очень условно, потому что Ренессанс все еще означал создание нового, а не прохождение старых идеалов, их восстановление. Невозможно вернуться в прошлую эпоху или пережить прошлый день, но прошлое оставляет следы в настоящем, поскольку каждый настоящий момент является результатом предыдущего.

Средние века стали той почвой, на которой проросло Возрождение. Хотя новая эпоха противостоит Средневековью, она возникла в результате его развития и поэтому несет в себе некоторые его черты.

Важнейшей характерной чертой Ренессанса, разделяемой большинством исследователей, является антропоцентризм. Если античные философы сосредоточились на космосе, природе, а в Средние века — на Боге и путях спасения, то Ренессанс сосредоточился на человеке. А вместе с ним и все, что с ним связано: мирская жизнь, деятельность во всех ее проявлениях (по совершенствованию себя и природы), пути к счастью и, конечно, творчество.

Ренессанс понимает творчество прежде всего в контексте искусства, как художественность. Искусство направлено внутрь, на созерцание сущности объекта, поэтому творчество — это тоже созерцание. В эпоху Возрождения преобладают отношения между субъектом и объектом, отношения между творцом, гением, как носителем творчества, и созданным объектом, который понимается как ребенок, с любовью вскормленный творцом. Поэтому можно говорить о священном характере творчества: Человек, создающий новый мир и вписывающий себя в него, сравнивается с Богом.

В древние времена человек был естественным существом — у него был только выбор следовать природе или отклониться от нее. В любом случае, он не чувствовал, что является правителем мира. В Средние века встает вопрос о месте человека в мире, о его судьбе, но в эпоху Возрождения этот вопрос вообще не возникает, поскольку превосходное положение человека в мире воспринимается как само собой разумеющееся. То есть, человек уже не просто природное существо, он творец самого себя, он должен быть им в силу своей свободы, данной ему Богом. Это отличает его, во-первых, от других живых существ; во-вторых, этот дар является причиной его возвышения. Впоследствии этот библейский мотив изменился: в эпоху Возрождения убеждение в греховности и испорченности человеческой природы, характерное для Средневековья, теряет свою силу, и в результате человек больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. А поскольку человек убежден, что он является единственным и неповторимым творцом своей жизни и судьбы, он, соответственно, видит себя властелином природы. Поэтому фигуру Творца можно считать одним из символов эпохи Возрождения.

Можно сказать, что Ренессанс стал вызовом Средневековью. Человек предстает не униженным, а со-творцом, соработником Бога. Человеческая плоть реабилитирована: Это больше не «тюрьма души», не злое начало, искушающее к греху. Физическая жизнь столь же ценна в эпоху Возрождения, как и духовная, отсюда еще один культ эпохи — красота.

Для нас эпоха Возрождения представляет большой интерес, потому что именно она впервые провозгласила культ творчества, и тогда возникает интерес к самому акту творчества, а не только к конечному результату.

Как уже говорилось ранее, такой силы и власти над собой и всем миром, которую человек получил в эпоху Возрождения, он никогда не ощущал прежде. Вера в глобальные возможности, в возможность достижения желаний, радости и счастья не когда-то и где-то, и уж точно не в каком-то абстрактном раю, а здесь и сейчас.

Уже в эпоху Возрождения понимание деятельности стало восприниматься иначе, чем в более ранние эпохи. Так, у древних греков созерцание считалось выше деятельности, за исключением государственной деятельности, как у Платона и Аристотеля. Это объяснялось тем, что именно созерцание, по мнению греков, могло соединить человека с вечным, с сущностью природы, тогда как деятельность могла лишь погрузить его в мир становления.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сенситивные периоды развития
  2. Теория структурного баланса Хайдера
  3. Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа
  4. Психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления
  5. Психология возрастного развития личности
  6. Восприятие движения и времени
  7. Детская нейропсихология
  8. Психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с зпр
  9. Особенности становления образа «я» у старших дошкольников — Понятие, структура и функции Я-концепции
  10. Эксперименты в когнитивной психологии